Лекция 3: Бизнес- моделирование в контексте создания СМК (ISO 9000)
ISO Организация по стандартизации Организация по стандартизации Фирмы стремятся получить сертификат, как знак качества, привлекающий потребителей Фирмы стремятся получить сертификат, как знак качества, привлекающий потребителей
Семейство стандартов ISO 9000 Включены ISO (ранее , есть и новый вариант от 2008 года) Включены ISO (ранее , есть и новый вариант от 2008 года) ISO ISO ISO ISO ISO 19011:2002 ISO 19011:2002 Эти стандарты имеют соответствующие ГОСТы в РФ: ГОСТ Р ИСО … Эти стандарты имеют соответствующие ГОСТы в РФ: ГОСТ Р ИСО …
Несколько слов о стандарте Стандарт прописывает: Стандарт прописывает: Принципы менеджмента качества (МК) Принципы менеджмента качества (МК) Обоснование необходимости МК Обоснование необходимости МК Пропагандирует процессный подход Пропагандирует процессный подход Отводит существенную роль документированности процессов Отводит существенную роль документированности процессов Даёт определения основных терминов, используемых в СМК Даёт определения основных терминов, используемых в СМК
Выдержки из стандарта ИСО Обоснование необходимости СМК Обоснование необходимости СМК Требования к к СМК и требования к продцукции Требования к к СМК и требования к продцукции Подход к С(мам)МК Подход к С(мам)МК Процессный подход Процессный подход Политика и цели в области качества Политика и цели в области качества Роль высшего руководства в СМК Роль высшего руководства в СМК Документация Документация Оценивание СМК Оценивание СМК Постоянное улучшение Постоянное улучшение Роль статистических методов Роль статистических методов Направленность СМК и других систем менеджмента Направленность СМК и других систем менеджмента Взаимосвязь между СМК и моделями совершенства Взаимосвязь между СМК и моделями совершенства
Документация Документация способствует: Документация способствует: 1. Достижению соответствия требованиям потребителя и улучшению качества 2. Обеспечению соответствующей подготовки кадров 3. Повторяемости и прослеживаемости 4. Обеспечению объективных свидетельств 5. Оцениванию эффективности и постоянной пригодности СМК
Виды документов
Оценивание СМК 1. Оценивание процессов СМК Задаются 4 вопроса в отношении каждого исследуемого процесса: Задаются 4 вопроса в отношении каждого исследуемого процесса: 1. Выявлен и определён ли соответствующим образом процесс? 2. Распределена ли ответственность? 3. Внедрены и поддерживаются ли в рабочем состоянии процедуры? 4. Эффективен ли процесс в достижении требуемых результатов? 2. Аудит (проверка) СМК Определение степени соответствия требованиям СМК Определение степени соответствия требованиям СМК 3. Анализ СМК 4. Самооценка
Сертификация
Использование АРИС для сертификации СМК Комплексные методологии АРИС очень хорошо подходят для документирования, подготовки и сопровождения СМК до, во время и после сертификации по ИСО. Комплексные методологии АРИС очень хорошо подходят для документирования, подготовки и сопровождения СМК до, во время и после сертификации по ИСО. Моделирование СМК оргструктуру, субъекты ответственности, процедуры, процессы и средства, необходимые для управления качеством (всего 20 элементов по ИСО 9001) Моделирование СМК оргструктуру, субъекты ответственности, процедуры, процессы и средства, необходимые для управления качеством (всего 20 элементов по ИСО 9001) ARIS Toolset позволяет анализировать, моделировать и оптимизировать процессы для обеспечения их высокого качества ARIS Toolset позволяет анализировать, моделировать и оптимизировать процессы для обеспечения их высокого качества
Первостепенное значение при внедрении СМК имеет привлечение персонала к созданию и обновлению процедур и правил эксплуатации. Это повышает психологическую готовность сотрудников к принятию новой системы МК и позволяет эффективнее использовать их творческий потенциал в непрерывном совершенствовании и расширении системы МК. Первостепенное значение при внедрении СМК имеет привлечение персонала к созданию и обновлению процедур и правил эксплуатации. Это повышает психологическую готовность сотрудников к принятию новой системы МК и позволяет эффективнее использовать их творческий потенциал в непрерывном совершенствовании и расширении системы МК. Крайне важно привлечь к участию каждое подразделение и каждого сотрудника Крайне важно привлечь к участию каждое подразделение и каждого сотрудника
Процедурная модель АРИС для сертификации по ISO Довольно длительный процесс (6 – 18 месяцев) Довольно длительный процесс (6 – 18 месяцев) Процедурные модели охватывают всю совокупность процессов-прототипов, описывая в базе данных ARIS каждый этап от стратегического планирования до получения сертификата ISO Процедурные модели охватывают всю совокупность процессов-прототипов, описывая в базе данных ARIS каждый этап от стратегического планирования до получения сертификата ISO
Могут быть выделены 8 основных фаз: Могут быть выделены 8 основных фаз:
Фазы процедурной модели, представленные в виде диаграммы цепочки добавленной стоимости
1. Стратегическое планирование определить совокупность актуальных стратегических (долгосрочных) корпоративных целей (после анализа стратегических участков деятельности предприятия и корпоративной среды) определить совокупность актуальных стратегических (долгосрочных) корпоративных целей (после анализа стратегических участков деятельности предприятия и корпоративной среды) намечаются меры по их достижению намечаются меры по их достижению создание СМК важно рассматривать как стратегическую задачу создание СМК важно рассматривать как стратегическую задачу (ARIS Toolset при этом внедряется как стратегический инструмент для документирования и непрерывного совершенствования каждого корпоративного процесса)
2. Фаза подготовки к управлению качеством проведение одного или нескольких семинаров, где различные аспекты сертификации ISO 900х оцениваются с учетом специфики компании проведение одного или нескольких семинаров, где различные аспекты сертификации ISO 900х оцениваются с учетом специфики компании выработка предварительной концепции сертификации выработка предварительной концепции сертификации назначение руководителя проекта по МК назначение руководителя проекта по МК определение корпоративной политики по вопросам качества определение корпоративной политики по вопросам качества Необходимо позаботиться и о том, чтобы задачи, относящиеся к управлению качеством получили единодушную и безоговорочную поддержку персонала намечаются предварительные процедуры и основы управления проектом намечаются предварительные процедуры и основы управления проектом
3. Анализ системы менеджмента качеством «как есть» предприятие имеет структуры, правила и документы, которые составляют основу для исправного функционирования корпоративных процедур и должны быть интегрированы с новой системой МК предприятие имеет структуры, правила и документы, которые составляют основу для исправного функционирования корпоративных процедур и должны быть интегрированы с новой системой МК полагается исследование внедряемого стандарта (ISO 9001, 9002 или 9003) с учетом специфики компании (выяснение требований стандарта и в какой мере они затрагивают конкретные аспекты деятельности компании) полагается исследование внедряемого стандарта (ISO 9001, 9002 или 9003) с учетом специфики компании (выяснение требований стандарта и в какой мере они затрагивают конкретные аспекты деятельности компании) инвентаризация документов и информационных систем (ИС), имеющих отношение к качеству инвентаризация документов и информационных систем (ИС), имеющих отношение к качеству Ответить на вопросы: Ответить на вопросы: какие существующие процессы можно использовать для создания документации, отвечающей стандарту ISO 900x? какие существующие процессы можно использовать для создания документации, отвечающей стандарту ISO 900x? какие процессы необходимо реорганизовать? какие процессы необходимо реорганизовать? какие дополнительные процессы следует описать? какие дополнительные процессы следует описать?
4. «ISO 9000 на базе ARIS»: целевая концепция Методы, используемые ARIS Toolset, документально оформляются в виде руководства по стандартам, используются модели: Методы, используемые ARIS Toolset, документально оформляются в виде руководства по стандартам, используются модели: органиграммы, органиграммы, диаграммы цепочки добавленной стоимости, диаграммы цепочки добавленной стоимости, диаграммы EPC. диаграммы EPC. описывается предварительная архитектура процессов описывается предварительная архитектура процессов соответствие этих процессов требованиям стандарта получается сравнением процессов с элементами МК соответствие этих процессов требованиям стандарта получается сравнением процессов с элементами МК
5. Структурирование СМК процессы моделируются по принципу «сверху-вниз» с помощью диаграмм цепочек добавленной стоимости процессы моделируются по принципу «сверху-вниз» с помощью диаграмм цепочек добавленной стоимости Цепочки добавленной стоимости разбиваются на отдельные процессы, распределяющиеся по нескольким уровням Цепочки добавленной стоимости разбиваются на отдельные процессы, распределяющиеся по нескольким уровням процессы представляются в виде диаграмм EPC процессы представляются в виде диаграмм EPC можно ввести показатели: время и стоимость обработки можно ввести показатели: время и стоимость обработки на каждом этапе процесса, вводятся организационные субъекты ответственности, вспомогательные документы, необходимые подтверждающие документы и прикладные системы на каждом этапе процесса, вводятся организационные субъекты ответственности, вспомогательные документы, необходимые подтверждающие документы и прикладные системы
5. Структурирование системы УК [2] Должностные инструкции (описания операций) вытекают непосредственно из связи должности сотрудников с конкретными функциями Должностные инструкции (описания операций) вытекают непосредственно из связи должности сотрудников с конкретными функциями документация по УК оформляется в виде отчета документация по УК оформляется в виде отчета
6. Применение и пересмотр систем УК процессы выполняются в соответствии с новыми описанными стандартами, можно начать внутренний аудит системы УК: процессы выполняются в соответствии с новыми описанными стандартами, можно начать внутренний аудит системы УК: согласовать дату с руководителем проверяемого участка согласовать дату с руководителем проверяемого участка целью внутреннего аудита является совершенствование процессов (уточнение и совершенствование документации) целью внутреннего аудита является совершенствование процессов (уточнение и совершенствование документации)
7. Сертификация заполнение краткой анкеты, заполнение краткой анкеты, возможно, предварительный аудит возможно, предварительный аудит фактический аудит предприятия: фактический аудит предприятия: отвечают ли установленные предписания требованиям стандарта, отвечают ли установленные предписания требованиям стандарта, знают ли об этом соответствующие лица и действительно ли эти предписания соблюдаются знают ли об этом соответствующие лица и действительно ли эти предписания соблюдаются Сертификат выдаётся на 3 года. Сертификат выдаётся на 3 года.
8. Перспективы и инфраструктура: системное управление качеством (TQM) Принцип TQM требует непрерывного совершенствования корпоративных процессов и постоянной оценки положения дел под критическим углом зрения Принцип TQM требует непрерывного совершенствования корпоративных процессов и постоянной оценки положения дел под критическим углом зрения Продолжительность и стоимость каждого бизнес-процесса, моделируемого средствами ARIS Toolset, можно оценивать при помощи результата анализа различных показателей и имитационных экспериментов (ABC-costring, workflow) Продолжительность и стоимость каждого бизнес-процесса, моделируемого средствами ARIS Toolset, можно оценивать при помощи результата анализа различных показателей и имитационных экспериментов (ABC-costring, workflow)
Выдержки из стандарта ГОСТ Р ИСО Измерения в образовательном процессе. Измерения в образовательном процессе. «Организация должна производить мониторинг информации, касающейся восприятия потребителем выполнения организацией его требований, как одного из способов измерения работы СМК. Должны быть установлены методы получения и использования этой информации «Организация должна производить мониторинг информации, касающейся восприятия потребителем выполнения организацией его требований, как одного из способов измерения работы СМК. Должны быть установлены методы получения и использования этой информации
Благодарю за внимание!