Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области духовно-нравственного воспитания курсы повышения квалификации «Основы религиозных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО УЧЕБНОГО КУРСА ОРКСЭ В СВЕТЕ ФГОС НОО. Презентацию составила Овчинникова Т.Е., учитель МБОУ СОШ 7 г. Кольчугино.
Advertisements

Курс ОРКСЭ Автор: методист МБОУ ДПО ПКС ИМЦ Белово Шмакова Е.А.
МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа 1» Тема урока православной культуры: Какими законами Бог сохранял красоту мира. Трунова А. И г.
Концепция и структура курса ОРКСЭ. Требования к результатам освоения курса «Основы религиозных культур и светской этики» учащимися Институт развития образования.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого.
«Основы православной культуры» в учебно- воспитательном процессе Из опыта работы учителя МОАУ «СОШ 13» Зайцевой Т.К.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» - один из механизмов реализации Концепции и ФГОС.
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование Формирующая оценка: личностные и метапредметные результаты.
Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области духовно- нравственного воспитания.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению.
Комплексный учебный курс « Основы религиозных культур и светской этики »
Основа для разработки Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса "Основы религиозных культур.
О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Основы религиозных культур и светской этики. НОРМАТИВНАЯ БАЗА: В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ 74 от 1 февраля 2012 г. с.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль курса «Основы светской этики»
Разработчики: Ямбаршева Светлана Владимировна Клопова Галина Александровна ГО Карпинск МБОУ СОШ 6.
Транксрипт:

Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области духовно-нравственного воспитания курсы повышения квалификации «Основы религиозных культур и светской этики» 2-11 марта 2010 года.

Приоритеты образовательной политики Зафиксированы в: - Концепции долгосрочного социально- экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование»(одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол 36) - Основных направлениях деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г р) - Приоритетном национальном проекте «Образование» на годы - Федеральной целевой программе развития образования - Проекте Национальной инициативы «Наша новая школа» 2

Основные направления инициативы «Наша новая школа» 1.Переход на новые образовательные стандарты. 2. Развитие системы поддержки талантливых детей. 3.Развитие учительского потенциала. 4. Изменение инфраструктуры школьной сети. 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников. 3

Состояние разработки и утверждения стандартов общего образования (ФГОС) 1. ФГОС начального общего образования (1-4 класс) разработан, утвержден. 2. ФГОС основного общего образования (5-9 класс) – завершение разработки 2010 г. 3. ФГОС среднего (полного) общего образования (10-11 класс) – завершение разработки 2010 г. 4

5

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего и основного общего образования. 1.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2.Примерная основная образовательная программа начального общего образования. 6

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего и основного общего образования. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Педагогическая цель: воспитание высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России. 7

Национальный воспитательный идеал В России XVIII века был сформулирован воспитательный идеал: «человек государственный, слуга царю и Отечеству» 8

Национальный воспитательный идеал Педагогический идеал советской эпохи – воспитание всесторонне развитой личности, способной на героическое служение, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежение материальным во имя идеального. 9

Современный национальный воспитательный идеал высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. 10

Знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиция– как основы культуры многонационального народа России; 11

12 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

13 Новый предмет призван актуализировать в содержании общего образования, смоделировать педагогическими средствами российскую религиозно-культурную традицию, создать условия для приобщения к ней российских школьников.

14 Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе.

15 Закон РФ «Об образовании» Ст. 14. п. 5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

16 Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса.

17 Основные содержательные модули курса: Основы православной культуры. Основы исламской культуры. Основы иудейской культуры. Основы буддийской культуры. Основы мировых религиозных культур. Основы светской этики.

18 Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования. БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 19

Варианты базисного учебного плана первой ступени общего образования представлены Вариант 1 для образовательных учреждений, в которых обучение ведётся на русском языке. Вариант 2 для образовательных учреждений, в которых обучение ведётся на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России; Вариант 3 для образовательных учреждений, в которых обучение ведётся на родном (нерусском) языке, в том числе в образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, в которых законодательно установлено государственное двуязычие. 20

21

22

23 ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

24 Требования к личностным результатам: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

25 развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; развитие доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

26 Требования к метапредметным результатам: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

27 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества; определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

28 Требования к предметным результатам: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; осознание ценности человеческой жизни.

Десять заповедей (Декалог или Закон Божий) (ивр. עשרת הדברות, «асерет-а-диброт» букв. десять речений; др.- греч. δέκα λόγοι, «декалог» букв. десятисловие) предписания, десять основных законов).ивр.др.- греч. Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии:Синодальному переводу 1.Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. 29

Десять заповедей 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. 30

Десять заповедей 4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. 31

Десять заповедей 5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. 32

Моральный кодекс строителя коммунизма Моральный кодекс строителя коммунизма свод принципов коммунистической морали, вошедшие в текст Третьей Программы КПСС, принятой XXII съездом (1961).ПрограммыКПССXXII съездом

Моральный кодекс строителя коммунизма 1.Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма. 2.Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест. 3.Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния. 4. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов. 5.Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного. 34

Моральный кодекс строителя коммунизма 6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат. 7. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни. 8. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей. 9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству. 10. Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни. 11. Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов. 12. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами. 35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70 На примере учебников Л.Ф. Климановой «Литературное чтение»; А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой «Окружающий мир» Нас много и все мы разные Учим детей толерантности и патриотизму Учим детей толерантности и патриотизму

71 Моя семья – мой мир На примере учебника А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой «Окружающий мир»

Анна Ахматова Родная земля И в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем, Наш горький сон она не бередит, Не кажется обетованным раем, Не делаем ее в душе своей Предметом купли и продажи, Хворая, бедствуя, немотствуя на ней, О ней не вспоминаем даже. Да, для нас это грязь на калошах, Да, для нас это хруст на зубах. И мы мелем, и месим, и крошим Тот ни в чем не замешанный прах. Но ложимся в нее и становимся ею, Оттого и зовем так свободно – своею. 72

АРСЕНИЙ ТАРКОВСКИЙ ( ) СЛОВАРЬ Я ветвь меньшая от ствола России, Я плоть ее, и до листвы моей Доходят жилы, влажные, стальные, Льняные, кровяные, костяные, Прямые продолжения корней. Есть высоты властительная тяга, И потому бессмертен я, пока Течет по жилам боль моя и благо Ключей подземных ледяная влага, Все эР и эЛь святого языка. 73

Я призван к жизни кровью всех рождений И всех смертей, я жил во времена, Когда народа безымянный гений Немую плоть предметов и явлений Одушевлял, даруя имена. Его словарь открыт во всю страницу, От облаков до глубины земной. Разумной речи научить синицу И лист единый заронить в криницу, Зеленый, рдяный, ржавый, золотой... 74