Австрийский взгляд на экономику развития Заостровцев А.П. МЦСЭИ «Леонтьевский Центр»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Почему приватизация не создала прав собственности в России? Заостровцев А.П. МЦСЭИ «Леонтьевский Центр»
Advertisements

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПРОС ЖИТЕЛЕЙ АРМЕНИИ International Republican Institute, Baltic Surveys Ltd. / The Gallup Organization, Armenian Sociological Association.
Результаты социологического исследования «Электоральная ситуация в г.Киеве» 24 июня - 7 июля 2010 года Опрошено 1000 респондентов, проживающих в г.Киеве,
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
РОЛЬ СМИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ СМИ – учреждения, созданные для открытой, публичной передачи различных сведений.
С. Г. Кирдина Институт экономики РАН Институциональная самоорганизация: экономическая эволюция на основе матричного принципа воспроизводства институтов.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Определение понятия профсоюз Профессиональный союз (профсоюз) это добровольное общественное объединение людей, связанных общими интересами по роду их.
В.Тамбовцев Есть ли в России спрос на институты? Леонтьевские чтения – 2011 Санкт-Петербург,
Моя специальность- экономист. « Цели и задачи проекта » Изучить понятие экономист Изучить понятие экономист Установить характерные особенности, которыми.
Люди, деньги и работа: социально-экономические итоги 2008 года.
Предмет и метод экономики (экономической теории).
От авторитарной государственной школы к открытой школе гражданского общества. © Т.Г. Новикова, А.С. Прутченков, 2010 Простановка проблемы …
Л.А.Хахулина Л.А.Хахулина Социальные реформы глазами российского населения Социальные реформы глазами российского населения Левада-Центр Левада-Центр
Богатство народов и роль экономиста: эволюция идеи Александр Раквиашвили экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова.
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
ДУГЛАС МАКГРЕГОР: ВКЛАД В МЕНЕДЖМЕНТ. Дуглас Мак-Грегор родился в 1906 г. Получил степень доктора философии в Гарвардском универ­ситете, в течение нескольких.
Урок открытия новых знаний. Тема: Право в системе социальных норм. МОДУЛЬ право.
«Применение мониторинговых технологий при подготовке к ЕГЭ и ГИА по обществознанию (экономический блок)» Подготовила: учитель МБОУ «Лицей 21» Железнова.
Выполнил студент гр.524-3: Бугрименко А. В.. ( в ред. Федеральных законов от N 131- ФЗ, от N 86- ФЗ, от N 153- ФЗ, от.
Транксрипт:

Австрийский взгляд на экономику развития Заостровцев А.П. МЦСЭИ «Леонтьевский Центр»

2 Постановка вопроса Новое поколение австрийской школы и виргинской политической экономии: - Питер Боеттке (Peter Boettke) - Кристофер Койн (Christopher Coyne) - Питер Лисон (Peter Leeson) Coyne Ch., Boettke P. The Role of Economist in Economic Development//The Quarterly Journal of Austrian Economics Vol.9, no. 2. P. 52; Boettke P., Coyne Ch., Leeson P. Institutional Stickiness and the New Development Economics//American Journal of Economics and Sociology Vol.67, no.2.

3 I.Роль институтов в экономическом развитии: австрийский взгляд

4 Какие институты имеют значение? «Институты имеют значение» В экономике развития этот тезис Дугласа Норта получил универсальное признание. Современные австрийцы ставят вопрос более конкретно (см. заглавие слайда). Ответ на него они дают на основе разработанной ими таксономии институтов

5 Таксономия институтов Институты ЭкзогенныеЭндогенные Введенные извне Введенные изнутри FEX Foreign- introduced exogenous IEX Indigenously introduced exogenous IEN Indigenously introduced endogenous

6 Определения Введенные извне – создаются преимущественно аутсайдерами. Введенные изнутри – создаются преимущественно инсайдерами. Экзогенные – сконструированные и установленные сверху (государством или формальными организациями как МВФ, МБРР и т.п.) Эндогенные – возникают спонтанно как результат индивидуальных действий, но не спроектированы формально; воплощают местные нормы, обычаи и практики. Эндогенные институты, по определению, могут быть введены только изнутри.

7 Кейсы FEX: Разработанная Всемирным Банком программа реформирования общественных финансов для какой-либо страны (даже несмотря на то, что она вводится актом национального правительства). IEX: Федерализм в США. IEN: Язык 1. Один и тот же институт может подпадать под различные категории в различных местах. 2. Один и тот же институт может подпадать под различные категории в разное время в одном и том же месте. Например: деньги до появления центробанков – IEN; после – IEX.

8 IEN и m tis IEN имеют своим основанием m tis. M tis (гр.) – локальное знание, вытекающее из практического опыта. Включает: навыки, культуру, нормы и конвенции, формирующиеся из опыта индивидов. Он не может быть сформулирован в виде набора письменных инструкций, относящееся к нему знание обретается только через опыт и практику. M tis - это клей, который придает институтам их устойчивость (stickiness)

9 Устойчивость институтов IEX FEX IEN M tis Чем ближе к m tis, тем устойчивее институт; связь с m tis ослабляется по мере продвижения от IEN к FEX

10 Новая экономика развития (НЭР) Основные постулаты НЭР: 1. Успешные институциональные изменения в развивающимся мире должны иметь опору в лице IEN институтов. 2. Если предлагаемое изменение институтов не может быть увязано с IEN институтами, то попытка его введения должна быть оставлена.

11 M tis и IEN: как хорошие, так и плохие Устойчивость институтов сама по себе не несет нормативной оценки Они могут как способствовать развитию, так и противостоять ему Пример: Польша, Россия, рыночные реформы.

12 Отношение к приватизации Оставить у нынешних собственни- ков без каких- либо условий Оставить у нынешних собственников при условии, что они заплатили достаточно Ренациона- лизировать и оставить в руках государства Ренационализиро- вать, а затем приватизировать снова, используя более прозрачные процедуры Чехия24,650,613,011,8 Эстония44,422,622,410,7 Польша20,037,222,420,4 Россия18,531,536,713,3 Украина12,631,943,012,5 Узбекистан15,322,651,610,6 Что, по Вашему мнению, нужно сделать с большинством приватизированных предприятий? Распределение ответов в % Источник: Denisova I., Eller M., Frye T., Zhuravskaya E. Everyone Hates Privatization, but Why? Survey Evidence from 28 Post-Communist Countries // CEFIR/NES Working Paper Series/ 2010 May. Working Paper 143. P. 26.

13 Российский M tis Источник: Общественное мнение – М.: Левада-Центр, С. 31.

14 Российский M tis Источник: Общественное мнение – М.: Левада-Центр, С. 42

15 Российский M tis Что, на Ваш взгляд, следовало бы сейчас предпринять президенту и правительству? Жестче контролировать экономику и политическую жизнь в стране 68% Предоставить людям свободу заниматься своими делами и следить только за тем, чтобы они не нарушали закон 28% Затрудняюсь ответить 10% Декабрь 2010 г. Источник:

16 Изменить M tis! Итак: 1.Экзогенные институты, чуждые metis, не приживаются или, будучи внедренными, работают неэффективно, не приносят ожидаемые результаты. 2.Эти экзогенные институты могут быть вполне состоятельными институтами, обеспечивающими развитие и экономический рост (напр.: верховенство закона, гарантии прав собственности и т.п.). 3.Единственный выход – постараться изменить сам metis так, чтобы он не отторгал эти институты, а, по возможности, им благоприятствовал. 4.Поскольку важными компонентами metis являются общественное мнение и идеология, то надо воздействовать на них: это критически важно для успеха социальных перемен и реформ.

17 Опора на Мизеса Идеи и общественное мнение у Мизеса близки к концепции metisa: 1.«Идеи творят историю, а не наоборот» (Человеческая деятельность: трактат по экономической теории. Челябинск: Социум, С.81) 2. «Идеи порождают общественные институты, политические изменения, технологические методы производства, и все, что называется экономическими условиями» (Теория и история: Интерпретация социально-экономической эволюции. Челябинск: Социум, С.167) 3. «Идеи не представляют собой постоянного запаса, неизменного и существующего от начала вещей» (Теория и история. С. 201). 4. «Массы лишь делают выбор между идеологиями, разработанными интеллектуальными лидерами человечества. Но их выбор окончателен и определяет ход событий» (Человеческая деятельность. С.811) 5. «Государственный деятель может добиться успеха только в той мере, насколько его планы соответствуют общему настроению его времени, т.е. идеям, которые владеют умами его сограждан» (Теория и история. С.166) 6.«Общественная система, какой бы полезной она ни была, не может работать, если ее не поддерживает общественное мнение» (Человеческая деятельность. С.811)

18 Роль экономиста в экономическом развитии

19 Против мэйнстрима «Мэйнстримовская литература по этой проблеме заставляет не только думать, что экономист – единственный, кто в состоянии анализировать эпизоды прошлого, но и что он имеет доступ к экономическому божественному откровению, которое позволяет ему предсказывать будущие события и давать бесценные советы…» (Coyne Ch., Boettke P. The Role of Economist in Economic Development//The Quarterly Journal of Austrian Economics Vol.9 (2). P.47) Воплощение такого подхода – работа Джозефа Стиглица: Stiglitz J. Globalization and Its Discontent. N.Y.: W.W.Norton, (В рус. пер.: Стиглиц Дж. Ю. Глобализация: тревожные тенденции. М., 2003).

20 Количественные прогнозы – «пагубная самонадеянность» Роль экономиста: 1.Выявлять экономические законы; 2.Использовать их для объяснения фактов. Прогноз исключительно «качественный»: если X, то Y. Но не количественный: если (X + X), то %Y. «Когда прогнозист занимается количественными прогнозами, то он выходит за пределы знания, которое способно дать экономика как наука» (Coyne Ch., Boettke P. The Role of Economist in Economic Development. Р.58) «Претензии эконометриков и других специалистов по математическим моделям экономики, что они в состоянии предсказывать ход будущих экономических событий, всегда будут натыкаться на простой, но обескураживающий вопрос: Если вы можете так точно все предсказывать, то почему вы не делаете этого на фондовом рынке, где точный прогноз может буквально озолотить?» (Ротбард М. Власть и рынок: Государство и экономика. Челябинск: Социум, С. 388) Однако «сообщество развития» (МВФ, МБРР и др.) строит свои программы на основе количественных прогнозов.

21 Матрица: «Дилемма развития» Экономист Государство Игрок, СпасительИгрок, Исследователь Рефери, СпасительРефери, Исследователь

22 Государство и экономист Государство как рефери: ограничено обеспечением спонтанно возникающих снизу IEN Государство как игрок: экзогенно навязывает сверху институциональный порядок. Экономист как исследователь: занят изучением, как IEN развиваются в целях удовлетворения определенных социальных нужд Экономист как спаситель: озабочен тем, какие новые институциональные устройства должны быть внедрены в целях замены «неэффективных» IEN.

23 Плохое равновесие экономики развития Равновесие экономики развития – в левой верхней ячейке матрицы. «Появление профессии экономиста – следствие интервенционизма». (Человеческая деятельность. С.811) 2 причины «плохого равновесия»: 1.Неверное понимание экономической науки; того, что она может и не может достичь. 2.Искаженные стимулы как «сообщества развития» (МВФ, МБРР и т.п.), так и тех, кто занимает посты в правительствах развивающихся стран. Если заявленная ими цель устранить социальное зло, то это значит, что их интерес в том, чтобы оно никогда не было устранено.

24 Правильное понимание задач экономиста 1.Экономист, в первую очередь, исследователь экономического порядка. Применительно к экономике развития: Понимание m tis, который отвечает за координацию деятельности индивидуальных агентов (методы: полевые исследования, интервью). 2.Экономист как просветитель: объяснение рядовой публике и политикам как работает рынок. В этом качестве экономист играет ключевую роль в формировании общественного мнения и идеологии, которые имеют решающее значение для осуществления социальных изменений.