Качественные и количественные подходы к формированию рынка электронно-библиотечных систем Яковлева Валентина «Университетская библиотека online»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дискуссии вокруг ЭБС. Как ЭБС меняет рынок учебной и научной литературы в России? Костюк Константин Николаевич «Университетская библиотека online»
Advertisements

Дискуссии вокруг ЭБС. Как ЭБС меняет рынок учебной и научной литературы в России? Костюк Константин Николаевич «Университетская библиотека online» «Электронный.
КУЗЬМИЧЕВА АННА ЛЕОНИДОВНА ОПЫТ ВЫБОРА ЭБС БИБЛИОТЕКОЙ ГОСУНИВЕРСИТЕТА – УНПК.
ЕСТЬ ЛИ У ЭБС БУДУЩЕЕ? СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕКТРОННО- БИБЛИОТЕЧНОЙ СИСТЕМЕ: НЕОБХОДИМОЕ И НАДУМАННОЕ КРИТИКА «ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ (КРИТЕРИЕВ) ОТБОРА.
Использование электронных версий учебных изданий «Академии» на современном этапе.
Значение ЭБС в образовании. Подготовил: Студент ДКИ-3\Подолякин Н.Д.
LOGO Проректор по УР к.м.н., доцент Ходакова О.В. Электронное сопровождение образовательного процесса в формате требований ФГОС ВПО.
Об обеспечении образовательного процесса электронно-библиотечной системой в вузе.
«Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной.
Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе академии: от лицензионных нормативов к современным реалиям С.М. Ющенко, зам. директора.
1 Рекомендации по формированию списков литературы в программах учебных дисциплин нового поколения Состояние дел по направлению – Психолого-педагогическое.
ЭБС IQlib - это электронно-библиотечная система, которая полностью отвечает критериям современного ресурса информационно-образовательной направленности.
ЭБС IQlib - это электронно-библиотечная система, полностью отвечающая критериям современного учебно-образовательного ресурса, содержащяя учебные и научные.
ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА Роль подсистемы «Книгообеспеченность» в учебном процессе вуза Половникова Татьяна Васильевна, зам.
Страница 1 Приказ Рособрнадзора Соответствие всем установленным обязательным показателям, в том числе достижение по крайней мере базовых уровней.
Электронные ресурсы для высшей школы 16 марта 2011 г. Санкт-Петербург Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена фундаментальная.
О развитии электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ Сентябрь 2013.
Основные сведения, сервисы, а также инструментарий ЭБС ZNANIUM.COM.
ЭБС – альтернатива традиционному учебному фонду вузовской библиотеки? Плюсы и минусы. Директор библиотеки филиала ДВФУ в г. Уссурийске Соловьёва Е.Д.
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ КОМПАНИЯ «КНОРУС»
Транксрипт:

Качественные и количественные подходы к формированию рынка электронно-библиотечных систем Яковлева Валентина «Университетская библиотека online»

1 этап Начало внедрения ФГОС 3 поколения. В него включен пункт 7.17 – 7.18 об обязательном использовании ЭБС в учебном процессе 2 этап Включение в условия лицензирования вуза необходимость подключения к ЭБС. Приказ 588. Отраслевой доклад «Электронная книга и ЭБС в России» (Приказ Минобрнауки России от 3 сентября 2009 г. 323 "Об утверждении форм представления сведений соискателем лицензии для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности" (в редакции приказа Минобрнауки России от , зарегистрированного в Минюсте России ). 3 этап. Конец 2010-начало 2011 г. Создание Совета по ЭБС при Министерстве образования. Попытка внедрения «Критериев отбора ЭБС» История понятия ЭБС

1. Критерии отбора носят заградительный характер Огромное количество документов. Критерии воспроизводят профиль и объем одного ресурса. В основе – сугубо количественные и формальные критерии 2. Решение об удовлетворении критериев принимает не ВУЗ, а Совет по ЭБС 3. В Совет по ЭБС входят 2-3 представителя одной ЭБС. Представителей других ЭБС, агрегаторов, издательств – нет. Проект «Основных требований (критериев) отбора ЭБС

1. Письмо на имя Министра образования, под которым подписалось 72 руководителя издательств и вузовских библиотек 2. Альтернативная концепция Критериев, которая выдвигает на передний план качественные параметры 3. Проведены публичные мероприятия и компания в прессе с критикой Критериев Действия Сопротивления ПРИНЯТИЕ КРИТЕРИЕВ СОРВАНО!

14 февраля 2011 г. состоялось первое заседание Совета по ЭБС, которое принимает основные положения «Системы обеспечения вузов цифровым контентом» Создается рабочая группа, в которую входят представители агрегаторов. На доработку (выработку цифровых значений критериев) предоставляется 1 месяц. До 30 апреля система должна быть доработана и утверждена. Принятие Системы обеспечения вузов цифровым контентом

1. Система обеспечения цифровым контентом состоит из двух источников пополнения – посредством ЭБС и посредством приобретения отдельных изданий 2. Система обеспечения исходит из предоставления двух форм отчетности: обеспечение вуза ЭБС и наличие отдельных изданий (Книгообеспеченность) 3. Оценка осуществляется посредством начисления вузу баллов в зависимости объема и структуры контента В чем суть нового подхода?

СЛАЙД 1

СЛАЙД 2

СЛАЙД 3

1. Выбор и оценку осуществляет сам ВУЗ. Хотя Рособрнадзор осуществляет проверку 2. Документ оценивает не ситуацию с ЭБС, а комплексную ситуацию со всем контентом. Отражает интересы и разработчиков ЭБС и издательств. 3. ЭБС могут создавать все – агрегаторы, вузы, издательства. 4. Критерии – лишь элемент системы. Несоответствие критериям не выбивает, а лишает нескольких баллов. 5. «Система» не искажает конкуренцию на рынке. 6. Эта система имеет стимулирующий, а не запретительный характер. Нужно набрать баллы! Что изменилось в подходе?

СЛАЙД 6 КРИТЕРИИ К ЭБС: 1.ОСНОВНЫЕ (формальные, по Приказу 588) 2.ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ (количественные)

СЛАЙДЫ 4 и 5

Как оцениваются отдельные издания?

1. ЭБС имеет фору – она дает баллы и за сам факт своего существования и за книги. 2. Показатели разных ЭБС могут суммироваться. Но при этом меняются характеристики. Книги суммируются, но качественные показатели (K3) выпадают. 3. Преимущество имеют богатые вузы. Им легче собирать баллы. 4. В нынешнем виде «Система» ориентирована на учебную и учебно-методическую литературу. Иные виды контента не влияют на баллы. ЧТО НАДО ИМЕТЬ В ВИДУ?

1. Со стороны агрегаторов было достигнуто согласие. По итогам создается «Ассоциация агрегаторов цифрового контента» 2. Со стороны издательств-ЭБС – несогласие с критериями. Отсутствие качественных критериев, претензии к количественным требованиям (количество областей знания, издательств, изданий). 3. Со стороны крупных ВУЗов – требование включать в расчет зарубежные базы данных и периодику. Основным источником должны быть собственные ресурсы ВУЗа КАКИЕ ВОЗРАЖЕНИЯ?

«Университетская библиотека online» – позволит в первый год обеспечить ВУЗУ 75 баллов К1 – Количество учебников – ок (балл 1,0) К2 – Более 30 изданий по 13 специальностям (балл 1,0) К4 – Количество издательств более 50 (балл 0,5) К 5 – Количество изданий более (балл 0,5) КТО УДОВЛЕТВОРЯЕТ КРИТЕРИЯМ ЭБС?

Авторасчет баллов Критерии оценкиПоказатель (К N )Значение показателя для расчета «Значимость» (B N ) Результат перемножения показателя на весовой коэффициент ОЦЕНКА ЭБС 1.Обеспеченность учебными и учебно-методическими изданиями, выпущенными за последние 5 (10) лет издательствами Российской Федерации до 0,5 тыс. - 0 от 0,5 тыс. до 1,0 тыс. - 0,1 от 1,0 тыс. до 1,5 тыс. - 0,2 от 1,5 тыс. до 2 тыс. - 0,3 от 2 до 2,5 тыс. – 0,5 от 2,5 до 3 тыс. – 0,75 свыше 3 тыс. – 1, Количество учебных изданий по каждой из не менее чем 50% основных областей знаний (базовые разделы ОКСО) менее 5 – 0 от 5 до 10 – 0,15 от 10 до 15 – 0,25 от 15 до 20 – 0, 5 от 20 до 25 – 0,75 от 25 до 30 – 0,9 свыше 30 – 1,0 0,91 3.Наличие единого каталога и полнотекстового поискаОпределяется как сумма следующих показателей: 1) наличие единого каталога – 0,3; 2) наличие полнотекстового поиска – 0,4; 3) возможность формирования статистического отчета по каждому пользователю - 0, Количество представленных в ЭБС издательствдо 5 – 0 от 5 до 25 – 0,15 от 25 до 50 – 0,25 от 50 до 75 – 0, 5 от 75 до 100 – 0,75 свыше 100 – 1,0 0,251 5.Общее число изданий, включенных в ЭБСдо 5 тыс. - 0 от 5 тыс. до 10 тыс. – 0,1 от 10 тыс. до 25 тыс. - 0,25 от 25 тыс. до 50 тыс. - 0,5 от 50 тыс. до 75 тыс. - 0,75 свыше 75 тыс. – 1,0 0,51 6.Возможность доступа ко всем изданиям с использованием единого входа по одному адресу в сети Интернет 110,5 7.Представление изданий с сохранением вида страниц (оригинальной верстки) 110,5 Сумма весовых коэффициентов для расчета: Сумма результатов перемножения: Оценка ЭБС в баллах 64,6577,50

1. Новая система переориентирует учебный процесс и библиотечное комплектование с бумажной литературы на цифровую. Баллы за бумажные книги не даются, нормативы книгообеспечения удовлетворяются цифровыми изданиями 2. Быстрый рост крупных и качественных электронных ресурсов. Преференции ЭБС позволят достичь их целей в 2-3 раза быстрее 3. Учебный процесс будет переходить с системы обеспечения одним учебником (=школа), на использование большого комплекса научной литературы. Что стимулирует рынок научной литературы 4. Переход на цифровую систему позволит обеспечить гигантскую экономию и за имеющиеся средства увеличить в разы обеспечение ВУЗов литературой В ЧЕМ ПРОГРЕССИВНАЯ СУЩНОСТЬ НОВОЙ СИСТЕМЫ?