Лекция 9 Цивилизационный подход в изучении истории.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 9 Цивилизационный подход в изучении истории.
Advertisements

Творческая работа учащихся по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация Цивилизация и общество
Презентацию выполнили ученицы 10 класса « А » Овчарова Анна и Евдокимова Юлия.
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
История. Предмет истории. История. Предмет истории. Связь истории с другими гуманитарными науками. Связь истории с другими гуманитарными науками. Функции.
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
+ – «ДА» 0 – «Нет» о + о о.
Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории Урок обществознания, 11 класс Учитель истории и обществознания МОУ « Ленская средняя общеобразовательная.
ГБОУ Гимназия 1505 «Московская городская педагогическая гимназия – лаборатория» Автор: ученица 10 класса «А» Васильченко Елена Руководитель: к.ф.н. Гутлин.
Домашнее задание §13 читать, материал лекции учить.
Презентация на тему: Теория развития цивилизаций А.Тойнби.
1 Социальная философия. 2 Вопросы: 1.Основные проблемы социальной философии 2.Теории исторического развития общества 3.Будущее человечества.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
Теория «локальных цивилизаций» А. Тойнби «Исследование истории» ( )
Вопросы: 1.Взаимодействие природного и антропогенного мира. Особенности социального познания. 2.Структура общества. Сферы общественной жизни. 3. Философские.
Крицкая Е.Р.,учитель истории. Познакомиться с теориями Шубарта, Шпенглера, и Данилевского о многообразии культур. 1. Познакомить учеников с определением.
Введение План: 1.Понятие история. Исторический факт, источник. 2.Подходы к изучению истории. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ читать с Начертить ленту времени, отметить.
{ Выполнил: студент группы Фк-1-16 Турганбаев Бекматат Илиязович Турганбаев Бекматат Илиязович Философия истории. Формационные и цивилизационные походы.
Огюст Конт ( ) - основатель позитивизма и позитивной социологии. г. Абдуллаев Амид 2 курс МО.
Транксрипт:

Лекция 9 Цивилизационный подход в изучении истории

План лекции 1.Определения понятия «цивилизация». 2.Основные понятия и категории цивилизационных концепций. 3. Основная идея цивилизационного подхода к истории. 4.Соотношение формационного и цивилизационного подходов в изучении истории.

Источники к лекции Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика, капитализм.ХУ- ХУШ вв. М., Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., Тойнби А. Постижение истории М., Шпенглер О. Закат Европы : Очерки морфологии мировой истории. М Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Собр. соч. Т. 20.

Литература к лекции Асланов И.К. Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского // Философия и общество Актуальные проблемы теории истории // Вопросы истории Барг М.А. Категория "цивилизация" как метод сравнительно - исторического исследования // История СССР Гречко В.М. Концептуальные модели истории. М., Гринин Л.Е. Формации и цивилизации. Философия и общество Кантор В.К. Западничество как проблема "русского пути" // Вопросы философии Клягин Н.В. Цивилизация как закономерность истории // Философия и общество

Литература к лекции Ракитов А.И. Историческое познание. М., Ракитов А.И. Цивилизация, культура, технология и рынок // Вопросы философии. 5. С Риск исторического выбора России // Вопросы философии Семенов Ю.И. Материалистическое понимание истории: за и против // Восток Семенов Ю.И. Философия истории. Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней. М., Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., Шемякин Я.Г. Проблема цивилизации в советской научной литературе // История СССР. 5. С Цивилизации. Вып М.,

Эмпирическая основа подхода объяснение причин изменений в развитии общества Это – глобальные концепции

Идея Циклизм – развитие общества идет по циклу – общество рождается, развивается, увядает, погибает. Идея циклизма – изначально одна из первых идей объяснения изменений в природе, обществе, человеке, т.к. Ее проявление эмпирически наблюдаемо

Идея объяснение всемирно-исторического процесса, учитывающая всю многомерность, сложность, уникальность отдельных культур и цивилизаций, развитие человеческого общества в пространстве.

Идея При таком подходе исторический процесс может быть рассмотрен во всем его многообразии, вариативности исторического развития, в направленности на плюралистический диалог культур и обоснование перспектив развития.

Определения понятия «цивилизация». Цивилизация – (лат. – гражданский). Термин, имеющий нечеткие и подвижные смыслы. В науке известны многочисленные варианты определения данного понятия:

Определения понятия «цивилизация». –устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, сходством материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием в большинстве случаев этнических признаков и соответствующих географических рамок.

Определения понятия «цивилизация -цивилизация как определенная локальная культура; -цивилизация как некая особость, уникальность, неповторимость культуры какого-либо общества или культуры;

Определения понятия «цивилизация -цивилизация как некая реально- историческая единица; -цивилизация как некая особость, уникальность, неповторимость культуры какого-либо общества или культуры;

Определения понятия «цивилизация» -цивилизация как определенная стадия развития, отделяющая общества, достигшие некоего уровня развития культуры от более примитивных; _ цивилизация как некий общечеловеческий рубеж развития;

Определения понятия «цивилизация» -цивилизация как синоним культуры, как особая стадия развития культуры; _цивилизация как последовательные ступени развития человечества, как стадии исторического процесса;

Определения понятия «цивилизация» _цивилизация как результат исторического процесса, данный на сегодняшний день; _ цивилизация как собственно социальная организация общества – социального организма (в этом плане особенно противопоставляют цивилизации и формации); -

Определения понятия «цивилизация» - цивилизация как пространственно- временные группировки обществ, взятые в аспекте культурно-идеологической (религиозной) близости

Цивилизационные концепции. Н.Я.Данилевский В работе «Россия и Запад» выделил культурно- исторический типы - это исторические индивиды

Цивилизационные концепции. Н.Я.Данилевский. «Россия и Европа» Культурно-исторический типы - это исторические индивиды Все культурно-исторические типы проходят 3 этапа в развитии: - ДРЕВНИЙ(этнографический) – заготовление запаса для будущей деятельности

Цивилизационные концепции. Н.Я.Данилевский 2 – СРЕДНИЙ этап- государственный 3 –ПЕРИОД ЦИВИЛИЗАЦИИ – время растраты сил

Цивилизационные концепции. Н.Я.Данилевский Кроме культурно-исторических типов существуют ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ДЕЯТЕЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА – они добивают борющуюся со смертью цивилизацию (гунны, монголы, турки)

Цивилизационные концепции. Н.Я.Данилевский Кроме КИТ И Отрицательных деятелей - ПЛЕМЕНА, КОТОРЫМ НЕ СУЖДЕНО НИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ, НИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ РОЛИ (например, финские племена)

Цивилизационные концепции. Н.Я.Данилевский Не существует никакой единой истории Деление на античную, средневековую, новую историю ТОЛЬКО для западной Европы

Цивилизационные концепции. Н.Я.Данилевский Культурно-исторические типы: Египетский Китайский Халдейский Индийский Иранский Еврейский Греческий Римский Аравийский европейский

Цивилизационные концепции. Н.Я.Данилевский Погибшие кит: мексиканский перуанский

Цивилизационные концепции. Н.Я.Данилевский 1 еще не расцветшая цивилизация - славянская

Цивилизационные концепции. Освальд Шпенглер. «Закат Европы». 1918г. только естественные науки могут называться науками. История это не наука.

Цивилизационные концепции. Освальд Шпенглер. «Закат Европы» Шпенглер отказывается воспринимать историю линейно. «Древний мир Средние века Новое время: вот невероятно скудная и бессмысленная схема». Альтернативной линейной истории он называет «морфологию мировой истории как описание отдельных культур».

Цивилизационные концепции. Освальд Шпенглер Культура главное содержание истории. «Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека. У каждой есть свое детство, своя юность, своя возмужалость и старость» Культура «человеческая индивидуальность высшего порядка» «Каждая новая культура пробуждается с неким новым мировоззрением». «У каждой культуры есть своя собственная цивилизация».

Цивилизационные концепции. Освальд Шпенглер Египетская культура Вавилонская культура Китайская культура Мексиканская культура Античная культура культура тела. Арабская культура культура Ближнего Востока, начало которой Шпенглер связывает с ранним христианством. Фаустовская культура европейская культура воли, появившаяся в 1000 и символом которой является Фауст. Она прошла ряд стадий - романика, готика, ренессанс, барокко, рококо - прежде чем умерла в цивилизации XIX века.

Цивилизационные концепции. Арнольд Тойнби 12 томов «Постижение истории» 1956 г.

Цивилизационные концепции. Арнольд Тойнби Список цивилизаций по Тойнби: Шумеро-аккадская Вавилонская Древнеегипетская Хеттская Сирийская Персидская (иранская) Арабоисламская цивилизация Минойская цивилизация Эллинская (греко-римская)

Цивилизационные концепции. Арнольд Тойнби Западная цивилизация Православная (основной массив) Византия, южные славяне Православная русская Древнекитайская Дальневосточная китайская Дальневосточная японско-корейская Индская Индуистская Майянская Мексиканская Юкатанская Андская

Цивилизационные концепции. Арнольд Тойнби Концепция Вызов-Ответ При резком изменении условий жизни, которые Тойнби называет «вызовом», общество не может дать адекватного ответа, перестроиться и изменить образ жизни. общества, однако, выделяют из своей Среды «творческое меньшинство», которое осознает «вызов» Среды и способно дать на него удовлетворительный ответ.

Цивилизационные концепции. Арнольд Тойнби Эта горстка энтузиастов пророков, жрецов, философов, ученых, политиков примером собственного бескорыстного служения увлекает за собой косную массу, и общество переходит на новые рельсы. Начинается формирование дочерней цивилизации,

Цивилизационные концепции. Арнольд Тойнби Творческое меньшинство - эта горстка энтузиастов пророков, жрецов, философов, ученых, политиков примером собственного бескорыстного служения увлекает за собой косную массу, и общество переходит на новые рельсы. Начинается формирование дочерней цивилизации,

Цивилизационные концепции. Арнольд Тойнби культуры, живущие в комфортных условиях, не получающие «вызова» со стороны Среды, пребывают в состоянии стагнации. Только там, где возникают трудности, где ум людей возбуждается в поисках выхода и новых форм выживания, создаются условия для рождения цивилизации более высокого уровня. Согласно закону «золотой середины» Тойнби, вызов не должен быть ни слишком слабым, ни слишком суровым.

Цивилизационные концепции. Арнольд Тойнби В первом случае не последует активного ответа, а во втором непреодолимые трудности могут в корне пресечь зарождение цивилизации. Конкретные примеры «вызовов», известные из истории, связаны с иссушением или заболочиванием почв, наступлением враждебных племен, вынужденным изменением места жительства. Наиболее распространенные ответы: переход к новому типу хозяйствования, создание ирригационных систем, формирование мощных властных структур, способных мобилизовать энергию общества, создание новой религии, науки, техники.

Цивилизационные концепции. Арнольд Тойнби Подобно своим предшественникам, Тойнби признает циклическую схему развития цивилизаций: рождение, рост, расцвет, надлом и разложение. Развивается культура до тех пор, пока не прервется цепочка «вызов ответ».

Отличительные черты цивилизационного подхода Внимание к культуре как уникальному, неповторимому явлению Признание многообразия культур

Ограниченность подхода Абсолютизация уникального, неповторимого Признание независимого развития цивилизаций Отсутствие разработанного понятийного аппарата

Спасибо за внимание!