Концептуальные и методологические основы ФГОС лекция 2 С.Л.Каганович, д.филол.н., профессор кафедры педагогики и психологии ОАОУ «НИРО» 2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Advertisements

Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
О ЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТН ЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Реализация программы развития школы «Школа социального успеха» Школа при Посольстве России в Турции Подготовила – Попова Е.И. Материалы методического совещания.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Л.В.Блинова, директор МОУ «Каслинская СОШ 27». Компетентностный подход в современном образовании Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от
Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.
ФГОС 2 поколения Программа развития универсальных учебных действий Пилюгина Н.А. Учитель начальных классов МОУ «Юркинская ООШ»
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Разработка и апробация государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения Программа развития универсальных учебных действий.
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ.
Требования к результатам освоения образовательных программ.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной.
Основные идеи и приоритетные направления федеральной и региональной образовательной политики Лекция С.Л.Каганович,д.филол.н. зав.кафедрой теории и методики.
«Организация мониторинга качества образования в 1 классе » Бондаренко Светлана Валентиновна учитель начальных классов МБОУ «Излучинская ОНШ 2»
Универсальные учебные действия. Сущность деятельностного подхода Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «универсальные учебные.
Транксрипт:

Концептуальные и методологические основы ФГОС лекция 2 С.Л.Каганович, д.филол.н., профессор кафедры педагогики и психологии ОАОУ «НИРО» 2012

Тема 2. Формирование компетенций и универсальных учебных действий как основной результат реализации ФГОС Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС

Суть концептуальных изменений в современном образовании, определивших обновление стандартов: превращение ЗУНов из основной цели образования в средство развития личности; переход от знаниевой к развивающей парадигме; системно-деятельностный подход в образовании, актуализация понятий «универсальные учебные действия» (УУД), «общеучебные умения». введение понятия "ключевые компетенции"

Компетентностный подход как одно из оснований обновления образования

Компетенция - это право на деятельность («круг полномочий, прав какого-либо органа или должностного лица» - см. «Толковый словарь русского языка»), сфера деятельности («область знаний, круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен» - там же).

Компетентность - это «обладание компетенцией» (см. «Толковый словарь…»), то есть способность к деятельности в той или иной сфере.

«компетенция» - абстрактное понятие, «компетентность» - свойство конкретной личности, мера обладания теми или иными способностями или качествами относительно некоего идеала – «компетенции».

Компетентность -это способность действовать в ситуации неопределённости. /Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии / - умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности. / ФГОС/

Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика /Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты// )/

Ключевые компетенции Ключевыми называют компетенции (компетентности), которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. метапредметные результаты образования

Совет Европы: 5 ключевых компетенций (компетентностей): политическая и социальная компетенция (ответственность); межкультурная компетенция – способность жить в поликультурном мире; коммуникативная компетенция (владение устной и письменной речью, компьютерной грамотностью, ориентация в сети Интернет); социально-информационная компетенция (критическое отношение к информации); профессиональная компетенция (готовность к постоянному повышению своего профессионального уровня).

Стратегия модернизации российского образования : в сфере самостоятельной познавательной деятельности (познавательная); в сфере гражданско-общественной деятельности (социальная) в сфере социально-трудовой деятельности (профессиональная); в бытовой сфере(общекультурная); в сфере культурно-досуговой деятельности (общекультурная).

В современной российской методологии (А.В.Хуторской): 1.Ценностно-смысловые компетенции. 2.Общекультурные компетенции. 3.Учебно-познавательные компетенции. 4.Информационные компетенции. 5.Коммуникативные компетенции. 6.Социально-трудовые компетенции. 7.Компетенции личностного самосовершенствования.

1. Ценностно-смысловые компетенции Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно- нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно- досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Свойства ключевых компетентностей (компетенций) («Стратегия модернизации…»): позволяют решать сложные – неалгоритмические - задачи; полифункциональны (позволяют решать разные задачи); надпредметны (метапредметны - переносимы на разные области деятельности); интегративны (требуют включения как интеллектуальных, так и эмоциональных качеств и навыков);

Уровни ключевых компетентностей: минимальный (элементарный), продвинутый высокий (глубокий).

компетенция деятельность компетентность. «Компетенция как объективная характеристика реальности должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью как характеристикой личности» /А.Г.Асмолов/

Компетентности формируются и реализуются в деятельности Универсальные учебные действия

В основе концепции стандартов нового поколения – системно-деятельностный подход, предполагающий развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности.

Системно-деятельностный подход – это: обучение деятельности в деятельности (обучение способам деятельности в процессе самой деятельности) Учим не знаниям, а способам познания – общеучебным умениям, универсальным учебным действиям

Универсальные учебные действия - это совокупность способов действий учащегося (навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. - - это способы действий, освоенные на базе предметного содержания и применяемые как в области образовательного процесса (в новых условиях и контекстах), так и в реальных жизненных ситуациях Сформированность УУД означает умение учиться, т. е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Универсальный характер учебных действий УУД носят надпредметный, метапредметный характер; лежат в основе организации любой деятельности учащегося независимо от ее специально – предметного содержания: достижение цели развития УУД становится обязательным для всех без исключения учебных курсов как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности. Обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса.

Основные виды УУД 1)Личностные; 2)Р егулятивные /рефлективные/; 3)Познавательные; 4)Коммуникативные;

1). Личностные УУД (> воспитание) направлены на самоопределение личности (в том числе на мотивацию к учению), осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию.

2).Регулятивные УУД - обеспечивают самоорганизацию и регуляцию познава- тельной и учебной деятельности: целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения; контроль - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений; коррекция - внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка (самооценка=рефлексия) - выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения; саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии, к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

3). Познавательные УУД направлены на развитие логического, символического, творческого мышления, воображения, памяти, внимания и т.д Общеучебные 3.2. Логические 3.3. Направленные на разрешение проблемных ситуаций

3.1. Познавательные общеучебные УУД умение работать с информацией: искать – в соответствии с целью, систематизировать, структурировать ее; осуществлять смысловое чтение (понимать смысл текстов разных жанров, извлекать необходимую информацию, различать основную и второстепенную информацию). умение осуществлять знаково-символические действия (замещение объекта символом, моделирование; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. умение строить речевое высказывание (устное и письменное), соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.-).

3.2. Познавательные логические УУД анализ, выделение существенного и второстепенного; синтез, составление целого из частей, обобщение; сравнение (с целью выделения тождества / различия, определения общих признаков); классификация; установление аналогий; подведение под понятие; понимание причинно-следственных связей; другие мыслительные операции, способность к решению интеллектуальных задач.

3.3. Познавательные УУД, направленные на разрешение проблемных ситуаций формулирование проблемы создание алгоритма решения проблемы, нахождение способов решения решение проблем творческого и поискового характера способность к решению задач, имеющих множественные решения

4). Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности: умение слушать и вступать в диалог; умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи умение формулировать вопрос

Личностные УУД Коммуникативные УУД Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности). Смыслообразование ( «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него). Нравственно-этического оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор). Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия). Постановка вопросов ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Разрешение конфликтов ( выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация). Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). Познавательные УУДРегулятивные УУД Общеучебные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - знаково-символические - моделирование Логические - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. Действия постановки и решения проблем: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий). Прогнозирование (предвосхищение результатаи уровня усвоения, его временных характеристик). Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта). Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

Учебное задание Попробуйте соотнести различные виды УУД – с ключевыми компетенциями (по Хуторскому)

УУДКомпетенции личностныеЦенностно-смысловые Общекультурные регулятивныеУчебно-познавательные Информационные познавательныеКоммуникативные Социально-трудовые коммуникативныеЛичностного самосовершенствования

Не будем забывать, что отнесение УУД к той или иной категории и тем более соотнесение их с компетенциями - условны! Одни и те же виды деятельности могут быть соотнесены с разными категориями УУД

Результаты мониторинга введения ФГОС в начальной школе по Новгородской области Доля учителей (предметников), которые: 1.прошли подготовку к самостоятельной разработке рабочей программы учебной дисциплины % освоили в ходе практических занятий 2.методику формирования УУД по планированию собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями е. реализации, поиску средств ее осуществления % 3.методику формирования УУД по контролю и оценке собственных действий, внесения корректив в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок %

4методику формирования УУД по использованию знаково- символических средств для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач % 5методику формирования УУД по постановке и формулированию проблемы, самостоятельному созданию алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера 70.72% 6.методику формирования УУД по учету позиции других людей и обоснованию собственной позиции при общении в малых группах, а также координации в ходе сотрудничества разных точек зрения 72.93%

методику формирования УУД записи, фиксации информации об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ и обмена ею в образовательном процессе (через электронную почту, чат, видеоконференцию, форум, блог) 51.38% методику формирования УУД по расширенному поиску информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета 54.7%

Таким образом, учителя должны освоить: методику формирования УУД по планированию собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее. реализации, по поиску средств ее осуществления регулятивные УУД методику формирования УУД по контролю и оценке собственных действий, внесения корректив в их выполнение на основе оценки и учета характера регулятивные УУД методику формирования УУД по использованию знаково- символических средств для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач познавательные ( общеучебные) УУД

методику формирования УУД по постановке и формулированию проблемы, самостоятельному созданию алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера познавательные УУД, направленные на разрешение проблемных ситуаций методику формирования УУД по учету позиции других людей и обоснованию собственной позиции при общении в малых группах, а также координации в ходе сотрудничества разных точек зрения коммуникативные УУД методику формирования УУД записи, фиксации информации об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ и обмена ею в образовательном процессе (через электронную почту, чат, видеоконференцию, форум, блог) познавательные ( общеучебные) УУД методику формирования УУД по расширенному поиску информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета познавательные ( общеучебные) УУД