Материал для выступления на педагогическом совете «Инновационные технологии в условиях личностно- ориентированного обучения: разнообразие, целесообразность,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Понятие "технология обучения" на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается.
Advertisements

Новые педагогические технологии. " "Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Практика показывает,
Орлова Т. Н., методист ИОЦ г.Ростов, 2007г. Достижение эффективности и высокого качества образования, развитие его гуманитарной, экологической и практической.
Современные педагогические технологии "Любые технологии устаревают, но их обновление определяется никогда не устаревающими человеческими аспектами труда"
ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ НОУ школа «Эврика» Ковалёва Л.К. Самара, 2011.
Инновационные педагогические образовательные технологии.
Технология обучения в сотрудничестве (The cooperative learning)начала разрабатываться в 1970 е годы тремя группами американских педагогов из: университета.
Технология обучения в сотрудничестве. Цель: развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно- материалистического.
Технологии воспитательной работы со студентами: постановка проблемы.
приемы работы с учащимися ,сотрудничество с ними презентация создана Луштей Т.Н.
Педагогический совет 08/11/ 2013г. Новые технологии системно- деятельностного подхода в рамках перехода на ФГОС.
Методические рекомендации о внедрении инновационных педагогических технологий в образовательную область «Технология» Автор презентации: учитель.
Современные образовательные технологии в деятельности учителя предмета «Технология» Олькина Ю.В. учитель технологии МОУ «СОШ 1» г. Новодвинска.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Системно – деятельностный подход как инструмент реализации ФГОС нового поколения Выступление Бабуриной Елены Васильевны руководителя ШМО предметной области.
Презентация педагогической технологии Учителя физики и математики Новокотяковской ООШ им А.Т.Краснова Порфирьева Геннадия Аркадьевича.
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
Учитель английского языка ГОУ школы 340 Невского района Санкт-Петербурга Илюшкина Алевтина Викторовна.
Личностно-ориентированное обучение Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством.
Инновационные педагогические образовательные технологии.
Транксрипт:

Материал для выступления на педагогическом совете «Инновационные технологии в условиях личностно- ориентированного обучения: разнообразие, целесообразность, эффективность» 30 марта 2009г

Что такое личностно- ориентированное обучение? Личностностно-ориентированное обучение – способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. Личностностно-ориентированное обучение – способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

Цель такого обучения- Создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников

Педагогическая технология: что это такое? В понимании и употреблении этого термина существуют большие разночтения. В понимании и употреблении этого термина существуют большие разночтения. 1.Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько) 1.Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько) 2. Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. (В.М. Монахов) 2. Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. (В.М. Монахов) 3. Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО) 3. Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)

Личностно-ориентированные технологии Технологии модульного обучения Технологии модульного обучения Развивающее обучение Развивающее обучение Обучение в сотрудничестве Обучение в сотрудничестве Разноуровневое обучение Разноуровневое обучение Технологии проектной деятельности Технологии проектной деятельности «Портфель ученика» «Портфель ученика»

В чем заключаются основные особенности педагогических технологий, основанных на личностной ориентации педагогического процесса? В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью воспитания, в отличии от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм при традиционном обучении. Личностно ориентированные технологии противопоставляются авторитарному подходу к ребенку в традиционной технологии. В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью воспитания, в отличии от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм при традиционном обучении. Личностно ориентированные технологии противопоставляются авторитарному подходу к ребенку в традиционной технологии.

Что такое обучение в сотрудничестве? Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учащихся, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учащихся, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

Основные идеи, присущие обучению в сотрудничестве – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей команды (группы) зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь каждого члена команды друг другу. Равные возможности означают возможность каждого ученика совершенствовать свои собственные достижения. Психологи, изучающие данный подход к обучению, заметили, что если оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, то мотивация у всех учащихся гораздо выше, чем при традиционном подходе. Основные идеи, присущие обучению в сотрудничестве – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей команды (группы) зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь каждого члена команды друг другу. Равные возможности означают возможность каждого ученика совершенствовать свои собственные достижения. Психологи, изучающие данный подход к обучению, заметили, что если оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, то мотивация у всех учащихся гораздо выше, чем при традиционном подходе.

Практически, это – обучение в процессе общения, общения учащихся друг с другом, учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт. Это социальное общение, поскольку в ходе общения учащиеся поочередно выполняют разные социальные роли – лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д. Практически, это – обучение в процессе общения, общения учащихся друг с другом, учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт. Это социальное общение, поскольку в ходе общения учащиеся поочередно выполняют разные социальные роли – лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д. Учитель приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль – организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Самостоятельная работа над проблемой становится абсолютно привычным и приоритетным видом деятельности. Индивидуальная самостоятельная работа – коллективная работа – такова диалектическая взаимосвязь познавательного процесса при обучении в сотрудничестве. Учитель приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль – организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Самостоятельная работа над проблемой становится абсолютно привычным и приоритетным видом деятельности. Индивидуальная самостоятельная работа – коллективная работа – такова диалектическая взаимосвязь познавательного процесса при обучении в сотрудничестве.

Как может быть организовано обучение в сотрудничестве? Ученики разбиваются на группы (разные по уровню обученности). Учитель объясняет новый материал, затем предлагает ученикам закрепить его в группах. Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание выполняется либо по частям (каждый ученик свою часть), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником). Выполнение каждого задания объясняется каждым учеником и контролируется всей группой. После выполнения задания всеми группами учитель дает тест на проверку понимания нового материала; задания теста выполняются индивидуально, вне группы. Учитель дифференцирует задания по трудности для сильных и слабых учащихся. Оценки за индивидуальное выполнение теста суммируются, общая оценка объявляется группе. Ученики разбиваются на группы (разные по уровню обученности). Учитель объясняет новый материал, затем предлагает ученикам закрепить его в группах. Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание выполняется либо по частям (каждый ученик свою часть), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником). Выполнение каждого задания объясняется каждым учеником и контролируется всей группой. После выполнения задания всеми группами учитель дает тест на проверку понимания нового материала; задания теста выполняются индивидуально, вне группы. Учитель дифференцирует задания по трудности для сильных и слабых учащихся. Оценки за индивидуальное выполнение теста суммируются, общая оценка объявляется группе.

Таким образом, каждый как бы соревнуется сам с собой, стараясь выполнить свои задания; и сильный, и слабый ученики могут принести группе одинаковые баллы. Таким образом, каждый как бы соревнуется сам с собой, стараясь выполнить свои задания; и сильный, и слабый ученики могут принести группе одинаковые баллы. Существует и другая разновидность организации работы. Класс разбивается на однородные (по обученности) группы. Каждая группа выполняет одно задание, которое является подзаданием какой-нибудь большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп достигается усвоение всего материала. Существует и другая разновидность организации работы. Класс разбивается на однородные (по обученности) группы. Каждая группа выполняет одно задание, которое является подзаданием какой-нибудь большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп достигается усвоение всего материала.

Чем отличается обычное групповое обучение от обучения в малых группах по методике сотрудничества? 1.Взаимозависимость членов группы наряду с личной ответственностью каждого члена группы за свои успехи и успехи своих товарищей. 1.Взаимозависимость членов группы наряду с личной ответственностью каждого члена группы за свои успехи и успехи своих товарищей. 2. Особое внимание – социальным аспектам обучения: способам общения между членами группы. Этому аспекту специально обучают, он обсуждается на уровне группы и всего класса. 2. Особое внимание – социальным аспектам обучения: способам общения между членами группы. Этому аспекту специально обучают, он обсуждается на уровне группы и всего класса.

3. Общая оценка работы группы складывается из оценки общения учащихся в группе наряду с академическими результатами работы. После совместной работы отводится специальное время для обсуждения вопроса, как ученики работали, помогая друг другу; они обсуждают свое поведение; анализируют, что удалось, и намечают пути совершенствования своего сотрудничества. 3. Общая оценка работы группы складывается из оценки общения учащихся в группе наряду с академическими результатами работы. После совместной работы отводится специальное время для обсуждения вопроса, как ученики работали, помогая друг другу; они обсуждают свое поведение; анализируют, что удалось, и намечают пути совершенствования своего сотрудничества.

Мы выбрали из всего многообразия инновационных направлений метод обучения в сотрудничестве по двум причинам: Мы выбрали из всего многообразия инновационных направлений метод обучения в сотрудничестве по двум причинам: во-первых, данный метод наиболее легко вписывается в учебный процесс, позволяет учителю достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по каждому учебному предмету другим методом, альтернативным традиционным, сохраняя при этом все достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик; во-первых, данный метод наиболее легко вписывается в учебный процесс, позволяет учителю достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по каждому учебному предмету другим методом, альтернативным традиционным, сохраняя при этом все достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик; во- вторых, обеспечивающие успешное освоение учебного материала всеми учениками, их интеллектуальное развитие, самостоятельность, толерантность. во- вторых, обеспечивающие успешное освоение учебного материала всеми учениками, их интеллектуальное развитие, самостоятельность, толерантность.