Автор : Негатина Вера Сергеевна, учитель физики МБОУ СОШ 200 г. Екатеринбурга Элементы технологии развития критического мышления на уроке физики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология развития критического мышления. Критическое мышление «интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации,
Advertisements

Педагогическая технология Кафедра открытых образовательных технологий МИОО.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Мастер-класс Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий через творческие задания на уроке истории. Учитель истории и обществознания.
Технология развития критического мышления на уроках курса « Обществознание » на примере изучения темы « Средства массовой информации : между властью и.
Технология развития критического мышления «…Всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
МАСТЕР-КЛАСС Технология развития критического мышления на уроках курса « Обществознание » на примере изучения темы « Средства массовой информации : между.
Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.
Технология развития критического мышления Овкина С. А.
«Технология развития критического мышления».. « Технология развития критического мышления » Разработана в США в конце 20- го века : Ч. Темпл, Д. Стил,
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Критическое мышление – направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие.
Образовательная технология. Развитие критического мышления через чтение и письмо ( РКМЧП)
СЛОВАРЬ: Кластер - альбом, афиша, плакат… Инсерт – интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления Синквейн – стихотворение из пяти.
Технология развития критического мышления «Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы» Дж. Тэрбер Г. Н. Иванова, учитель начальных классов,
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма Дерябина Наталья Викторовна, учитель начальных классов МОУ «СОШ 1 г. Зеленокумска»
Технология развития критического мышления Гимназия 111 Пильская М.А. «Недостаточно иметь хороший ум, главное – правильно его использовать». Рене Декарт.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Формирование познавательных УУД: смысловое чтение посредствам применения технологии РКМПЧ Бочкарева И.И. Захваткина О.В. Миндиярова Н.Н., учителя МБОУ.
Транксрипт:

Автор : Негатина Вера Сергеевна, учитель физики МБОУ СОШ 200 г. Екатеринбурга Элементы технологии развития критического мышления на уроке физики

Критическое мышление Д. Халперн определяет критическое мышление как открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом его отличие от творческого мышления. Критическое мышление – отправная точка для развития творческого мышления, они развиваются в синтезе, взаимообусловлено.

Качества, способствующие развитию критического мышления Готовность к планированию. Гибкость. Настойчивость.. Готовность исправлять свои ошибки. Осознание. Поиск компромиссных решений.

Характеристики критических мыслителей решают проблемы ; проявляют известную настойчивость в решении проблем ; контролируют себя, свою импульсивность ; открыты для других идей ; решают проблемы, сотрудничая с другими людьми ; слушают собеседника ; эмпатичны ; терпимы к неопределенности ; рассматривают проблемы с разных точек зрения ; устанавливают множественные связи между явлениями ; терпимо относиться к точкам зрения, отличным от их собственных ; рассматривают несколько возможностей решения проблемы ; часто задают вопросы : « Что, если …?»; умеют строить различные выводы ; размышляют о своих мыслях, чувствах – оценивают их ; строят прогнозы, обосновывают их и ставят перед собой обдуманные цели ; применяют свои навыки и знания в различных ситуациях ; любознательны и часто задают « хорошие вопросы »; активно воспринимают информацию.

Технология критического мышления дает ученику - повышение эффективности восприятия информации ; - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения ; - умение критически мыслить ; - умение ответственно относиться к собственному образованию ; - умение работать в сотрудничестве с другими ; - повышение качества образования учеников ; - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология критического мышления дает учителю - умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества ; - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения ; - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность ; - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Стадии и методические приемы ТРКМ Технологичек ие этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы I стадия ( фаза ) Вызов : - актуализация имеющихся знаний ; - пробуждение интереса к получению новой информации ; - постановка учеником собственных целей обучения. Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе Ученик « вспоминает », что ему известно по изучаемому вопросу ( делает предположения ), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы Составление списка « известной информации »: рассказ - предположение по ключевым словам ; систематизация материала ( графическая ): кластеры, таблицы ; верные и неверные утверждения ; перепутанные логические цепочки ; мозговая атака ; проблемные вопросы, « толстые » и « тонкие » вопросы и т. д. II стадия Осмысление содержания : - получение новой информации ; - корректировка учеником поставленных целей обучения. Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания « старого » к « новому » Ученик читает ( слушает ) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации Методы активного чтения: «инсерт»; «фишбоун»; «идеал»; ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы III. Рефлексия : - размышление, рождение нового знания ; - постановка учеником новых целей обучения Учителю следует : вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям ; внести изменения ; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации Учащиеся соотносят « новую » информацию со « старой », используя знания, полученные на стадии осмысления содержание. Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Организация устных и письменных круглых столов. Организация различных видов дискуссий. Написание творческих работ. Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

Приемы и стратегии Кластеры ( разделы, отделы ) или составление мыслительных карт (mind- mapping) Нагревание ( охлаждение ) Q=cm(t 2 -t 1 ) Плавление ( кристаллизация ) Q= λ m Горение Q=qm Парообразование ( конденсация ) Q=Lm Количество теплоты

Приемы и стратегии Концептуальное колесо Тепловые двигатели Двигатель внутреннего сгорания Двигатель Дизеля Реактивный двигатель Паровая ( газовая ) турбина

Приемы и стратегии Технологический прием ИНСЕРТ I – interactive интерактивная N- noting размечающая S- system система E- effective для эффективного R- reading чтения и T- thinking размышления Текст Знаки Туман атмосферное явление, скопление воды в воздухе, когда образуются мельчайшие продукты конденсации водяного пара ( при температуре воздуха выше 10° это мельчайшие капельки воды, при 10…- 15° смесь капелек воды и кристалликов льда, при температуре ниже 15° кристаллики льда, сверкающие в солнечных лучах или в свете луны и фонарей ). атмосферное явление Относительная влажность воздуха при туманах обычно близка к 100 % ( по крайней мере, превышает %). Однако в сильные морозы (-30° и ниже ) в населённых пунктах, на железнодорожных станциях и аэродромах туманы могут наблюдаться при любой относительной влажности воздуха ( даже менее 50 %) за счёт конденсации водяного пара, образующегося при сгорании топлива ( в двигателях, печах и т. п.) и выбрасываемого в атмосферу через выхлопные трубы и дымоходы. Непрерывная продолжительность туманов составляет обычно от нескольких часов ( а иногда полчаса - час ) до нескольких суток, особенно в холодный период года. На метеостанциях отмечают следующие виды тумана : Поземный туман туман, низко стелящийся над земной поверхностью ( или водоёмом ) сплошным тонким слоем или в виде отдельных клочьев, так что в слое тумана горизонтальная видимость составляет менее 1000 м, а на уровне 2 м превышает 1000 м ( обычно составляет, как при дымке, от 1 до 9 км, а иногда 10 км и более ). Наблюдается, как правило, в вечерние, ночные и утренние часы. Отдельно отмечается поземный ледяной туман наблюдаемый при температуре воздуха ниже 10…-15° и состоящий из кристалликов льда, сверкающих в солнечных лучах или в свете луны и фонарей. Просвечивающий туман туман с горизонтальной видимостью на уровне 2 м менее 1000 м ( обычно она составляет несколько сотен метров, а в ряде случаев снижается даже до нескольких десятков метров ), слабо развитый по вертикали, так что возможно определить состояние неба ( количество и форму облаков ). Чаще наблюдается вечером, ночью и утром, но может наблюдаться и днём, особенно в холодное полугодие при повышении температуры воздуха. Отдельно отмечается просвечивающий ледяной туман наблюдаемый при температуре воздуха ниже 10…-15° и состоящий из кристалликов льда, сверкающих в солнечных лучах или в свете луны и фонарей. Туман сплошной туман с горизонтальной видимостью на уровне 2 м менее 1000 м ( обычно она составляет несколько сотен метров, а в ряде случаев снижается даже до нескольких десятков метров ), достаточно развитый по вертикали, так что невозможно определить состояние неба ( количество и форму облаков ). Чаще наблюдается вечером, ночью и утром, но может наблюдаться и днём, особенно в холодное полугодие при повышении температуры воздуха. Отдельно отмечается ледяной туман наблюдаемый при температуре воздуха ниже 10…-15° и состоящий из кристалликов льда, сверкающих в солнечных лучах или в свете луны и фонарей. Самое большое количество туманных дней на уровне моря в среднем более 120 в году наблюдается на канадском острове Ньюфаундленд в Атлантическом океане. [1] Ньюфаундленд [1] ???? v +

Приемы и стратегии « Тонкие » и « толстые » вопросы Тонкие вопросыТолстые вопросы Кто? Что? Когда? Где? Согласны ли вы, что? Почему? Как вы можете объяснить? В чем отличие ….? Что происходит с водой при 100 ̊ С? Где мы можем увидеть воду в газообразном виде в природе? Какое явление называют испарением? Почему горячий чай остывает быстрее, если на него дуют? Почему испарение происходит тем быстрее, чем выше температура жидкости? Как зависит скорость испарения жидкости от площади её поверхности?

Приемы и стратегии Стратегия решения проблем « ИДЕАЛ » I Identify a problem D Debate a problem E Essential solutions A Activity L Logical conclusions И – Идентифицируйте проблему. Проблема определяется в самом общем виде. Д – Доберитесь до ее сути. Школьники формулируют проблему в виде вопроса. Он должен быть предельно точным, конкретным, начинаться со слова « как », и в нем должны отсутствовать отрициния ( частица « не »). Е – Есть варианты решения. Генерирование как можно большего числа вариантов решения проблемы осуществляется посредством « мозгового » штурма. Любая критика здесь запрещена. Важно количество : чем больше решений, тем лучше ( для графической организации идей можно использовать кластер ). А – А теперь за работу ! Выбор оптимального варианта ( вариантов ). Теперь ученики взвесив все « за » и « против », выбирают лучший вариант ( ы ) решения проблемы. Л – Логические выводы. Анализ действий, предпринятых для решения проблемы, логические выводы. На последнем этапе учащиеся анализируют проделанную ими работу. После того как учащиеся прослушали тему « Плавление », им предлагается решить поставленную учителем проблему, которую необходимо сформулировать самостоятельно. « Почему разные вещества плавятся при разной температуре ?». Работать можно и в парах. После окончания работы учитель просит высказаться каждую пару. При этом он заполняет сводную таблицу на доске. Далее детям необходимо выбрать удачные способы из всего разнообразия возможных решений проблемы. В заключительной части учащиеся сравнивают выбранные ими способы решения с тем, который предложил сам учитель.

Приемы и стратегии ЗХУ – Таблицы ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ Учитель объявляет тему, предлагает учащимся вспомнить информацию, которой они владеют по данной теме. Учащиеся заполняют первую часть таблицы ( Знаю ). Учитель предлагает учащимся высказаться по поводу того, что они хотели бы узнать по данной теме или из данного текста. Учащиеся заполняют вторую часть таблицы ( Хочу узнать ). Чтение текста или его части и заполнение третьего столбца таблицы ( Узнал ). Данное задание может выполняться индивидуально, в парах, в группах. В конце каждого этапа проводится коллективное обсуждение ; важная информация и наиболее интересные высказывания записываются в сводной таблице на доске или плакате. Данный прием обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями

Приемы и стратегии РАФТ Роль Аудитория Форма Тема Примеры заданий для учащихся : Представь себе, что ты – молекула. Расскажи о своей жизни. ( три группы пишут описание в одном из агрегатных состояний : твердом, жидком и газообразном. Ты – Исаак Ньютон, расскажи о том, как ты открыл Закон Всемирного тяготения. Кем бы ты хотел стать термометром или термостатом, если бы у тебя был выбор ?

Приемы и стратегии « Синквейн » 1. Существительное. 2. Прилагательных два ( допускаются причастия ). 3. Глаголов три ( допускаются пояснения ). 4. Предложение из четырех слов. 5. Существительное ( вывод, обобщение ). 1. Физика 2. теоретическая экспериментальная 3. исследует, обнаруживает, подтверждает 4. законы опираются на опытные данные 5. наука 1. Магнит 2. постоянный остаточный 3. притягивается, отталкивается, размагничивается 4. тело, обладающее собственным магнитным полем 5. магнетитовый камень

Приемы и стратегии « Фишбоун » - « скелет рыбы ». причина причина причина причина Проблема вывод факты факты факты факты

Вывод : При качественном подходе к применению технологии развития критического мышления в образовательном процессе учитель сможет по новому взглянуть на себя и свой предмет.