Л.С. Марков, к.э.н., зав. сектором ИЭОПП СО РАН, Тел. (383)-330-38-25 email: Lmarkov@ieie.nsc.ru КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ СИБИРИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Advertisements

Нормативно-правовая база, обеспечивающая взаимодействие вуза и участников кластера Эксперт Национального фонда подготовки кадров Туликов Алексей Викторович.
Потенциал создания территорий инновационного развития в российских регионах: стартовые условия, перспективы, региональная политика Иван Огнев директор.
Егоров Н.Е. «ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА» ФГНУ «Институт региональной экономики Севера», Якутск, Республика.
Выполнила студентка 2 курса технологического факультета Потапова Надежда.
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
Логотип Взаимодействие университета и администрации в стратегическом планировании и управлении экономикой региона: модели и возможности.
При подготовке презентации были использованы материалы Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Л. М. Огородовой, проректора Сибирского государственного.
Технологические и управленческие инновации в корпоративном секторе промышленности: источники и основные компоненты лидерства. На примере предприятий обрабатывающей.
ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ Проблемы связанные с оценкой и реализацией ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.
Информационный семинар «Перспективы формирования технологической платформы «Глубокая переработка углеводородных ресурсов»: Технологические платформы:
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Кластерный подход в развитии инновационной экономики региона Ноябрь 2009 года.
О сотрудничестве Межведомственной группы с проектом Европейского союза «Наука коммерциализация технологий» Павел Сушков - консультант проекта Москва
Программа развития кластеров - как составная часть стратегии повышения региональной конкурентоспособности Воротников Александр Михайлович, Начальник отдела.
«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ» Дипломный проект Выполнила студентка 4 курса.
Прогнозно-аналитическое обеспечение инновационного развития Тверского госуниверситета и региона Забелина О.В. д.э.н., профессор. зав. ЛСЭМиП Тверской Государственный.
Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
1 Томск. Межведомственный научно-образовательный центр СТАТИСТИКА ИННОВАЦИЙ. Формирование информационно-аналитической базы для обеспечения развития экономики.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С РЕГИОНАМИ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ Конференция «Формирование сети федеральных.
Специфика использования современных инструментов инновационного развития в регионах Г.В.Шепелев директор Департамента федеральных целевых программ и проектов.
Транксрипт:

Л.С. Марков, к.э.н., зав. сектором ИЭОПП СО РАН, Тел. (383) КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ СИБИРИ

Стимулирование инвестиций в недостающие сегменты Создание венчурных фондов Система страхования финансовых рисков Развитие мощностей НИОКР Поддержка совместных НИОКР Проведение тренингов и создание центров подготовки специалистов Привлечение профессиональных кадров в регион Развитие системы государственных закупок Системы сертификации, стандартизации и контроля качества Развитие инфраструктуры (коммуникационной, транспортной и т.д.) Улучшение образовательной базы Формирование эффективных взаимосвязей между образовательным и реальным секторами экономики Поддержка и развитие существующих кластеров Создание благоприятной среды для формирования кластеров Создание технологических и информационных центров Создание центров субконтрактации Создание бизнес-инкубаторов Развитие совместных программ Системы совместных поставок Совместные исследования рынка и НИОКР Субсидирование совместных НИОКР и трансфера технологий Формирование бренда кластера Позиционирование кластера Распространение информации о кластере Создание площадок для общения Развитие социального капитала Аудит и картографирование компетенций Сбор статистической информации по кластерам Промышленная политика, региональная политика, политика поддержки малого бизнеса, политика по привлечению иностранных и внутренних инвестиций, инновационная и образовательная политики 1 Кластерная политика представляет собой общее название для различных способов поддержки инициатив по созданию и развитию кластеров. ПОНЯТИЕ И ТИПЫ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ © Л.С. Марков – ИЭОПП СО РАН – – (383) Источник: Andersson T. et. Al. The Cluster Policies Whitebook, IKED. 2004

2 ОСОБЕННОСТИ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ Кластерная политика в виде самостоятельного документа - явление не частое: в двух третях европейских стран кластерная политика является частью инновационной политики; более половины кластерных программ связаны с реализацией промышленной, научно-технической политик или политики поддержки МСП; примерно четвертая часть - с региональной политикой. © Л.С. Марков – ИЭОПП СО РАН – – (383) Источник: Е. Куценко, ГНИУ СОПС при РАН и МЭР РФ.

ОСОБЕННОСТИ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ Развитые Развивающиеся Переходные Прочие Правительство Сторонние организации Бизнес Опрошенные, % В странах с переходной экономикой КИ в 2 раза чаще разрабатываются, без участия местных властей. 50% КИ в таких странах направлены на поддержку капиталоемких (традиционных) отраслей В странах с переходной экономикой отмечаются: худшая организация КИ, как в плане необходимой инфраструктуры, так и в плане оперативного и стратегического управления низкий уровень доверия между экономическими агентами, особенно низкий уровень доверия со стороны бизнеса государству Опрошенные, % РазвитыеРазвивающиесяПереходные © Л.С. Марков – ИЭОПП СО РАН – – (383) Источник: http// 3

ПРОБЛЕМЫРЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ 4 Брендизация кластерной политики в надежде на политическую и финансовую поддержку. В увязке с популярностью инновационной тематики это часто приводит к «созданию» кластеров одинаковой (модной) специализации без учета наличия необходимых предпосылок. Каждый регион имеет собственные уникальные конкурентные преимущества, нуждающиеся в реализации. Важным элементом отбора потенциальных кластеров для государственной поддержки является заявительный (исходящий снизу, а не навязываемый административно сверху) характер подачи проектов. © Л.С. Марков – ИЭОПП СО РАН – – (383)

5 Отсутствие понимания уникальности каждого кластера и специфичности регулирования их развития. Игнорирование данного факта на практике выливается в неэффективность кластерной политики, когда опыт одной территории без должного на то основания или адаптации пытаются применить к территории с абсолютно иной институциональной средой, структурно различным и находящимся на разных этапах ЖЦ кластерам. ПРОБЛЕМЫРЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ © Л.С. Марков – ИЭОПП СО РАН – – (383)

Global Innovation Barometer отмечает: «…инновационная деятельность на локальном уровне представляет собой совокупность возможностей и препятствий, которые не могут быть рассмотрены в общих чертах, а должны реализовываться с учетом специфики (местного) рынка». «… компании выходят за рамки традиционной, закрытой модели инновационности (что) позволяет развивать сотрудничество между несколькими партнерами, использовать творческие ресурсы средних и малых предприятий и частных лиц». Масштаб инновационной деятельности МСП может быть сравним с инновационностью крупных компаний. «Рынки, на которых бизнес существует в благоприятной для развития инноваций политической и социальной среде, показали более высокий темп роста ВВП (в среднем 5,19 %), чем те рынки, где бизнес не получает достаточной поддержки или воспринимает политический курс как потенциальную угрозу (в среднем 2,32 %)». Россия в числе последних. По материалам ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ © Л.С. Марков – ИЭОПП СО РАН – – (383)

По результатам наших исследований фактором, определяющим конкурентоспособность инновационного бизнеса, неизменно выступает благоприятность влияния органов региональной государственной власти. Однако: именно региональные органы власти рассматриваются бизнесом в качестве основного сдерживающего фактора своего развития, среди контролирующих инстанций наибольшее количество проблем инновационному бизнесу доставляют чиновники, основная проблема развития инновационного бизнеса – отсутствие или несовершенство нормативно-правовой базы – носит институциональный характер. При этом инновационные компании вполне удовлетворены оказываемой инфраструктурной, информационной, образовательной поддержкой, помощью в представлении фирмы на ярмарках и выставках. 7 ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ © Л.С. Марков – ИЭОПП СО РАН – – (383)

Необходимо переходить от преимущественного развития инновационной инфраструктуры к формированию благоприятной среды (мягких и жестких институциональных условий), стимулированию процессов кооперации в кластерах и между кластерами. При этом кооперация, воплощаясь в опыт совместной деятельности, служит основой для формирования доверия и, следовательно, улучшению институциональной среды. Программы поддержки развития конкретных кластеров должны быть направлены на запуск процессов самоорганизации, возникновение совместных проектов и комплексных продуктов. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ © Л.С. Марков – ИЭОПП СО РАН – – (383)

Кластеры формируются не столько компаниями, сколько межличностными контактами, поэтому целесообразным представляется формирование экспертного кластерного сообщества Сибири, площадки для обмена опытом и дискуссий. Интеграция в российское кластерное сообщество. Группа «Кластерные политики и кластерные инициативы» На 7 февраля запланирована видеоконференции по кластерной политике. Трансляцию можно посмотреть в 12 московского времени ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ © Л.С. Марков – ИЭОПП СО РАН – – (383)

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ © Л.С. Марков – ИЭОПП СО РАН – – (383) В общесибирском контексте актуален вопрос межрегионального взаимодействия в развитии кластеров. Если необходимые предпосылки существуют в ряде соседних регионов, это может послужить основой для формирования кластеров более высокого уровня (состоящим не из предприятий, а региональных кластеров).

Во-вторых, межрегиональное взаимодействие важно, поскольку в отдельном регионе вряд ли существует несколько достаточно развитых кластеров, тем более аналогичной специализации, что сделало бы возможным проведение сравнительного анализа, оценки, обмена опытом. Объединение информационных ресурсов о деятельности кластеров различных регионов могло бы сильно продвинуть осведомленность о процессах кластеризации, сходстве и различиях конкретных кластеров, улучшить систему управления ими. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ © Л.С. Марков – ИЭОПП СО РАН – – (383)

Базис системы - комплекс сопоставимых показателей эффективности кластеров и обуславливающих ее факторов (в том числе институциональных). Преимущества: 1. ускорение, удешевление и регулярность анализа процессов кластеризации; 2. возможность межрегиональных и межотраслевых сравнений, информационного обмена; 3. большая точность оценок, прогнозов и регулирования; 4. определение перспективных направлений межотраслевой и межрегиональной кооперации. 5. возможность оценки эффективности мер кластерной политики Такая инновация может стать отличительной чертой и конкурентным преимуществом сибирской кластерной политики. 12 ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ © Л.С. Марков – ИЭОПП СО РАН – – (383) Представляется целесообразным внедрение системы мониторинга и стратегического анализа кластеров в Сибири.