Что такое обобщенное программирование? Парадигма программирования, заключающаяся в написании алгоритмов, которые можно применять к различным типам данных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Наследование Полиморфизм ВЫЗОВ КОНСТРУКТОРОВ И ДЕСТРУКТОРОВ ПРИ НАСЛЕДОВАНИИ.
Advertisements

Обработка исключений Основы метапрограммированияОбработка исключений Основы метапрограммирования.
Преобразования типов В языке C/C++ имеется несколько операций преобразования типов. Они используются в случае, если переменная одного типа должна рассматриваться.
Прикладное программирование кафедра прикладной и компьютерной оптики Полиморфизм.
Обработка исключительных ситуаций Исключительная ситуация (исключение) – это ошибка, возникающая во время выполнения программы. Например, ошибка работы.
Лекция 21. Шаблоны (часть 1) Красс Александр СПбГУ ИТМО, 2008.
Основы информатики Классы Заикин Олег Сергеевич zaikin.all24.org
Лекция 13. Введение в ООП. Часть 4 Красс Александр СПбГУ ИТМО, 2008.
Лекция 22. Шаблоны (часть 2) Красс Александр СПбГУ ИТМО, 2008.
Прикладное программирование кафедра прикладной и компьютерной оптики Абстрактные типы данных.
С++, ООП Семинар 2 Рябова Анна Сергеевна
Работа с файлами Сазонов Д.О. ПМиЭММ Часть 2. Тема занятия: Работа с файлами через потоки Для реализации файлового ввода/вывода, необходимо включить в.
Перегрузка операторов x = a + b результат 1-й операнд2-й операнд оператор По количеству операндов операторы делятся на: унарные (один операнд) бинарные.
НГТУ, каф. ВТ Наследование в С++ Макаревич Л. Г.НГТУ, каф. ВТ Наследование в С++ Макаревич Л. Г.
Лекция 10 ОбъектыЛекция 10 ОбъектыООП Инкапсуляция Возможность совместного хранения данных и кода для их обработки Наследование Возможность расширять существующие.
C++ Объектно-ориентированное программирование. Первая программа C++ #include int n = 5; // глобальная переменная void main() {int n; // локальная переменная.
Объектно-ориентированное программирование С++. Лекция 9 Карпов В.Э.
Функции Функция – именованная последовательность описаний и операторов, выполняющая некоторое действие. Может иметь параметры и возвращать значение. Функция.
Потоки Язык C++ не обеспечивает средств для ввода/вывода Ему это и не нужно; такие средства легко и элегантно можно создать с помощью самого языка Традиционно.
©Павловская Т.А. Язык С++ Курс «С++. Программирование на языке высокого уровня» Павловская Т.А.
Транксрипт:

Что такое обобщенное программирование? Парадигма программирования, заключающаяся в написании алгоритмов, которые можно применять к различным типам данных

Предпосылки использования Различные типы данных часто требуется обрабатывать при помощи одних и тех же алгоритмов Сортировка и поиск Контейнеры для произвольного типа элементов Программирование на основе стратегий

Пример Требуется разработать семейство функций maximum(a, b), возвращающую значение наибольшего из аргументов a и b Аргументы a и b могут иметь произвольный тип int unsigned int double float

Простейший способ решения – перегрузка функций int maximum(int a, int b) { return (a > b) ? a : b; } unsigned int maximum(unsigned int a, unsigned int b) { return (a > b) ? a : b; } float maximum(float a, float b) { return (a > b) ? a : b; } double maximum(double a, double b) { return (a > b) ? a : b; }

Недостатки Тело функции приходится писать несколько раз Усложнение процесса внесения изменений в реализацию функций Ситуация усложняется, если различные экземпляры одной и той же функции разнесены по различным файлам или модулям

Решение – использование шаблонов функций Язык C++ имеет языковые средства, позволяющие определить функцию-шаблон, работающую с некоторыми абстрактными типами данных Термин «абстрактный» в данном случае не связан с наследованием, а обозначает некоторый тип данных Шаблон задает поведение целого семейства функций и может быть в дальнейшем использован с некоторыми конкретными типами данных Шаблонные функции широко используются для реализации алгоритмов в библиотеке STL

Ограничения Реализация (исходный код) шаблонной функции должна быть доступна из всех единиц компиляции, где она используется

Пример // объявляем шаблонную функцию maximum, принимающую // аргументы некоторого типа T template T maximum(T a, T b) { return (a > b) ? a : b; } int main() { int max1 = maximum(3, 5); float max2 = maximum(-3.7f, 0.35f) double max3 = maximum(1.2, 7.4); std::string max4 = maximum(std::string(hello"), std::string(world")); return 0; }

Шаблонные операторы Оператор – частный случай функции, и он также может быть шаблонным Пример – разработать для класса «Счетчик» шаблонные операторы > для работы с классами стандартных потоков STL

Класс «счетчик» class CCounter { public: explicit CCounter(unsigned maxValue, counter = 0) :m_maxValue(maxValue), m_counter(counter){} unsigned GetValue()const{return m_counter;} unsigned GetMaxValue()const{return m_maxValue;} CCounter& operator++() { ++m_counter; if (m_counter >= m_maxValue) { m_counter = 0; } return *this; } CCounter const operator++(int) // постфиксная форма инкремента { // создаем копию, выполняем предынкремент и возвращаем копию CCounter tmpCopy(*this); ++*this; return tmpCopy; } private: unsigned m_maxValue, m_counter; }; Конструктор может быть помечен как явный при помощи ключевого слова explicit, чтобы запретить возможность его неявного вызова в ситуациях, вроде следующих: CCounter counter(20, 5); counter = 10; эквивалентно: CCounter counter(20, 5); counter = CCounter(10, 0); Конструктор может быть помечен как явный при помощи ключевого слова explicit, чтобы запретить возможность его неявного вызова в ситуациях, вроде следующих: CCounter counter(20, 5); counter = 10; эквивалентно: CCounter counter(20, 5); counter = CCounter(10, 0);

Перегрузка оператора вывода в поток для класса «Счетчик» // выводим информацию о счетчике в виде [counter/maxValue] // в произвольный поток вывода template std::basic_ostream & operator

Перегрузка оператора чтения из потока для класса «Счетчик» template std::basic_istream & operator>>( std::basic_istream & stream, CCounter & counter) { std::streamoff pos = stream.tellg(); unsigned maxValue = 0; unsigned currentValue = 0; if ( (stream.get() == '[') && (stream >> currentValue) && (stream.get() == '/') && (stream >> maxValue) && (stream.get() == ']') ) { counter = CCounter(maxValue, currentValue); return stream; } stream.seekg(pos); stream.setstate(std::ios_base::failbit | stream.rdstate()); return stream; }

Пример использования перегруженных операций ввода-вывода #include #include Counter.h int main(int argc, char* argv[]) { CCounter c(10); // считывает данные о счетчике из стандартного ввода в формате: // [counter/maxValue] std::cin >> c; // выводит данные о счетчике в стандартный вывод в формате: // [counter/maxValue] std::cout

Шаблоны классов Подобно шаблонам функций программисту может понадобиться иметь шаблоны классов Они задают способы построения отдельных классов, подобно тому, как класс задает способ построения отдельных объектов Шаблонные классы широко используются в библиотеках STL и BOOST, например, для реализации контейнеров и умных указателей Исходный код методов шаблонного класса также должен быть доступен из всех единиц компиляции, где он используется

Пример – простейший шаблон массивов произвольной длины template class CArray { public: CArray(){...} virtual ~CArray(){...} unsigned GetLength()const{...} void Push(T const& item){...} T& operator[](unsigned index){...} T const& operator[](unsigned index)const{...} void Resize(unsigned newSize){...} CArray(CArray const&){...} CArray operator=(CArray const&){...} private: T * m_pItems; unsigned m_size; };

Продолжение int main() { CArray intArray; intArray.Push(3); intArray.Push(4); intArray[0] = 2; intArray.Resize(1); CArray stringArray; stringArray.Push("Hello"); stringArray.Push("World"); stringArray[0] = ("Goodbye"); return 0; }

Допустимые параметры шаблона, не являющиеся типами В качестве параметров шаблонов могут выступать не только типы данных, но и: Объекты интегрального или перечислимого типа Целые типы Перечислимые типы Тип bool Указатели на объект или указатель на функцию Ссылки на объект или ссылка на функцию Указатели на методы класса

Пример: класс массивов фиксированной длины template class CSimpleArray { public: CSimpleArray(T const& value = T()) { for (size_t i = 0; i < SIZE; ++i) { m_items[i] = value; } size_t GetSize()const{return SIZE;} T& operator[](size_t index) { if (index >= SIZE) throw std::range_error("Index is out of range"); return m_items[index]; } T const& operator[](size_t index)const { if (index >= SIZE) throw std::range_error("Index is out of range"); return m_items[index]; } private: T m_items[SIZE]; }; int main(int argc, char * argv[]) { CSimpleArray stringArray; try { stringArray[0] = "Hello"; // throws an exception stringArray[10] = "World"; } catch (std::range_error const& e) { std::cout

Примечания Разработанный класс CSimpleArray при всей своей простоте обладает рядом преимуществ перед обычным массивом При доступе к элементам массива осуществляется проверка индексов Наличие оператора присваивания и конструктора копирования Элементы массива всегда инициализированы значением конструктора по умолчанию для типа T Для встроенных типов происходит инициализация нулем

Специализация шаблона Наряду с общим шаблоном бывает необходима некоторая специализированная версия этого же шаблона При специализации на основе исходного первичного шаблона реализуется его специализированная версия для некоторых конкретных параметров Типы специализации Полная Конкретизированы все параметры первичного шаблона Частичная Конкретизирована только часть параметров

Пример – функция maximum // первичный шаблон функции нахождения максимума template T maximum(T a, T b) { return (a > b) ? a : b; } // специализация шаблонной функции maximum типом const char* template const char* maximum (const char * s1, const char *s2) { return (strcmp(s1, s2) > 0) ? s1 : s2; } int main(int argc, char * argv[]) { std::cout

Задача Разработать функцию, выполняющую пузырьковую сортировку шаблонных массивов CArray Требования Произвольные критерии сравнения элементов массива Возможность выполнения сортировки по возрастанию и убыванию Возможность упорядочивания объектов по различным параметрам

Класс Comparator, задающий критерий сравнения элементов template class CComparator { public: bool LessThan(T const& a, T const& b)const { return a < b; } }; // специализация класс CComparator для сравнения указателей на char template class CComparator { public: bool LessThan(const char * const& a, const char * const& b)const { return strcmp(a, b) < 0; } };

Передача операций как параметров функций Операцию сравнения (объект типа CComparator) будем передавать в качестве параметра в шаблонную функцию Sort Это даст возможность использования различных критериев сравнения элементов одного и того же массива Например, сортировать объекты по различным свойствам или менять порядок сортировки на противоположный

Функция Sort template void sort(CArray & arr, Comp const& comp) { unsigned n = arr.GetLength(); for (unsigned i = 0; i < n - 1; i++) { for (unsigned j = n - 1; i < j; j--) { if (comp.LessThan(arr[j], arr[j-1])) { T temp = arr[j]; arr[j] = arr[j-1]; arr[j-1] = temp; }

Пример использования template class CComparator2 { public: bool LessThan(T const& a, T const& b) const { return a > b; } }; int main() { CArray doubleArray; doubleArray.Push(3.8); doubleArray.Push(5.1); // сортируем массив по убыванию элементов sort(doubleArray, CComparator2 ()); assert(doubleArray[0] == 5.1); assert(doubleArray[1] == 3.8); return 0; }

Шаблонные методы класса В любом классе (в том числе и шаблонном) можно объявить метод-шаблон Пример: В классе CSimpleArray можно реализовать шаблонный оператор присваивания, позволяющий присваивать массивы разных типов и длины

Исходный код: template class CSimpleArray { public:... template CSimpleArray & operator=(const CSimpleArray & other) { if ((void*)this != (void*)&other)// защита от самоприсваивания { size_t const minSize = (SIZE < SIZE1) ? SIZE : SIZE1; for (size_t i = 0; i < minSize; ++i) { m_items[i] = static_cast (other[i]); } // заполняем остаток массива (при его наличии) значениями по умолчанию for (size_t i = SIZE1; i < SIZE; ++i) { m_items[i] = T(); } return *this; }... } int main(int argc, char * argv[]) { CSimpleArray doubleArray; CSimpleArray intArray(7); doubleArray = intArray; return 0; }

Использование шаблонов при наследовании Ограничений на использование шаблонов при наследовании нет: Шаблон унаследован от простого класса Простой класс унаследован от шаблона Шаблон унаследован от шаблона С помощью шаблонов можно создавать полные или частичные реализации некоторых интерфейсов В этом случае шаблонный параметр выступает в качестве родительского класса Сам шаблонный класс при этом используется как основа для создания конкретных классов

Наследование шаблона от простого класса Данный тип наследования позволяет решить проблему «разбухания» кода при инстанцировании шаблонов В этом случае в базовый класс выносится «тяжелая» реализация, которой «облегченный» таким образом шаблонный класс делегирует выполнение своих методов

Пример – стек указателей Указатели на разные типы данных хранятся в памяти одинаковым образом Исключение – указатели на члены класса Для каждого типа указателей, используемого в программе будет создана (инстанциирована) своя версия класса CStack Разбухание двоичного кода Решение проблемы – специализация шаблонов и наследование от полной специализации класса CStack для указателей типа void*

Иерархия классов template CStack CStack

Исходный код // первичный шаблон template class CStack { public: void Push(T const& t){…} T GetTop()const{…} void Pop(){…} bool IsEmpty(){…} private: … }; // полная специализация шаблона // для указателей на void template class CStack { public: void Push(void * p){…} void * GetTop()const{…} void Pop(){} bool IsEmpty()const{} }; // частичная специализация шаблона для // произвольных указателей template class CStack : private CStack { private: typedef CStack CBase; public: void Push(T * p) { CBase::Push(p); } T * GetTop()const { return static_cast (CBase::GetTop()); } void Pop() { CBase::Pop(); } bool IsEmpty()const { return CBase::IsEmpty(); } };

Наследование простых классов от шаблонов Задача – подсчет количества существующих экземпляров объектов некоторых классов Решение: Создать базовый шаблонный класс, конструкторы (по умолчанию и копирования) и деструктор которого осуществляют инкремент/декремент счетчика В качестве параметра шаблона будет выступать класс, для которого необходимо вести подсчет экземпляров Классы, для которых необходимо вести учет количества экземпляров публично наследуются от класса-счетчика

Иерархия классов template CCountable CCountable A B

Исходный код template class CCountable { public: static size_t GetInstanceCount() { return m_counter; } protected: CCountable() { ++m_counter; } CCountable(CCountable const& other) { ++m_counter; } ~CCountable() { --m_counter; } private: static size_t m_counter; }; template size_t CCountable ::m_counter = 0; class CSomeClass : public CCountable { public: }; int main(int argc, char* argv[]) { CSomeClass someObject; std::cout

Пример 2 - иерархия фигур IShapeIRectangleCRectangleICircleCCircle Свойства: Цвет Площадь Свойства: Цвет Площадь

Реализация без шаблонов class Color {…}; class IShape { public: virtual Color GetColor()const=0 virtual void SetColor(Color const& c)=0; virtual double GetArea()const=0; }; class CCircle : public ICircle { public: … virtual Color GetColor()const { return m_color; } virtual Color SetColor(Color const& c) { m_color = c; } virtual GetArea()const { return PI * m_radius * m_radius; } private: Color m_color; double m_radius; }; class IRectangle : public IShape { … }; class ICircle : public IShape { … }; class CRectangle: public IRectangle { public: … virtual Color GetColor()const { return m_color; } virtual Color SetColor(Color const& c) { m_color = c; } virtual GetArea()const { return m_width * m_height; } private: Color m_color; double m_width, m_height; };

Устраняем дублирование кода Создаем абстрактный шаблонный класс CShapeImpl, реализующий виртуальные функции для установки и получения цвета В качестве параметра шаблона будет выступать базовый класс: template class CShapeImpl : public Base {…}; Класс является абстрактным, т.к. класс не реализует метод вычисления площади Класс CCircle и CRectangle наследуются от CShapeImpl В качестве шаблонного параметра выступают интерфейсы IСircle и IRectangle соответственно: class CCircle : public CShapeImpl {…};

Обновленная иерархия IShapeIRectangleСShapeImpl CRectangleICircleСShapeImpl CCircle

Обновленная реализация class Color {…}; class IShape { public: virtual Color GetColor()const=0 virtual void SetColor(Color const& c)=0; virtual double GetArea()const=0; }; template class CShapeImpl : public Base { public: … virtual Color GetColor()const { return m_color; } virtual Color SetColor(Color const& c) { m_color = c; } private: Color m_color; }; class IRectangle : public IShape { … }; class ICircle : public Ishape { … }; class CRectangle: public CShapeImpl { public: virtual GetArea()const { return m_width * m_height; } private: double m_width, m_height; }; class CCircle: public CShapeImpl { public: virtual GetArea()const { return PI * m_radius * m_radius; } private: double m_radius; };

Преимущества использования шаблонов Повторное использование кода Меньше ручной работы Обобщенные контейнеры и алгоритмы Умные указатели Возможность использования шаблонных реализаций интерфейсов при построении иерархий наследования

Недостатки использования шаблонов Раздувание бинарного кода При использовании шаблонных функций и классов компилятор генерирует код на этапе компиляции для всех использованных с данным шаблоном типов данных Увеличение времени компиляции Не все распространенные компиляторы поддерживают шаблоны в полной мере Код, содержащий шаблоны сложнее анализировать Сложность анализа сообщений компилятора об ошибках компиляции