М УНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СПЕЦИАЛЬНАЯ ( КОРРЕКЦИОННАЯ ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ 12 II ВИДА Г.И СКИТИМА Н ОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Формирование монологической и диалогической речи у учащихся с нарушенным слухом младшего школьного возраста 2012г.
«Связной считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой единое целое, имеет тему, выполняет определенную функцию (обычно коммуникативную), обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или менее значительные структурные компоненты». (Львов М.Р.)
С ВЯЗНАЯ РЕЧЬ диалогмонолог
К ЛАССИФИКАЦИЯ ДИАЛОГОВ А.К.З ИКЕЕВА : 1) вопросоответственные единства, 2) сообщение – вопрос (ответ), 3) сообщение - сообщение, 4) побуждение к действию – вопрос (ответ), 5) побуждение к действию – альтернативная реакция (согласие или отказ).
В ИДЫ РАБОТ ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ : Построение диалога по аналогии с образцом. – Дай ручку! – Дай карандаш! – На ручку. – На карандаш. – Спасибо. – Спасибо.
В ИДЫ РАБОТ ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ : Дополнение диалога репликой – На улице тепло? – ….
В ИДЫ РАБОТ ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ : Подбор парных реплик из числа предложенных. – Как тебя зовут? – … Моя фамилия … – Как твоя фамилия? Меня зовут … – …
В ИДЫ РАБОТ ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ : Вставка в диалог пропущенной реплики: – Кто стоит первым? – … – Кто стоит последним? – …
В ИДЫ РАБОТ ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ : Придумывание пропущенной реплики, продолжение диалога (по его началу) – У тебя есть сестра? – Да, у меня есть сестра. – …? – Мою сестру зовут Оля.
В ИДЫ РАБОТ ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ : Составление диалога по заданной ситуации, трансформация его по различным заданиям (например, изменить время). – Что ты рисуешь? – Что ты нарисовал? – Я рисую велосипед. А ты? – Я нарисовал велосипед. А ты? – Я рисую лошадь. – Я нарисовал лошадь.
В ИДЫ РАБОТ ПО РАЗВИТИЮ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ : Составление фраз по демонстрации действий.
В ИДЫ РАБОТ ПО РАЗВИТИЮ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ : Составление фраз по ситуационным рисункам. Мишка идёт. … …
В ИДЫ РАБОТ ПО РАЗВИТИЮ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ : Использование поручений. Например: подойти к шкафу, взять тетради, положить тетради на стол. Я подошел к шкафу. Взял тетради. Положил тетради на стол.
В ИДЫ РАБОТ ПО РАЗВИТИЮ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ : Использование коротеньких текстов с двумя-тремя фразами, данными в неправильном порядке. У рыбы большая голова, длинное туловище. Вова поймал большую рыбу. Это щука. Вова поймал большую рыбу. Это щука. У щуки большая голова, длинное туловище.