Корректировка Стратегии развития Кировской области до 2020 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа социально-экономического развития Прионежского муниципального района на годы.
Advertisements

Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2030 ГОДА.
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
Кировская область О реализации в 2012 году Программы социально- экономического развития Кировской области на годы Департамент экономического.
Территория «старой» Москвы 1090 кв.км Территория «новой» Москвы с учетом присоединения 1600 кв.км около 2700 кв. км Постоянное население Москвы 11,5 млн.
СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Заволжского муниципального района Ивановской области до 2020 года.
Правительство Кировской области Докладчик – Кузнецов Алексей Борисович, заместитель Председателя Правительства Кировской области.
Ульяновская область: от хорошего к великому Актуализация Стратегии развития до 2020 года.
Лаборатория регионального анализа и политической географии, географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Типологический подход к формированию системы.
Ключевые тренды развития российской промышленности проект LINK / Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН, ЦМАКП Предварительное замечание.
Стратегия социально-экономического развития муниципального района «Барятинский район» на гг.
Техническое задание 2 Цель и задачи Программы социально-экономического развития 3 Задача Программы – обеспечить каждого жителя каждого муниципального.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
Прогнозно-аналитическое обеспечение инновационного развития Тверского госуниверситета и региона Забелина О.В. д.э.н., профессор. зав. ЛСЭМиП Тверской Государственный.
Ленинградская область. Численность населения чел. (2018); Плотность населения 21,62 чел./км 2 (2018); Городское население 63,79% (2018).
ДУМНОВА ТАТЬЯНА ГАВРИЛОВНА МИНИСТР ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ Система индикативного управления в Республике Бурятия.
ПЕРСПЕКТИВЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРИЗАЦИИ Лачкова Виктория Константиновна Студентка 4 го курса Филиал МГУ им.М.В.ломоносова.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
«Об утверждении паспорта государственной программы Чувашской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012–2020 годы» 11 сентября.
Транксрипт:

Корректировка Стратегии развития Кировской области до 2020 года

Необходимость корректировки Стратегии 1.Изменение конъюктуры мировых и внутренних рынков и общей экономической ситуации по причине экономического кризиса. 2.Приведение Стратегии в соотвествие с федеральными нормативными и стратегическими документами (КДСЭР-2020, отраслевые стратегии, приказ Минрегиона от и т.п.). 3.Необходимость учета внешнего контекста социально- экономического развития области: межрегиональная конкуренция и кооперации, стратегия развития ПФО и т.п. 4.Подробный анализ поселенческой структуры, ее несоответствие сложившейся системе размещения хозяйствующих субъектов, транспортной и социальной инфраструктуре. 5.Демографический прогноз, адекватный существующей социально-демографической ситуации в области.

Структура ВРП, 2007 г. ВРП на душу населения – 13 место в ПФО, 66 в РФ Рейтинг инвестиционного риска - 71 Рейтинг инвестиционного потенциала – 55 По данным РА Эксперт

Укрупненная структура ВРП (2007 г.) (50,1 – структура ВРП в среднем по ПФО) Источник данных – Госкомстат РФ

Средняя заработная плата Стоимость потребительской корзины Показатели уровня жизни (на )

Покупательная способность на (данные Росстата)

9,81% 5,89% 12,55% 11,62% 10,74% 8,83% Финансовые услуги Средняя ЗП по ПФО 13182р. Средняя ЗП по Кировской области 11022р. АПКЛПКОбразованиеТорговля Резина и пластмассы Металлургия Услуги Машиностроение Здравоохранение Энергетика Транспорт и связь Строительство Химпроизводство Госуправление 4,70% 5,48% 1,34% 1,89% 1,34% 4,24% 4,79% 1,61% 7,52% Структура занятости и уровень ЗП (на )

Укрупненная структура занятости (на )

Основные принципы социально-экономической политики 1.Сохранение экономического потенциала (ресурсный, производственный и кадровый аспекты) наиболее значимых отраслей 2.Формирование принципов развития территориально- поселенческой структуры и сети учреждений социальной сферы 3.Подготовка реализации проектов по комплексному освоению природно-минеральных ресурсов области 4.Обеспечение социально-экономической безопасности региона (продовольственная, социально- демографическая, ресурсная, инфраструктурная и т.п.) 5.Создание и развитие полноценной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности и малого предпринимательства 6.Формирование зон опережающего социально- экономического развития 7.Привлечение государственных и частных инвестиций для реализации важнейших проектов регионального развития, создание условий для прихода в регион эффективных собственников Краткосрочная перспектива (2009 – 2011 гг) Среднесрочная перспектива (2011 – 2013 гг)

Приоритетные виды экономической деятельности в краткосрочной перспективе (антикризисная программа): 1.Химическое производство 2.Сельское хозяйство 3.Строительство 4.Производство пищевых продуктов 5.Производство резиновых и пластмассовых изделий 6.Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 7.Машиностроение Важнейший бюджетообразующий ВЭД, обладающий достаточно высокой эффективностью. Меры: Сохранение потенциала и стимулирование развития. ВЭД, обеспечивающие продовольственную, инфраструктурную безопасность региона. Высокая добавленная стоимость при сравнительно низкой производительности труда Меры: повышение технологического уровня производства ВЭД, значимые в бюджетообразовании, инфраструктурном и продовольственном обеспечении с высокими объемами прибыли и производительностью труда при сравнительно низкой конкурентоспособности продукции. Меры: расширение ассортимента и повышение качества продукции

Приоритетные виды экономической деятельности в среднесрочной перспективе: 1.Добыча полезных ископаемых и их переработка (стройматериалы, фосфориты, торф) 2.Лесопромышленный комплекс 3.Агропромышленный комплекс Возможные производственные кластеры 1.Производство мебели 2.Легкая промышленность (кожа, обувь, мех) 3.Рекреационный комплекс и туризм ВЭД, который в среднесрочной перспективе даст возможность повысить уровень обеспечения ключевых отраслей, прежде всего, «Химическое производство» и «Строительство» местными ресурсами, тем самым позволит повысить их эффективность и бюджетоотдачу. Вместе с этим, возможно увеличение попутной добычи топливно-энергетических ископаемых (торф), повышение эффективности сельского хозяйства (минеральные удобрения). Меры: Подготовка к реализации имеющихся и проработка других проектов нового освоения. Данные ВЭД могут стимулировать развитие деревообработки, производство качественной металлической фурнитуры, увеличение спроса на натуральную кожу (развитие животноводства) Меры: содействие расширению производства, повышение качества продукции

Важнейшим приоритетом в среднесрочной и долгосрочной перспективе в соответствии с базовым сценарием инновационного развития Концепции долгосрочного развития РФ, должно стать развитие инновационного сектора экономики Кировской области со специализацией в сфере биохимических технологий и производства препаратов крови. Предпосылки создания биохимико-технологического кластера в Кировской области: 1. Значительный научный потенциал вузов и отраслевых НИИ. 2. Развитая исследовательская и производственно-технологическая база, прежде всего, устойчиво работающие химическое производство и производство резиновых и пластмассовых изделий. 3. Имеющийся сырьевой потенциал: лес, месторождение фосфоритов, торфа и наличие других природных компонентов. 4. Реально существующий внутрирегиональный и внешний спрос на продукцию биохимико-технологического кластера:

Основные параметры финансово-экономического развития муниципальных образований Уровень развития экономики МО обобщенно оценен по объему отгруженной продукции. Муниципальные образования можно условно разделить на три основные группы: Территории опережающего экономического развития, на которые приходится более 72,3% всего объема произведенной продукции (МО «г.Киров» и «г.Кирово-Чепецк»). МО, в которых производится не менее 1% общеобластного объема продукции, их суммарный вклад составляет 16,7%. - В остальных 31 МО производится менее 1% общеобластного объема продукции и на их суммарную долю приходится только 11% всех товаров, работ и услуг по области.

Основные параметры финансово-экономического развития муниципальных образований Средняя производительность труда по области невысока - около 322 тыс.руб. в год на 1 работающего. Дифференциация МО по уровню производительности труда показывает уровень эффективности муниципальной экономики. 1 группа. Муниципальные образования, производительность труда в которых сопоставима со средними показателями по области. В этой группе выделяются МО «г.Киров» и «г.Кирово-Чепецк», где производительность труда соответственно в 1,3 и 2,2 раза превосходит среднеобластной показатель. 2 группа. Муниципальные образования со средней производительностью труда от 100 до 250 тыс.руб. на одного работающего в год. 3 группа. В данную группу отнесены МО с крайне низкой производительностью труда (менее 100 тыс.рублей на 1 работающего в год).

Производительность труда по субъектам ПФО (методика Госкомстата, 2007 г.)

Оценка социально-демографической сферы и системы расселения

Система расселения Проблема: Очень высокая доля малых сельских населенных пунктов (50 и менее жителей) – более 3,1 тыс. н.п. (72% сельских поселений), в т.ч. 773 н.п. (17,9%) – без постоянного населения Следствия: Отсутствие условий для занятости - размещение в таких н.п. рентабельных предприятий реального сектора экономики невозможно Неэффективное расходования средств на социальную сферу - распыление вместо концентрации Низкий уровень управляемости Возможные решения: Снятие с административного учета населенных пунктов, не имеющих постоянного населения. Определение по каждому муниципальному району перечня малых населенных пунктов, не имеющих потенциала развития Внесение изменений в действующие региональные законодательные и нормативно-правовые акты, определяющие административно- территориальной устройство Изменение границ муниципальных образований с учетом сокращения числа населенных пунктов Объединение городских округов с муниципальными районами в целесообразных случаях Определение возможных изменений границ муниципальных районов с целью сокращения их количества

Численность населения Кировской области гг., тыс. чел

Демографическая ситуация Текущая ситуация: –Высокий уровень смертность –низкий уровень рождаемости –естественная убыль населения –неблагоприятная половозрастная структура В перспективе: –Снижение общей численности населения –Быстрое сокращение численности населения в трудоспособном возрасте –Рост численности населения старше трудоспособного возраста

Динамика численности населения Кировской области, гг. Районы с минимальной убылью населения – центр и отчасти юго-восток области (менее 5%) Районы со средней убылью населения (5-10%) Районы с максимальной убылью населения (более 10%) – Богородский, Даровской, Кикнурский, Малмыжский, Санчурский, Фаленский, Шабалинский

Динамика численности населения трудоспособного возраста Кировской области, гг. 1.Группа районов с некритическими темпами сокращения численности трудоспособного населения 2.Группа районов со значительными темпами сокращения трудоспособного населения 3.Группа районов с критическими темпами сокращения трудоспособного населения

Доля населения старше трудоспособного возраста по районам Кировской области

Миграционная ситуация в Кировской области, 2007 г. 1.Районы с положительным миграционным балансом. Располагаются в центральной части области в районе формирования Кировской агломерации. 2.Районы с интенсивностью миграционной убыли более высокой, чем в среднем по области. Северо-восточная, северо-западная и юго- западная часть области. 3.Районы с интенсивностью миграционной убыли меньшей, чем в среднем по области.

Развитие социальной сферы Базовая идея – развитие социальной сферы как единой системы на основе опорного каркаса включающего опорную точку 1-го уровня – г. Киров и сеть опорных точек 2-го уровня Плюсы: скоординированное планирование; более эффективное расходование средств; создание точек опережающего развития соц. сферы, качества жизни (в т.ч. условий проживания), формирование условий для развития малого и среднего бизнеса в сфере обслуживания Минусы: сложность организации; необходимость изменения работы системы управления соц. сферой области. Период проектного планирования – 5 лет, 3 этапа

Существующая сеть опорных точек социальной сферы

Опорные точки второго уровня: 1. г. Вятские Поляны 2. п. Зуевский 3. г. Котельнич 4. п. Уржум 5. г. Омутнинск 6. г. Слободской 7. г. Советск 8. п. Яранск 9. г. Кирово-Чепецк 10. г. Луза 11. г. Юрья Опорный каркас развития социальной сферы Кировской области

Экономическая специализация макрорайонов Кировской области г. Киров – Многофункциональная экономика, транспорт, инноватика Машиностроение, мебель, АПК АПК, транспорт, стройматериалы АПК, добыча полезных ископаемых, производство стройматериалов, рекреация, логистика АПК, лесное хозяйство ЛПК, металлургия, машиностроение, добыча полезных ископаемых АПК Легкая и пищевая промышленность, АПК, лесное хозяйство, рекреация Добыча полезных ископаемых, АПК Химическое производство, мебель, АПК, рекреация ЛПК

Наименование показателя / 2007 Среднегодовая численность населения всего, тыс.чел ,3% Объем валового регионального продукта млрд. руб. 120,2141,2153,2171, в 3,7 Раза Индекс физического объема валового регионального продукта% 104, , в 1,7 раза Объем инвестиций в основной капитал млрд. руб. 37,440,523,727,632,641,286,5150в 4 раза Индекс физического объема инвестиций в основной капитал% 134,491, в 1,8 раза

2009 – 2011 годы – реализация антикризисной программы направленной на сохранение промышленного и кадрового потенциала бюджетообразующих и инфраструктурных отраслей. Создание опорного каркаса социальной сети. Создание опорного транспортного каркаса. Подготовка документации по развитию приоритетных отраслей и инвестиционных проектов. Газификация приоритетных промышленных площадок. Создание инновационной инфраструктуры – 2015 годы – Реализация отложенных инвестиционных проектов. Развитие транспортной инфраструктуры. Развитие опорной социальной сети. Изменение административно-территориального устройства области. Развитие инновационного биотехнологического кластера – 2020 годы - выход реализуемых проектов на полную мощность. Рост собственных доходов консолидированного бюджета. Изменение структуры экономики – увеличение доли обрабатывающих и инновационных производств, средней заработной платы, производительности труда. Решение существующих в настоящее время базовых вопросов в области энергетики, жилищного строительства. Этапы реализации стратегии

Спасибо за внимание! ПРИМЕЧАНИЕ. Данные ВРП по состоянию на 2007 год, поскольку на 2008 год Статуправление не рассчитало. Анализ по нескольким годам показал, что структура ВРП в течение нескольких лет существенно не изменялась