«МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА В СТРУКТУРЕ ОДАРЕННОСТИ» ТОК-ШОУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация психолого- педагогического мониторинга развития личности способных и одаренных детей Л.А.Дементьева, доцент кафедры психологии и здоровьесбережения.
Advertisements

Особенности работы с одаренными детьми. Анкета 1.Как оказался в группе РТО «Особенности работы с одаренными детьми» (направила администрация, попросился.
Выявление одарённых детей Подготовила Дроздова Анна Васильевна педагог – психолог МБОУ «СОШ 12» г. Энгельса.
Развитие внутренней мотивации. Развитие внутренней мотивации – это движение вверх, но проще двигаться вниз: «педагогические подкрепления» Регресс мотивации.
Родительское собрание «Результаты исследования уровня учебной мотивации среди учащихся 8-х классов» подготовила педагог-психолог Вахнина А.Е.
ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ И РАБОТА С НИМИ Учитель математики и информатики Луцай Анна Ивановна I квалификационная категория.
Презентация к уроку по психологии по теме: Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними.
План: 1. Определение мотива 2. Виды мотивов 3. Группы мотивов План: 1. Определение мотива 2. Виды мотивов 3. Группы мотивов.
Формирование ключевых компетентностей современного учителя в рамках инновационно - образовательных технологий Подготовила: практический психолог ДОШ 88.
Савельева Елена Николаевна МАОУ гимназия 100, педагог - психолог.
Мотивация на уроке в начальной школе Семинар для учителей начальной школы Собянина Л.М., методист КРМЦ.
Развитие и поддержка одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к обучению в школе. МБОУ СОШ 6 г Мытищи.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Критерии личностной готовности педагога к работе с детьми
Презентация по психологии по теме: Воля
Мотивация как главное условие успешной учебной деятельности Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту.
"Если ты не воспитываешь себя, ты плохой учитель, но если ты воспитываешь только себя, ты вообще не учитель В.А. Сухомлинский.
Формирование положительной мотивации у учащихся в процессе обучения иностранному языку на уроках и во внеурочной деятельности Формирование положительной.
«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
Транксрипт:

«МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА В СТРУКТУРЕ ОДАРЕННОСТИ» ТОК-ШОУ

Вопрос для интерактивного обсуждения Принимаясь за дело человек, как правило, хочет добиться успеха или или стремиться избежать неудачи?

Вопросы на уточнение 1.Когда говориться о способности к творчеству, что подразумевается в первую очередь: люди? конечный продукт? особые творческие процессы? 2.Является ли способность к творчеству редкостью или же это заурядный «товар»? 3.Все ли наделены данной способностью и насколько она востребована в повседневной жизни? 4.А может быть, творчество – прерогатива личностей уровня Эйнштейна, Моцарта или Пеле? 5.Творческий сплав ума – это то, что способно плодоносить, будучи привито к самым различным «ветвям» знаний, в самых различных ситуациях? 6.Какие критерии оценки приложимы к творческой способности ума – количественные или качественные?

Принято считать, что нельзя быть одаренным и не креативным, но можно быть креативным и не одаренным. У ребенка интеллект может быть средним, но если ребенок креативный, он найдет свое достойное место в жизни. Креативный столяр создаст оригинальную мебель, сапожник сошьет сапоги, которые приятно носить, слесарь найдет уникальные технические решения. Творческая личность не может относиться к миру нетворчески.

Подумаем над понятиями Мотивация Успех Одаренность Структура Мотивация достижения

Мотивация - совокупность устойчивых методов, побуждений, определяющих задачи, содержание и характер деятельности. Успех - удача в достижении чего-нибудь; общественное признание. Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающих успешность выполнения деятельности. Структура - представляет собой упорядоченную систему данных. Мотивация достижения – это стремление к постоянному повышению уровня своих возможностей, стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; она проявляется в выборе сложных заданий и в стремлении достичь успеха в процессе их выполнения.

Что является определяющим для возникновения мотивации достижения в каждой конкретной деятельности? Немецкий психолог Хайнц Хекгаузен выделяет пять факторов: 1.Деятельность должна быть личностно значима для человека, она не должна быть навязана ему извне. 2.Деятельность в результате ее реализации предполагает некий осязаемый результат. 3.Результат должен быть оценен количественно и качественно, должны существовать некоторые эталоны достижения. 4.Эти эталоны-требования не должны быть ни слишком низкими, ни слишком высокими; иными словами, должен присутствовать конструктивный риск: равная вероятность как успеха, так и неудачи. 5.Должна существовать некоторая сравнительная шкала и в рамках шкалы – некий нормативный уровень, достижение которого считается обязательным.

Каждый человек является творцом, ибо он творит нечто из различных врожденных факторов и возможностей. Адлер Альфред Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, - это всегда автопортрет. Батлер Самюэл

Уверенность в собственной компетентности увеличивается тогда, когда в процессе деятельности наблюдаются определенные успехи. Опыт успешности в деятельности в деятельности положительно отражается на чувстве собственной компетентности. Выделяют следующие факторы уверенности человека в своих способностях: Успешность выполнения предыдущих заданий (опыт успеха и неудач); Наблюдение за другими; Вербальное убеждение.

Ведущий вектор мотивации – нацеленность на успех или стремление избежать неудачи в поведении, деятельности и общении – формируется от 3 до 13 лет.

Принципы выявления одаренных детей: 1.Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка(использование различных источников информации и охват более широкого спектра его способностей); 2.Длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях); 3.Анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его интересами склонностям (включение в специально организованные предметно-игровые занятия, в различные формы соответствующей предметной деятельности);

4. Использование тренинговых методов (организация определенного развивающего влияния, снятие типичных психологических преград); 5. Подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной деятельности(необходимо учитывать возможный консерватизм мнений при оценке продуктов творчества); 6. Оценка признаков одаренности не только по отношению к актуальному уровню их психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (с учетом выстраивания индивидуальной траектории обучения и организации определенной образовательной среды); 7. Преимущественная опора на экологически валидные методы диагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, такие как анализ продуктов деятельно, наблюдение, беседа, экспертные оценки педагогов и родителей, естественный эксперимент. Принципы выявления одаренных детей:

Структура одаренности по Дж.Рензулли Уровень развития общих способностей Уровень креативности в возрастной группе Преобладание мотивации на успех над мотивацией избегания неудачи Одаренность ?

Американский психолог Полин Пепински – как одаренному ребенку избежать сложностей в коллективе 1.Переводи свои идеи на язык, доступный для других, чтобы они не восприняли твое решение как враждебное своему мнению. 2.Критику в адрес других людей высказывай, начиная с похвалы. Всегда можно выделить то, с чем ты согласен, даже если это мелочь. 3.Всегда давай понять окружающим, что ты разделяешь основополагающие ценности коллектива, принципы и идеалы. 4.Старайся не быть воспринятым в качестве агрессора, позволяй другим сохранить собственное достоинство, выслушивай собеседников внимательно. 5.Заработай собственный «кредит доверия» со стороны сверстников и взрослых для последующей большей личной свободы. 6.Концентрируйся на той задаче, которую необходимо решить вместе с партнерами. В случае конфликта никогда не переходи «на личности», не утверждай свой статус, унижая другого человека. 7.Принимай во внимание фактор времени, обеспечь себе возможность отсрочить ответ, выбрать подходящий способ действий.

Жизнь для современного человека – это такой проект, который каждому представляет шанс (и не один) добиться успеха, но он же таит в себе и риск провала. Нас, современных людей, практически не сковывают социалистические ограничения: сословия, касты, черты оседлости и обязательность пролетарского происхождения отошли в прошлое. Каждый может поставить перед собой цель реализовать хотя бы часть того, о чём мечтал в юности, приложив, разумеется, значительные усилия.

Тенденции в мотивации Достижени е успеха Недопущение неудачи Позитивная цель Позитивные эмоции Мобилизация внутренних ресурсов Сосредоточение внимания Неуверенность в себе Низкая самооценка Неверие в возможность успеха Сложности вызывают отрицательные эмоции Выбирают профессии, соответствующие ЗУНам и способностям Неадекватность профессионального самоопределения, игнорируют объективную информацию о своих возможностях и способностях

Достижение успеха Недопущение неудачи Победы и неудачи объясняют объемом приложенных усилий, силой своего старания Собственный успех объясняют отсутствием способностей или неведением, а успехи – везением и легкостью задания Свидетельство внутреннего контролирующего фактора Отказ впоследствии от выполнения самых простых заданий

мотивы Внешние по отношению к учебной деятельности Внутренние по отношению к учебной деятельности Деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения, из- за давления Интерес к процессу, к поиску способа решения, результата перевод

Творческие проявления детерминируются следующими факторами: Знанием Интеллектом как способностью Стилем мышления Индивидуальными чертами Мотивацией внешней средой

Креативность – это: Нестандартный (оригинальный) подход к анализу проблемы; Ассоциативное мышление, выражающееся в соположении на первый взгляд разнородных познавательных (когнитивных) элементов; Процесс, венчающийся появлением, безусловно, ценного продукта; Выдача «на-гора» того, что удовлетворяет критерию новизны и полезности; Процесс, в ходе и в результате которого появляется на свет нечто оригинальное и ценное; Уникальная характеристика, высшее воплощение человеческой сущности, то ради чего человек появляется на свет.

Психологическое обследование выявило, что: Люди с высоким творческим потенциалом, как правило, проявляют свой талант в какой-то одной сфере знаний, им свойственно посвящать жизнь своему призванию; Дело, которому они служат, требует умения концентрировать волю в течение долгого времени, чтобы решать масштабные задачи; «продукты» творчества – отмеченные печатью таланта произведения искусства, открытия, двигающие вперед науку, - рождаются не вдруг, поэтому достойной оценки приложенных усилий приходится ждать годами; от такой целеустремленности творцов, преданности делу жизни часто страдают семья и человеческие связи; творчество «высокого полета» сопряжено с конфликтами и готовностью жертвовать многим.