Компетентности медиатора Материалы книги Л.А.Петровской «Самоутверждение. Пути истинные и ложные». «Если я поделюсь знаниями, идеей, то они умножатся.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Индивидуальный план развития ИПР – это пошаговый план достижения цели. При этом цель должна быть: достижимой; измеримой; определенной во времени; экологичной.
Advertisements

Презентация к уроку по психологии (11 класс) на тему: Умение слушать. Виды слушания. Техника активного слушания.
Цели: Виды конфликтов. Формула конфликта. Какие существуют модели поведения в конфликте? Из-за чего возникают конфликты? Роль эмоций в конфликтах. Что.
1 способности и умения в организации общения; 2 психологические знания 3 свойства самой личности (характер, темперамент) 4 психические состояния, проявляющиеся.
Как «слушать» и «слышать» подростка Практическое руководство для заинтересованных родителей.
Вербальное общение - правила: не быть предвзятым к собеседнику; преодолевать эгоцентризм; быть спокойным; уверенным; свободным; выражать неподдельный.
Общение родителей и детей как условие успеха воспитания Общение родителей и детей как условие успеха воспитания.
К ОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. У НИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Коммуникативные УУД Познавательные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД.
1. Доверительный стиль общения. 2. Правило «здесь и теперь». 3. Отказ от обезличенной речи. 4. Искренность общения. 5. Конфиденциальность происходящего.
Диалог на уроке в начальной школе. О.А.Коромыслова Преподаватель МОУ «НОШ 90»
Конфликты и продуктивные методы их разрешения Гулькевичский район Трикоз Алёна.
Правила поведения в группе Автор: Каринина Е.А. ГБОУ ЦО 166 Москва 2012.
Подготовила: Елена Арсланова Гр.151-з. С чего начинается общение? Конечно, «с первого взгляда», т.е. общение начинается с наблюдения за собеседником,
{ Барьеры общения Заберите у меня все, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету все, что имел. Даниэл Уэбстер.
СЕМИНАР Тема: «Конфликт – это хорошо или плохо?».
От конфликта к культуре педагогического общения. Конфликт столкновение, серьезное разногласие, спор (словарь С. И. Ожегова); столкновение, серьезное разногласие,
Общение Составные элементы общения Сообщение Разговор Раппорт Точка зрения Комплименты Интересы.
Общение родителей и детей как условие успеха воспитания Общение родителей и детей как условие успеха воспитания Щербатюк И. И. воспитатель «д/с 125 к.
У Вас никогда не будет второго случая произвести первое впечатление. Всем известно правило 90/90 – то есть 90% информации о ком - либо складывается в.
Психологические приемы разрешения конфликтных ситуаций в период реструктуризации ОУ Л. А. Дементьева, старший преподаватель кафедры психологии и здоровьесбережения.
Транксрипт:

Компетентности медиатора Материалы книги Л.А.Петровской «Самоутверждение. Пути истинные и ложные». «Если я поделюсь знаниями, идеей, то они умножатся. А вот разделенное горе как бы уменьшается». Л.А.Петровская

Влиятельность

Психологическая привлекательность во много определяется способностью к контакту с другими людьми.

Что мешает общению 1) яростная, а порой и враждебная критика недостатков других людей; 2) часто испытываемое в контакте с другими чувство глубокого внутреннего превосходства; 3) исключительная ориентация в оценке себя или других, каких-то жизненных ситуаций на мнение других людей; 4) догматичное и торопливое отбрасывание наблюдений, взглядов, ценностей, которые в каком-то плане не согласуются с принятыми тобой.

Эффекты межличностного восприятия 1.суждение о другом человеке по аналогии с собой 2.эффект ореола 3.эффект стереотипизации 4.рассмотрение конкретного человека сквозь призму явных либо неявных общих представлений о том, какова должна быть личность по мнению воспринимающего 5.стремление к внутренней непротиворечивости 6.эффект инерционности 7.влияние характеристик личности воспринимающего 8.эффект последовательности

Стратегии взаимодействия Можно существовать, отделившись от других или противопоставив себя другим, и можно жить для других, вместе с другими, решать общие для всех нас проблемы, соучаствовать в решении проблем каждого.

Диалогическое общение Диалогическое общение предполагает построение особого типа отношений. Они включают такие важнейшие составляющие, как устремленность к человеку, способность дорожить другим человеком, уважать его как высшую ценность. Важный признак общения, как диалога - установление отношений, которые предполагают духовную общность, взаимное доверие, откровенность, доброжелательность. Диалог отличает совместное устремление к обсуждению ситуации с партнером, когда исчезает привычное одноголосие. Доброжелательность предполагает умение расположить партнера к себе.

Условия установления доброжелательного контакта 1.Открытая позиция участников диалога. 2.Не боязнь открыть партнеру собственную позицию 3.Персонифицированная манера высказываний ("я полагаю", "я думаю", "я считаю" и т. п.) и по возможности минимизация обезличенных суждений типа "обычно считаются", "говорят" и т. п., за которыми часто скрывается личное мнение. 4.готовность, умение воспринять позицию партнера 5.Нужно убедиться в том, что передаваемые сведения - это не способ утвердить собственное превосходство, а только способ взаимного углубленного исследования, взаимодействия индивидуальностей. 6.Равенство психологических позиций участников общения-диалога 7.Не бояться споров, учиться продуктивному спору, уметь его организовать - реальные задачи совершенствования практики нашего общения сегодня. 8.Умение поставить себя на место другого человека, умение посмотреть на происходящее как бы его глазами.

Трудности в общении Вхождение в контакт Развитие отношение Разрешение конфликта Достижение взаимопонимания По материалам исследования, проведенного среди старшеклассников.

Проницительность

Познание другого и общение Познание друг друга – это стержень, на котором строится общение. Однако диалог предполагает такое развитие общения, при котором его участники, получая сведения о себе, стремились бы сами давать себе оценки. А самооценка всегда оказывает большее воздействие на человека.

Познание себя через познание другого Образ себя и оценка себя оказываются как бы вторичными по отношению к образу и оценке другого человека. Всматриваться в проявления другого человека, анализировать их, давать им оценку часто легче, чем делать то же самое в отношении самого себя.

Познание себя через соотнесение с Другими В нашей речи встречаются выражения типа «мы с ним так похожи» или «мы такие разные». Подобное сравнение позволяет установить похожесть или даже тождественность в одних отношениях и различие в других. В случае установления похожести появляется возможность обратиться к другому человеку как некоторой внешней модели самого себя (антимодели в случае полной непохожести). Модель легче наблюдать и анализировать именно потому, что мы смотрим со стороны.

Упражнение «Фотография» Всматриваясь в фотографию или картину, на которой изображен человек (а он может находиться в состоянии задумчивости, напряжения либо быть с нейтральным выражением лица и т. п.), попробовать понять его эмоциональное состояние, а затем попытаться самому войти в это состояние (при этом можно повторить позу и мимику изображенного человека, а можно воспользоваться собственными средствами).

Толерантность

Как слушать критику в свой адрес 1.Будьте внимательны к человеку, который пожелал с вами объясниться. Дайте понять ему, что слушаете (словами, позой, выражением лица, взглядом). Не прерывайте без необходимости. Не отвлекайтесь. 2.Вместо того чтобы сразу опровергать обвинения, употребите свою силу, ум, чтобы хорошо понять другого человека. Если то, что он говорит, уязвимо, неудачно сформулировано, постарайтесь не акцентировать это, а задавать конкретные вопросы и уяснить истинный смысл. 3.Не говорите, что осуждающий вас имел скрытые враждебные мотивы. 4.Покажите другому, что вы поняли обвинение, - выразите его своими словами, тем самым подтвердив адекватное понимание. 5.Не критикуйте человека, имеющего к вам претензии, и то, как он реагирует на ваше поведение. Не ссылайтесь на то, что вы ни при чем, что причина - впечатлительность и ранимость этого человека. 6.Не произведите впечатление, что вам портят настроение. Не преувеличивайте сказанного другим. Не приписывайте человеку того, чего он не говорил. Не меняйте преждевременно тему разговора.

Как критиковать 1.Избегайте привлекать других людей к ситуациям объяснения своих негативных эмоций, чувств 2.Выражая свои чувства по поводу поведения партнера, не сравнивайте его поведение с другими, в чем-то "лучшими". 3.Выскажите свои переживания, суждения, как только случились досадившие вам события, вскоре после них и как только окажетесь наедине с Противостоящей в конфликте стороной. 4.Не повторяйте без конца одно и то же, не упивайтесь своими переживаниями. Достаточно, чтобы человек принял к сведению главное. 5.Высказывайте по возможности только одно обвинение, а не накапливайте их, чтобы однажды обрушить все сразу. 6.Критикуйте только то, что человек в состоянии изменить. 7. Выражайте свои чувства, описывайте их. Избегайте гримас, сарказма, раздраженности (часто это признаки высокомерия и ложного самоутверждения). 8.Лучше не начинать разговор с особых вступлений типа "давно хочу вам сказать,.." и избегать использования слов "всегда", "никогда". 9. Не спрашивайте людей, зачем они делают то, за что вы их критикуете. 10.Если есть возможность, прорепетируйте ситуацию и за себя, и за другого. 11. Если раньте вы не открывали другому его достоинств, не ждите, что он поверит в открыты" вами недостатки.

Условия эффективной обратной связи 1.Описательный характер. В подобных случаях задача сводится прение всего к тому, чтобы представить материал для самостоятельной оценки. Для этого можно, например, обратиться к описанию собственных чувств, сопровождающих восприятие конкретного проявления партнера. 2.Неотсроченность. 3.Обратная связь по возможности должна относиться к конкретному проявлению в общении, отдельному поступку, а не к поведению вообще, к конкретному человеку, а не к людям вообще и исходить из конкретного источника. С этой точки зрения суждение типа "Мне не нравится сегодня твое недовольное настроение" предпочтительнее высказывания "Всегда ты чем-то недоволен". Специфичность обратной связи облегчает ее принятие и делает более вероятным ее продуктивное использование. 4.Соотнесенность с потребностями и коммуникатора, и реципиента. 5.Аргументированность, т. е. сопровождение вывода уточнением оснований, на которых он построен. 6.Ориентировка на свойства характера, которые могут быть изменены.

К индивидуальному плану развития

Работа по самосовершенствованию В качестве первого шага можно предложить заполнить бланк, например, следующего типа: 1.То благоприятное, что исходит от меня в контакте с другими людьми 2.То неблагоприятное, что исходит от меня в контакте с другими людьми В качестве второго шага можно попросить кого-то из своего окружения заполнить на вас бланк того же типа. Важно выбрать помощника, который достаточно дифференцированно к вам относится, т. е. знает вас с разных сторон - со стороны достоинств и недостатков. Существенно, конечно, чтобы он обладал умением высказать, не утаить свое суждение. Если хотите усложнить задачу, можно, прежде чем обращаться с просьбой к другому человеку, попробовать построить прогноз - видение себя глазами другого конкретного человека. Со стороны действительно многое виднее, даже со стороны партнера, представленного нами мысленно, как в данном случае.

Основные правила работы над своей личностью 1)аналитические размышления сочетать с конкретными практическими действиями. Если вся активность разворачивается лишь в воображении и от мысли к делу не проложен путь, то возможно возникновение трудностей, которые доставляют немало огорчений и более того - страданий. 2) в планах и действиях следовать принципу постепенности, сочетая программу-минимум и программу-максимум. Подводит часто неконкретность представлений о желаемых достижениях и максимализм. Гораздо продуктивнее, начав с широкой программы, спуститься к более конкретной задаче, а затем и еще к более конкретным, единичным заданиям

Из статьи Жукова Ю.М.

Помехи в общении Наводящие вопросы, которые мы задаем, когда наш собеседник допускает паузу, оказываются не лучшим средством и для установления взаимопонимания. Паузы возникают либо тогда, когда рассказчик собирается с мыслями, либо когда он хочет убедиться, что его правильно понимают. В первом случае вопросы сбивают с толку, что касается второго случая, то и здесь они оказываются не кстати. Подобное эгоцентрическое смещение не возникает, если на время забыть о своей позиции и честно попытаться осмыслить точку зрения другого. Этому способствуют приемы "понимающего слушания", такие, как "угу- поддакивания", "эхо-реакции", то есть повторение последних слов собеседника, уточняющие вопросы и парафраз.

Прием парафраза и уточняющих вопросов Парафраз, то есть передача мыслей и чувств партнера своими словами, занимает, особое место в ряду средств обеспечения взаимопонимания. Во-первых, он является эффективным средством уяснения взглядов собеседника, поскольку партнер по общению имеет возможность уточнить свою точку зрения, если она была неправильно понята; во-вторых, парафраз есть знак слушания; в- третьих, он обеспечивает лучшее запоминание, мыслей собеседника. В ряду приемов "понимающего слушания" упомянуты уточняющие вопросы. В отличие от наводящий вопросов это вопросы на понимание, и задаются они лишь в том случае, если слушающему действительно что-либо непонятно.

Избегание недоразумения полного согласия Использование техники "понимающего слушания" помогает получить неискаженное восприятие точки зрения другого, но и таит в себе некоторую опасность. Партнер может принять эти приемы за знак согласия со своими взглядами. Для избежания такого недоразумения необходимо высказывать свое мнение, если оно расходится с мнением собеседника, и специально отмечать те случаи, когда собственная позиция еще не установлена.

Правила коммуникативного кодекса Основополагающие принципы коммуникативного кодекса - принципы кооперации и вежливости. Принцип кооперации предполагает соблюдение некоторых правил, назовем основные из них: правило необходимости и достаточности информации (говорите не меньше и не больше, чем требуется в данный момент), правило качества (старайтесь, чтобы ваше высказывание было истинным), правило соответствия (не отклоняйтесь от темы) и правило стиля(выражайтесь ясно). Принцип вежливости реализуется в правилах такта (соблюдай интересы другого), великодушия (не затрудняй других), одобрения (не порицай других), скромности (не принимай похвалу ),согласия (избегай возражений), симпатии (высказывай доброжелательность).