Технология деятельностного метода как инструмент для формирования метапредметных умений Большекьянц С.В., учитель начальных классов высшей квалификационной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование регулятивных, личностных, коммуникативных и познавательных УУД на уроке ОНЗ в технологии деятельностного метода обучения.
Advertisements

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА.
Департамент образования города Москвы Центр системно-деятельностной педагогики «Школа » АПК и ППРО 14 сентября 2011 да ГЭП второго уровня: «Построение.
Педагогические требования технологичности урока ОНЗ Москва, 2008 г. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Стажировочная площадка «Механизмы реализации ФГОС ООО на основе деятельностного подхода» зам. директора по УВР МБОУ СОШ 24 Н.А.Анфёрова Стажировочная площадка.
ФГОС основного общего образования. Основные понятия и технологии. Установочный семинар
1)Ориентация на результаты образования. 2) Объектами итогового контроля и аттестации являются: личностные, метапредметные и предметные результаты. Ключевые.
Урок открытия нового знания (ОНЗ).. 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2–3 мин) 1) актуализируются требования к ученику со стороны.
ПЛАНИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ. Великая цель образования – это не знания, а действия Герберт Спенсер.
На основе системно- деятельностного подхода (урок ОНЗ)
Формирование УУД в рамках надпредметного курса «Мир деятельности» Учитель: С.В.Азанова 2012год.
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Центр системно-деятельностной педагогики «Школа » 2013.
Термин «универсальные учебные действия» означает: способность субъекта к саморазвитию и само- совершенствованию путем сознательного и активного присвоения.
Организация работы МО на этапе внедрения ФГОС II поколения.
Круглый стол «Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС»
«Основы деятельностного метода обучения». «Это очевидно, что мы рождены для деятельности» Цицерон Марк Туллий, 1 в. до н.
С25С25 ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ НОВИЗНА ПОДХОДА Предложен способ обучения, который обеспечивает каждому ребенку возможность не просто выполнять некоторые УУД в некоторых.
Технология деятельностного метода «Школа 2000…» Мотивация к учебной деятельности Актуализация и фиксация затруднения в действии Выявление места и причины.
Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии с ФГОС.
Реализация деятельностного подхода в обучении учащихся начальной школы Секция 2.
Транксрипт:

Технология деятельностного метода как инструмент для формирования метапредметных умений Большекьянц С.В., учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия 122» Московского района города Казани

«Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» К. Хаббард

Уроки в ТДМ МИД Как сформировать и развить универсальные учебные действия у учащихся?

Дидактическая система Цели образования Метод реализации целей Технология обучения Система дидактических принципов Содержание образования Методика реализации содержания Методическое обеспечение (учебники, пособия и т.д.) Система подготовки педагогических кадров Система мониторинга результатов обучения Дидактическая система деятельностного метода «Школа »

Концептуальная идея формирования УУД Умение выполнять УУД формируется тем же способом, что и любое умение Первичный опыт Контроль Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция Мотивация и приобретение знаний Этапы формирования УУД

Людмила Георгиевна Петерсон – д.п.н., директор Центра СДП «Школа 2000…», автор непрерывного курса математики «Школа 2000…» для ДОУ, начальной и средней школы, лауреат Премии Президента в области образования

Умение... учиться, Умение учиться, самостоятельно организовывать свою учебную деятельность. ставить перед собой цель, Умение грамотно ставить перед собой цель, принимать решение фиксировать свои затруднения, выявлять их причину. Умение грамотно фиксировать свои затруднения, выявлять их причину. планироватьопределять сроки, способы и средства Умение планировать свою деятельность, определять сроки, способы и средства ее реализации. контролироватьадекватно оценивать Умение контролировать и адекватно оценивать свою деятельность. согласовыватькоординировать Умение согласовывать и координировать свою деятельность с другими ее участниками. объективно оценивать свой вклад Умение объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива. Метапредметные умения

Как сформировать УУД и умение учиться в целом? Первичный опыт УУД Надпредметный курс «Мир деятельности (МИД)» Уроки по предметам, на которых учащиеся включены в УД Тренинг, самоконтроль, коррекция Контроль Мотивация и знание УУД

«Мир деятельности» Цель: создание теоретического фундамента для формирования общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств. Программа надпредметного курса Прохождение 2-го шага формирования УУД мотивация и знакомство со способами выполнения изучаемого УУД, планируется осуществлять в рамках надпредметного курса «Мир деятельности (МИД)»

Программа надпредметного курса «Мир деятельности» 4 содержательно-методические линии: организационно-рефлексивная; коммуникативная; познавательная; ценностная.

Основные виды УУД в ФГОС: 1. Регулятивные 2. Коммуникативные 3. Познавательные 4. Личностные Основные линии курса «Мир деятельности» 1. Организационно- рефлексивная 2. Коммуникативная 3. Познавательная 4. Ценностная

Учебная деятельность

Тема урока 1Учиться… А что это значит? 2Учитель и ученик. 3Затруднение – мой помощник в учении. 4Как выяснить, что я не знаю? 5Зачем ученику домашнее задание. 6Пробное учебное действие. 7Не могу, остановлюсь, чтобы подумать. 8Причина затруднения. 9Как проверить свою работу. ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕФЛЕКСИВНАЯ ЛИНИЯ 1 КЛАСС

Учитель помогает объясняет исполняет желания наказывает

Учитель

Коммуникативная линия Цель – формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия и т. д.

Свое несогласие высказывай вежливо. Если не понял, переспроси. Один говорит, другой слушает. Работать должны оба.

Аксиома: «Коммуникативное взаимодействие» понимающий 2 критик 3 организатор 5 арбитр 4 автор 1 где стрелки от организатора – предоставление слова в определенной позиции; стрелки от арбитра – предоставление критериев; стрелки от автора и критика – обращение за критериями; прямоугольники – передаваемые тексты.

Познавательная линия Цель – организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методы работы с информацией и т. д.

Думай о задании (не отвлекайся). Устал – сделай паузу. Выполняй упражнения на внимание.

Цель – формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т. д. Ценностная линия

Первичный опыт УУД Надпредметный курс «Мир деятельности (МИД)» Уроки по предметам, на которых учащиеся включены в УД Тренинг, самоконтроль, коррекция Контроль Мотивация и знание УУД

I Мотивация к учебной деятельности 1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. 2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок. 3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Личностные: действие смыслообразования Требования к этапуУУД

II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии 1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. 2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи. 3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны) Регулятивные: контроль, коррекция. Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания Требования к этапуУУД

II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии 4) Организовать обобщение актуализированных способов действий. 5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. 6) Мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу») Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения Требования к этапуУУД

II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии 7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия. 8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании Познавательные: общеучебные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: контроль, прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением), волевая саморегуляция Требования к этапуУУД

III Выявление места и причины затруднения 1) Организовать восстановление выполненных операций. 2) Организовать фиксацию места, где возникло затруднение. 3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами. 4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

IV Построение проекта выхода из затруднения Организовать построение проекта выхода из затруднения: 1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения). 2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи Требования к этапуУУД

IV Построение проекта выхода из затруднения 3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.). 4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели Познавательные: общеучебные: знаково- символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: планирование, прогнозирование Требования к этапуУУД

V Реализация построенного проекта 1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи. 3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона). 4) Организовать фиксацию преодоления затруднения Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение разрешать конфликты; умение выражать свои мысли Требования к этапу УУД

VI Первичное закрепление во внешней речи Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: - фронтально; - в парах или группах. Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Требования к этапу УУД

VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия Регулятивные: оценка – оценивание качества и уровня усвоения Требования к этапу УУД

VIII Включение в систему знаний и повторение 1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия. 2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности Регулятивные: прогнозирование Требования к этапу УУД

IX Рефлексия учебной деятельности 1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. 2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. 3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция Требования к этапу УУД

IX Рефлексия учебной деятельности 4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. 5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование Требования к этапу УУД

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ НОВИЗНА ПОДХОДА 1.ДСДМ «Школа » обеспечивает каждому ребенку возможность не просто выполнять некоторые УУД в некоторых заданиях, но создает условия для выполнения каждым ребенком на каждом уроке всего комплекса УУД, предусмотренных ФГОС. 2. Обеспечивается прохождение учащимися всех 4 этапов формирования УУД на основе надпредметного курса «Мир деятельности»