Сущность рассуждения как типа речи Некоторые приёмы редактирования Редкокашина Ольга Вячеславовна г. Белгород, лицей 9.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Сколько микротем в данном тексте? 1)1 2)2 3)3 4)4.
Advertisements

Рассуждение- размышление на морально-этическую тему.
Текст. Признаки текста. Анализ текста. Признаки текста: Смысловая цельность (единая тема) Грамматическая связь предложений.
УРОК- ИССЛЕДОВАНИЕ «Морфологические средства связи предложений в тексте»
Сочинение –это продуктивный вид речевой деятельности, в ходе которого учащийся создаёт собственный текст. Он должен обладать смысловой цельностью, речевой.
ТИПЫ РЕЧИ Повествование Кто ? Что ? Где ? Когда ?
Сочинение-рассуждение Методические рекомендации по написанию сочинения-рассуждения.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему урок русского языка в 8 классе (технология развития критического мышления через чтение и письмо) Учитель.
Анализ публицистического текста. Подготовка к сочинению по заданию С1 ЕГЭ по русскому языку. Учитель Кулинич Н.К.
Текст. Тема и основная мысль текста Текст – это несколько предложений, которые объединены темой и основной мыслью. Тема – это то, о чём говорится в тексте.
Цели урока: систематизировать и обобщить знания об основных способах словообразования; совершенствовать умения словообразовательного анализа слова; проверить.
Схема построения текста-рассуждения Вступление Тезис, т.е. основная мысль, утверждение, которое будет доказываться Аргументы, т.е. доказательства, доводы,
Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума… Д. С. Лихачёв.
Типы речи. Рассуждение. Демонстрационный материал для уроков русского языка. Составитель: Н. Махова.
Подготовка девятиклассников к государственной итоговой аттестации по русскому языку (за курс основной школы) по новой модели.
1. Вступление - тезис 2. Основная часть – аргументы + примеры 3. Заключение - вывод.
Цель рассуждения – исследовать предмет или явление, раскрыть их внутренние признаки, рассмотреть (представить читающему) причинно-следственные связи событий.
РАССУЖДЕНИЕ как функционально-смысловой тип речи. Автор: Горчакова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МКОУ Краснооктябрьская СОШ Гусь-Хрустального.
Найдите 3 лишнее: Научный Разговорный художественный.
( Из заданий части В материалов ЕГЭ ) 2009 год. Морфологические 1. союзы, союзные слова, частицы 2. Местоимения ( личные, указательные ) 3. Наречия 4.
Транксрипт:

Сущность рассуждения как типа речи Некоторые приёмы редактирования Редкокашина Ольга Вячеславовна г. Белгород, лицей 9

Старинные риторики поясняют « Предложенную тему должно изъяснить довольно, ежели она того требует... По изъяснении оную доказать несомненными доводами, которые располагаются таким образом, чтобы сильные были напереди, которые послабее, те в середине, а самые сильные на конце». ( М.В.Ломоносов из "Краткого руководства к красноречию") :

Обобщённая схема текста-рассуждения Обобщённая схема текста-рассуждения Основная мысль (тезис): о чём говорится + что говорится 1-й довод 2-й довод3-й довод поэтому поэтому Вывод автора

Речевая разминка 1 этап Найти нарушения морфологической и синтаксической нормы А. Не только А.С.Пушкин, но и поэт А.К.Толстой, и художник Н.К.Рерих, и многие другие вдохновляли творениями Нестора. Б. Ведь знакомое всем "Песнь о вещем Олеге" А.С.Пушкина, оказывается, воспроизводит сказание Нестора. В. В Киево-Печерской лавре сохранилась пещера, где жил Нестор - "древнейший летописец русский". Г. Те, кто никогда не читал Нестора, и даже те, кто не подозревает о его существовании, всё же знаком с его произведениями.

2 этап В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? 1) А,В,Б,Г 2) Г,Б, В,А 3) В,Г,Б,А 4) Г,А,В,Б А. Не только А.С.Пушкин, но и поэт А.К.Толстой, и художник Н.К.Рерих, и многие другие вдохновлялись творениями Нестора. Б. Ведь знакомая всем "Песнь о вещем Олеге" А.С.Пушкина, оказывается, воспроизводит сказание Нестора. В. В Киево-Печерской лавре сохранилась пещера, где жил Нестор - "древнейший летописец русский". Г. Те, кто никогда не читал Нестора, и даже те, кто не подозревает о его существовании, всё же знакомы с его произведениями.

Как это делается Вспомним средства связи между предложениями в тексте Однотематическая лексика Лексический повтор Синонимы (в том числе контекстуальные) Антонимы ( в том числе контекстуальные) Местоимения вводные слова Наречия порядок слов Числительные интонационные связи Союзы между предложениями Частицы особая роль вопросительных предложений

1. В Киево-Печерской лавре..., жил Нестор,... (лексический повтор + однотематическая лексика) 2. Те, кто никогда не читал Нестора,... всё же знакомы с его произведениями. (частица+лексический повтор) 3. Ведь знакомая всем "Песнь..." А.С.Пушкина,...воспроизводит сказание Нестора. (союз +лексический повтор + контекстуальные синонимы) 4. Не только Пушкин, но и...вдохновлялись творениями Нестора. Каков способ связи предложений в тексте? Анализируем вместе

2 этап В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? 1) А,В,Б,Г 2) Г,Б, В,А 3) В,Г,Б,А 4) Г,А,В,Б В. В Киево-Печерской лавре сохранилась пещера, где жил Нестор - "древнейший летописец русский" Г. Те, кто никогда не читал Нестора, и даже те, кто не подозревает о его существовании, всё же знакомы с его произведениями. Б. Ведь знакомая всем "Песнь о вещем Олеге" Пушкина, оказывается, воспроизводит сказание Нестора. А. Не только Пушкин, но и поэт А.К.Толстой, и художник Н.К.Рерих, и многие другие вдохновлялись творениями Нестора. Восстановленный текст

Рассуждение и его разновидности. Рассуждение- доказательство Почему? Рассуждение- объяснение Что это такое? Рассуждение- размышление Как быть?

Рассуждение - объяснение Что это такое? Начало: определяется понятие, раскрываются его основные признаки, далее сообщаются остальные признаки

Рассуждение-доказательство Почему? {дедуктивный ход доказательства} Начало: формулируется основная мысль (тезис) далее: доказывается с помощью доводов вывод: основная мысль выводится как проблема {индуктивный ход доказательства} начало: или выводится проблема в начале- примеры, доводы далее: в конце - основная мысль примеры, доводы и проблема в заключении: основная мысль

Рассуждение - размышление Как быть? Чаще вопросно-ответная форма построения текста, или цепь вопросов- раздумий

Самотренинг В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? 1) А,В, Б,Г 2) А,Б,В,Г 3) Г,А,В,Б 4) Б,Г,А,В А. Оказалось, что кожа дельфина состоит из двух слоёв, между которыми находится эластичная губчатая прокладка. Б. Дельфин, двигаясь с огромной скоростью, не образует вихревых течений, тормозящих движение. В. Такое строение кожи, видимо, позволяет дельфину гасить скорость колебания воды при движении. Г. Почему же вокруг подводной лодки, формой напоминающей тело дельфина, эти течения есть?

1. Дельфин, двигаясь..., не образует вихревых течений,... (частица+ местоимение + лексический повтор + связь вопросительным предложением) 2. Почему же вокруг подводной лодки, формой напоминающей тело дельфина, эти течения есть? (вопросно-ответная форма + ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР) 3. Оказалось, что кожа дельфина состоит из... ( МЕСТОИМЕНИЕ +ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР + ВВОДНОЕ СЛОВО) 4. Такое строение кожи, видимо, помогает дельфину гасить... КАКОВ СПОСОБ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ? Проверь себя

4) Б,Г,А,В Б. Дельфин, двигаясь с огромной скоростью, не образует вихревых течений, тормозящих движение. Г. Почему же вокруг подводной лодки, формой напоминающей тело дельфина, эти течения есть? А. Оказалось, что кожа дельфина состоит из двух слоёв, между которыми находится эластичная губчатая прокладка. В. Такое строение кожи, видимо, позволяет дельфину гасить скорость колебания воды при движении. Какова разновидность рассуждения?