Контраст живого и мёртвого в поэме Н. В. Гоголя « Мёртвые души »

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок - семинар Учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО 1828 « Сабурово » г. Москвы Данченко Е. В.
Advertisements

Образы помещиков и крестьян в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» Учебный проект по литературе Автор Чистякова Н.Н.
Чиновничество в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» Подготовила ученица 9 «Б» класса МОУ «Первомайская сош» Тамбовской области Воробьёва Екатерина Учитель.
Образы крестьян и помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» Проект для учащихся 9 класса.
МБОУ «Кировская гимназия имени Героя Советского Союза С. Баймагамбетова» «Дело моё – душа человеческая». (Н.В.Гоголь о «живых» и «мёртвых» душах в поэме.
«Господин средней руки, не красавец, но и недурной наружности, не слишком толст, ни слишком тонок. Коллежский советник помещик, по своим Надобностям.»
Раздаточный материал к уроку «Дело моё – душа человеческая». (Н.В.Гоголь о «живых» и «мёртвых» душах в поэме «Мертвые души»). МБОУ «Кировская гимназия.
Выполнила ученица 9Акласса Ким Анастасия. Гоголь давно мечтал написать произведение, в «котором бы явилась вся Русь». Это должно было быть грандиозное.
Хотите стать бизнес- меном? Загляните в книжный шкаф. Яркий пример литературного бизнесмена- Чичиков из «Мертвых душ» Гоголя.
Автор: учитель русского языка МБОУ "Кировская гимназия" Солопова Г.В. МБОУ «Кировская гимназия имени Героя Советского Союза С. Баймагамбетова» «ЖИВЫЕ»
Художественные особенности поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»
Чиновничество в поэме «Мёртвые души» Автор:Ланцова Людмила Витальевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 19 г.Вышний Волочёк.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ Н.В.Гоголь Поэма «Мёртвые души». Как объяснить смысл заглавия поэмы «Мёртвые души»: А)обозначение умершего крестьянина Б) обозначение «омертвления»
Семинар «Великий омут ежедневно вращающихся образов» (Изображение поместного дворянства в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»)
Материал к ролевой игре «Конец похождениям Чичикова » «Живая» душа Чичиков или «мёртвая»? (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души») Учитель МБОУ СОЩ 89 г.
«Мёртвые ду́ши» произведение писателя Николая Васильевича Гоголя, жанр которого сам автор обозначил как поэма. Изначально задумано как трёхтомное произведение.
МКОУ Новлянская основная общеобразовательная школа Учитель Лебедева Евгения Игоревна.
Презентация к уроку по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия 121 г. Уфы РБ Данкова Елена Фаритовна.
Автор: Илькив Е.Ю.. Цель исследования : Проследить формирование подлеца- приобретателя в России начала 19 века. Цель исследования :
Итоговый урок по "Мертвым душам" в форме игры
Транксрипт:

Контраст живого и мёртвого в поэме Н. В. Гоголя « Мёртвые души »

Цель исследования: рассмотреть, как в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» противопоставлены два мира – мир «мертвых душ» и «живых душ». Задачи: познакомиться с замыслом поэмы и выяснить смысл её названия ; проанализировать «мертвый мир» в поэме; проанализировать «живой мир» в поэме; сделать выводы об их противопоставлении. Н. В. Гоголь принадлежит к числу величайших деятелей классической русской литературы, оказавшей огромное влияние на развитие пе- редовой культуры всего человечества. В XIX веке Чернышевский писал о Гоголе : « Давно уже не было в мире писателя, который был так важен, для своего народа, как Гоголь для России». И в наше время произведения замечательного писателя звучат по- прежнему актуально.

Смысл названия поэмы Исторический С начала 18 века в России регулярно проводилась пе- репись крестьян для взимания налога с их владельцев (поме- щиков). Ревизские списки со- ставлялись раз в несколько лет, и умершие за это вре- мя крестьяне продолжали чи- слиться живыми до новой переписи. Метафорический «…Не ревизские – мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы и все прочие – вот мёртвые души, и мы их встречаем на каждом шагу» (А. Герцен). Жизнь человека немыслима без насто- ящих духовных движений, а «хозяева жизни» -мертвы. За условным обозначением умершего- мёртвая душа – стоят реальные крестьяне, конкретные люди со своими яркими характе- рами, которых помещик властен продать или купить. Символикой заглавия задано противопостав- ление мёртвого и живого

Главные черты помещика Манилова – неопределенность, сентиментальная слащавость, переходящая в приторность, отсутствие живой мысли, живого стремления, душевная пустота, дряблость и пошлость души, мелочность чувств, ротозейство и беспечность… Манилов – это представитель особого рода людей, известных под именем: «люди так себе, ни то ни сё».

Основные черты помещицы – «дубинноголовость», жадность, упорство, примитивная хитрость, суеверие. Но в противоположность Манилову Коробочка экономически достаточно устойчива, так как ведет сравнительно большие операции по сбыту сельскохозяйственной продукции и хорошо знает цену «копейке». Но она отличается такой же пошлостью и «мертводушием», как и Манилов. Её поведением руководит страсть к наживе и корысть.

В образе Собакевича еще с большей силой, чем в образе Коробочки, скрыто мертвящее влияние на душу человека страсти к стяжению. В то время как Манилов имеет какое – то стремление к любезности, к сентиментальной, слащавой игре фантазии, у Собакевича все сосредоточено на неуклонном стремлении к накоплению, насыщению собственного желудка, упрочнению собственного благополучия. В том единственная цель его существования. Собакевич чужд каких бы то ни было высших стремлений. Наличие в Собакевиче одного лишь животного начала приводит к нелепой уродливости его фигуры и обстановки его дома.

Помещик Ноздрёв - непоседа, герой ярмарок, карточных столов. Отличительные черты Ноздрёва – наглое вранье, неугомонная юркость, особая бойкость, экспансивная подвижность, стремительная «деятельность», не имеющая смысли и цели, но неизменно хитрая и хулиганская. Ноздреву для его непрестанных кутежей нужны деньги. Доходы, получаемые с крестьян, он тут же проматывает. Все, что ни привезли из деревни, было продано по самой выгодной цене. А из крестьян он умел выколачивать всё, что только было возможно. Широкая типичность образа Ноздрёва для господствующих в России классов породила особое понятие ноздревщины как синонима наглого и грубого вранья, хамского разгильдяйства, распоясанности по отношению к другим людям.

Плюшкин принципиально отличается от всех предыдущих помещиков. Всех остальных помещиков мы застаем такими, какими они сложились. У этих героев нет прошлого, которое бы отличалось от настоящего и что – то в нем объясняло. Мертвенность Плюшкина не так абсолютна. Это герой с развитием, то есть о нем мы можем судить как о развивающимся, изменяющимся (пусть и к худшему) человеке. Образ Плюшкина соответствует картине его имения. Тот же распад и разрушение, утрата человеческого облика. В нем и в его доме чувствуется движение тления, распада. Не зря автор окрестил его прорехой на человечестве.

Чичиков – плут, человек у которого все заранее высчитано, человек, всецело охваченный жаждой обогащения, меркантильным интересом, человек, погубивший свою душу. Характерной чертой Чичикова является невероятная многократность натуры. Он умеет показать себя человеком светским, всесторонне развитым и порядочным. Выставляя на показ свою доброжелательность к людям, он заинтересован лишь в том, чтобы выгодно использовать их расположение. Чичиков легко «перевоплощается», меняет манеры поведения, но при этом никогда не забывает о своих целях.

В царской России 30 – 40-фх годов XIX века настоящим бедствием для народа было не только крепостное право, но и бюрократический чиновничий аппарат. Основа этой среды – воровство, взятки, чинопочитание, круговая порука. Все чиновники, начиная с мелкого губернского секретаря и заканчивая представителем, высшей власти, нечистые, корыстные, жестокие люди, безразличные к судьбам народа и страны. Но кроме помещиков есть еще и город N, а в нем - губернатор, вышивающий шелком по тюлю, и дамы хвастающиеся модной тканью, и Иван Антонович кувшинное рыло, и целый ряд чиновников, проедающих и проигрывающих в карты свою жизнь. Этот мир безумен – он забыл о душе, а бездуховность и есть причина распада.

Народ - это самая живая душа, которая хранит и выявляет все лучшее, пламенное, русское. В образе народа живут боль и надежда, любовь и упрек. Их талант и их жизнь – в труде. В поэме миру угнетателей – «мертвых душ» противопоставлен многострадальный русский народ, нищая, но полная скрытой жизни и внутренних сил Русь. Родина – это прежде всего народ. Н. В. Гоголь с большим мастерством изобразил в поэме простых русских людей. Крестьяне – бесправные люди, но все они живые и мертвые, предстают перед нами тружениками.

Гоголь ценил в народе природный талант, живой ум, острую наблюдательность: «Как метко все, что вышло из глубины России …бойкий русский ум, что не лезет в карман за словом, не высиживает его, как наседка, а вылепливает сразу, как «пашпорт», на вечную носку». Гоголь видел в русском слове, в русской речи отражение характера своего народа. В песнях бурлаков Гоголь слышал выражение тоски и стремления народа к другой жизни, к прекрасному будущему: «Еще до селе загадка, - писал Гоголь, - этот необъятный разгул, который слышится в наших песнях, несется куда-то мимо жизни и самой песни, как бы сгорая желанием лучшей отчизны, по которой тоскует со дня создания человек» Ну, что ж, Россия найдет средства сдвинуть с места свою бедную, бесприютно раскинув- шуюся на широчайших пространствах жизнь. Гоголя знает, какие это будут средства, но искренне верит в силы русского народа и великое будущее России: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу»

Изучив данную тему, я пришла к следующим выводам: Вся галерея помещиков – характеры яркие, индивидуальные, запоминающиеся. При всем внешнем разнообразии их суть одинакова : владея живыми душами крестьян, сами они – души мертвые. На примере истории жизни Плюшкина автор убеждает, что человек не рождается с « мертвой » душой – омертвление происходит, когда человек подчиняет себя господствующим в обществе законам и предаёт идеалы юности. Чиновники обезличены. Их интересы сосредоточены на сплетнях, пересудах, на тщеславии и зависти. Друг от друга они отличаются только размером взятки.

Миру « мертвых душ » противостоит в поэме лирический образ народной России. Гоголь глубоко чувствует живую душу народа, говорит о народной удали, смелости, любви к свободной жизни. Лучшие черты крестьян, о которых рассказывается в поэме, собираются в национальный русский характер: Острота ума Меткость слова Талантливость широта И щедрость души

Есть в поэме образы - символы. Рисуя образ беглого крестьянина Абакума Фырова, Гоголь показывает вольнолюбивую и широкую натуру, которая не хочет мириться с гнетом и унижением крепостной жизни, предпочитая ей тяжелую, но свободную жизнь бурлака. Перед нами настоящий русский богатырь. «Птица – тройка» - символ национальной стихии русской жизни, символ великого пути России в мировом масштабе. Стремительный полет «птицы – тройки» противопоставлен однообразному кружению от помещика к помещику брички Чичикова. «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? …и мчится вся вдохновенная Богом!... Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа… летит мимо все, что ни есть на земле… и дают ей дорогу другие народы и государства».