Чрезвычайные ситуации природного характера ГОУ 567 преподаватель-организатор ОБЖ Антонова И.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Действия работников организаций в чрезвычайных ситуациях природного характера.
Advertisements

Чрезвычайные ситуации природного характера ЧС - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления,
Презентация к уроку по ОБЖ (10 класс) на тему: Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Защита человека от вредных и опасных факторов природного и техногенного происхождения.
Чрезвычайные ситуации природного характера Тема 1.2.
Чрезвычайные ситуации природного характера « ГРОЗНЫЕ СИЛЫ ПРИРОДЫ » 7 класс.
Чрезвычайные ситуации природного характера Интегрированный курс географии и ОБЖ.
Чрезвычайные ситуации природного характера Автор: Гайбура Наталья Героньевна гр. Б
Презентация к уроку по географии (8 класс) по теме: Презентация "Стихийные природные явления России"
Главный постулат выживания – человек может и должен сохранить здоровье и жизнь в любых, самых суровых условиях… Для этого необходимы определённые знания.
Тема урока Безопасность населения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера. Цель урока: Систематизировать знания об основных стихийных бедствиях,
Опасные ЧС и безопасность человека. Маленцова Полина 7б.
Ураганы, наводнения, смерчи, пожары являются причиной ежегодной гибели сотен тысяч людей. 30% добываемой энергии человек использует для своих нужд, а.
Основы безопасности жизнедеятельности 7. Строение Земли Из курса географии вам известно, что Земля - это небольшое космическое тело, часть Солнечной системы.
Сила ветра измеряется его скоростью. Кто из ученых создал шкалу силы ветра 1.Менделеев; 2.Рихтер; 3.Ломоносов; 4.Бофорт.
Чрезвычайные ситуации природного характера. Причины возникновения ураганов, бурь и смерчей Причины возникновения ураганов, бурь и смерчей Причины возникновения.
Презентация к уроку по ОБЖ (7 класс) на тему: Презентация урока ОБЖ для учащихся 7-х классов"Общая характеристика природных явлений."
Землетрясения представляют собой подземные толчки и колебания земной поверхности. Наиболее опасные из них возникают из-за тектонических смещений и разрывов.
Своя игра МОУ СОШ 92 «Действия в ЧС» г Бонусы «Счастливый случай» - команда получает число баллов, указанных в данном вопросе. «Несчастный случай»
Транксрипт:

Чрезвычайные ситуации природного характера ГОУ 567 преподаватель-организатор ОБЖ Антонова И.В.

ВВЕДЕНИЕ Современный человек на протяжении своей жизни находится в различных средах: социальной, производственной, местной (городской, сельской), бытовой, природной и др. Современный человек на протяжении своей жизни находится в различных средах: социальной, производственной, местной (городской, сельской), бытовой, природной и др. Человек и среда его обитания образуют систему, состоящую из множества взаимодействующих элементов, имеющую упорядоченность в определенных границах и обладающую специфическими свойствами. Такое взаимодействие определяется множеством факторов и оказывает влияние как на самого человека, так и на соответствующую среду его обитания. Это влияние может быть, с одной стороны, положительным, с другой – одновременно и отрицательным (негативным). Человек и среда его обитания образуют систему, состоящую из множества взаимодействующих элементов, имеющую упорядоченность в определенных границах и обладающую специфическими свойствами. Такое взаимодействие определяется множеством факторов и оказывает влияние как на самого человека, так и на соответствующую среду его обитания. Это влияние может быть, с одной стороны, положительным, с другой – одновременно и отрицательным (негативным). Негативные воздействия факторов природной среды проявляются главным образом в чрезвычайных ситуациях. Эти ситуации могут быть следствием как стихийных бедствий, так и производственной деятельности человека. В целях локализации и ликвидации негативных воздействий, возникающих в чрезвычайных ситуациях, создаются специальные службы, разрабатываются правовые основы и создаются материальные средства для их деятельности. Большое значение имеет обучение населения правилам поведения в таких ситуациях, а также подготовка специальных кадров в области безопасности жизнедеятельности. Негативные воздействия факторов природной среды проявляются главным образом в чрезвычайных ситуациях. Эти ситуации могут быть следствием как стихийных бедствий, так и производственной деятельности человека. В целях локализации и ликвидации негативных воздействий, возникающих в чрезвычайных ситуациях, создаются специальные службы, разрабатываются правовые основы и создаются материальные средства для их деятельности. Большое значение имеет обучение населения правилам поведения в таких ситуациях, а также подготовка специальных кадров в области безопасности жизнедеятельности.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧС ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧС ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности. ЧС классифицируются по характеру источника и по масштабам.

Классификация Гидрологические Наводнение временное затопление суши водой Подводные землетрясения, вызывающие гигантские волны – цунами Массовые заболевания Инфекционные заболевания людей: чума, холера, сибирская язва, гепатит Б, В, СПИД Эпизототии инфекционные заболевания животных: сибирская язва,КЧС (классическая чума свиней), туберкулез Эпифототии Заболевания леса и растений: мотылек, саранча, колорадский жук Геофизические Землетрясение смещение литосферных плит Извержение вулкана выход магмы, пепла и газов Геологические Сель горный грязевой поток Оползень смещение земляных масс со склонов Лавина обвал массы cнега Обвал обвал земли и горных пород Пожары Лесные низовые верховые Степные в сухое время года Хлебных массивов Торфяные и подземные Метеорологические Ураган Шторм Смерч вращающийся столб воздуха Буря Тайфун Циклон

Землетрясения Землетрясения Землетрясения – сейсмические явления, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии, передающиеся на большие расстояния в виде резких колебаний, приводящих к разрушению зданий, сооружений, пожарам и человеческим жертвам. Разрушительными являются землетрясения интенсивностью более 7 баллов по 12-ти бальной шкале Рихтера, опасными – свыше 5 баллов. Пятая часть территории России подвержена землетрясениям силой более 7 баллов. Землетрясение – самое страшное стихийное бедствие. Ежегодно на Земле происходит до 1500 землетрясений, до 300 из них носит разрушительный характер. В последние десятилетия наиболее разрушительные землетрясения происходили в 1988 г. в Армении, погибло 25 тысяч человек; в 1995 г. в Японии, погибло 6336 человек; в 1995 г. был полностью разрушен город Нефтегорск, из 3000 человек погибло При землетрясениях запрещается: пользоваться лифтом, зажигать спички. Почувствовав толчки, необходимо: Быстро покинуть здание. Быстро покинуть здание. Держаться дальше от стен, заборов, столбов, не входить в здания: толчки могут повториться. Держаться дальше от стен, заборов, столбов, не входить в здания: толчки могут повториться. На втором и последующих этажах встать в проем входной или балконной двери, отойти от окон и занять место в углу, образованном капитальными стенами. На втором и последующих этажах встать в проем входной или балконной двери, отойти от окон и занять место в углу, образованном капитальными стенами.

Наводнения Наводнение – временное затопление суши в результате подъема воды выше обычного (ординара). Причины: обильные осадки, дожди; обильные осадки, дожди; интенсивное таяние снега; интенсивное таяние снега; образование заторов (льдины весной), зажоров (мелкий снег, лед осенью); образование заторов (льдины весной), зажоров (мелкий снег, лед осенью); разрушение гидротехнических сооружений; разрушение гидротехнических сооружений; подземные землетрясения (вызывают гигантские волны – цунами) подземные землетрясения (вызывают гигантские волны – цунами) сильный нагонный ветер на морских побережьях и устьях рек, впадающих в море. сильный нагонный ветер на морских побережьях и устьях рек, впадающих в море. При угрозе наводнения необходимо: 1. Постоянно слушать информацию об обстановке и порядке действий. 2. Продовольствие, ценные вещи, одежду, обувь перенести на верхние этажи. 3. Из опасных районов эвакуировать население. 4. Скот перегнать на возвышенные места. В процессе наводнения: 1. Спасти людей, где бы они ни оказались. 2. В первую очередь из зоны затопления вывезти детей. 3. Оказать срочную помощь людям, оказавшимся в воде.

Оползни, сели Оползень – это скользящее смещение масс горных пород по склону под влиянием силы тяжести. Происходят они на всех склонах, начиная с крутизны 19, а на глинистых грунтах с 5–7. Меры безопасности: Наблюдать за обстановкой, поведением животных, дождями. Наблюдать за обстановкой, поведением животных, дождями. При первых признаках оползня быстро эвакуировать людей, животных, материальные ценности. При первых признаках оползня быстро эвакуировать людей, животных, материальные ценности. В процессе оползня в здания не входить, к строениям не приближаться, быть в стороне от района смещения грунта. В процессе оползня в здания не входить, к строениям не приближаться, быть в стороне от района смещения грунта. Сель – бурный грязевой или грязекаменный поток, состоящий из смеси воды и обломков горных пород, внезапно возникающий в бассейнах горных рек. Меры безопасности: Получив информацию, немедленно эвакуироваться за границы зоны распространения селя. Получив информацию, немедленно эвакуироваться за границы зоны распространения селя. Уходить на возвышенные места. Оказавшемуся в селевом потоке помочь всеми имеющимися средствами, выводя его по направлению движения массы с постепенным приближением к краю. Уходить на возвышенные места. Оказавшемуся в селевом потоке помочь всеми имеющимися средствами, выводя его по направлению движения массы с постепенным приближением к краю.

Ураганы, циклоны, тайфуны, штормы, смерчи, бури Эта ЧС вызвана движением воздушных масс с большой скоростью. Скорость ветра при урагане 30–40 м/с, при шторме 20–30 м/с, при буре 15–30 м/с, при тайфуне более 50 м/с. Циклоны и тайфуны сопровождаются ливневыми дождями. Смерч – вихревое движение воздуха с огромной скоростью, иногда превышающую скорость звука, имеющее вид темного столба диаметром от нескольких десятков до сотен метров. Ураганный ветер разрушает прочные и сносит легкие строения, опустошает поля, обрывает провода, валит столбы и вырывает с корнями деревья, топит суда, повреждает транспортные средства. Получив штормовое предупреждение, необходимо: закрыть окна, двери, чердачные помещения;закрыть окна, двери, чердачные помещения; с балконов и лоджий убрать все, что может быть сброшено ураганом;с балконов и лоджий убрать все, что может быть сброшено ураганом; выключить газ, потушить огонь в печах, подготовить фонари, свечи, лампы;выключить газ, потушить огонь в печах, подготовить фонари, свечи, лампы; дома занять внутреннюю комнату, подальше от окон;дома занять внутреннюю комнату, подальше от окон; запастись водой, продуктами, держать радиоточку, телевизор, приемник включенными;запастись водой, продуктами, держать радиоточку, телевизор, приемник включенными; на открытой местности укрыться в канаве, яме, овраге;на открытой местности укрыться в канаве, яме, овраге; укрыться в защитном сооружении;укрыться в защитном сооружении; подготовить медикаменты и перевязочные материалы.подготовить медикаменты и перевязочные материалы.

Снежные заносы, метели Сильные снегопады характерны для большей части России. Длятся они иногда несколько суток. Прогнозируются снежные заносы, как правило, вполне надежно и своевременно. Получив предупреждение о буре и снежных заносах, необходимо: Создать запасы воды, продуктов, топлива. Создать запасы воды, продуктов, топлива. Репродуктор радиотрансляции, приемник, телевизор держать постоянно включенными. Репродуктор радиотрансляции, приемник, телевизор держать постоянно включенными. Приготовить аварийное освещение, электрические фонари, свечи, керосиновые лампы. Приготовить аварийное освещение, электрические фонари, свечи, керосиновые лампы. Позаботиться о запасах кормов и воды для животных. Позаботиться о запасах кормов и воды для животных. Утеплить помещения. Утеплить помещения. После бурана: После бурана: Принять участие в расчистке дорог и улиц от заносов. Принять участие в расчистке дорог и улиц от заносов. В местах возможного схода лавин внимательно следить за предупредительными знаками. В местах возможного схода лавин внимательно следить за предупредительными знаками. Если буран застал вас в дороге, подать сигнал помощи, повесив на шест (антенну) ярку ткань. Периодически прогревать машину. Если буран застал вас в дороге, подать сигнал помощи, повесив на шест (антенну) ярку ткань. Периодически прогревать машину.

Пожары Пожар – неконтролируемы процесс горения, влекущий за собой гибель людей, уничтожение материальных ценностей. Пожары возникают стихийно (до 10%) или по воле человека (до 90%). Причины пожаров: неосторожное обращение с огнем; неосторожное обращение с огнем; молнии; молнии; поджоги. поджоги. Характеристикой разрушительного действия пожаров является температура горения и скорость движения пожаров. По характеру лесные пожары бывают низовыми, подземными и верховыми. При низовых пожарах огонь движется со скоростью 0,1–1 км/ч. только по надпочвенному слою, верховые – 3-10 км/ч, охватывающие кроны деревьев, и почвенные пожары возникают в толще горючего материала (торф, сланец, бурый уголь). Степной пожар возникает в сухое время года при созревании трав и хлебов. Скорость такого пожара км/ч. Необходимые меры при пожаре: Захлестывание кромки пожара – самый простой и достаточно эффективные способ тушения. Захлестывание кромки пожара – самый простой и достаточно эффективные способ тушения. Забрасывание огня рыхлым грунтом. Забрасывание огня рыхлым грунтом. Выводить и вывозить людей в направлении, перпендикулярном распространению огня. Выводить и вывозить людей в направлении, перпендикулярном распространению огня. Двигаться вдоль речек, ручьев, по воде. Двигаться вдоль речек, ручьев, по воде. Рот и нос прикрывать ватно-марлевой повязкой, платком, полотенцем. Рот и нос прикрывать ватно-марлевой повязкой, платком, полотенцем.

Инфекционные заболевания Инфекционные болезни людей – это заболевания, вызванные болезнетворными микроорганизмами и передающиеся от зараженного человека или животного - к здоровому. Ежегодно на Земле переносят инфекционные заболевания свыше 1 млрд. человек. Эпидемия – это массовое распространение инфекционного заболевания людей в какой-либо местности или стране, значительно превышающее общий уровень заболеваемости. Самые опасные заболевания ХХ века – СПИД, гепатит Б, В. Заболевание, способ распространения, скрытый период (сутки), продолжительность, потеря работоспособности (сутки), смертность без лечения: Чума - распыление в воздухе; заражение воды, пищи, предметов домашнего обихода; искусственное заражение переносчиков, (при бубонной форме), 100 (при легочной и септических формах). Туляремия - то же, до 30. Сибирская язва - распыление спор, в воздухе, , до 100 (при легочно-кишечной форме). САП - то же, (при острой форме), Мелиоидоз - то же, (при острой форме), Холера - то же,

Инфекционные заболевания Профилактические меры: Обязательно использовать индивидуальную аптечку АИ-2, таблетки олететрина, норсульфазола, тетрациклина гидрохлорида. Обязательно использовать индивидуальную аптечку АИ-2, таблетки олететрина, норсульфазола, тетрациклина гидрохлорида. Повысить устойчивость организма к возбудителям инфекций с помощью предохранительных прививок. Повысить устойчивость организма к возбудителям инфекций с помощью предохранительных прививок. Носить ватно-марлевые повязки, Ограничить скопления людей и их контакты. Носить ватно-марлевые повязки, Ограничить скопления людей и их контакты. При появлении больных необходимо: Немедленно сообщить об этом в медицинское учреждение. Больного изолировать. Немедленно сообщить об этом в медицинское учреждение. Больного изолировать. Провести дезинфекцию помещений. Провести дезинфекцию помещений. Ужесточить правила личной гигиены, активно выявлять и госпитализировать больных. Ужесточить правила личной гигиены, активно выявлять и госпитализировать больных. В случае возникновения очага инфекционного заболевания, ввести карантин и обсервацию. В случае возникновения очага инфекционного заболевания, ввести карантин и обсервацию.