Конкурентность политических рынков: плюсы и минусы в условиях кризиса Х Ежегодная конференция «Леонтьевские чтения» 18 февраля 2011 г. С.А.Афонцев Институт.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экономика и государство. 1. Экономические функции государства Экономическая политика государства – процесс реализации его экономических функций путём.
Advertisements

LOGO Социальная и экосоциальная рыночная экономика.
Регулирование и налогообложение как методы формирования инвестиционного климата. 1.Регулирование фирм 2.Налогообложение фирм 2.Налогообложение фирм.
Смешанная экономика Выполнил ст. гр. ТДО-13 Цыпандин Мичил.
Р Ы Н О К Витебский государственный профессиональный лицей 1 машиностроения им. М.Ф. Шмырева 2009.
Некоторые аспекты системы государственного регулирования: Россия 2010 Наталья Волчкова Российская экономическая школа Общественный совет при ФСТ России,
Экономическая политика. Что такое открытая экономическая политика государства –Экономические цели государства. –Основные направления экономической политики.
В истории экономической науки имя Джона Мейнарда Кейнса ( ) стоит в ряду ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие современного им общества.
Экономика и государство. Регулирующая роль государства в рыночной экономике.
РЫНОК КАК ФОРМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ. 2 Рынок как форма функционирования экономики 1. Формирование рыночных механизмов координации экономического.
СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА 1.Понятие смешанной экономикиПонятие смешанной экономики 2.Характеристика смешанной экономики: а) Характерные черты б) Рыночный механизмХарактеристика.
Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
Экономика и государство Prezentacii.com. Экономические функции государства. Какой инструмент регулирования экономики выбрать? Денежно-кредитная (монетарная)
Экономика и государство. Автор: Филиппова Людмила.
Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
Институциональные изменения. Сложность изменения институтов Люди инвестируют свои интересы в существующую институциональную структуру Люди отрицательно.
Экономика и государство. Экономические функции государства.
Рыночные отношения в современной экономике Выполнила: Юрченко Наталья,гр.ПО-330.
Необходимость и роль макроэкономического планирования макроэкономического планирования и прогнозирования Работу выполнила: Екатерина Егорова студентка.
Транксрипт:

Конкурентность политических рынков: плюсы и минусы в условиях кризиса Х Ежегодная конференция «Леонтьевские чтения» 18 февраля 2011 г. С.А.Афонцев Институт мировой экономики и международных отношений РАН

Определение 1 Институты политического рынка = Правила и процедуры выработки политических решений в процессе взаимодействия субъектов, предъявляющих спрос на эти решения, и субъектов, ответственных за их принятие. Институты политического рынка

Каналы влияния политических институтов на экономическую эффективность Схема I: Институты политического рынка Экономическая политика Экономическая эффективность Схема II: Институты политического рынка Правовые и социальные институты Защита прав собственности Экономическая эффективность Институты политического рынка

Ц елям экономического развития отвечают институты политического рынка, которые обеспечивают высокую эффективность проводимой экономической политики при данном раскладе сил спроса и предложения на политическом рынке поддерживают систему правовых и социальных институтов, обеспечивающих высокую степень защиты прав собственности; не требуют высоких «технологических» издержек, связанных с поддержанием собственного функционирования; подрывают стимулы к изысканию политической ренты. Институты политического рынка

Определение 2 Трансакционные издержки политического рынка = Издержки, вносимые в экономику неоптимальностью результатов функционирования институтов политических рынков ввиду неоптимальной экономической политики, неоптимальной защиты прав собственности; расходом ресурсов на поддержание функционирования институтов политических рынков, на изыскание политической ренты. Институты политического рынка

Эффективность институтов политических рынков определяется минимизацией совокупного уровня трансакционных издержек политических рынков, а не какого- либо одного (или нескольких) их видов: Экономическая политика может быть оптимальна, но при высоких расходах противоборствующих групп на лоббирование («черные дыры экономического регулирования»); Экономическая политика может быть оптимальна, расходы на лоббирование нулевые, но ценой высоких «функциональных» издержек. Институты политического рынка

Уровень конкурентности политических рынков определяется институтами политических рынков, регулирующими «доступ на рынок» субъектов «политического спроса» и «политического предложения». Являются ли институты, отвечающие конкурентной структуре спроса и предложения на политических рынках, более эффективными в условиях кризиса? Структура политических рынков

Проблема «демократия и экономика» традиционно популярна, НО за вопросом о роли демократических институтов скрывается более широкий вопрос о связи между структурой политических рынков и характерным для них уровнем трансакционных издержек Структура политических рынков

Аргумент: « Политическая конкуренция ведет к повышению эффективности проводимой экономической политики и минимизации потерь, связанных с изысканием политической ренты» Возражения: Итоговое значение переменной экономической политики может отвечать максимизации общеэкономической эффективности, однако в процессе определения экономической политики может быть затрачено чрезмерное количество ресурсов. При сильном неравенстве доходов неизбежен популизм. «Демократический оптимизм»

Аргумент: Автономия субъектов принятия политических решений позволяет избежать вмешательства групп интересов в экономическую политику и излишних затрат времени при принятии решений Возражения: «Короли-философы» вырождаются в волюнтаристов Ликвидировать влияние особых интересов нереально Отсутствие каналов обратной связи для адекватной оценки результатов экономической политики и потребностей в ее изменении «Автократический оптимизм»

«Неконкурентные» механизмы: оперативное принятие решений свобода бюджетного маневра социальная политика как «политический демпфер» НО работа в режиме «пожарной команды» высокая инерционность экономической политики из-за отсутствия «обратных связей» отсутствие адекватной оценки издержек и выгод Что мы имеем в ходе кризиса?

Преимущества неконкурентных механизмов максимальны в контексте быстрого реагирования на кризисные вызовы Иллюстрация: Спасение финансового сектора В демократических странах максимальный эффект был обеспечен благодаря вмешательству центральных банков (эффект автономии денежных властей) В менее демократических странах максимальный эффект дали оперативные дискреционные решения по вливанию ресурсов в финансовый сектор Что мы имеем в ходе кризиса?

Конкурентные механизмы: стратегический подход к антикризисной политике высокий эффект бюджетных стимулов эффективные «обратные связи» НО решения принимаются недостаточно оперативно значительное влияние широких общественных групп высокие издержки пересмотра принятых решений Что мы имеем в ходе кризиса?

Преимущества конкурентных механизмов максимальны в контексте стимулирующих мер, затрагивающих интересы большинства населения Иллюстрация: Изменение отчислений на социальное страхование Приоритет стимулирования занятости в странах ЕС Фискальные приоритеты в России Что мы имеем в ходе кризиса?

Снижение отчислений на социальное страхование На временной основе: Германия (в отношении отчислений как работодателей, так и работников); Ирландия (освобождение работодателя на 1 год от социальных платежей за вновь нанятого работника, если перед этим он был безработным более полугода); Португалия (полное освобождение работодателя на 2 года от социальных платежей за вновь нанятого работника, если ему меньше 35 лет или если перед этим он был безработным, и освобождение на 50% - если новому работнику больше 40 лет); Франция и Австрия (для отдельных категорий малого бизнеса). Что мы имеем в ходе кризиса?

Снижение отчислений на социальное страхование На постоянной основе: Венгрия (сокращение нормативов социальных отчислений с 32% до 27%); Словения (возврат работодателям социальных платежей за вновь нанятых работников в возрасте моложе 26 и старше 55 лет); Польша (полное освобождение работодателя на 1 год от социальных платежей за вновь нанятого работника, если ему 50 лет и более). Что мы имеем в ходе кризиса?

Снижение отчислений на социальное страхование в странах ЕС как один из наиболее эффективных стимулов для работодателей к расширению занятости VERSUS повышение социальных отчислений в России: «Only budget matters…» Что мы имеем в ходе кризиса?

ВЫВОДЫ Чем острее краткосрочные вызовы кризиса, тем выше преимущества неконкурентных механизмов политических рынков. По мере затухания остроты кризиса и перехода к экономическому оживлению растет потребность в использовании конкурентных механизмов. Что мы имеем в ходе кризиса?