Негосударственные пенсионные фонды. 2006 год. Москва 2006 год Аранжереев Михаил Михайлович Заместитель начальника управления регулирования и контроля над.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Коллективные инвестиции и накопительные системы Итоги 2006 года и перспективы развития Харламов Федеральная служба по финансовым рынкам.
Advertisements

Тенденции развития негосударственных пенсионных фондов в России Москва, 2007 год Аранжереев Михаил Михайлович Начальник управления развития регулирования.
1 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ. МЕСТО В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ И ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ 16 декабря 2008.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ г. Москва октября 2007 года К.С. Угрюмов Председатель Совета НП НАПФ КОНФЕРЕНЦИЯ «РАЗВИТИЕ.
Распределение НПФ по федеральным округам России Диаграмма 1 Источник: Расчеты по данным ФСФР России Дальневосточный - 9 Центральный Уральский - 16.
1 Круглый стол «Проблемы пенсионной системы в эпоху модернизации» 18 марта 2011 г. Реформа досрочных пенсий в связи с вредными и тяжелыми условиями труда.
Развитие НПФ в Российской Федерации Евгений Якушев «Пенсионные и Актуарные Консультации» Москва, Президент-отель 23 мая 2007 года.
Администратор негосударственного пенсионного фонда – Администратор негосударственного пенсионного фонда – составляющая накопительной пенсионной системы.
Реальные располагаемые денежные доходы на душу населения выросли в 2004 году на 8,4%, в том числе реальная заработная плата на 10,9%, реальный размер пенсии.
1 Об изменениях в пенсионном законодательстве Российской Федерации.
Все о пенсионной реформе за 15 минут Размер пенсионных выплат зависит от вашего выбора.
Сводные данные по документам, связанным с реализацией застрахованными лицами прав при формировании накопительной части трудовой пенсии, поступившим в ПФР.
РОСГОССТРАХ – лидер российского страхового рынка.
Совершенствование системы формирования пенсионных прав.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Стратегия развития пенсионной системы до 2030 года.
Курсы повышения квалификации (общие показатели в %)
2013 год - создание Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) и повышение эффективности накопительной пенсионной системы (НПС); - увеличение участников.
Отделение ПФР по Республике Татарстан С 1 июля 2012 года в соответствии с Федеральным законом от ФЗ «О порядке финансирования выплат за.
Отделение ПФР по Республике Татарстан С 1 июля 2012 года в соответствии с Федеральным законом от ФЗ «О порядке финансирования выплат за.
Транксрипт:

Негосударственные пенсионные фонды год. Москва 2006 год Аранжереев Михаил Михайлович Заместитель начальника управления регулирования и контроля над коллективными инвестициями Федеральная служба по финансовым рынкам

Основные направления и характеристики деятельности негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации с 1998 г. по Собственное имущество, млн. руб. 8210,417029,523331,545103,063162, , , , ,0 Пенсионные резервы, млн. руб. 4240,010525,515642,433640,351226,889806, , , ,0 Количество участников, тыс. чел. 1824,22390,93341,13953,14272,35256,55546,76059,26193,7 Количество участников, получающих пенсию, тыс. чел. 174,1259,3281,0330,5344,8435,9500,6704,8790,7 Пенсионные выплаты, млн. руб. 253,5370,2605,31025,31978,53325,64961,47557,87542,3 Таблица 1

Численность НПФ График 1

Данные по Негосударственным пенсионным фондам в млрд. руб. СИ-собственное имущество; ПР – пенсионные резервы; ПН – пенсионные накопления График

Современная система негосударственного пенсионного обеспечения График 3

Показатели, характеризующие деятельность НПФ Таблица 2 Примечание: СИ – собственное имущество фондов; ПР - пенсионные резервы; ПН - Пенсионные накопления; ПВ – пенсионные выплаты; НПФ – негосударственные пенсионные фонды; СВУ – совокупный вклад учредителей Все фонды фонды > 500 млн. руб. фонды > 500 млн. рубл. от общего % капиталовло- жения 29 круп. (>1 млр) 29 круп. фонд (>1 млр ) % от общего) фонды от млн. руб фонды от млн. руб. %. от общего капиталовложе ния фонды

Собственное имущество НПФ г. График 5

Пенсионные резервы НПФ г. График 6

Количество участников НПФ г График 7

Количество участников НПФ, получающих пенсию График г

Пенсионные выплаты НПФ г. График 9

Основные показатели НПФ по кварталам 2006 года График 10

Динамика развития негосударственного пенсионного обеспечения За последние семь лет размер средств пенсионных резервов вырос почти в 70,1 раза (для сравнения, на конец 1998 г. размер указанных средств составлял 4,25 млрд. рублей), численность участников фондов по сравнению с концом 1998 г. выросла в 35,4 раза и составила более 6,2 миллионов человек – в настоящее время услугами фондов охвачено приблизительно 6,5% экономически активного населения России. За указанный период количество получателей негосударственных пенсий увеличилось в 3,9 раза и сейчас равняется 790,7 тыс. человек. На г. средний размер негосударственной пенсии, выплачиваемой фондами, составил 1059 рублей. За гг. вкладчиками перечислено в фонды свыше 100 млрд. рублей. Фонды не только сохранили пенсионные взносы, выплатив за семь лет негосударственных пенсий на общую сумму более чем 12 млрд. рублей (за 9 месяцев 2006 года – 7,54 миллиардов рублей), они сумели и существенно прирастить объем средств для пенсий будущим пенсионерам. Чистый инвестиционный доход от размещения средств пенсионных резервов за эти годы составил, по нашей оценке, суммарно более 200 млрд. рублей. На сегодняшний день из 289 НПФ, имеющих действующую лицензию, у 41 фонда собственное имущество превышает 500 млн. рублей, что суммарно составляет 365,9 млрд. рублей, это в свою очередь – 94,8% от собственного имущества всех фондов; у 29 фондов в числе вышеназванных 41 собственное имущество превышает 1 млрд. рублей и в общей сумме составляет 357,7 млрд. рублей, или 92,7% от собственного имущества всех фондов. Совокупность средств пенсионных резервов этих 29 крупнейших фондов в сумме составляет более 288,9 млрд. рублей, или 93,9% от суммы пенсионных резервов всех НПФ. Количество участников 29 крупнейших фондов составляет 68,1% от общего числа участников, количество участников получающих пенсию у этих фондов 76,7%. Сумма пенсионных выплат у 29 крупнейших фондов за 9 месяцев 2006 года составила – 6541,8 млн. рублей или 86,7% от всех пенсионных выплат за 2005 год. На фонды, имеющие собственное имущество от 50 до 500 млн. рублей приходится 21,0% участников, а их суммарное собственное имущество составляет 4,6% от собственного имущества всех фондов.

Итоговая таблица по НПФ с СИ менее 100 млн. руб. Выводы: 182 НПФ (62,9% от всех) имеют основные показатели (СИ) не превышающие 1,4% в общей доле основных показателей, поэтому в силу отсутствия денежных средств, они ограничены в возможности получения высокого инвестиционного дохода и полноценного развития в условиях конкуренции с фондами-миллиардерами. Считаем целесообразным: увеличение денежной оценки ИОУД не менее 100 млн. руб., а не 50 млн. руб., с г., а не с г. Действие лицензий НПФ, выданных в установленном порядке до года, должны быть прекращены г., а не г. Предложения: Фондам, совместно с советами фондов, обсудить проблемы с вкладчиками и решить вопрос о дальнейшем развитии фонда. Рассмотреть вопрос о возможности совместной работы с администратором пенсионных фондов. Количество НПФ % от СИ 289 НПФ % от ПР 289 НПФ % от КУ 289 НПФ % от ПКУ 289 НПФ < 50 млн.1420,6%0,2%4,63, млн.400,8%0,8%0,6%7,61,5 Σ1821,4%1,4%0,8%0,8%12,24,5 Таблица 4

Инвест-портфель НПФ. Инвестиро- вано средств В Фед. цен. бум. В ЦБ субъ- ектов РФ В банков- ские вклады В акции и облига- ции В векселя В нед- вижи- мость В другие направления ВсегоВ т. ч. паи ПИФ ,04%5,21%13,11%34,60%26,08%0,83%4,13% ,35%1,52%11,44%55,5%16,23%0,83%5,13% ,95%2,90%14,18%57,27%15,25%0,73%2,72% ,12%5,34%19,31%53,15%13,34%0,54%5,20%0,23% ,67%6,58%12,95%64,60%9,50%0,28%4,42%0,58% ,40%6,77%16,57%61,78%8,49%0,41%2,52%1,08% ,07%7,90%9,08%65,58%9,43%0,39%5,55%1,94% Таблица 5

График 14

Деятельность НПФ по обязательному пенсионному страхованию в 2006 г. На начало года количество негосударственных пенсионных фондов, зарегистрировавших заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика – 109 НПФ. Из них приняли участие в системе ОПС - 74 НПФ. По 73 НПФ ПФР России приняты к исполнению договора ОПС. Из 74 НПФ 9 фондов получили предписание от ФСФР России, так как не представили или представили, но не в полном объеме информацию о количестве заключенных договорах с застрахованными лицами. По данным ФСФР России на г. количество заключенных договоров ОПС между НПФ и застрахованными лицами – По итогам 2005 г. ПФР всего к исполнению принято – договоров. Общая сумма средств пенсионных накоплений, перечисленных ПФР России в НПФ за весь период их деятельности по заключенным договорам ,99.

Деятельность НПФ по обязательному пенсионному страхованию в г. – На сегодняшний день количество негосударственных пенсионных фондов, зарегистрировавших заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика – 111, что составляет 38,4% от общего количества НПФ (всего 289 НПФ). - 1 НПФ Отказавшихся заключать договора ОПС - 1 НПФ. Количество НПФ заключивших договоры об ОПС и принятые ПФР России к исполнению за г Количество заключенных договоров ОПС между НПФ и застрахованными лицами: , не принято % с г. до г. (47 - НПФ) , из них принято к исполнению , не принято , что составляет - 8% от ; – , с г. до г. (71 - НПФ) – принято к исполнению , не принято – – Общее количество договоров ОПС за два года между НПФ и застрахованными лицами без учета принятых к исполнению – с учетом принятых к исполнению –

Стоимость чистых активов пенсионных накоплений в доверительном управлении на Средства полученные от ПФР, (тыс.руб.) Текущая СЧА, (тыс.руб.) Прирост (тыс.руб.) Прирост, % Внешэкономбанк СССР - Портфель по умолчанию , , ,8611,43% Управляющие компании, отобранные по конкурсу и осуществляющие доверительное управление средствами пенсионных накоплений - всего , , ,5923,45% Сумма средств пенсионных накоплений, переданных в негосударственные пенсионные фонды: по 47 негосударственным пенсионным фондам в 2004 году (за годы с учетом чистого финансового результата) ,35 тыс.руб. в 2005 году (за 2004 год без учета финансового результата) ,37 тыс.руб. в 2006 году (корректировка страховых взносов и чистый финансовый результат за 2004 г.)98 540,81 тыс. руб. по 71 негосударственным пенсионным фондам в 2006 году (страховые взносы за 2005 г.) ,94 тыс. руб. по 73 негосударственным пенсионным фондам в годах по договорам, принятым в годах (общая сумма страховых взносов) ,46 тыс. руб. Сумма средств пенсионных накоплений, находящихся в негосударственных пенсионных фондах (страховые взносы и инвестиционный доход) на ,5 тыс.руб.

НПФ осуществляющие деятельность по обязательному пенсионному страхованию до г. количество договоровколичество договоров График 15

73 НПФ работающие по ОПС Таблица 6

График 16

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ НПФ РЕАЛИЗОВАВШИЕ ПРАВО УЧАСТИЯ В ОПС Показатель (47 НПФ) 3 кв (73 НПФ) Собственное имущество, тыс.руб ИОУД, тыс. руб СВУ, тыс. руб Пенсионные резервы, тыс. руб Численность участников Численность участников, получающих пенсию Численность застрахованных лиц в НПФ Сумма средств пенсионных накоплений, тыс. руб , ,5 Пенсионные выплаты, тыс. руб , ,6 Таблица 7

График 17

Проблемы: Отсутствие полноценной сформированной нормативно- правовой базы. Необходимость упорядочения налогообложения. Отсутствие качественного информирования населения. Отсутствие возможности у работодателя самостоятельно заключать договор об ОПС с выбранным НПФ в отношении своих работников. Отсутствие определенных категорий государственных долговременных ценных бумаг для приобретения НПФ с соответствующим предоставлением определенных налоговых преференций. Ограничение возможности у НПФ дополнительного вложения средств в реальную экономику своего учредителя.

Профессиональное пенсионное страхование 1.Необходимо сохранить льготные пенсии в рамках ППС. Должна быть обеспечена преемственность, т. е. человеку необходимо предоставлять те права, которые он заработал. 2.Финансирование ППС должно осуществляться за счет дополнительного тарифа. Работодатель обязан идти на дополнительные затраты, если у него есть рабочие места с неблагоприятными условиями труда. 3.Платить взносы за работника должен работодатель, который несет ответственность за условия труда. 4.Профессиональное пенсионное обеспечение следует осуществлять до достижения работником общеустановленного пенсионного возраста. 5.Наиболее целесообразно использовать отношения социального партнерства и инструмент коллективного договора. 6.Не исключена возможность введения надбавок к заработной плате вместо взносов в ППС.

Пенсионная реформа: Август 2006 года – 11 лет пенсионной реформы. Задачи реформы: - обеспечение достойной старости; - снижение финансовой нагрузки на государство. Население трудоспособное и пенсионеры делятся на 3 категории Молодые люди приступившие к работе и до достижения __ лет. Переходный период. Работающие в возрасте от __ до пенсионного возраста. Пенсионеры. Зарабатывают себе пенсию совместно с работодателем под патронажем государства и профсоюзов. Самостоятельно принимают решение: получать пенсию от государства или самим зарабатывать себе пенсию совместно с работодателем. Продолжают получать пенсию от государства. Таблица 8

Сложности решения задач пенсионной реформы Недостаточность развития экономики; Низкая заработная плата (менее 300 $); Затраты на заработную плату и пенсии: В РФФранция и Германия До 30 %До 70 % Типичный получатель (муж, жена, 2 детей) СтажПенсия 30 летНе менее 40 % ЗП Европейский Кодекс социального обеспечения Типичный получатель40 лет50 % ЗП при отсутствии иждивенцев Типичный получатель40 летНе менее 65 % ЗП при наличии иждивенцев Конвенция МОТ 102 «О минимальных …» Таблица 9 Таблица 10

Размер пожизненной пенсии для мужчин и женщин при следующих предположениях актуарная доходность2%,3%,4% период накопления (лет)30 отчисления от зарплаты на накопительную часть4% период получения пенсии (лет)20 прожиточный минимум на душу населения (руб.)2 451(4-й квартал 2004 года) средняя ежемесячная з/плата (руб.)8 133 (на апрель 2005, Госкомстат) Таблица смертности -общая по РФ за 1992 год средняя остаточная продолжительность жизнис момента наступления пенсионного возраста (лет): мужчины14 (с 60 лет) женщины23 (с 55 лет) размер получаемой зарплаты (руб./месяц)3 000, , , ,00 актуарная доходность размер отчислений в накопление (руб./месяц)120,00400, ,0098,04 размер ежемесячной пенсии (руб.) Ж % М Ж % М Ж % М Таблица 11

Дальнейшее эффективное развитие негосударственного пенсионного обеспечения предполагает решение следующих задач: 1.Гарантирование доступа всему населению к услугам НПФ, а также реального права выбора между услугами государственной и негосударственной пенсионных систем. 2. Развитие и совершенствование действенной системы контроля и защиты прав граждан в сфере негосударственного пенсионного обеспечения. 3. Создание экономических и социальных стимулов участия предприятий и граждан в негосударственном пенсионном обеспечении. 4. Внедрение стабильно доходной системы инвестирования пенсионных резервов НПФ, в том числе в долгосрочные проекты, сочетающейся с полномасштабными государственными гарантиями и механизмами защиты пенсионных накоплений граждан в НПФ. 5. Упорядочение налогообложения средств негосударственного пенсионного обеспечения.