Гражданское участие и общественная экспертиза Савва М.В. Южный региональный ресурсный центр Сочи, «Одиссея» 2011 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Оценка деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Савва М.В. Южный региональный ресурсный центр 2010 год.
Advertisements

Правовые основы участия общественности в госуправлении.
Экологическое право: соотношение частных, общественных и публичных интересов Воронцова О.В.1.
Принципы и правила общественного контроля в свете реализации Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Нормативные.
Повышение качества проектов правовых актов. Роль, формы и виды экспертиз в правотворческом процессе. Анти-коррупционная экспертиза муниципальных правовых.
Независимая система оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги Калиниченко Ольга Владимировна, начальник сектора комплексного анализа.
Практика проведения экспертизы на коррупциогенность и основные направления противодействия коррупции в Томской области Т.А. Логунова начальник отдела экспертизы.
Горюнов Н.П. заместитель начальника ДСПНПО Обеспечение открытости и прозрачности информации о деятельности государственных организаций: правовое регулирование.
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Т.П. Карнюшина.
Мониторинг эффективности реализации антикоррупционных мер, принимаемых органами исполнительной власти Чувашской Республики, за 1 полугодие 2012 года. О.
Законодательные основы проведения экспертизы в сфере образования Руководитель инспекции по надзору в сфере образования Архангельской области Е.Н. Горяшина.
Н ОРМАТИВНАЯ БАЗА ИСПОЛНЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Л.С. Ведерникова, заведующая.
Повышение качества проектов правовых актов. Роль, формы и виды экспертиз в правотворческом процессе. Анти-коррупционная экспертиза муниципальных правовых.
СЛУЖБА СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА И ЖИЛИЩНОГО КОНТРОЛЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ Взаимодействие между краевым государственным бюджетным учреждением «Многофункциональный.
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
г. Москва. Аккредитационная экспертиза выявляет соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения.
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
1 СОВМЕСТНОЕ ЗАСЕДАНИЕ Координационного Совета по административной реформе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном.
«Система муниципальных правовых актов в вопросах взаимодействия местной власти и населения и его участия в осуществлении местного самоуправления» ФЕДЕРАЛЬНОЕ.
Транксрипт:

Гражданское участие и общественная экспертиза Савва М.В. Южный региональный ресурсный центр Сочи, «Одиссея» 2011 год

Понятие экспертизы Комплексное исследование какой-либо проблемы, процесса или явления, требующее специальных знаний и умений и завершающееся предоставлением обоснованного заключения, в том числе с элементами рекомендаций Комплексное исследование какой-либо проблемы, процесса или явления, требующее специальных знаний и умений и завершающееся предоставлением обоснованного заключения, в том числе с элементами рекомендаций

Общественная экспертиза – это экспертиза: Инициированная общественностью; Инициированная общественностью; Осуществляемая квалифицированно; Осуществляемая квалифицированно; Проводимая в интересах общества в целом или в интересах отдельных социальных групп; Проводимая в интересах общества в целом или в интересах отдельных социальных групп; Завершающаяся предоставлением заключения с рекомендациями для лиц, принимающих решения. Завершающаяся предоставлением заключения с рекомендациями для лиц, принимающих решения.

Методика экспертизы нормативной базы гражданского участия в субъекте РФ: объект оценки 1. Действующие нормативные документы субъекта Федерации (законы субъекта РФ и постановления/указы главы субъекта) по направлениям: 1.1. Взаимодействие власти с гражданами и структурами гражданского общества (например, закон субъекта РФ «О взаимодействии органов государственной власти с некоммерческими организациями», положения о консультативных советах, общественной экспертизе, и т.д.); 1.2. Участие граждан в управлении делами государства (например, закон субъекта РФ «О реализации права граждан на участие в управлении делами государства в субъекте РФ», Положение о порядке проведения публичных слушаний в субъекте РФ, об общественных палатах, и т.д.); 1.3. Поддержка государством гражданских инициатив (например, положение о гранте/субсидии для НКО и т.д.).

Методика экспертизы нормативной базы муниципального уровня: объект оценки 2. Действующие нормативные акты городского округа – административного центра соответствующего субъекта РФ, то есть Назрани, Нальчика, Черкесска, Краснодара, Ростова-на-Дону (решения/постановления представительного органа и постановления главы города) по направлениям: 2.1. Обеспечение участия граждан в осуществлении местного самоуправления в соответствии с рядом статей главы 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (положения о правотворческой инициативе граждан, о территориальном общественном самоуправлении, о публичных слушаниях, о собраниях граждан, о конференциях граждан, об опросе граждан, об обращениях граждан в органы местного самоуправления, наличие нормативных документов о других формах общественного участия) Обеспечение участия граждан в решении вопросов местного значения (положения о порядке решения вопросов местного значения по перечню ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления»).

Технология экспертизы нормативной базы 1. Выявление нормативных документов по всем трем направлениям при помощи региональной базы правовых данных своих субъектов РФ 2. Составление списков выявленных документов по каждому направлению (полные названия с указанием номера и даты принятия). 4. Анализ документов. Фиксация результатов анализа в нескольких абзацах текста по каждому документу. 5. Определение отсутствующих документов по каждому направлению. Составление списка отсутствующих документов. 6. Сведение результатов оценки в общий аналитический отчет. Структура отчета: - списки выявленных документов по каждому направлению; - аналитическая часть (по каждому документу с выводами по каждому из трех направлений); - список отсутствующих нормативных документов. 7. Направление в ЮРРЦ электронной почтой файла с аналитическим отчетом и файлов текстов выявленных нормативных документов. 8. Получение подтверждения о получении аналитического отчета и текстов нормативных документов.

Критерии оценки нормативных актов включенность граждан в процесс принятия решений по вопросам, которые регулируются данным документом; включенность граждан в процесс принятия решений по вопросам, которые регулируются данным документом; реалистичность установленных нормативным документом процедур; реалистичность установленных нормативным документом процедур; наличие административных барьеров. наличие административных барьеров.

Общие результаты экспертизы нормативной базы Ни в одном субъекте нет достаточной (стимулирующей участие граждан) нормативной базы; Ни в одном субъекте нет достаточной (стимулирующей участие граждан) нормативной базы; В республиках СК нормативная база принципиально слабее; В республиках СК нормативная база принципиально слабее; В муниципальных образованиях отсутствуют нормативные документы, определяющие порядок решения вопросов местного значения. В муниципальных образованиях отсутствуют нормативные документы, определяющие порядок решения вопросов местного значения.

Испытывает ли власть удовольствие от общественной экспертизы? Иногда…

Конституционная основа общественной экспертизы Пункт 4 ст. 29: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Пункт 4 ст. 29: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Ст. 33: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Ст. 33: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

Законодательная основа общественной экспертизы Общий федеральный закон, регламентирующий общественную экспертизу, отсутствует. Общий федеральный закон, регламентирующий общественную экспертизу, отсутствует. Порядок проведения общественной экологической экспертизы установлен ст ФЗ-174 от г. «Об экологической экспертизе». Порядок проведения общественной экологической экспертизы установлен ст ФЗ-174 от г. «Об экологической экспертизе». Порядок общественной экспертизы, проводимой Общественной палатой РФ, установлен ст ФЗ-32 от г. «Об Общественной палате РФ». Порядок общественной экспертизы, проводимой Общественной палатой РФ, установлен ст ФЗ-32 от г. «Об Общественной палате РФ».

Законодательная основа. Продолжение Ст. 13 ФЗ-209 от г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» в части полномочий координационных органов при федеральных органов исполнительной власти; Ст. 13 ФЗ-209 от г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» в части полномочий координационных органов при федеральных органов исполнительной власти; Ст. 5 ФЗ-172 от г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»: по инициативе институтов гражданского общества и за счет их средств. Ст. 5 ФЗ-172 от г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»: по инициативе институтов гражданского общества и за счет их средств.

На уровне субъектов РФ В Краснодарском крае ст. 7 «Независимая антикоррупционная экспертиза» 1798-КЗ «О противодействии коррупции в Краснодарском крае»: по инициативе институтов гражданского общества, граждан и за счет их средств. В Краснодарском крае ст. 7 «Независимая антикоррупционная экспертиза» 1798-КЗ «О противодействии коррупции в Краснодарском крае»: по инициативе институтов гражданского общества, граждан и за счет их средств.

Законодательная ответственность Только за необоснованный отказ в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы – штраф на должностных лиц от 5000 до рублей в соответствии со ст. 8.4 Кодекса об административных правонарушениях Только за необоснованный отказ в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы – штраф на должностных лиц от 5000 до рублей в соответствии со ст. 8.4 Кодекса об административных правонарушениях

Нормативно определенные методики экспертизы Правила и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов – у Правила и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов – утверждены постановлением Правительства РФ от г. N 96.

Суть государственной методики экспертизы Проводится экспертиза каждой нормы; Проводится экспертиза каждой нормы; Определен исчерпывающий перечень коррупциогенных факторов. Определен исчерпывающий перечень коррупциогенных факторов.

Коррупциогенные факторы (устанавливают широкие границы усмотрения) Широта дискреционных полномочий; Широта дискреционных полномочий; Определение компетенции по формуле «вправе»; Определение компетенции по формуле «вправе»; Выборочное изменение объема прав; Выборочное изменение объема прав; Чрезмерная свобода подзаконного творчества; Чрезмерная свобода подзаконного творчества; Принятие нормативного акта за пределами компетенции; Принятие нормативного акта за пределами компетенции; Заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов; Заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов; Отсутствие или неполнота административных процедур; Отсутствие или неполнота административных процедур; Отказ от конкурсных процедур. Отказ от конкурсных процедур.

Коррупциогенные факторы (вводят обрменительные требования к гражданам) Завышенные требования для реализации права; Завышенные требования для реализации права; Отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций; Отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций; Употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера. Употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

Важнейший инструмент доступа к информации о работе власти Федеральный закон 8-ФЗ от г. «О доступе к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»

Дополнительные инструменты Указ Президента РФ 825 от г. «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» (в ред. Указа Президента РФ от N 606); Указ Президента РФ 825 от г. «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» (в ред. Указа Президента РФ от N 606); Указ Президента РФ 607 от г. «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». Указ Президента РФ 607 от г. «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».

Полный технологический цикл коллективной общественной экспертизы 1. Мотивация общественности к проведению общественной экспертизы. 2. Анализ общественного мнения по выявленной проблеме. 3. Инициирование общественной экспертизы. 4. Создание группы активистов, заинтересованных в проведении общественной экспертизы. 5. Подготовка будущих экспертов. 6. Создание экспертной группы с привлечением опытных независимых профессионалов. 7. Проведение мероприятий в рамках общественной экспертизы. 8. Принятие итогового решения (заключения) по результатам общественной экспертизы. 9. Гражданский контроль за выполнением решения (в том числе и органами власти).

Характеристики эксперта Компетентность в исследуемом вопросе; Компетентность в исследуемом вопросе; Владение информацией об интересах целевой группы (либо способность оперативно и корректно собрать ее); Владение информацией об интересах целевой группы (либо способность оперативно и корректно собрать ее); Навыки проведения экспертизы и подготовки экспертного заключения; Навыки проведения экспертизы и подготовки экспертного заключения; Умение просто объяснять и эффективно аргументировать; Умение просто объяснять и эффективно аргументировать; Независимость. Независимость.

К вопросу о квалификации тех, чью работу мы экспертируем. Задание: что это? Улучшить экологическую и санитарно- эпидемиологическую обстановку на территории города Владивостока; Улучшить экологическую и санитарно- эпидемиологическую обстановку на территории города Владивостока; Внедрить прогрессивную технологию селективного сбора и двухэтапного вывоза отходов; Внедрить прогрессивную технологию селективного сбора и двухэтапного вывоза отходов; Создать и развить в городе производственную инфраструктуру для выполнения работ и услуг в сфере обращения с отходами; Создать и развить в городе производственную инфраструктуру для выполнения работ и услуг в сфере обращения с отходами; Развить сеть объектов инженерной инфраструктуры; Развить сеть объектов инженерной инфраструктуры; Создать дополнительные рабочие места; Создать дополнительные рабочие места; Повысить уровень экологического сознания населения города Владивостока. Повысить уровень экологического сознания населения города Владивостока.

Правильный ответ Это ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ муниципальной целевой программы «ОТХОДЫ» на годы, принятой Думой города Владивостока г. Это ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ муниципальной целевой программы «ОТХОДЫ» на годы, принятой Думой города Владивостока г.

Что это? Оптимизация системы организации медицинского обслуживания в образовательных учреждениях; Оптимизация системы организации медицинского обслуживания в образовательных учреждениях; Укрепление материально-технической базы образовательных и детских лечебно- профилактических учреждений города; Укрепление материально-технической базы образовательных и детских лечебно- профилактических учреждений города; Обеспечение здоровым питанием учащихся и воспитанников образовательных учреждений; Обеспечение здоровым питанием учащихся и воспитанников образовательных учреждений; Совершенствование здоровьесберегающих технологий. Совершенствование здоровьесберегающих технологий.

Правильный ответ ЗАДАЧИ целевой комплексной программы «Образование и здоровье» города Ставрополя на годы, принятой решением Ставропольской городской Думой г. 122 ЗАДАЧИ целевой комплексной программы «Образование и здоровье» города Ставрополя на годы, принятой решением Ставропольской городской Думой г. 122

Что это? Формирование рынка доступного жилья; Формирование рынка доступного жилья; Увеличение объемов жилищного строительства; Увеличение объемов жилищного строительства; Развитие ипотечного жилищного кредитования; Развитие ипотечного жилищного кредитования; Обеспечение жильем молодых семей; Обеспечение жильем молодых семей; Обеспечение жильем малоимущих граждан. Обеспечение жильем малоимущих граждан.

Правильный ответ ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ муниципальной целевой программы «Жилище» на годы, г. Краснодар ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ муниципальной целевой программы «Жилище» на годы, г. Краснодар

Что это? Создание в Северодвинске концепции единого реабилитационного пространства Создание в Северодвинске концепции единого реабилитационного пространства

Правильный ответ ЦЕЛЬ муниципальной долгосрочной целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на годы», утвержденной постановлением мэра Северодвинска от г. 254 ЦЕЛЬ муниципальной долгосрочной целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на годы», утвержденной постановлением мэра Северодвинска от г. 254

Что это? Государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей города Рязани, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей города Рязани, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Правильный ответ ЦЕЛЬ муниципальной целевой программы «Молодой семье – доступное жилье» ( гг.), утверждена решением Рязанского городского Совета от г ЦЕЛЬ муниципальной целевой программы «Молодой семье – доступное жилье» ( гг.), утверждена решением Рязанского городского Совета от г. 689.

Что это? Автоматизация 65 ЦТП; Автоматизация 65 ЦТП; Установка 253 модульных ИТП заводской готовности; Установка 253 модульных ИТП заводской готовности; Модернизация погонных метров сетей отопления и горячего водоснабжения в однотрубном выражении. Модернизация погонных метров сетей отопления и горячего водоснабжения в однотрубном выражении.

Правильный ответ ЗАДАЧИ муниципальной целевой программы г. Ижевска «Энергосбережение в муниципальной системе транспортировки и распределения тепловой энергии на гг.», утвержденной решением городской Думы от г. 102 ЗАДАЧИ муниципальной целевой программы г. Ижевска «Энергосбережение в муниципальной системе транспортировки и распределения тепловой энергии на гг.», утвержденной решением городской Думы от г. 102

Что это? Снижение потерь в системе теплоснабжения; Снижение потерь в системе теплоснабжения; Снижение физического износа муниципальной теплотехнической инфраструктуры; Снижение физического износа муниципальной теплотехнической инфраструктуры; Снижение уровня аварийности; Снижение уровня аварийности; Бесперебойное нормативное снабжение теплом и горячей водой жителей города. Бесперебойное нормативное снабжение теплом и горячей водой жителей города.

Правильный ответ ПЛАНИРУМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ той же программы. ПЛАНИРУМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ той же программы.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Главное, что нужно было понять - результат общественной экспертизы определяется двумя факторами: - мотивацией; - квалификацией.