Москва, 2009 РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ В РОССИИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования Март 2009 Две модели новой системы.
Advertisements

1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования.
Стандарты аккредитации Паньшина Т.В.. СТАНДАРТ 4 «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ» Общие положения Стандарт должен обеспечивать уверенность студента и других.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Учебная, научная и научно-методическая деятельность.
ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
ПРОЦЕДУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА (октябрь 2011 года)
ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
24 мая 2012 г. «Экспертиза данных, представленных НОУ ВПО «Институт профессиональных инноваций» при проведении государственной аккредитации» Член Аккредитационной.
Тренинг 1: Задачи и цели аккредитации Международный Департамент 9 декабря 2011 г.
«РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ» Президент Ассоциации вузов транспорта, ректор МИИТ, д.т.н., профессор Лёвин Б.А. 30 октября.
Петрозаводский государственный университет Заседание ректората О разработке комплексного плана- графика мероприятий по подготовке к аккредитации.
Проект Положения о мониторинге качества основной образовательной программы Основание для разработки : ПОСТАНОВЛЕНИЕ Ученого совета Кемеровского государственного.
© Подходы к разработке модели АПИМ для оценки освоения требований ФГОС Капустин А.В., Масленников А. С., Петропавловский М.В. Национальное аккредитационное.
Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Редакция на 15 июля 2011 года Редакция на 15 июля 2011 года.
Нормативные правовые основания осуществления инновационной деятельности в образовательных организациях Алла Сергеевна Бурмистрова канд.пед.наук, доцент.
Центр по аккредитации и гарантии качества «EdNet».
Проект «Ресурсное обеспечение развития» ЦИВИЛЬСК 2011 РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
О результатах реализации государственной программы Республики Карелия «Развитие образования в Республике Карелия» на годы в 2015 году и задачах.
Транксрипт:

Москва, 2009 РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ В РОССИИ

СТРУКТУРА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НА 10 ТЫС. НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ВКЛЮЧАЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВУЗЫ)

Динамика изменения количества государственных (внизу) и негосударственных (вверху) высших учебных заведений

Динамика изменения количества студентов в государственных (внизу) и негосударственных (вверху) высших учебных заведениях (тыс. чел.)

Изменение контрольных цифр приема (тыс. чел.)

Динамика изменения доли обучающихся на платной основе

СООТНОШЕНИЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПО КОЛИЧЕСТВУ СТУДЕНТОВ Соотношение негосударственных вузов по численности студентов

Количество выпускников вузов и филиалов по форме обучения Государственные вузы Филиалы государственных вузов Негосударственные вузы Филиалы негосударственных вузов

Структура подготовки кадров высшего профессионального образования Структура подготовки кадров высшего профессионального образования по количеству обучающихся студентов Структура подготовки кадров высшего профессионального образования по количеству реализуемых программ

ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ

Распределение негосударственных вузов по видам

Доктора наук, профессора Кандидаты наук, доценты ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (ТЫС. ЧЕЛ.)

Число студентов на 1 кандидата наук, доцента Число студентов на 1 доктора наук, профессора ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА СТУДЕНТОВ НА ЕДИНИЦУ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Средняя стоимость обучения по регионам (тыс. руб.) (группа экономических специальностей) по состоянию на

Средняя стоимость обучения по регионам (тыс. руб.) (группа технических специальностей) по состоянию на

ИЗМЕНЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ РОДИВШИХСЯ В РОССИИ (в процентах к 1975 г.)

Динамика показателей ВПО, %

ВЫВОДЫ: Существенные изменения в системе высшего профессионального образования: Переход из состояния элитарного в массовое и доступное (рост количества студентов, рост количества вузов (в первую очередь НОУ) и филиалов Активное развитие рыночных отношений (возрастание объема платного образования, …) Внедрение высоких, информационно-коммуникативных технологий Начинаются процессы глобализации (Болонский процесс, ВТО) Неадекватное кадровое и ресурсное обеспечение и, как следствие, вероятное снижение качества подготовки студентов Вызовы системе: Реформирование системы образования Демографическая яма Болонское соглашение

Код учителя Министр образования Андрей Фурсенко прогнозирует сокращение числа вузов на 20 процентов Я действительно считаю, что если бы в России сохранилась где-то тысяча, так скажем, «точек» высшего образования, включая филиалы вузов, то эта сеть позволила бы более эффективно и финансировать, и развивать Высшую школу. Надо избавляться и от филиалов-дублеров, когда, например, в городке с населением 50 тысяч человек 4 филиала готовят по одинаковым специальностям. Сегодня аккредитационные показатели в той или иной степени не выполняют около тысячи филиалов. В ближайшем будущем количество филиалов вузов в регионах уменьшится вдвое. Количество вузов года за четыре тоже, по нашим оценкам, сократится где-то процентов на 20. Российская газета 25 ноября 2008 года 241 (4/98)

Две модели новой системы показателей государственной аккредитации Модель 1 (Развитие существующей системы показателей) Представлена на заседании Аккредитационной коллегии Рособрнадзора 23 октября 2008 г.

Действующая система показателей для учреждений ВПО (приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от ) 1.Содержание и уровень подготовки 2.Качество подготовки 3.Воспитательная деятельность образовательного учреждения 4.Спектр реализуемых основных образовательных программ 5.Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования 6.Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность 7.Методическая работа 8.Квалификация педагогических работников

Моделирование критериальных значений. Университеты.

Показатели ВПОФилиалы ВПО СПОФилиалы СПО НПО 1. Структура и объем образовательной деятельности 2. Управление образовательным учреждением 3. Обеспечение образовательного процесса 4. Содержание и уровень подготовки 5. Качество подготовки 6. Воспитательная деятельность и социальная поддержка обучающихся 7. Квалификация педагогических работников 8. Инновационная, научная, научно-техническая (опытно-конструкторская) деятельность и ее результативность 9. Академическая мобильность Предлагаемая система показателей (модель 1)

Предлагаемая система показателей. Модель 1 1.Структура и объем образовательной деятельности Приведенный контингент обучающихся Спектр реализуемых основных образовательных программ (в расчет берутся УГС, обеспечивающие подготовку кадров высшей квалификации, научных и научно- педагогических работников (наличие аспирантуры, сложившихся научных школ, диссертационных советов) Реализация образовательных программ профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации Число аспирантов на 100 студентов контингента, приведенного к очной форме обучения Процент аспирантов, защитивших диссертации в срок (по направлениям подготовки) после окончания аспирантуры (от числа поступивших) Наличие обучающихся по программам подготовки и/или переподготовки и повышения квалификации кадров за счет финансирования предприятий и организаций 2.Управление образовательным учреждением Участие работодателей и обучающихся в управлении образовательным учреждением Квалификация руководителей образовательного учреждения Использование методов независимой внутренней и внешней оценки качества образования Информационная открытость и прозрачность оценки качества образования (сайт вуза, внутренние системы сбора информации и др.) Основные достижения образовательного учреждения за последние 5 лет (в т.ч. международное признание, упоминание в международных рейтингах, признание деятельности образовательных программ международными ассоциациями и др.)

продолжение 3. Обеспечение образовательного процесса –Методическое обеспечение: Обеспечение учебных дисциплин основных образовательных программ учебно-методическими комплексами Использование инновационных методов в образовательном процессе, в том числе обеспечение образовательного процесса доступом к электронно-библиотечным системам, сформированным на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы, методических пособий –Информационное обеспечение: Наличие и использование современных средств информационно-коммуникационных технологий Наличие и использование терминалов, с которых возможен доступ обучающихся к национальным библиотекам цифровых образовательных ресурсов Выполнение учебной нагрузки с использованием информационно-коммуникационных технологий Наличие собственной библиотеки –Учебно-лабораторная база: Наличие и современность лабораторного оборудования, специализированных аудиторий, спортивных залов и т.д. (на балансе образовательного учреждения) –Финансовое обеспечение: Наличие внебюджетных средств в общем объеме финансирования образовательного учреждения Наличие средств, направленных на развитие образовательных ресурсов (ремонт учебных помещений, приобретение оборудования, использование ИКТ и т.д.) в среднем за 5 лет Устойчивость финансовой обеспеченности деятельности образовательного учреждения 4. Содержание и уровень подготовки –Уровень и содержание подготовки обучающихся по реализуемым основным образовательным программам –Интеграция образовательной, научной и производственной деятельности

продолжение 5. Качество подготовки Наличие первокурсников, имеющих балл по ЕГЭ выше среднего по региону Профориентационная работа и довузовская подготовка талантливой молодежи Соответствие качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям ФГОС Организация научно-исследовательской работы студентов Удовлетворенность работодателей и выпускников качеством подготовки Востребованность и успешность выпускников 6. Воспитательная деятельность и социальная поддержка обучающихся Условия, созданные в образовательном учреждении для внеучебной работы с обучающимися Организация воспитательной работы с обучающимися Спортивно-массовая работа с обучающимися Комфортность условий обучения и проживания обучающихся Система стипендиальной поддержки студентов 7. Квалификация педагогических работников Процент профессорско-преподавательского состава с учеными степенями и (или) учеными званиями Процент докторов наук и (или) профессоров Процент профессорско-преподавательского состава, работающего в вузе на штатной основе Система оценки качества и результативности деятельности ППС

продолжение 8. Инновационная, научная, научно-техническая деятельность и ее результативность Среднегодовой объем финансирования научных исследований за пять лет (млн. руб.) Среднегодовой объем научных исследований на единицу научно-педагогического персонала за пять лет (тыс. руб.) Среднегодовое количество монографий на 100 основных штатных педагогических работников с учеными степенями и (или) учеными званиями, изданных за пять лет Наличие средств, привлеченных через НИР и НИОКР в структуре доходов образовательного учреждения Наличие и эффективность деятельности инновационных структур (бизнес-инкубаторы, технопарки и др.) 9. Академическая мобильность Академическая мобильность преподавателей Академическая мобильность студентов Введение системы зачетных единиц ECTS Наличие выпускников, получивших общеевропейское приложение к диплому

Особенности модели 1 Более «дешевая» модель с точки зрения внедрения: требуется лишь модернизация существующей технологии ( программного обеспечения, Баз данных ) Небольшое количество экспертных оценок и, как следствие, нет необходимости специальной подготовки большого количества экспертов

Модель 2 (На базе европейской модели ESG)

Европейские стандарты и рекомендации по внутренней гарантии качества в вузах 1.1. Политика и процедуры оценки качества 1.2. Утверждение, мониторинг и периодические проверки программ и квалификаций 1.3. Оценка студентов 1.4. Гарантии качества преподавательского состава 1.5. Ресурсы обучения и поддержка студентов 1.6. Информационные системы 1.7. Информирование общественности

Европейские стандарты и рекомендации для внешней гарантии качества высшего образования 2.1. Использование процедур внутривузовской системы гарантии (обеспечения) качества 2.2. Разработка процессов внешней оценки качества 2.3. Критерии принятия решений 2.4. Целесообразность процедур 2.5. Отчетность 2.6. Процедуры последействия 2.7. Периодическая оценка 2.8. Анализ в масштабе всей системы

Европейские стандарты и рекомендации для аккредитационных агентств ( должны гарантировать, что профессионализм и честность агентств видны и прозрачны для заинтересованных сторон ) 3.1. Использование процедур внешней оценки качества высшего образования 3.2. Официальный статус 3.3. Деятельность 3.4. Ресурсы 3.5. Формулировка целей 3.6. Независимость 3.7. Критерии и процессы внешней оценки качества, используемые агентствами 3.8. Отчетность

Показатели ВПОФилиалы ВПО СПОФилиалы СПО НПО 1. Эффективность системы гарантии качества ОУ (политика и процедуры оценки качества) 2. Утверждение, мониторинг и периодические проверки программ и квалификаций 3. Оценка качества подготовки студентов 4. Гарантии качества преподавательского состава 5. Ресурсы обучения и поддержка студентов 6. Информационные системы 7. Информирование общественности 8. Инновационная, научная, научно-техническая (опытно-конструкторская) деятельность и ее результативность Дополненная Европейская система показателей (модель 2)

Предлагаемая система показателей. Модель 2 1. Эффективность системы гарантии качества ОУ (политика и процедуры оценки качества) 1.1. Наличие разработанной и утвержденной политики гарантии качества в вузе (экспертная оценка) 1.2. Эффективность процессов и процедур оценки качества образования, в т.ч. материальное стимулирование за качество работы (экспертная оценка) 1.3. Эффективность организационной инфраструктуры системы гарантии качества вуза (управление (отдел) качества, проректор, деканаты, кафедры) (экспертная оценка) 1.4. Степень влияния на систему гарантии качества требований рынка труда в регионе (отрасли) (экспертная оценка) 1.5. Степень участия студентов, выпускников, работодателей в разработке системы гарантии качества (экспертная оценка) 1.6. Результативность системы гарантии качества (экспертная оценка) 2. Утверждение, мониторинг и периодические проверки программ и квалификаций 2.1. Соответствие содержания и уровня подготовки выпускников по основным образовательным программам (экспертная оценка) 2.2. Спектр основных реализуемых программ, обеспеченных подготовкой кадров высшей квалификации 2.3. Реализация образовательных программ профессиональной подготовки и (или) повышения квалификации (экспертная оценка) 2.4. Единство требований к качеству программ, реализуемых в различных формах (дневное, заочное, дистанционное) (экспертная оценка) 2.5. Степень вовлеченности студентов, выпускников, работодателей в разработку учебного плана и рабочих учебных программ (экспертная оценка) 2.6. Наличие разработанных и утвержденных требований к результатам обучения (с учетом требований рынка труда в регионе (отрасли)) (экспертная оценка)

продолжение 3. Оценка качества подготовки студентов 3.1. Соответствие качества подготовки выпускников по основным образовательным программам требованиям ФГОС (экспертная оценка) 3.2. Число аспирантов на 100 студентов приведенного контингента к очной форме обучения 3.3. Процент аспирантов, защитивших диссертации в срок (по направлениям подготовки) 3.4. Среднегодовой контингент слушателей профессиональной подготовки и (или) повышения квалификации 3.5. Результаты внутренних и внешних независимых педагогических измерений (процент первокурсников, имеющих результаты ЕГЭ выше средних по региону; процент студентов, имеющих результаты выше критериальных по ФЭПО (информационный) 3.6. Востребованность и успешность выпускников (процент трудоустройства, удовлетворенность качеством образования) (информационный) 4. Гарантия качества преподавательского состава 4.1. Эффективность системы обратной связи по поводу качества преподавания (экспертная оценка) 4.2. Эффективность системы повышения квалификации преподавательского состава (экспертная оценка) 4.3. Процент преподавателей с учеными степенями и (или) званиями 4.4. Процент докторов наук и (или) профессоров 4.5. Процент преподавателей, работающих в вузе на штатной основе 4.6. Среднегодовое число защит на 100 человек научно-педагогического персонала за 5 лет

продолжение 5. Ресурсы обучения и поддержка студентов 5.1. Методическое обеспечение: Обеспечение учебных дисциплин основных образовательных программ учебно-методическими комплексами Использование инновационных методов в образовательном процессе, в том числе обеспечение образовательного процесса доступом к электронно-библиотечным системам, сформированным на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы, методических пособий 5.2. Информационное обеспечение: Наличие и использование современных средств информационно-коммуникационных технологий Наличие и использование терминалов, с которых возможен доступ обучающихся к национальным библиотекам цифровых образовательных ресурсов Выполнение учебной нагрузки с использованием информационно-коммуникационных технологий Наличие собственной библиотеки 5.3. Учебно-лабораторная база: Наличие и современность лабораторного оборудования, специализированных аудиторий, спортивных залов и т.д. (на балансе образовательного учреждения) 5.4. Финансовое обеспечение: Наличие внебюджетных средств в общем объеме финансирования образовательного учреждения Наличие средств, направленных на развитие образовательных ресурсов (ремонт учебных помещений, приобретение оборудования, использование ИКТ и т.д.) в среднем за 5 лет Устойчивость финансовой обеспеченности деятельности образовательного учреждения 5.5. Воспитательная деятельность и социальная поддержка обучающихся: Условия, созданные в образовательном учреждении для внеучебной работы с обучающимися Организация воспитательной работы с обучающимися Спортивно-массовая работа с обучающимися Комфортность условий обучения и проживания обучающихся Система стипендиальной поддержки студентов

продолжение 6. Информационные системы 6.1. Наличие внутривузовской информационной системы (ее доступность и эффективность) (экспертная оценка) 6.2. Процессы и процедуры сбора внутривузовской информации, регулярность и периодичность обновления (экспертная оценка) 6.3. Наличие внутренних технологий сбора количественной и качественной (социологической) информации и влияние результатов на повышение качества образования (экспертная оценка) 7. Информирование общественности 7.1. Наличие средств массовой информации (сайт, газета, журнал и т.д.) о деятельности вуза и качестве подготовки (в т.ч. научной деятельности, например, наличие журнала, входящего в перечень ВАК) (экспертная оценка) 7.2. Качество представляемой информации (полнота, доступность, объективность, регулярность и периодичность обновления) (экспертная оценка) 7.3. Основные достижения вуза за последние 5 лет (в т.ч. упоминание в международных рейтингах, признание образовательных программ зарубежными аккредитационными агентствами) (экспертная оценка)

продолжение 8. (Дополнительно) Инновационная, научная, научно-техническая деятельность и ее результативность 8.1. Среднегодовой объем финансирования научных исследований за пять лет (млн. руб.) на 1 УГС, обеспеченную подготовкой кадров высшей квалификации 8.2. Среднегодовой объем научных исследований на единицу научно-педагогического персонала за пять лет (тыс. руб.) 8.3. Среднегодовое количество монографий на 100 основных штатных педагогических работников с учеными степенями и (или) учеными званиями, изданных за пять лет) 8.4. Организация научно-исследовательской работы студентов (экспертная оценка) 8.5. Участие в международных инновационных процессах (Болонском процессе: мобильность, ECTS, приложения к дипломам и др.) (экспертная оценка)

Особенности модели 2 + Полностью соответствует требованиям Болонского процесса - Более «дорогая» модель с точки зрения внедрения: требуется существенная переработка существующей технологии ( программного обеспечения, Баз данных, методик выставления экспертных оценок ); более долгая процедура внедрения

Спасибо за внимание!