Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становится базой и средством дальнейшего обучения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
проводится по нескольким направлениям: развитие анализа предложений; развитие анализа предложений; развитие слогового анализа и синтеза; развитие слогового.
Advertisements

Патопсихология процесса чтения Подготовила: Учитель-логопед МОУ «СШ 8» Барыкина С.А.
Р АЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Логопедическая работа по развитию звукового анализа и синтеза.
Логопед Федорова С.П. МОУ СОШ 26. ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ Правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов основанное на связи между их зрительными образами.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза МКДОУ «Детский сад 11 комбинированного вида» г.Далматово Подготовила учитель-логопед Засыпкина Н.Н
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Боровкова Людмила Евгеньевна Учитель-логопед Боровкова Людмила Евгеньевна МБОУ СОШ 29.
Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников Учитель-логопед Кукарцева О.А.
Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСЛЕКСИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Подготовили: учитель-логопед Гривачева Н.В. учитель-логопед.
Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
«Единый подход к формированию звуко - буквенного анализа у детей дошкольного – младшего школьного возраста» МДОУ «Берёзовский детский сад комбинированного.
Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, у младших школьников с нарушением опорно- двигательного аппарата Подготовила:
Обследование состояния фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза.
Обследование речи Старший дошкольный возраст. Фонематическое восприятие Слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее БА-НА ГА-ДА СА-ША-СА.
Государственное бюджетное специальное(коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная.
Коррекция дислексических нарушений у младших школьников с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Опыт работы учителя- логопеда Первой квалификационной категории: Кречиной Светланы Вячеславовны ГБДОУ 20 Комбинированного вида Красногвардейского района.
Система работы по дифференциации парных звонких и глухих согласных.
Развитие фонематического слуха Подготовила: С.А.Барыкина, учитель начальных классов, учитель- логопед МОУ «Средняя школа 8»
Транксрипт:

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становится базой и средством дальнейшего обучения. Возникает объективная необходимость в изучении таких детей и выявление нарушений чтения, а также поиске путей, направлений коррекционно-развивающей работы с данной категорией обучающихся.

П РИ ДИСЛЕКСИИ ОТМЕЧАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ГРУППЫ ОШИБОК : 1. Неусвоение букв, неточное соотнесение звука и буквы, которое проявляется в заменах и смешении звуков при чтении: замены и смешения фонетически близких звуков: звонких, глухих; аффрикат и звуков, входящих в их состав; замены графически сходных букв (Х-Ж, П-Н и т.д.); лабиализованные гласные: О – У, Ё – Ю. 2. Побуквенное чтение 3. Искажение слоговой структуры слова. 4. Нарушение понимания прочитанного 5. Замены слов 6. Аграмматизмы при чтении.

Имя ребёнка Скорость чтения Правильность чтения Понимание смысла Итого 1.Алёна Б Саша Н Катя П Егор К Ксюша К Лена Г Андрей П Илья В Олег С Наташа М Ярослав Л Ваня З.0000 Итого: Средний показатель успешности 2,53,33,759,58 Показатели состояния чтения

П РОВЕРКА СОСТОЯНИЯ ЗРИТЕЛЬНО – ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ Ориентировка в окружающем пространстве. - Назови, что находится справа от тебя. А что слева? - Поднять свою «главную» руку, назвать её правая. Поднять другую руку, назвать её левая. Подойди к доске (стене, приложить к ней кисть, определить руку). Соотнести части тела с правой рукой, назвать их (правая нога, правая щека..), аналогично с левой стороной тела. Показать, например, правую бровь, левый локоть Выполнение проб Хэда («показать правой рукой левое ухо», «левой рукой правый глаз», «показать правые и левые части тела напротив сидящего человека»).

С ОСТОЯНИЕ РЕЧЕЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ - Знание букв (печатных, рукописных). Даётся задание назвать буквы, предложенные вперемешку. - Узнавание букв, наложенных друг на друга, - узнавание сходных по начертанию букв, предъявленных изолированно или в буквенном ряду.

«зашумленные» буквы стилизованные буквы недописанные буквы

У РОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНО – ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ

I этап работы коррекция зрительного восприятия и памяти развитие оперативной памяти

1 К ОРРЕКЦИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПАМЯТИ Ребенок, обучаясь читать, впервые сталкивается с тем, что должен контролировать движения глаз и соотносить их с читаемым текстом: уметь выделить начало текста; проследить строку слева направо; точно перейти от одной строки к другой, без пропусков и повторов. Для развития зрительного гнозиса я использую «Визуальный тренажер».

У ЧИМСЯ СМОТРЕТЬ И ВИДЕТЬ

У ЧИМСЯ СЛЕДИТЬ ГЛАЗАМИ

У ЧИМСЯ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ

2. Р АЗВИТИЕ ОПЕРАТИВНОЙ ПАМЯТИ Часто технику чтения тормозит слаборазвитая оперативная память. Развивать оперативную память можно с помощью зрительных диктантов, методику и тексты которых разработал профессор И.Т. Федоренко. Суть заключается в том, что за отведённое время учащимся предлагается запомнить предложение с определённым количеством букв, а потом его записать. Ежедневно наращивается длина предложений. п/п ПредложенияЧисло букв Время экспозиции (с) Набор 1 Тает снег. Идёт дождь. Небо хмурое. Коля заболел. Запели птицы. Поле опустело

II ЭТАП РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА 1.Развитие фонематического анализа и синтеза. выделение гласного, согласного звука из ряда звуков; выделение первого гласного, первого согласного звука в слове; выделение последнего согласного звука из слов; определение места гласного звука, согласного звука в слове

З АДАНИЯ ДЛЯ УЗНАВАНИЯ ЗВУКА : Хлопни в ладоши, если в слове слышится заданный звук. Подними флажок, если в слове услышишь заданный звук. Отбери картинку, в названии которой слышится заданный звук. Найди на сюжетной картинке слова, в которых слышится заданный звук. Придумай слово, которое начинается с заданного звука.

1. Игра Поезд. 2. Игра Закрой фишкой. 3. Игра Светофор. 4. Игра Волшебный домик.

С ПИСОК СЛОВ ДЛЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА Мак, кот, суп, мох, пух, сук, сом, ток, дым, жук, лук, рак, сыр, рот, кит, бык, дом, ком, сон, сын, хор, шар, пол, нос, май, шум, лак. Ива, осы, усы, Ира, уха. Духи, маки, сани, кони, ноты, косы, зубы, бусы, ваза, боты, жаба, липа, луна, руки, рамы, лужа, губы, каша, гуси, пони, шуба, рыба, ноги, кожа, фара, муха, Вова, Шура, Миша, Зина, Лиза, Дина. Утка, игла, икра, ушки, игра. Замок, паук, банан, гамак, вагон, батон, каток, диван, канат, удар, укол, воин, гусак, домик, урок, гудок, шалаш, лимон, рыбак, фикус, Бобик, баран. Кубики, кабина, панама, малина, мимоза, радуга, бумага, мышата. Банки, буквы, нитки, вилка, тыква, тапки, майка, такси, фишка, шапка, сушки, сумка, марки, маска, мышка, палка, пилка, парты, почка, кукла, дупло, вишни, тыква, лампа, туфли, башни, санки, винты, кусты. Чайник, дождик, кактус, бублик, магнит, компас, павлин, лыжник, ослик, сундук,

П РАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА Карточка 1 1. Определение первого и последнего звука в слове, называние гласных, деление слов на слоги: улица, щука, работа, рот, сумка. 2. Звуко-буквенный анализ слов: совы, брат, лимон. 3. Составление слов из последовательно предъявляемых звуков: к, о, с, ы; п, о, ч, к, и. Карточка 2 1. Определение первого и последнего звука в слове, называние гласных, деление слов на слоги: шары, пух, паста, шалаш, букварь. 2. Звуко-буквенный анализ слов: мухи, клубок, шкаф. 3. Составление слов из последовательно предъявляемых звуков: с, у, ш, к, и; г, р, о, м.

Выбери картинку, в названии которой 5 звуков. Кликни кнопкой мыши по выбранной картинке.

2.Р АЗВИТИЕ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА Определение количества слогов в названии картинок с помощью схем. Выкладывание под каждой картинкой схемы, которая соответствует количеству слогов в слове. Раскладывание картинок в два ряда под соответствующими схемами в зависимости от количества слогов в их названиях. Составление слова из слогов, данных в разбивку, с опорой на соответствующие картинки. Придумывание слов с определенным количеством слогов.

Обведи предметы, в названиях которых один слог - красным два слога - жёлтым, три слога синим цветом,

Назови животных. В каких словах один слог, в каких два, в каких три? Как ты думаешь, кто из животных будет жить в одноэтажном доме, кто в двухэтажном, а кто в трёхэтажном?

Раздели слова на слоги. Поставь ударения

III ЭТАП РАБОТЫ. Р АБОТА С ДЕФОРМИРОВАННЫМИ ТЕКСТАМИ. с нарушением структуры слов (тексты с кляксой; с заменой гласных или букв, обозначающих артикуляционно-сходные согласные; с пропущенными буквами); Красо..а! Красо..а! Мы везем с собой ко..а, Чижика, собаку, Пе..ьку забияку, Обезьяну,..о..угая - Во.. ком..ания какая!

С нарушением структуры предложения или всего высказывания (тексты без разделения на предложения, слова, с разбивкой на слоги вместо слов, с неправильной разбивкой на слова, записанные справа налево, текст с исключением, слова, написанные слитно) Приход весны. Они пахнут настоящей весной. Вот уже снег сделался грязным. Это первые весенние цветы. Побежали ручьи по дорожкам. Воробьи кричат целыми днями. Растаял почти весь снег. Показались подснежники собакаягодасубботанародработарабочийсапогитетрадь дежурныйпосудаворобейурожайсорокакарандашворона ребятамедведьвеселолопатаконькигородязыкученикмороз лисицаодеждамолокодевочкабыстроклассрусскийздравствуй ветеркороваМоскваскорохорошокапустамашинамедведица.

Г РАФИК ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСПЕШНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ЧТЕНИЕМ ОБУЧАЩИХСЯ 2 Б КЛАССА

Данные методы и приёмы, могут быть рекомендованы в качестве достаточно эффективного метода коррекции нарушений чтения у младших школьников.