И СПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
АНАЛИЗ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НазваниеЦельСущность Механизм Проблемное обучение (теоретическое положение Дж.Дьюи; активное участие Л.М.Фридман, Б.И.Мах, И.Я.Лернер, Л.М.Матюшкин) Развитие познавательной активности, самостоятельности обучающихся Последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач, решая которые обучаемые активно усваивают знания Поисковые методы, постановка познавательных задач
НазваниеЦельСущность Механизм Концентрированное обучение (используется в работе М.П.Щетинина) Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса Глубокое изучение предметов за счёт объединения занятий в блоки Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности учащихся Модульное обучение (Т.И.Шамова, Л.М.Перминова) Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой Проблемный подход, индивидуальный темп обучения по модульным пакетам
НазваниеЦельСущность Механизм Развивающее обучение (Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин- В.В.Давыдов) Развитие личности и её способностей Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности Обучение развитию критического мышления Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения Интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта); осмысление; рефлексия.
НазваниеЦельСущность Механизм Активное (контекстное) обучение (А.А.Вербицкий) Организация активности обучаемых Моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности Методы активного обучения Игровое обучение (Б.П.Никитин, Е.И.Пассов) Обеспечение личностно- деятельностного характера усвоения знаний, умений, навыков Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность Дифференцированн ое обучение (Н.П.Гузик, В.В.Фирсов-на основе обязательных результатов) Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного Методы индивидуального обучения
Определение «метода обучения» в педагогической литературе Бабанский Ю.К. «Метод обучения» – способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования Ильина Т.А. «Метод обучения» – способ организации познавательной деятельности учащихся
Методы обучения Приёмы обучения Элементы, составные части метода обучения Средства обучения Все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие
У РОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ При использовании технологии уровневой дифференциации до начала изучения каждой темы учитель знакомит учащихся с обязательными результатами обучения (ОРО), т.е. теми требованиями, которых все учащиеся должны достигнуть для того, чтобы получить положительную отметку.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ изучение материала желательно организовать крупными блоками; приоритетное внимание уделяется этапам закрепления и отработки материала, материал следует изучать таким образом, чтобы на уроки закрепления отводилось как можно больше времени; для экономии времени лабораторные работы желательно вводить на этапе введения нового материала; в планировании должно быть выделено время для подготовки к зачету, на зачетный урок и резервное время на доработку материала.
НОВЫЙ МАТЕРИАЛ При введении нового материала необходимо дифференцировать требования к его усвоению на основе сведений, подлежащих обязательному изучению. Весь новый материал рассматривается со всеми учениками. Затем, при повторном кратком изложении, выделяется обязательный теоретический материал, который оформляется в виде краткого конспекта с образцами решения типичных задач. В отличие от традиционной системы ученик не обязан полностью воспроизводить весь ход рассуждений учителя. Чтобы добиться понимания необходимо, как минимум:
повторить ход рассуждения и его основные моменты; провести демонстрационный эксперимент и фронтальные практические работы; показать образец решения типичной расчетной задачи обязательного уровня.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Обязательно: 1. Найти в тексте § 8 ответы на вопросы 1, 6, 7 и записать их в тетрадь. 2.. Выполнить упражнения: 8 кДж=...Дж; 7000 Дж=...кДж; 3150 Дж=...кДж.12,З кДж=...Дж; 108 Дж=...кДж; 0,04 кДж=...Дж; Желаюшим: 1) изучить § 8 и ответить устно на остальные вопросы к нему.2)вып. упр. 4, 4, 5 (устно). Иванову: Подготовить сообщение о теории теплорода
ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА Очень важно, чтобы каждый работал с присущим ему индивидуальным темпом, получая на каждом уроке возможность испытать учебный успех. Закрепление материала проводится с обязательным предъявлением образцов деятельности и начинается с решения самых простых типичных задач. Работа учащихся при закреплении организуется с учетом индивидуального темпа в усвоении материала. Дидактическим обеспечением дифференцированного подхода является система упражнений на основе "лестницы деятельности", с постепенно нарастающей сложностью.
Т АКАЯ СИСТЕМА ЗАДАНИЙ ВКЛЮЧАЕТ : широкий спектр заданий обязательного уровня, которые должны уметь выполнять все ученики; задания пропедевтического характера, используемые для предупреждения типичных ошибок, допускаемых детьми при выполнении заданий обязательного уровня; задания повышенной сложности, предназначенные для учеников, быстро подвигающихся в усвоении материала.
К ОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ Пример зачета. 8 класс. Зачет N 1. Тепловые явления Отметка"Зачет""4""5" Обязательная часть 5 баллов 6 баллов Дополнительная часть балла 6 баллов
Т ЕКСТ ЗАЧЁТА Обязательная часть 1. Экспериментальное задание. Определите количество теплоты. …. 2. Принцип действия бытового холодильника основан на: … 3. В один стакан налили холодную воду, в другой - горячую. Массы воды в стаканах одинаковы. Что можно сказать о внутренних энергиях воды в стаканах? …. 4. Как осуществляется перенос энергии от горячей сковороды к поджаривающимся на ней продуктам? … 5. В каких единицах измеряют удельную теплоемкость? … 6. Какое количество теплоты требуется для нагревания 10 кг олова на 10°С? … 7. Стальное сверло массой 100 г при работе нагрелось от 15°С до 115°С. Сколько энергии израсходовано двигателем на нагревание детали?... Дополнительная часть 8. (4 балла). Экспериментальное задание. Определите, какое примерно количество теплоты отдает металлический цилиндр, если его вынуть из кипящей воды и тут же опустить в воду комнатной температуры, налитую в калориметр. Масса воды в калориметре 100 г. 9. (2 балла). Почему нельзя расплавить железную гирю в костре? 10. (3 балла). Какую массу воды, взятой при температуре 14°С можно нагреть до 50°С при сжигании 30 г спирта, если считать, что вся теплота расходуется только на нагревание воды?
И ТОГОВАЯ ОТМЕТКА выставляется только тогда, когда сданы все зачеты за соответствующий учебный период. Если по каким - либо причинам ученик к концу четверти не сдал все зачеты, то рекомендуется его не аттестовать за данную четверть до тех пор, пока он не погасит свою задолженность. Если ученик претендует на более высокую итоговую отметку, он сможет сдать в конце четверти (года) специальный зачет (экзамен) на "подтверждение повышенной оценки" - выполнить проверочную работу с достаточно сложными заданиями (примерно такими, как в дополнительной части тематических зачетов).
М ЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 1. Учитель показывает сам как нужно делать (ученик смотрит, учится, спрашивает, учитель объясняет) 2. Ученик делает, учитель смотрит и оценивает (учитель анализирует и дает советы) 3. Учитель дает домашнее задание, ученик делает.