Презентация по истории России. Выполнила: ученица 10 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа 15» г.Сергиев Посад Московской области Городецкая Анастасия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Андрей Рублев Скорее всего, родился он в Московском княжестве(по другим сведениям в Великом Новгороде вероятно в конце 1370-х гг., из-за прозвища «Рублёв»
Advertisements

Культура Руси XIV-XV веков 1.Условия развития культуры. 2.Книги и литература. 3.Зодчество. 4.Сравнение Московской и Новгородской архитектуры. 5.Живопись.
Творчество Андрея Рублева.. Биография Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям.
Существует версия, что родился он в Московском княжестве (по другим сведениям в Великом Новгороде) вероятно в конце 1370-х гг., из-за прозвища «Рублёв»
Культура Руси в вв.. План урока 1.Живопись Руси вв. 2.Литература Руси вв.
ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА : УЧИТЕЛЬ МХК ГБОУ СОШ 800 КУПЦОВА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА.
ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА : УЧИТЕЛЬ МХК ГБОУ СОШ 800 КУПЦОВА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА.
Культура Киевской Руси IX – XIV век. 1.Письменность 2.Литература 3.Архитектура 4.Живопись Учитель истории и обществознания Нечаева М.Л.
Иконы Феофана Грека ( )* Великий византийский и русский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей.*
РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIV - XV ВЕКОВ Урок истории в 10 классе Учитель : Е. Н. Усанова.
Вопросы по культуре XIV-XV вв. ВАРИАНТ 1 1.Какое событие можно выделить в качестве переломного рубежа в развитии русской культуры XIII-XV вв.? 2.Кто написал.
Традиция иконописи на Руси. Истоки древнерусской иконописи Византийские Византийские Традиции эллинизма Традиции эллинизма Сирийские, коптские, сербские,
Русская икона Презентация к уроку изобразительного искусства Учитель начальных классов МАОУ «СОШ 26 г.Сыктывкара» Республики Коми Ковалева Анжела Владимировна.
КУЛЬТУРА РОССИИ В XV в Автор: Куляшова И.П. МОУ-СОШ 3 г. Красноуфимск.
«ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ ИКОНОПИСИ. познакомиться с историей развития древнерусской иконописи, с изготовлением древнерусских икон;
Есинская Анастасия 6 класс. Троица» икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым в XV веке, самое знаменитое из его произведений. Является одной из.
Культура и быт в XIV – XV веках 10 класс. История.
Культура X-XVIвв.. Древнерусская литература «Чтение о Борисе и Глебе» Митрополит Иларион- первый известный древнерусский автор литературного произведения.
Выполнила ученица 10 «Б» класса Сокирко Виктория Преподаватель: Демидова Н.А.
Андрей Рублев Автор: Константинова Татьяна Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ 5 городского округа г. Урюпинск Подготовка к ЕГЭ по истории.
Транксрипт:

Презентация по истории России. Выполнила: ученица 10 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа 15» г.Сергиев Посад Московской области Городецкая Анастасия Руководитель: учитель истории МОУ СОШ 15 Фудина Алла Владимировна

Сформировать представление об особенностях русской культуры XIV-XV веков; охарактеризовать главные её достижения.

Книги и литература Повести о борьбе с монголо-татарами Памятники Куликовского цикла Жития святых Похвальные слова Рассказы о путешествиях Летописи Московская архитектура Архитектура Новгорода Андрей Рублёв Феофан Грек Дионисий

Основной книжный фонд этой эпохи по прежнему составляли произведения, переведённые с греческого: церковные книги и творения святых отцов. С начала XVв. на смену пергаменту пришла бумага, которую долгое время привозили из-за границы и лишь в XVIIв. начали в достаточном количестве производить на Руси. Так же существовали оригинальные сочинения русских авторов. В них отражались важнейшие проблемы эпохи, проявлялись новые тенденции в развитии общественной мысли.

Каждое крупное военное столкновение с завоевателями служило темой для повести. «Повесть о разорении Рязани Батыем» «Повесть о Шевкале» «Повесть о битве на реке Пьяне» «Повесть о битве на реке Воже» «Повесть о нашествии Тохтамыша» «Повесть о нашествии Едигея»

Куликовской битве было посвящено три крупных литературных произведения: «Летописная повесть о Куликовской битве». Она представляет собой простой и лаконичный рассказ о событиях. «Задонщина». Это героическая поэма. Её неизвестный автор взял за основу «Слово о полку Игореве», но заменил действующих лиц. Это было обычным явлением той эпохи. «Сказание о Мамаевом побоище». Самое крупное по объему произведения о Куликовской битве. Но некоторые историки считают, что оно было создано в XVIв. и поэтому достоверность его сведений вызывает сомнение.

«Житие Михаила Черниговского». Было составлено неизвестным автором про князя Михаила Всеволодовича Черниговского, казненного в Орде за отказ поклониться местным святыням. Причислен к лику святых. «Житие Александра Невского». В нем наряду с благочестивыми рассуждениями можно найти и красочные описания военных побед Александра. Это произведения стало украшением древнерусской литературы. «Повесть о Михаиле Тверском». В народе его считали героем, который отдал жизнь за веру и «за други своя». Лучшим русским писателем того времени был монах Троице-Сергиева монастыря Епифаний Премудрый. Он написал «Житие Сергия Радонежского» и «Житие Стефана Пермского».

Это своего рода панегирик, в котором перечисляются заслуги правителя перед народом и церковью. В отличие от жития здесь содержится больше сведений о личности героя, о его политике и даже о домашних делах. «Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича». Написано неизвестным автором после его кончины. «Инока Фомы слово похвальное…». В нем прославляются деяния тверского князя Бориса Александровича. Она была написана при жизни князя, что предает повествования большую историческую достоверность.

Люди посетившие далекие страны рассказывали об увиденном и услышанном. Эти рассказы часто записывались и такого рода произведению назывались хождениями. Часто описывались хождения паломников: «Хождение» Стефана Новгородца в Царьград. Иногда путешествие предпринималось по какой-нибудь церковно-политической надобности: «Хождение» на Флорентийский собор неизвестного автора. Самым знаменитым является «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, посетившего далекую Индию

Московские летописи XIV столетия все погибли во время Тохтамышева нашествия в августе 1382г. Митрополит Киприан оживляет московское летописание, и он считается инициатором создания общерусского летописного свода 1408г. В период феодальной войны второй четверти XVв. летописное дело вновь приходит в упадок. В эпоху ИванаIII происходит много важных событий которые стараются записать. Появляются «неофициальные» летописи, их авторы могли себе позволить больше откровенности в оценках событий, например: монах Кирилло-Белозерского монастыря; один из клириков московского Успенского собора, писавший о жестокости и коварстве ИванаIII. Митрополит Киприан

Много строил Иван Колита, но ни один из его храмов не сохранился. Затем Дмитрий Донской возвел несколько храмов, однако эти здания также не сохранились. Больше повезло постройкам времён Василия I. Четыре из них и сегодня радуют взор своей красотой: собор Успения на Городке, собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря, Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры и Спасский собор Спасо-Андрониково монастыря в Москве. собор Успения на Городке собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря Троицкий собор Троице- Сергиевой лавры Спасский собор Спасо- Андрониково монастыря в Москве

Расцвет Новгородской боярской республики в XIV – первой половине XVв. проявился и в интенсивном каменном строительстве. Самые известные среди новгородских храмов этого периода – церковь Спаса на Ильине улице и церковь Петра и Павла в Кожевниках. Благодаря кропотливому труду реставраторов, им возвращён первоначальный вид. церковь Спаса на Ильине улицецерковь Петра и Павла в Кожевниках

Андрей Рублёв наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве вероятно в конце 1370-х гг. Принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре при Никоне Радонежском с именем Андрей. Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московского княжества; он был хорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом. Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году, свидетельствующее о том что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле Андрей Рублёв

В Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Сохранились иконы; они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам. В ряде произведений Рублёву удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические ноты, ранее ему не свойственные («Апостол Павел»). Колорит икон более сумрачен по сравнению с ранними произведениями; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря последней работой Рублёва. «Апостол Павел»

«Троица» икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым в XV веке, самое знаменитое из его произведений. Является одной из самых прославленных русских икон. История создания величайшей иконы человечества примерно такова. Игумен Никон (ставший после Сергия Радонежского настоятелем Троице-Сергиевого монастыря) очень сокрушался, что вновь воздвигнутый белокаменный Троицкий собор не был украшен живописью. Предчувствуя скорую кончину свою и желая завершить убранство собора при жизни, Никон призвал для работы Андрея Рублева и Даниила Черного. Игумен Никон еще при жизни своей хотел не только видеть храм украшенным, но и написанной икону, которая должна была стать главным памятником «в похвалу Сергию Радонежскому». «Троица»

Феофан Грек (около 1340 около 1410) великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей. Феофан родился в Византии, до приезда на Русь работал в Константинополе, Халкидоне, генуэзских Галате и Кафе. Вероятно, прибыл на Русь вместе с митрополитом Киприаном. Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе.

Прославленные фрески Феофана в новгородской церкви Спаса-на- Ильине это не только единственная совершенно бесспорная его работа, но и великий шедевр монументальной живописи, тот эталон, по которому судят о творчестве мастера в целом. Эти, лишь частично сохранившиеся образы полны поразительного внутреннего драматизма. Легко и свободно, без излишней детализации наложенные краски строго подчинены здесь общему приглушенному, весьма сдержанному цветовому тону более плотный и теплый, оранжево-коричневый в ликах, он пребывает более прохладным, серебристо-фиолетовым в фонах. Яркие и контрастные белильные высветления («пробела») кажутся вспышками духовных молний, которые прорезают сумрак материального мира, озаряя святые лики и фигуры.

Дионисий (ок ) ведущий московский иконописец конца XV начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублева. Самая ранняя из известных работ росписи собора Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре ( ). В 1481 году артель, возглавляемая Дионисием, расписывает Успенскую церковь в Москве. Не ранее 1486 года, возможно, неоднократно, работает в Иосифо- Волоколамском монастыре: там он пишет иконы для соборной церкви Успения Богоматери, возглавляя живописную артель.

Последние документально засвидетельствованные произведения, и, вероятно, наиболее известные работы Дионисия стенные росписи и иконостас собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, выполненные мастером вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром. Известно довольно много художественных произведений, авторство Дионисия которых документально установлено, либо приписываемых самому Дионисию, либо его окружению. «Богоматерь Одигитрия»«Спас в силах»«Сошествие в ад»

Развитие культуры XIV-XV вв. было обусловлено главными моментами, характерными для этой эпохи: раздробленностью и ордынским игом. С первым из них связано появление многих местных центров культуры, со вторым – страшный урон культурным ценностям, упадок культуры и затем её возрождение в эпоху национального подъема – во время Куликовской битвы и образования единой России.

«ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времён до конца XVII века» Н.С.Борисов Иллюстрации поискового сайта ru.wikipedia.org/wiki