Портрет Жанры изобразительного искусства Презентация учителя МБОУ СОШ 14 г. Искитима Новосибирской области Пинчук Ирины Геннадьевны.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ХАРАКТЕРНЫЙ ПОРТРЕТ Урок изобразительного искусства 6 класс Шишлянникова Е. В. учитель ИЗО гимназия 8 г. Дубна Московской обл.
Advertisements

Художественный портрет как способ отражения внутреннего мира человека Изобразительное искусство 7 класс.
Жанр изобразительного искусства - ПОРТРЕТ. ЗАДАЧИ : по-новому увидеть человека создание художественного образа открыть его для себя и для него тем самым.
Великие портретисты прошлого Живописный портрет это форма выражения глубокого интереса к личности человека. Живописный портрет это форма выражения глубокого.
Бельчикова Н.В. – зам.зав. по УВР Нищик С.В. - руководитель изостудии МДОУ д/с 30.
СПЕЦИФИКА ГРАФИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ПО ПРИМЕРАМ РАБОТ РУССКИХ XIX ВЕКА ПО ПРИМЕРАМ РАБОТ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ XIX ВЕКА.
СПЕЦИФИКА ГРАФИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА. Что такое портрет? Прежде всего, это изображение конкретного человека. Но определяя портрет как жанр, следует говорить.
Портреты наших великих соотечественников. Портрет – от французского – изображение. Один из жанров живописи, скульптуры, графики, посвящённый изображению.
ПЕРЕДАЧА РИТМА И ДВИЖЕНИЯ В РИСУНКЕ Презентацию выполнила учитель изобразительного искусства и черчения МОУ СОШ 14 г. Искитима Новосибирской области Пинчук.
Проблемный вопрос Какова роль портрета в рассказе О. Генри «Дары волхвов»?
«Любите живопись, поэты!» (Портрет в русской живописи и литературе). Урок развития речи по картине Ф.С.Рокотова «Портрет А.П.Струйской» и стихотворению.
Сочинение-описание по портретам А. С. Пушкина Урок развития речи в 9 классе.
Методическая разработка по изобразительному искусству (ИЗО, 8 класс) по теме: Искусство как универсальный способ общения.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА. Изобразительные искусства - это группа искусств, основанных на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном.
Виды и жанры изобразительного искусства Выполнила Ермолаева Анастасия.
Холманских О.В., МОАУ СОШ 8 г.Кирова. Цели урока: 1)выяснить, как замысел художников, идейное содержание картин определяют выразительные средства; 2)научиться.
Реализм и романтизм в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Выполнила Клявузова Юлия, ученица 10 класса СОШ 5 г.Тутаева.
Трагический образ Демона в творчестве М.Ю.Лермонтова и М.А. Врубеля.
активноепассивноеэмпатическое Перефразирование - ). Сущность: возвратить собеседнику его высказывания (одну или несколько фраз), сформулировав их своими.
Учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ 5 г. Красноярск. Ёжкина Татьяна Фёдоровна. К уроку ИЗО в 9 классе.
Транксрипт:

Портрет Жанры изобразительного искусства Презентация учителя МБОУ СОШ 14 г. Искитима Новосибирской области Пинчук Ирины Геннадьевны

Что такое портрет? Портрет в литературе одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер. В изобразительном искусстве портрет это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. К. Брюллов «Портрет княгини А.А.Багратион»

Внешнее и внутреннее «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир ) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека». Портрет это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно- художественная интерпретация. В.Тропинин «Портрет писательницы В.И. Лизогуб» В. Суриков «Портрет Суворова»

Идеология и содержание Художники создают портреты по заказу для частных людей и общественных организаций, или же вдохновлённые собственным интересом и привязанностью к модели. Портреты могут являться важными государственными или семейными знаками, создающимися для увековечивания памяти изображённого. И. Репин «Портрет композитора М. Мусоргского» К.Маковский «Портрет Александра II»

Семейные портреты Часто наследие художника включает огромное количество портретов членов его семьи но не только по причине его привязанности к ним, а ещё и потому, что родственники являются бесплатными и наиболее удобными натурщиками. В. Суриков «Портрет дочери Ольги Суриковой» К.Маковский «Портрет жены Юлии Павловны»

Автопортрет Это портрет, написанный художником самого себя. Является разновидностью жанра портрета. Суриков В.И. «Автопортрет»Маковский К.И. «Автопортрет»

Отличие портрета от непостановочной фотографии Предметами портрета и фотографии является отражение человеческого лица, причем отражение это в основе своей механическое… Но фотография удерживает застывшее выражение лица в один момент, а рисунок даёт общее совокупное впечатление от лица. Поэтому портрет представляется наиболее естественным его отражением. В.Васнецов «Портрет А.И. Куинджи»

Время на портрете Время портрета динамично, полно памяти о прошлом и предсказанием будущего…Портрет является «сделанным» произведением искусства, на которое потрачено много времени и умственных усилий автора, благодаря чему по качеству и глубине передачи он будет более сложной и многоуровневой работой, лучше передающей личность, нежели фото. М.Нестеров «Портрет Л.Н.Толстого»

Сходство в портрете Сходство результат не только верной передачи внешнего облика портретируемого, но и правдивого раскрытия его духовной сущности, присущих ему как представителю определённой исторической эпохи, национальности, социальной среды. И.Репин «Портрет поэта А.А.Фета»

Какое бывает сходство? Обычно различают сходство внешнее, которое имеет ценность как исторический документ или семейная реликвия, и сходство внутреннее эстетическое, которое убеждает, что именно таким должен быть портретируемый К.Брюллов «Портрет А.А.Перовского» В. Тропинин «Портрет А.С.Пушкина»

Сходство или произведение искусства? Заказывая портрет, заказчик зачастую требует не произведение искусства, а только сходства с собой. Художник же, выполняя его пожелание, может выдать больше, чем требовалось, как сходство, так и произведение искусства. Мы способны воспринимать рисунок, не спрашивая о сходстве, но пока мы не поверили в его сходство, мы не назовем его портретом. И.Репин «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре»

Передача внутреннего мира и отступления от реальности Хорошо написанный портрет, как считается, должен показывать внутреннюю сущность модели с точки зрения художника не только физические, но и духовные черты. « Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома спускаюсь в глубину их души и овладеваю ею целиком » (Латур) К. Маковский «Селедочница»

К чему стремится художник? Чтобы произведение напоминало оригинал, необходимо чтобы чувства, возбуждаемые картиной, напоминали чувства, вызываемые оригиналом(это уже «эмоциональное» изо бражение). Зритель, глядящий на портрет, чувствует, будто находится в присутствии этого человека. Именно к такому сходству стремится каждый художник. К. Брюллов « Портрет княгини М.П. Волконской»

Главная задача художника Ради достижения эмоционального сходства художник может отказаться от некоторых черт буквального сходства. Он может преднамеренно изменить внешность человека на полотне, украшая или совершенствуя его изображение, чтобы подчеркнуть или спрятать определённые качества модели. В. Тропинин «Кружевница»

Идеал в портрете Идеал изображаемого на портрете никогда не может стопроцентно совпадать с действительностью, а подчас даже расходится. Сознательно или неосознанно, художник должен слить воедино то единственное и неповторимое, что присуще облику своей модели согласно его воображения. В.Суриков «Портрет неизвестной на желтом фоне»

Красота в портрете Что же нужно, чтобы портрет стал произведением искусства, кроме простой похожести? Дело не только во внешней красоте: красота передаётся через цвет, линий, композицию. Поэтому так знамениты портреты стариков, например, рембрандтовские несмотря на то, что юность и красота моделей уже прошла - портретист наслаждается, передавая их богатый внутренний мир и внутреннюю красоту. А. Иванов «Мужская голова»

Настроение, мимика, глаза и руки Лицо человека асимметрично, мастер должен воспроизвести его, учитывая тонкие различия между обеими сторонами, все отклонения от симметрии важны для портретного сходства. Кроме того, художник должен уметь изображать натуру во взаимосвязи с окружающей средой, освещением и с учётом цветовых особенностей самой модели. К. Маковский «У околицы»

Покой и сосредоточенность Модель в портрете находится в особенной форме бытия сосредоточенности, вбирании в себя мира, погружении в самого себя. Человек освобождается от страсти, случайного настроения, погружён в свои мысли. В. Суриков «Портрет Н.А. Крапоткиной» К. Брюллов «Портрет великой княжны Марии Николаевны»

Молчание говорит … На портрете человек обычно не действует, не говорит. На портрете человек молчит, но это красноречивое молчание. Портрету противопоказаны аффекты (гнев, ярость, бурное веселье) сильное кратковременное чувство, связанное с активной двигательной реакцией. Для портрета характерен одушевленный покой. К.Маковский «Семейный портрет»

Глаза – зеркало души Душа, как правило, передаётся через выражение глаз, через взгляд, устремлённый на зрителя. Глаза один из наиболее выразительных знаков, поскольку передает важнейшее из пяти чувств. Взгляд, направленный, на зрителя, обращён ко всему человечеству. К.Маковский «Девушка в костюме Флоры»

От улыбки светлее Улыбка, даже едва приметная, освобождает лицо от бесстрастной отчужденности; она как бы приоткрывает внутренний мир человека, делая его более доступным для постороннего взора. Малейшее движение губ мгновенно меняет всю мимику, выражение глаз, придает всему лицу живое единство. Как и глаза, губы всегда что-то говорят». В.Суриков «Сибирская красавица. Портрет Е.А.Рачковской»

Руки - зеркало тела Лицо и руки передают нам практически всю информацию о конкретном человеке. При этом в лице мы сосредотачиваем свой взгляд прежде всего на глазах, а в руках на пальцах. Недаром говорят, что глаза зеркало души человека, а руки зеркало его тела. Осанка также является важным способом подчеркнуть индивидуальность модели. К.Брюллов «Портрет певицы Джудиты Пасты»

Ожидания заказчиков Воплощение в полотне ожиданий модели, и её реальной внешности является важным аспектом творчества портретистов. Оливер Кромвель требовал от художников, чтобы те писали его без прикрас: « Я надеюсь, Вы приложите всё свое искусство к тому, чтобы нарисовать мой портрет в точности похожим на меня, без всякой лести, отметив все эти морщины, прыщи и бородавки, которые Вы видите. В противном случае я не заплачу Вам за неё ни фартинга » В. Тропинин «Девушка с горшком роз»

Прошу меня «переписать»! Подход к сходству в портрете у заказчика и художника различный. Если заказчик понимает под портретом только то, что обладает несомненным сходством с лицом-оригиналом, то художник, отталкиваясь от оригинала строит свой особый художественный мир. И непонимание этой разницы взглядов порой приводило в истории портрета к настоящим курьёзам: например к просьбам переписать портрет. В.Суриков «Боярская дочь»

Я это или не я ? Существует особая точка зрения по поводу сходства в портрете мнение портретируемого. Она обычно прямо противоположна мнению художника… Человек очень редко видит себя таким, каков он есть, а если узнаёт, то обычно очень поражён, если художник изобразил его наружность правдиво. А. Иванов «Портрет Виттории Кальдони»

Влияние личности художника на портрет Портрет не только изображает индивидуальность человека, но и выражает индивидуальность художественной личности автора. Художник вживаясь в облик модели, постигает духовную сущность человеческой индивидуальности. Такое постижение происходит только в процессе слияния Я модели и Я автора. И.Репин «Читающая девушка»

Влияние мировоззрения мастера Личное отношение художника к модели и его творческая манера накладывают на портрет зримый отпечаток. К примеру, считается, что художник, обладающий длинным носом, стремится удлинить носы во всех портретах, которые он пишет. Именно поэтому портреты, выполненные с одного и того же человека разными художниками могут совершенно различаться по передаче внутреннего мира. И.Репин «Портрет художника А.И.Куинджи» И. Репин

Влияние эпохи на портрет и его след в культуре Хороший портрет это не столько суждение о конкретном человеке, сколько представление об образе жизни людей определённой эпохи. Портрет даёт современному зрителю возможность совершенно уникального общения: за портретом и моделью стоит самосознание их эпохи. К.Маковский «Боярышня у окна»