Велижанина Елена 11 класс 11 класс В.Л.Боровиковский. Портрет Марии Ивановны Лопухиной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Портрет М.И.Лопухиной. Поэзия живописи.. XVIII век вошел в историю русского живописного искусства как «век портрета», одним из лучших его портретистов.
Advertisements

Считается, что портрет самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII.
Жанр портрета. Считается, что портрет самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской.
К учебнику «Обществознание» 9 кл. А.Ф.Никитина Тема: Художественная культура «Творенье может пережить творца: Творец уйдет, природой побежденный, Однако.
Презентация к уроку (мировая художественная культура, 11 класс) по теме: Портрет в русской живописи 18 века.
Лики женской красоты в русской классической живописи Давыдова Елена Егоровна Учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ 55 имени Александра Невского"
Поэзия и живопись Владимир Лукич Боровиковский Владимир Лукич Боровиковский Федор Степанович Рокотов Федор Степанович Рокотов Работу выполнила ученица.
Русский портрет XVIIIвека Федор Степанович Рокотов Владимир Лукич Боровиковский Иван Петрович Аргунов.
«Любите живопись, поэты!» (Портрет в русской живописи и литературе). Урок развития речи по картине Ф.С.Рокотова «Портрет А.П.Струйской» и стихотворению.
Игра-викторина по картинам учитель музыки и искусства Бойко О.Н.
ВЕК ПОРТРЕТА РУССКОЕ ПОРТРЕТНОЕ ИСКУССТВО XVIII-НАЧАЛА XIX ВЕКА Материал подготовлен для использования на уроках изобразительного искусства и мировой художественной.
Галерея женских образов Ученица 11 класса Павлова Лидия 2010 – 2011 уч. год Галерея женских образов Ученица 11 класса Павлова Лидия 2010 – 2011 уч. год.
2007 гН.В. Гребнева Воспитательные возможности предмета МХК Из опыта работы Гребневой Н.В. учителя истории и МХК средней школы 1 п.Чистые Боры.
Интегрированный урок Биологии + Мировой художественной культуры.
ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ Домашнее задание: опишите портреты, используя прилагательные и причастия.
Владими р Лукич Боровик овский. «Портрет Марии Ивановн ы Лопухин ой» 1797,ГТГ.
Портрет петровского времени. й й ф Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению.
Творческая работа ученицы 7 А класса МОУ « Золотухинская СОШ » Коноревой Светланы.
Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас,
Презентация на тему: Живопись России XVIII века. В 1770 – е годы Академию художеств возглавил Антон Павлович Лосенко (1737 – 1773_, получивший звание.
Транксрипт:

Велижанина Елена 11 класс 11 класс В.Л.Боровиковский. Портрет Марии Ивановны Лопухиной.

XVIII век вошел в историю русского живописного искусства как «век портрета», одним из лучших его портретистов является Владимир Лукич Боровиковский.

был родом с Украины, начинал как иконописец. Важную роль в его судьбе сыграло путешествие Екатерины II в Крым в 1787 году. На пути императрицы возводили дворцы и триумфальные ворота. Для одного из таких дворцов, который предназначался для приема Русской государыни, миргородский предводитель дворянства поручил В.Л. Боровиковскому написать несколько аллегорических картин. Важную роль в его судьбе сыграло путешествие Екатерины II в Крым в 1787 году. На пути императрицы возводили дворцы и триумфальные ворота. Для одного из таких дворцов, который предназначался для приема Русской государыни, миргородский предводитель дворянства поручил В.Л. Боровиковскому написать несколько аллегорических картин. Владимир Лукич Боровиковский ( )

Две из них особенно понравились царице. На одной была изображена она сама в образе Минервы, окруженной семью древнегреческими мудрецами, которым она объясняет свой наказ, на второй Петр I, вспахивающий землю, по которой опять же она сеет семена, местами уже приносящие плоды. Узнав имя художника, императрица предложила ему ехать в Петербург. Две из них особенно понравились царице. На одной была изображена она сама в образе Минервы, окруженной семью древнегреческими мудрецами, которым она объясняет свой наказ, на второй Петр I, вспахивающий землю, по которой опять же она сеет семена, местами уже приносящие плоды. Узнав имя художника, императрица предложила ему ехать в Петербург.

Учился у Лампи, Левицкого. Хорошо усвоенные навыки сочетались у него с неким невыводимым провинциальным простодушием. Формально соответствуя признакам классических портретов, его произведения выделялись живой непосредственностью. В.Л. Боровиковский был трудолюбов до невероятности, писал очень много портретов, и ему было поручено написать портреты всех членов императорской фамилии. Обдуманность картины, искусное владение кистью, свежесть колорита, умение изображать всевозможные ткани и одежды ставят В.Л. Боровиковского в ряд известных портретистов, хотя он не получил основательного классического образования.

Для прекрасных женских образов Боровиковский создал определенный стиль портрета: поясное изображение, погруженная в задумчивость фигура, опирающаяся рукой на какую-либо подставку, а фоном для томного изгиба тела в легкой светлой одежде служит тихий пейзаж. Но как индивидуальны черты его героинь и как дивно хороша каждая!

Но случай с Лопухиной особенный. Мы не знаем, что это был за творческий тандем: 40- летний художник и совсем юная девушка на выданье. Неизвестно, что в портрете от самой модели, а что прибавил, присочинил живописец. Чувственный подтекст этого вроде бы невинного произведения был понятен любому активно смотрящему зрителю. Удивительно, насколько мало известна потомкам судьба женщины с самого знаменитого портрета работы Владимира Боровиковского: юной Марии Лопухиной, в которую немолодой уже художник наверняка был трогательно влюблен, ведь без любви не создаются такие шедевры...

В.Л.Боровиковский. Портрет Лопухиной (1797) Государственная Третьяковская галерея, Москва. В.Л.Боровиковский. Портрет Лопухиной (1797) Государственная Третьяковская галерея, Москва. Образ М.И. Лопухиной пленяет зрителя нежной меланхоличностью, необыкновенной мягкостью черт лица и внутренней гармонией. Эта гармония передана всем художественным строем картины: и поворотом головы, и выражением лица женщины, она подчеркивается и отдельными поэтическими деталями, вроде сорванных и уже поникших на стебле роз. Гармонию эту легко уловить в певучей плавности линий, в продуманности и соподчиненности всех частей портрета.

Однажды, почти сто лет назад, поэт Полонский увидел у своих знакомых портрет Марии Ивановны Лопухиной, написанный Боровиковским. Портрету к тому времени тоже было почти сто лет. Поэт долго оставался в задумчивости перед небольшим холстом. Он почти ничего не знал об этой женщине. Знал только, что жизнь ее отчего-то сложилась несчастливо и что умерла она совсем молодой. Поэт думал: "Какое чудо - живопись! Все давным-давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца..."

И в голове его начали складываться стихи: «Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье тень любви, и мысли тень печали, Но красоту ее Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать.» Я.Полонский

Лицо М.И. Лопухиной, может быть, и далеко от классического идеала красоты, но оно исполнено такого несказанного очарования, такой душевной прелести, что рядом с ним многие классические красавицы покажутся холодной и неживой схемой. Пленительный образ нежной, меланхоличной и мечтательной женщины передан с большой душевностью и любовью, с поразительной убедительностью раскрывает художник ее душевный мир.

Задумчивый, томный, грустно- мечтательный взгляд, нежная улыбка, свободная непринужденность чуть усталой позы, плавные, ритмично падающие вниз линии, мягкие, округлые формы, белое платье, сиреневые шарф и розы, голубой пояс, пепельный цвет волос, зеленый фон листвы и наконец мягкая воздушная дымка, заполняющая пространство, все это образует такое единство всех средств живописного выражения, при котором полнее и глубже раскрывается создание образа.

Краски на грунт В.Л.Боровиковский накладывал хотя и плотным, но тонким и ровным слоем, достигая при этом своеобразной вибрации цвета. При написании этого портрета художник предпочитал холодную гамму лиловато-желтые и белые, бледно-голубые и желтые, притушенные зеленые и пепельные цвета.

Фигура М.И. Лопухиной окружена воздушной дымкой пейзажа, но она не сливается с ним, а выступает ясным пластическим объемом, ритмически связана с ним: склоненному торсу и положению руки как бы вторят свисающие ветви и стволы деревьев, изображенные на втором плане. Тонко моделирует формы и неяркий, скользящий свет.

По некоторым сохранившимся свидетельствам, Мария Лопухина не была счастлива в браке и вскоре скончалась от чахотки. Брак был бездетным. Супруги похоронены в родовой усыпальнице Лопухиных в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве.

Конечно, мы потому и помним Лопухину, что ее написал Боровиковский. Ну, а если бы мы не знали, кто изображен на портрете, разве он меньше нравился бы нам или меньше трогал нас? Наверно, нет. Оттого и будет вечно волновать нас этот портрет, что художник не только похоже изобразил давно забытую Марию Ивановну Лопухину, но создал прекрасный образ женщины печальной и светлой красоты, чистой и нежной души.

Портрет, созданный Боровиковским в 1797 году, долгое время находился в собрании родственников. Он хранился у племянницы Марии Ивановны, дочери Федора Толстого. Портрет высоко ценился как семейная реликвия. И именно в доме дочери Толстого, которая стала супругой московского губернатора Перфильева, этот портрет увидел Павел Михайлович Третьяков в конце 1880-х годов и оттуда картина попала в собрание Третьяковской галереи.

Источники Полонский Я. П. Стихотворения. Поэмы. М.: Правда, Портрет М. И. Лопухиной Википедия