ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБРАЗОВАНИИ. Интеграция России в Болонский процесс. Преемственность ФГОС ВПО и ГОС ВПО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Advertisements

Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Требования ФГОС ВПО третьего поколения. Информация о совещании проректоров в МГМУ от г. Г. МОСКВА Проректор по УВ и СР, доцент З.З.Нажмудинов.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Консультация для преподавателей Муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Уральский профессиональный.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Солдатов Александр Анатольевич, проректор по учебной работе ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБРАЗОВАНИИ. Интеграция России в Болонский процесс. Преемственность.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Основные образовательные программы Рекомендации по формированию.
Комплексный подход к реализации Болонских принципов в Новосибирском государственном техническом университете Елена Алексеевна Зима, директор научно-методического.
Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
Состав и требования к разработке ООП ИжГТУ. Болонская декларация призвала европейские университеты ввести единую систему академических кредитов European.
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Разработка вузами основных образовательных программ.
Методика проектирования учебных планов подготовки бакалавров и магистров по направлению «Менеджмент» в РГАУ-МСХА Методика проектирования учебных.
РАЗРАБОТКА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ.
Гампель В.Н. – главный специалист отдела контроля качества образования Кузбассобрназора Государственная Служба по надзору и контролю в сфере образования.
Транксрипт:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБРАЗОВАНИИ. Интеграция России в Болонский процесс. Преемственность ФГОС ВПО и ГОС ВПО

введение двухуровневого обучения введение кредитной системы контроль качества образования расширение мобильности обеспечение трудоустройства выпускников обеспечение привлекательности европейской системы образования

Сорбонское соглашение (май 1998 г.) 4 страны Болонское соглашение (июнь 1999 г.) 29 стран Пражское коммюнике (май 2001 г.) Берлинское коммюнике (сентябрь 2003 г.) 40 стран (в т.ч. Россия) Бергенское коммюнике (сентябрь 2005 г.) 45 стран (Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова, Украина) Лондон (май 2007 г.) 46 стран (Черногория) Левен- Левьен-ла-Ньев (Бельгия) апреля 2009 г. Будапешт-Вена 12 марта 2010 г. 47 стран (Казахстан) 9

В высших учебных заведениях России была введена трехступенчатая система образования: бакалавр (не менее 4 лет обучения) специалист (не менее 5 лет обучения) магистр (не менее 6 лет обучения)

Пятилетнее обучение по программам подготовки дипломированного специалиста (наиболее используемая) Освоение четырехлетней программы бакалавра + возможность продолжения образования в специалитете (+ один год) или магистратуре (+ два года) Модель (четыре года бакалавриат + один год специалитет) не вписывается в европейские каноны СХЕМА 1 СХЕМА 2

Реализация Болонского процесса в России

Коммюнике министров образования Левен - Левьен-ла-Ньев (28-29 апреля 2009) Приоритетные направления развития высшего образования 1. Проблема: стареющее население в Европе Пути решения: Максимальное использование талантов и потенциала граждан Всеобщее вовлечение в обучение в течение всей жизни Расширение участия общества в развитии высшего образования 2. Проблема: глобализация и ускоренное развитие технологий; новые провайдеры, новые обучающиеся, новые типы обучения Пути решения: Обучение, ориентированное на студента Мобильность Развитие компетенций, необходимых в условиях меняющегося рынка труда 3. Проблема: глобальный финансовый и экономический кризис Пути решения: Динамичность и гибкость высшего образования Интеграция образования и научных исследований Государственное финансирование высшего образования 4. Государство ответственно за высшее образование, вузы реагируют на потребности общества через разнообразие своих миссий 43

Приказ Минобрнауки России от 25 апреля 2005 г. N 126 «О головных вузах и организациях в Российской Федерации по реализации основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией» Утверждены головные вузы: ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет» ГОУ ВПО «Российский университет дружбы народов » ГОУ ВПО «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана» ГОУ ВПО «Томский государственный политехнический университет» ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)»и др.

Приказ Минобразования РФ 215 от г. «Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачётных единиц» В реализации системы зачетных единиц приняло участие 39 вузов РФ в рамках эксперимента Головным вузом стал Российский государственный университет дружбы народов

Возможность выбора студентами образовательной траектории и формирования своего индивидуального учебного плана Балльно-рейтинговую систему оценки успеваемости студентов (обучение без сессии) Технологизация учебных курсов Возможность академической мобильности студентов и преподавателей Европейское приложение к диплому: Приложение выдаётся одновременно с дипломом государственного образца студенту, полностью выполнившему требования образовательной программы, сдавшему итоговый государственный экзамен и защитившему выпускную квалификационную работу; Приложение заполняется на русском и английском языках; Приложение имеет строго регламентированную форму, установленную в Европейском союзе Особенности кредитно-модульной системы организации учебного процесса

Европейское приложение к диплому

Наиболее интенсивно система ECTS используется в 5-ти странах Европы: Франция, Испания, Германия, Италия Великобритания В каждой из этих стран совершается ежегодно более 12 тысяч студенческих обменов только внутри одной страны Европейская система зачетных единиц

Переход на ФГОС ВПО Преемственность ФГОС ВПО и ГОС ВПО

Переход на уровневую систему обучения Приказ 4086 от «О переходе ТГУ на уровневую систему и Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО)» Утверждены: - План мероприятий по переходу ТГУ на уровневую систему и Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) (Приложение 1). - План-график разработки основных образовательных программ (ООП), реализующих требования ФГОС ВПО на гг. (Приложение 2). Шаблон основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО) (Приложение 3).

Проявление компетентностной ориентации рабочих программ дисциплин (модулей), практик: тесная взаимосвязь между собой и с системообразующими компонентами ООП К-модель выпускника Уч. план

Соотношение степени стандартизации Компетентностная модель обучения Дисциплинарно-временная модель обучения

Процесс формирования компетенции t, время Знания Умения Навыки Опыт деятельности Знания Владения Навыки t1t1 t2t2 t3t3 Компетенция = Знания Умения Владения + + КОМПЕТЕНЦИЯ это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области (ФГОС ВПО)

Составляющие компетенции Знать 1. Иметь сведения 2. Обладать знанием чего-нибудь, иметь понятие, представление Уметь 1.Обладать умением делать что-нибудь 2. Обладать способностью делать что-нибудь Владеть 1.Уметь,иметь возможность пользоваться чем-нибудь. 2. Действовать при помощи чего-нибудь

Если Вы знаете основные приемы и инструменты тайм-менеджмента – Вы еще далеко не эффективный человек! Знать Знать

Если Вы умеете вести ежедневник, пользоваться возможностями Outlook, умеете расставлять приоритеты в задачах и т.п. – Вы еще не эффективный человек! Уметь Уметь

Вы в совершенстве владеете инструментами организации времени, потому что это вошло у Вас в привычку. Вы легко можете научить этим приемам свое окружение и т.п. – Вы эффективный человек – но нет предела совершенству! Владеть Владеть

Знать Уметь Владеть Быть Преподаватель, консультант помогает нарастить знания и умения Самостоятельная работа над собой Только самостоятельная работа над собой

Код УЦ ООП Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения Труд-ть (Зачет-е единицы ) Перечень дисц-н для разр-ки примерных программ, а так же учеб- ов и уч-ых пособий Коды форми- руемых компе- ий Б.1Гуманитарный, социальный и экономический цикл *) Базовая часть*) В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать - уметь - владеть - История, Философия, Иностранный язык и др. Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) Б.2 **) Математический и естественнонаучный цикл *) Базовая часть*) В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать - уметь - владеть - Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) Структура ООП бакалавра

Б.3Профессиональный цикл*) Базовая (общепрофессиональная) часть *) В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать - уметь - владеть - Безопасность жизнедеятельности и др. Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки (установленные на момент разработки стандарта профили подготовки указаны в Прило-жении А к данному ФГОС открытым списком) Б.4 ***) Физическая культура2 Б.5Учебная и производственная практики практические умения и навыки определяются ООП вуза *) Б.6Итоговая государственная аттестация Общая трудоемкость основной образовательной программы 240 Структура ООП бакалавра

Осенний семестр 30 кредитов Весенний семестр 30 кредитов + = Учебный год 60 кредитов БАКАЛАВР 4 года 240 кредитов За каждый учебный курс начисляется целое количество кредитов Кредиты начисляются, если студент по рейтингу преодолел установленное пороговое значение Количество начисляемых кредитов по курсу от оценки не зависит

Каждым вузом самостоятельно устанавливаются обязательные минимальные (пороговые) уровни сформированности компетенций, достижение которых является обязательным минимумом для всех выпускников ООП Рабочие программы учебных дисциплин (модулей), практик достраиваются в части ожидаемых результатов образования, а также их переосмысливаются с точки зрения методов достижения и оценки запланированных результатов образования Целевые характеристики ООП

Учебный план в компетентностном формате

Каждая дисциплина нескольких компетенций Каждая дисциплина оказывает влияние на формирование нескольких компетенций Каждая компетенция нескольких дисциплин Каждая компетенция формируется под влиянием нескольких дисциплин

Классификация дисциплин ГСЭМ и ЕНПД Фундаментальные По выборуВузовскиеБазовые Вузовские (вариативные) ФГОС Обязательные

РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАНИЯ это формулировка того, что, как ожидается, будет знать, понимать и/или в состоянии продемонстрировать студент по окончании образовательного процесса (лекции, дисциплины, модуля или ООП в целом) Основные понятия

ИК2 Проводить расчеты и делать выводы ОПК5 Исследовать направления процессов и равновесия в растворах, с использованием баз термодинамических данных Осуществлять расчеты и проводить исследования: Рассчитывать показатели использования производственных ресурсов предприятия Рассчитывать показатели себестоимости, цен, прибыли, налоговых выплат, рентабельности продукции и производства Проводить эксперименты с целью изучения свойств соединений p- и d- элементов Приготовитьи рассчитывать концентраций растворов для проведения исследований фазового состава и фазовых превращений на основе фазовых диаграмм одно- и двухкомпонентных систем характеристик поверхностей раздела ……… Умение анализировать дифракционные спектры, полученные при различных условиях съемки Рассчитывать концентрации растворов Выполнять основные стехиометрические расчеты Проводить термохимические расчеты Проводить расчеты скорости физико-химических процессов ……. Исследовать фазовые превращения в материалах Исследование открытых систем методами термодинамики необратимых процессов Металлографический анализ структуры материалов Исследование тепловой работы печей СВЯЗЬ «КОМПЕТЕНЦИЯ» – «РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

Что нового в ФГОС ВПО: 7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.

7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение Что нового в ФГОС ВПО:

Что нового в ФГОС ВПО? 8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников 8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения

О бучающиеся, представители работодателей должны иметь возможность оценивать текущее содержание, организацию и качество учебного процесса в целом, а также работу отдельных преподавателей О ценивание и контроль компетенций выпускников должны быть максимально приближены к условиям их будущей профессиональной деятельности Система оценки качества должна быть открытой

Д ля оценивания и контроля компетенций вы-пускников кроме преподавателей конкретной дисциплины должны активно привлекаться в качестве внешних экспертов работодатели (представители заинтересованных пред-приятий, НИИ, фирм), преподаватели, читаю-щие смежные дисциплины и т.д. Система оценки качества должна быть открытой

Экспериментальная площадка ТГУ «Кредитно-модульная система организации учебного процесса» (на базе педагогического и электротехнического факультетов ) Нормативные документы: - утверждено Положение об организации обучения с использованием системы зачетных единиц (КМС) - актуализирован Порядок балльно-рейтинговой оценки успеваемости студентов - разработан функционал консультанта по образовательной программе Реализована возможность формирования Индивидуальных планов студентов на образовательном портале ТГУ и АИСУ «Деканат» Автоматизирован процесс формирования и вывода на печать зачетных и экзаменационных ведомостей в формате КМС

Оценка работы ЭП «КМС» студентами (анкетирование, июнь 2010 г.) студенты направлений бакалавриата (1-2 курс) электротехнического факультета: - «Электроника и микроэлектроника» - «Электроэнергетика» - «Электротехника, электромеханика и электротехнологии» студенты направления бакалавриата «Педагогика» (1-2 курс) педагогического факультета

Отношение студентов к организации учебного процесса с использованием КМС Электротехнический факультет Педагогический факультет

Оценка студентами объективности балльно-рейтинговой системы Электротехнический факультет Педагогический факультет

Особенности ФГОС Направление подготовки Цели воспитания и обучения Разработка совместно с работодателями Ориентация на результат Компетентностный подход Трудоемкость ООП в зачетных единицах Базовая часть: Б – не более 50% М – не более 30% Занятия в активных формах (м инимум 40% от аудиторной нагрузки ) Открытая система оценки качества обучения

15 ноября, в понедельник в УЛК-901 с до Тема: «Нормативно-правовая база образовательной деятельности вуза» Занятие ведет: Е.А. Репина

Спасибо за внимание!