ТЕМА 3. Теория потребительского выбора и рыночный спрос 4.1. Полезность. Функция полезности. Кривые безразличия. 4.2. Равновесие потребителя. 4.3. Кривые.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА 3. Теория потребительского выбора и рыночный спрос 4.1. Полезность. Функция полезности и кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые.
Advertisements

2.1. Функции полезности и кривые безразличия Задача потребительского выбора Анализ сферы потребления на основе функций спроса Маршалла. 2.4.
2.1. Функции полезности и кривые безразличия Задача потребительского выбора: графическая интерпретация Задача потребительского выбора: аналитическое.
Теория потребительского поведения Лекция 7. План лекции 1.Экономическая модель потребительского выбора 2. Кривые безразличия. Свойства кривых безразличия.
ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА. 1.Кардиналисткая концепция теории потребительского выбора 2.Ординалистская концепция теории потребительского выбора 3.Оптимум.
Теория поведения потребителя Тема 2 Микроэкономика – 2005.
Тема 5. Потребительское поведение План лекции: 1. Теория предельной полезности. Кардинализм и ординализм. Бюджетная линия и оптимум потребителя. 2. Поведение.
Теория потребительского выбора Исполнитель: Дышаева Л. Ф.
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Раздел I. Теория спроса Лекция 1. Теория потребительского выбора Лекция 2. Индивидуальный и рыночный спрос Ст. преподаватель, к.э.н. М.И. Столбов.
Экономика 10 класс. ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU - total utility) ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU - total utility) - то удовлетворение, которое люди получают от потребления.
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Рынок: поведение потребителей Лекция 6. План лекции Спрос, его виды и факторы Закон спроса. Спрос и величина спроса. Исключения из закона спроса Потребительские.
Микроэкономика-2 для студентов специальности «Математические методы в экономике» Гузенко Анна Геннадьевна к.тех.н., доцент кафедры математики.
Глава 2. Экономика домохозяйства 9. Рациональное потребление.
Теория спроса и предложения Исполнители: Кныш Е. В. Домнин А. В.
Тема 6: « Потребительское поведение » составитель: к.э.н., доцент кафедры экономики ТПУ Яроцкая Елена Вадимовна.
1 ТЕМА 5. Ординалистская теория выбора потребителя 1. Аксиомы ординализма 2. Кривые безразличия как инструмент ординалистского анализа 3. Бюджетная линия.
1 Тема 4 АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ Мнение людей бизнеса о потребителе и рынке чаще всего оказывается неверным. Единственный, кто осведомлен в этой.
Транксрипт:

ТЕМА 3. Теория потребительского выбора и рыночный спрос 4.1. Полезность. Функция полезности. Кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые «доход-потребление» и «цена- потребление» Эффект дохода и эффект замены Рыночный спрос. Эластичность спроса Полезность. Функция полезности. Кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые «доход-потребление» и «цена- потребление» Эффект дохода и эффект замены Рыночный спрос. Эластичность спроса.

4.1. Полезность. Функция полезности. Кривые безразличия

Полезность Термин «полезность» обозначает удовлетворение, которое потребители получают при потреблении товаров и услуг или занимаясь чем-либо. Функция полезности – отношение между объемами потребляемых товаров и услуг и уровнем полезности (удовлетворенности), достигаемым потребителем. Полезность имеет личностный, субъективный характер. Термин «полезность» обозначает удовлетворение, которое потребители получают при потреблении товаров и услуг или занимаясь чем-либо. Функция полезности – отношение между объемами потребляемых товаров и услуг и уровнем полезности (удовлетворенности), достигаемым потребителем. Полезность имеет личностный, субъективный характер.

Количественный (кардиналистский) подход к оценке полезности Ютиль (от англ. utility - полезность) - гипотетическая субъективная единица полезности. Количественная оценка в ютилях полезности любого потребляемого потребителем товарного набора может быть записана в виде функции общей полезности: TU = F(Q A, Q B,..., Q Z ), где TU - общая полезность данного товарного набора; Q A, Q B, …, Q Z - объемы потребления товаров А, В,..., Z в единицу времени. Ютиль (от англ. utility - полезность) - гипотетическая субъективная единица полезности. Количественная оценка в ютилях полезности любого потребляемого потребителем товарного набора может быть записана в виде функции общей полезности: TU = F(Q A, Q B,..., Q Z ), где TU - общая полезность данного товарного набора; Q A, Q B, …, Q Z - объемы потребления товаров А, В,..., Z в единицу времени.

Количественный (кардиналистский) подход к оценке полезности..

Г. Госсен ( ) – немецкий экономист. Первый закон Госсена или принцип убывающей предельной полезности: С ростом потребления какого-то одного блага (при неизменном объеме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает все более медленно. Г. Госсен ( ) – немецкий экономист. Первый закон Госсена или принцип убывающей предельной полезности: С ростом потребления какого-то одного блага (при неизменном объеме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает все более медленно.

Порядковый (ординалистский) подход к оценке полезности Аксиомы потребительских предпочтений: 1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности. 2. Аксиома транзитивности. 3. Аксиома ненасыщения. 4. Аксиома независимости потребителя. Аксиомы потребительских предпочтений: 1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности. 2. Аксиома транзитивности. 3. Аксиома ненасыщения. 4. Аксиома независимости потребителя.

Порядковый (ординалистский) подход к оценке полезности

..

..

..

Предельной нормой замещения благом X блага Y (MRS XY ) называют количество блага Y, которое должно быть сокращено в обмен на увеличение количества блага X на единицу, с тем чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным: Геометрически предельная норма замещения благом X блага Y в окрестностях точки есть тангенс угла наклона касательной к кривой безразличия в этой точке. Предельной нормой замещения благом X блага Y (MRS XY ) называют количество блага Y, которое должно быть сокращено в обмен на увеличение количества блага X на единицу, с тем чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным: Геометрически предельная норма замещения благом X блага Y в окрестностях точки есть тангенс угла наклона касательной к кривой безразличия в этой точке.

Порядковый (ординалистский) подход к оценке полезности..

4.2. Равновесие потребителя

Бюджетная линия Бюджетное ограничение потребителя для двух товаров: I = P X X + P Y Y где I - месячный доход потребителя, X и Y – количество приобретаемых товаров соответствующего вида, P X и P Y – цены товаров X и Y. Бюджетная линия – графическое отображение бюджетного ограничения. Уравнение бюджетной линии:. Бюджетное ограничение потребителя для двух товаров: I = P X X + P Y Y где I - месячный доход потребителя, X и Y – количество приобретаемых товаров соответствующего вида, P X и P Y – цены товаров X и Y. Бюджетная линия – графическое отображение бюджетного ограничения. Уравнение бюджетной линии:.

Бюджетная линия.

Равновесие потребителя.

Равновесие потребителя.

4.3. Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление»

Кривая «доход-потребление».

Кривая «доход-потребление»..

Кривые Энгеля..

Кривая «цена-потребление»

4.4. Эффект дохода и эффект замены

Эффект дохода и эффект замены Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект замены и эффект дохода. Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара изменяет реальный доход (покупательную способность) потребителя. Эффект замены возникает в результате относительного изменения цен на товары и замещения одного товара другим в потребительской корзине. Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект замены и эффект дохода. Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара изменяет реальный доход (покупательную способность) потребителя. Эффект замены возникает в результате относительного изменения цен на товары и замещения одного товара другим в потребительской корзине.

Эффект дохода и эффект замены: нормальные товары..

..

Эффект дохода и эффект замены: некачественные товары..

4.5. Рыночный спрос. Эластичность спроса

Индивидуальный и рыночный спрос Функцию рыночного спроса можно получить суммированием индивидуальных функций спроса всех m потребителей: где Q i - объем рыночного спроса на i - тый товар; q ij - функция спроса на i - тый товар j - того потребителя. Функцию рыночного спроса можно получить суммированием индивидуальных функций спроса всех m потребителей: где Q i - объем рыночного спроса на i - тый товар; q ij - функция спроса на i - тый товар j - того потребителя.

Индивидуальный и рыночный спрос

Прямая эластичность спроса по цене Прямая эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение объема спроса на i-тый товар при изменении его цены на 1 процент.

Прямая эластичность спроса по цене Точечная эластичность характеризует относительное изменение объема спроса при бесконечно малом изменении цены: Или: Точечная эластичность характеризует относительное изменение объема спроса при бесконечно малом изменении цены: Или:

Прямая эластичность спроса по цене..

..

Перекрёстная эластичность спроса по цене Перекрестная эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение объема спроса на один товар при изменении цены другого на 1 процент. Коэффициент перекрестной эластичности: Перекрестная эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение объема спроса на один товар при изменении цены другого на 1 процент. Коэффициент перекрестной эластичности:

Перекрёстная эластичность спроса по цене Если E ij > 0, то товары i и j называют взаимозаменяемыми, повышение цены j - того товара ведет к увеличению спроса на i - тый. Если E ij < 0, то товары i и j называют взаимодополняющими, повышение цены j - того товара ведет к падению спроса на i - тый. Если E ij = 0, то такие товары называют независимыми, повышение цены одного товара не влияет на объем спроса на другой. Если E ij > 0, то товары i и j называют взаимозаменяемыми, повышение цены j - того товара ведет к увеличению спроса на i - тый. Если E ij < 0, то товары i и j называют взаимодополняющими, повышение цены j - того товара ведет к падению спроса на i - тый. Если E ij = 0, то такие товары называют независимыми, повышение цены одного товара не влияет на объем спроса на другой.

Эластичность спроса по доходу Эластичность спроса по доходу характеризует относительное изменение спроса на какой- либо товар в результате изменения дохода потребителя на 1 процент. Коэффициент эластичности спроса по доходу: Эластичность спроса по доходу характеризует относительное изменение спроса на какой- либо товар в результате изменения дохода потребителя на 1 процент. Коэффициент эластичности спроса по доходу:

Эластичность спроса по доходу Если E I < 0, товар является низкокачественным, увеличение дохода сопровождается падением спроса на этот товар. Если E I > 0, товар называется нормальным, с ростом дохода увеличивается и спрос на этот товар. Товары первой необходимости: 0 < E I < 1 - спрос растет медленнее роста доходов и имеет предел насыщения. Предметы роскоши: E I > 1 - спрос опережает рост доходов и не имеет предела насыщения. Если E I < 0, товар является низкокачественным, увеличение дохода сопровождается падением спроса на этот товар. Если E I > 0, товар называется нормальным, с ростом дохода увеличивается и спрос на этот товар. Товары первой необходимости: 0 < E I < 1 - спрос растет медленнее роста доходов и имеет предел насыщения. Предметы роскоши: E I > 1 - спрос опережает рост доходов и не имеет предела насыщения.