Возможности человеческой памяти Возможности человеческой памяти.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Доклад на тему:Тренировка памяти. Память это психический процесс, включающий в себя: а) запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей и т. д.;
Advertisements

ОГБОУ « Шегарская коррекционная школа - интернат VIII вида »
Знакомься: твоя память. Память - способность мозга сохранять информацию и воспроизводить ее при необходимости спустя какое-то время.
Подготовка к экзамену. Сначала подготовь место для занятий: убери со с тола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши.
Что-то с памятью моей… Эта статья не о том, как улучшить или развить свою память, а о том, как ее восстановить при ухудшении. Эта статья не о том, как.
Развитие памяти и внимания, как условие успешного обучения в школе.
Знакомься: твоя память. Память - способность мозга сохранять информацию и воспроизводить ее при необходимости спустя какое-то время.
Исмагилова Е.В., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1929.
Психологическая подготовка к ГИА. ГИА – это первое серьёзное испытание в твоей жизни, но не последнее, поэтому подготовку к нему нельзя откладывать на.
Память одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Память необходима.
Знакомься: твоя память. Память - способность мозга сохранять информацию и воспроизводить ее при необходимости спустя какое-то время.
«Не существует знания, которое не являлось бы силой». Р. Эмерсон «Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума – в знании». Фалес «Разве ты не знаешь,
Определение памяти Память - способность мозга сохранять информацию и воспроизводить ее при необходимости спустя какое-то время.
«Возможности человеческой памяти» Цель: актуализация представлений учащихся о возможностях человеческой памяти и приемах рационального запоминания.
Память - это сохранение в сознании прошлого опыта, делающее его с помощью речи легко воспроизводимым в любой момент и возможным для повторного использования.
«Не существует знания, которое не являлось бы силой». Р. Эмерсон Р. Эмерсон «Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума – в знании». блаженство.
Учись учиться
ПАМЯТЬ. ЕЕ ВИДЫ. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ. ПАМЯТЬ ПАМЯТЬ - способность к закреплению, сохранению и последующему воспроизведению прошлого опыта. Память обеспечивает.
Как управлять вниманием. Ушинский К.Д.: Внимание есть именно та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира.Внимание.
Тайны нашей психики. душа бессмертная субстанция, дающая начало и обуславливающая жизнь, чувства, мышления, воли…….
Транксрипт:

Возможности человеческой памяти Возможности человеческой памяти

Страница 1 Не чудо ли память человеческая?

Виды памяти сенсорная долговременная кратковременная

Типы памяти наглядно-образнаясловесно-логическаяэмоциональная благодаря наглядно-образной памяти, мы хорошо запоминаем лица, звуки, предметы, их цвет т.е. то, что мы видим. словесно-логическая память помогает нам запомнить такие абстрактные понятия, как формулы, схемы, термины. эмоциональная память лучше всего сохраняет пережитые чувства.

Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной памяти, -10единиц материала. Средний уровень – 6-7единиц. Оцените свой результат

Свойства вниманияСовет по развитию каждого свойства внимания ОбъемНе перегружать внимание во время занятий большим количеством предметов на столе УстойчивостьРабота «блоками»: 20-30минут занятий и короткий отдых ПереключаемостьРазнообразить виды заданий РаспределяемостьТренировка: одновременно говорить и писать КонцентрированностьНе злоупотреблять телевизором и компьютером Развитие внимания

Какая у тебя память? Ответьте на вопросы, используя четыре варианта ответов: никогда – 0; редко -1; иногда - 2; часто - 3. Подсчитайте результат. 1.Случается ли так, что вы забыли фамилию или имя человека, с которым часто общаетесь? 2.Трудно ли вам следить за действием фильма, телепередачи, книги, потому что вы забыли, что произошло в начале? 3.Случается ли вам, входя в комнату, мучительно вспоминать, зачем, собственно, вы пришли? 4.Бывает ли так, что вы забываете о важных для вас запланированных делах: оплатить счет в Сбербанке, прийти на встречу? 5.Затрудняетесь ли вы вспомнить номера телефонов, которыми постоянно пользуетесь? 6.Трудно ли вам вспоминать последние события? 7.Способны ли вы заблудиться в знакомом месте? 8.Вспоминаете ли вы иногда с трудом, куда положили ту или иную ненужную вам вещь? 9.Бывает ли так, что вы забыли выключить газ, свет, закрыть входную дверь, покидая квартиру? 10.Случается ли вам несколько раз повторять одно и то же, вызывая недоумение окружающих? 11.Трудно ли вам вспоминать имена популярных людей или названия известных мест? 12.Вы вынуждены все записывать, так как не надеетесь на свою память? 13.Трудно ли вам запоминать новые игры, рецепты? 14.Теряете ли вы вещи? 15.Случается ли, что вы моментально забываете то, что вам только что сказали?

Подведем итоги Вы набрали 7 очков или меньше: у вас превосходная память - можно только позавидовать. Количество очков колеблется между 8 и 15: вам следует начать тренировать свою память. В этом случае очень помогают кроссворды и задачки на сообразительность. Вы набрали 15 очков и больше: ваша память находится, увы, в плачевном состоянии. Вам следует обратиться к врачам.

Страница 2 Память и талант

По свидетельству современников, полководцы Ю.Цезарь и А. Македонский, Наполеон Бонапарт и Александр Суворов знали в лицо и по имени всех своих солдат – до 30тысяч человек! Примеры для подражания

Философ Сенека был способен повторить 2 тысячи не связанных между собой слов, услышанных лишь раз. Философ Сократ знал в лицо каждого из 20тысяч жителей Афин.

Великий врач, философ и математик Ибн Сина (Авиценна) в юности провел несколько лет, читая книги из огромной библиотеки бухарского правителя. Когда через несколько лет во время войны она сгорела, ученый удрученно повторял, что, к несчастью, успел прочитать только 10тысяч томов и кроме них ничего не сможет восстановить по памяти. В Хорезме Авиценна получил от шаха в помощь 40 писцов и каждому стал диктовать текст погибшей книги. Так были восстановлены бесценные сокровища библиотеки.

Амадей Моцарт и Дмитрий Шостакович могли по памяти воспроизвести один раз услышанное произведение.

Математик Леонард Эйлер знал все значения ста чисел, возведенных в квадрат, куб, и так до шестой степени. Шахматист Александр Алехин давал сеансы одновременной игры, не глядя на доски, с партнерами.

Отменную память имела Анна Ахматова. Ей можно было задать неожиданный вопрос типа «Когда Блок впервые встретился с Вячеславом Ивановым?» в самый неподходящий момент, и Ахматова тут же вспоминала точную дату и даже называла день недели. Физик А.Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов.

Самые забывчивые Основоположник кибернетики Норберт Винер в день переезда семьи на другую квартиру пошел на работу и забыл новый адрес. Ученый направился к старому жилищу, где у подъезда его уже ждала дочь. Его жена была уверена, что ее гениальный муж забудет адрес, и послала девочку встретить отца. Комик Чарли Чаплин не мог запомнить даже фамилии своего секретаря, с которым проработал 7лет.

Пабло Пикассо после каждого значимого для него события оставлял на память какие-нибудь безделушки – разбитые фужеры, старые платки, сломанные расчески. Только взяв в руки предмет, он мог вспомнить связанные с ним лица, события, мысли, разговоры, даты. Поэт Андрей Белый постоянно путался в этажах, в собственных комнатах, никогда не мог найти, куда положил спички, а находя их, сжигал и машинально засовывал к себе в карман.

Страница 3 В чем возможности памяти?

Ученые считают, что человек в принципе может вспомнить то, что с ним происходило в утробе матери. Память индивидуальна Рассеянность – не признак плохой памяти С возрастом память ухудшается не всегда Умение забывать Память можно улучшить Средний человек использует не больше десяти процентов врожденных возможностей своей памяти. Остальные девяносто процентов пропадают, потому что мы не умеем пользоваться естественными законами запоминания.

Законы запоминания: 1. Впечатление 2. Повторение 3. Ассоциация

Сколько информации хранит мозг человека в сравнении … … с книгами По различным оценкам, объем человеческой памяти равен примерно от единицы с семью нулями до единицы с 21 нулем. Если исходить из того, что одна книга объемом в 10 печатных листов Содержит знаков, то мозг человека может хранить информацию, равную объему от 23тысяч до 300 триллионов книг. Для сравнения: фонд одной из крупнейших библиотек мира – Национальной библиотеки США – составляет 100 миллионов книг. … с компьютером Если же человеческую память сравнивать с компьютерной, то «железяка» явно нам уступает. Наибольший объем памяти в существующих компьютерах –около 10 триллиона байт (число с 13 нулями). Человеческий же мозг, как установили ученые Гарвардского университета, может вместить число байт (1 байт –минимальная единица информации, равная 8 битам), выражающееся числом с 8432 нулями.

Закономерности, влияющие на успешность запоминания: 1.Применение 2.Информацию важно сделать интересной 3.«Эффект края» На запоминание влияют: -наложение сходного по форме и содержанию материала -наличие установки

Страница 4 Учимся запоминать

Одним из приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, является мнемотехника, основанная на образовании дополнительных ассоциаций. Специально разработанная система для удержания в памяти любой информации получили название мнемоника или мнемотехника (мнемо с греческого означает память) Мнемотехника предполагает создание фиксированного ряда опорных образов и его постоянное хранение в активированной памяти. Мнемотехника опирается на создание зрительных ассоциаций с опорными образами. Кроме мнемотехники существуют и другие методы, заставляющие память работать лучше

Для совершенствования и развития памяти можно использовать следующие приемы: 1.Повторение заученного. Периодически освежайте в памяти всё запомненное (перечитывайте, продумывайте, перелистывайте и т. д.). 2. Целенаправленные упражнения. Путем специальных упражнений развивайте все виды памяти. Здесь можно предложить: заучивание цифрового материала, заучивание текстов прозы и стихов, запоминание образов. 3. Тренировка наблюдательности. Чтобы запомнить виденное, развивайте наблюдательность. Наблюдательность способствует улучшению непроизвольного запоминания.Для этой цели можно рекомендовать регулярные упражнения по обдумыванию того, что имело место за день, неделю, месяц и т. д. 4. Гигиена памяти. Память является важнейшей функцией интеллекта. Можно вполне уверенно сказать: есть память - есть человек, нет памяти - нет человека. Поэтому каждый человек должен соблюдать гигиену памяти. В этом отношении можно рекомендовать следующее:

при утомлении и переутомлении нельзя постоянно «взбадривать» себя тонизирующими напитками (чай, кофе, курение, алкоголь). Вред этих взбадриваний заключается в том, что, избавляя себя от чувства усталости, человек не снимает утомления и переутомления; при интенсивных занятиях умственного характера (чтение, письмо, составление документов, подготовка к важным мероприятиям) целесообразно через 4045 минут делать небольшие разминки; не более, чем через два часа желательны перерывы в работе на 1015 минут; необходима научная организация рабочего дня; крайне важен полноценный сон; существенное значение для памяти имеет правильное питание; людям, занятым активным умственным трудом, рекомендуется ритмичное питание не реже 3-х раз в день при обязательном употреблении жиров и сахара; благотворное влияние на развитие всех интеллектуальных функций, в том числе и памяти, имеют хорошие, человеческие взаимоотношения в семье и на службе. Гигиена памяти

Механизмы памяти должны быть всегда подвижны и всегда в "форме". Их нужно постоянно тренировать, ежедневно выделяя для этого час или хотя бы минут. Лучше всего функционирует память между 8 и 12 часами дня, затем ее эффективность начинает постепенно падать. После 17 часов запоминание снова улучшается и, если человек не очень устал, к 19 часам достигает высокого уровня. Будьте уверены, что выделяя небольшое время для тренировки своей памяти в течение каждого дня, Вы будете оставаться в трезвом уме и ясном рассудке долгие годы.

Тренировка памяти 1.Через 5-10 минут после пробуждения как можно быстрее сосчитайте в обратном порядке от 100 до 1. 2.Повторите алфавит, придумывая на каждую букву слово. Если вы забыли какую-то букву или не можете придумать слово, не останавливайтесь. Здесь важен темп. 3.Назовите двадцать мужских имен и столько же женских. 4. Выберите любую букву алфавита и назовите двадцать слов, начинающихся с нее. 5.Закройте глаза и сосчитайте до двадцати. 6. Можно учить стихи. Главное - делать это постепенно и регулярно, постоянно увеличивая объем заучиваемого текста. К тому же стихи должны нравиться именно вам - если процесс заучивания будет проходить через силу, то хорошего результата вряд ли удастся достичь.

7. Вспоминайте прожитый день. Вечером, лежа перед сном в постели, необходимо мысленно прокрутить все события прошедшего дня, как кинопленку, причем в обратном порядке - с вечера до утра. При этом нужно постараться вспомнить как можно больше деталей. Главное правило этого упражнения - нельзя концентрироваться на негативе. Вспоминать события нужно отстранено, как бы наблюдая за ними со стороны. 8. Составляйте ассоциации. Например, все мы в детстве запоминали радугу при помощи фразы "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан", где первые буквы каждого слова ассоциируются с цветами самой радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Точно так же можно попытаться запоминать события, придавая им ассоциации. Главное - чтобы тренировки памяти приносили радость, а также, чтобы вы осознавали их необходимость. Тогда в следующий раз вам не придется мучительно долго вспоминать имя того актера, который играл в фильме, который вы только вчера посмотрели.

Приемы запоминания 1. Рифма и ритм Один из наиболее действенных способов обеспечить запоминание материала это зарифмовать его. Как это сделать, мы покажем на простом примере с телефонным номером. Итак, вам нужно запомнить номер Для этого вы можете зарифмовать его следующим образом: Шесть шесть три один пять один четыре Я все помню в целом мире. Теперь попробуем зарифмовать номер : Один пять один четыре шесть шесть три Никому не говори.

Запоминание числового выражения величины числа π (~3, …)π происходит легче, если использовать стихотворную форму: «Чтобы ПИ запомнить, братцы, Надо чаще повторять Три, четырнадцать, пятнадцать Девять, двадцать шесть и пять» Ударение в словах ФенОмен звонИт по средАм, ПринЯв договОр по годАм, Он Отдал экспЕртам эскОрта ХодАтайство аэропОрта. Не говори катАлог, а только каталОг. А твОрог? Можно твОрог, а можно и творОг!

Приемы запоминания 2. Аббревиатура (акроним) Аббревиатура может применяться для фиксирования самой различной информации. Например, для запоминания цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый мы обычно пользуемся фразой: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Это, разумеется, не совсем аббревиатура. В этом выражении первые буквы слов, которые необходимо запомнить, совпадают с буквами слов простого и легко запоминающегося предложения, имеющего какой-то смысл. То есть запоминанию информации способствует и смысл простого предложения, и тот факт, что все слова этого предложения начинаются с первых букв слов, которые нужно запомнить. Это является своеобразным двойным эффектом.

Вы можете использовать принцип аббревиатуры для запоминания самой разной информации. Для этого вам необходимо придумать простое осмысленное предложение, все слова которого будут начинаться с первых букв тех слов, которые вам нужно запомнить. Для того чтобы вы потренировались в придумывании таких предложений, мы предлагаем вашему вниманию следующее упражнение. Упражнение: Придумайте предложение для запоминания следующего списка необходимых покупок яблоки, яйца, мороженое, кофе, орехи, изюм, сыр, лимоны. Продукты вы можете расположить в произвольном порядке. Желаем удачи.

Приемы запоминания 3. Образные ассоциации Читайте в течение 2 минут список слов, приведенных ниже с целью запомнить максимальное количество этих слов: шляпа, телефон, кактус, пирог, конверт, деньги, угорь, стол(письменный), дом, карандаш, куртка, кружева, пуговица, носок, отвертка, крючок (рыболовный), кот, книга, фара, рис. Попытайтесь написать эти слова в той последовательности, как они даны в упражнении. Вам этого сделать не удастся. Тогда попытайтесь запомнить, по возможности, большее количество слов из этого списка. Вы отметите, что многие слова вы не записали, просто вы использовали для запоминания негодный способ. Время вышло

Если вы хотите без каких-либо усилий запомнить список слов в той же последовательности, вы должны сделать следующее: создайте серию последовательных ассоциаций, начиная с первого слова и заканчивая последним. Эти ассоциации должны быть очень странными, комичными или глупыми, поэтому мы в качестве примера дали намеренно разнородный список. Единственное правило, которое нужно выполнить, хорошо представить зрительно ассоциации. Создайте очень четко картины в вашем сознании, т.к. именно они должны будут вам помочь запомнить слова. В качестве примера приведем одну цепь ассоциаций, из десятка других, которые вы можете построить.

Представьте себе шляпу, в которую поместили телефон, телефонная трубка которого утыкана колючками, потому что это кактус; эту трубку-кактус неприятно держать в руках господину, который звонит, и к тому же он говорит с набитым пирогом ртом; в пироге находится маленький конверт, из которого неожиданно выпадают деньги; один из банковских билетов сворачивается и превращается в своего рода угря, который, спасаясь, прячется под письменный стол, имеющий особую форму дома, труба которого сделана из огромного карандаша. Карандаш, как ракета, стартует, летит и попадает в куртку нашего человека; куртка довольно любопытная, т.к. вся в кружевах, а на ее средней пуговице висит носок, к которому подвешена отвертка, она летит и попадает в миску с рисом, который ест кот, этот кот кладет себе на голову книгу, убегает и прячется под автомобильную фару; фара излучает мощный свет на огромный крючок. Теперь вы легко сможете воспроизвести список из 20 слов. И то, что вы заложили в памяти, будет прочно. На следующий день вы вновь сможете воспроизвести данный список, т.к. по-прежнему легко восстановите цепь ассоциаций, в то время как без использования данного способа вы забудете 50 % слов.

Упражнение Запомните способом образных ассоциаций следующий список слов: сигара, рубашка, молочный магазин, самолет, уголь, очки, лев, дым, шоколад, гора дерево, сундук, король, весы, колокол, веревка, мостовая, газета, вилка, лампа. Удачи!

Приемы запоминания 4.Мнемонические фразы Уж замуж невтерпёж мнемофраза для запоминаниянаречий без ьнаречийь Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул : «Цыц» мнемофраза для запоминания слов с ы после цыц автомотовелофототелерадиомонтер все эти приставки пишутся слитно Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву «Т» писать напрасно В этой фразе собраны 5 слов, где не пишется «Т» между «С и Н».

Падежи русского языка «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку». Название и порядок следования планет Солнечной системыпланетСолнечной системы Начиная от Солнца:Солнца МеркурийМеркурий, ВенераВенера, Земля МарсМарс, ЮпитерЮпитер, СатурнСатурн, УранУран, Нептун (Плутон с 2006 года карликовая планета).Плутон2006 годакарликовая планета 1.Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли 2. Меркурий раз, Венера два-с, Три Земля, четыре Марс, Пять Юпитер, шесть Сатурн, Семь Уран, восьмой Нептун

География Милая Хоккайдо! Я тебя Хонсю. За твою Сикоку я тебя Кусю для запоминания четырех основных островов Японии Геометрия БиссектрисаБиссектриса это крыса,котораябегает по углам и делит угол пополам)крысабегаетуглампополам МедианаМедиана это обезьяна (лазает по сторонам, делит их пополам)обезьяна Физика Закон АрхимедаЗакон Архимеда: Тело, впёрнутое в воду, Выпирает на свободу Весом выпертой воды Телом, впёрнутым туды. Химия Индикатор лакмус красный кислоту укажет ясно! Индикатор лакмус синий щелочь тут, не стой разиней! Фенолфталеиновый в щелочах малиновый. Алюминий, феррум, хром – их валентность равна трем. Натрий, калий, серебро – одновалентное добро

Литература Слово ДАМАН указывает, на какой слог падает ударение в трехсложных размерах стиха: ДАктиль – 1-й слог, АМфибрахий – 2-й слог, АНапест – 3-й слог. Спряжение глаголов Ко второму же спряженью Отнесем мы без сомненья Все глаголы, что на -ить, Исключая брить, стелить. А еще: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, вертеть, И зависеть, и терпеть. Ударение в словах Долго ели тОрты – Не налезли шОрты! ЗвонИт звонарь, ЗвонЯт в звонок, Чтоб ты запомнить верно смог. Чередующиеся гласные в корне слова Собирать, стирать, задира – Повнимательней гляди: Если в слове имя Ира, Значит, в корне буква И. *** Если после корня А, В корне будет И всегда. Вот пример, запоминай: Ноги вытЕр? ВытИрай!

Страница 5 Подведем итоги

"Память слабеет, если ее не упражняешь..." Цицерон

Спасибо за внимание! Декабрь 2009год