Управление качеством образования Материал подготовила заместитель руководителя МОУ СОШ 147 Зенкова Татьяна Васильевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Advertisements

Диагностика – основа качества образования Ястребова О.Н. Из выступления на педагогическом Совет Лицей 1581.
Формирование функционального содержания деятельности методического объединения школы в условиях перехода на новые стандарты образования Разработчик проекта:
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Проектная работа Проектная работа Проектная работа Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении Грекова Е. А. – заведующая МДОУ 69.
Работа в методических проектах как эффективная форма повышения педагогического мастерства Разработчик: заместитель директора по УВР МОУ «СОШ 36» Ганебная.
Практическое занятие по разработке программы повышения профессиональной компетентности членов педагогического коллектива «ПРОФЕССИОНАЛ» Муниципальное образовательное.
Методический центр 2008 Планирование работы методических объединений Методические рекомендации.
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Совершенствование педагогического мастерства через участие в методической работе.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА.
Концепция выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одарённой молодежи в Республике Беларусь на этапах «школа – высшее образование.
Управленческие решения в период подготовки введения ФГОС ООО. Переход на новый образовательный стандарт как проект. Н.Губанова.
Качество образования – это процесс постоянного совершенствования. « «Повышение качества образования в начальной школе, через реализацию программы « Школа.
Школа как центр эффективного воспитания в микрорайоне.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Образовательная программа как результативно-целевая основа деятельности ОУ Образовательная программа как результативно-целевая основа деятельности ОУ Николаева.
Т к а ч ё в а Н. Г. директор МОУ «СОШ 9». Образовательный стандарт - это Государственный стандарт второго поколения задаёт ориентиры развития всей системы.
Транксрипт:

Управление качеством образования Материал подготовила заместитель руководителя МОУ СОШ 147 Зенкова Татьяна Васильевна.

Пусть меня там нет, где я должен быть, Пусть я не такой, каким хочу быть, Но зато я уже не такой, каким был прежде. Я еще не научился достигать конца пути, Но уже научился не топтаться на месте. Генри Мильор

Вопросы качества образования сегодня понимаются и решаются в русле «всеобщего управления качеством», охватывающего все виды деятельности образовательной системы, начиная от качества воспитания, качества образовательных программ, качества содержания, качества образовательного процесса и кончая качеством управления

Школа, решая задачи развития в инновационном режиме, повышения качества образования, находится на пути поиска оптимальной траектории собственного саморазвития в условиях непрерывно меняющегося мира.

В связи с этим цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетенций (компетентности), что отмечено в текстах «стратегии модернизации российского образования» (2001) и «концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» т.е. результирующая составляющая образования должна быть согласована с планируемыми результатами развития личности ребенка.

Компетенция – предметная область, в которой индивид хорошо осведомлен и в которой он проявляет готовность к деятельности. Компетентность – интегрированная характеристика качеств личности, результат, необходимый для деятельности в определенных областях – компетенциях. Профессиональная компетентность – актуально формируемое личностное качество, основывающееся на знаниях, интеллектуально- и личностно-обусловленная, социально-профессиональная характеристика специалиста.

Понятие «Компетенции» является более используемым, поскольку не только составляет основу профессиональной компетенции, но и позволяет личности успешно реализовать себя в других профессиях. Исходя из этого, можно назвать компетенции в качестве ключевых компентенций школьников: информационная, коммуникативная, социально-правовая компетенции.

Информационная компетентность – способность ориентироваться в информационном потоке (умение находить и систематизировать различные источники информации, по определенному критерию; использовать рациональные способы получения, преобразования, систематизации и хранения информации, актуализировать её в необходимых ситуациях интеллектуально- познавательной деятельности).

Коммуникативная компетентность – совокупность доведенных или не доведенных до автоматизма осознанных или не осознанных лингвистических и экстралингвистических знаний, и умений совершать с этими знаниями, действия и операции…, доведенных до автоматизма осознанных или не осознанных знаний о действиях и перечня самих действий, которые производятся во время того или иного вида речевой деятельности, и умений производить эти действия.

Социально-правовая компетентность – понимание значений своих социальных функций как гражданина своей страны, члена общества, устойчивое позитивное отношение к своим общественным обязанностям. Способность брать на себя ответственность, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов. Толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, пол)

Профессиональные компетенции учителя. Профессиональные компетенции учителя.

Предметно-методологическая Психолого-педагогическая Валеологоическая Коммуникативная Медиатехнологическая Управление системой «Учитель-ученик» Трансляция собственного опыта Исследовательская Акмеологическая(см. Критерии оценки уровня компетенций учителя)

Основной целью современного образования является создание условий для формирования творческих способностей, самоопределения, индивидуально-личностной и социальной самореализации человека. Образование должно обеспечить воспроизводство, и развитие всех возможностей человека в конкретных социальных условиях.

Качество образования «задает» качество жизни человека и общества, ибо оно определяется не только количеством знаний, но и качеством личностного, мировоззренческого, гражданского развития подрастающего поколения, поэтому проблема качества образования рассматривается с позиции, прежде всего, человеческой и социальной ценности образования.

Качество образования является сегодня одной из важнейших проблем теоретической и практической педагогики. Федеральная программа развития образования ставит одной из главных задач – «осуществление прав граждан на равный доступ к высококачественному образованию различных уровней».

Качество образования – это проблема, к которой обращаются сегодня политики, ученые и практики. Для практиков важно определить, какие направления образовательной деятельности социальной педагогической системы необходимы для того, чтобы сделать образование высококачественным.

К ним относятся: Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса, которое регулирует отношение всех участников образовательного процесса, их права и обязанности, обеспечивает эффективность управления системой.

Организацию самого образовательного процесса, которая включает реализацию образовательных программ, повышение квалификации педагогических кадров, систему мониторинга результатов этого процесса.

Развитие инновационных процессов как одного из основных средств развития образования, которое способствует нахождению оптимальных и эффективных направлений повышения качества образования.

Результативность образовательного процесса, который является одним из показателей качества образования. Материальную базу, без чего образование не может быть качественным в современных условиях.

Таким образом, эти пять направлений позволяют охватить ключевые характеристики образования – его целевую, структурную, процессуальные стороны.

Что такое понятие «качество» в общем виде? Качество – это соответствие предмета как результата труда некоторым заданным стандартам.

Качество образования – понятие относительное: каждый, кто им пользуется, вкладывает в него свой смысл. Этот смысл связан с соответствующими потребностями, запросами, ожиданиями, предпочтениями.

Качество образования приобрело в школе первостепенное значение. Решение проблемы повышения качества образования многоаспектно. Один из путей решения этой проблемы – должное управление качеством образования.

Представим систему внутришкольного управления в виде нижеприведенной схемы. Цели образовательного процесса Запланированные результаты Факторы, влияющие на образовательный процесс Условия, обеспечивающие получение запланированных результатов.

Раскроем кратко каждый компонент системы: 1) Цель образовательного процесса в общем виде можно сформулировать так: получение каждым ребенком востребованного им (не ниже стандарта) образования, соответствующего его склонностям, интересам и возможностям. Эта общая цель должна быть в каждой школе конкретизирована для каждого ученика, на основе изучения его индивидуальности предоставляется возможным построить личностный маршрут развития ребенка в школе.

2) Запланированные результаты – это конкретные цели, которые собирается достичь образовательное учреждение. Их отбор определяется, прежде всего, требованиями общества, государства и самой личности. Качество программируемых результатов должно соответствовать требованиям, нормам, доктрине образования, с одной стороны, а с другой – сами нормы должны соответствовать развитию личности и общества в целом.

3) Третьим компонентом системы являются внутришкольные факторы, обеспечивающие достижение запрограммированных результатов. Представим их крупными блоками: Качество образовательного процесса на учебных занятиях; Качество образовательного процесса в системе дополнительного образования; Качество психолого-педагогического и медицинского сопровождения ученика, и учителя. Уровень созданной адаптивной образовательной среды.

4) Внутришколые условия, обеспечивающие получение запрограммированных результатов. Исходной позицией в отборе ведущих условий является человекоцентристская парадигма в управлении, которая требует прежде всего реализации в управлении гуманистического подхода (личностный подход, уважение, доверие каждому, возможности для самореализации и.т.д.), а также демократизации управления (передача полномочий вниз, коллективное принятие решений, ориентация коллектива на успех, возможный выбор и др.) Выделим ряд конкретных условий, которые по результатам наших исследований, должны составлять инвариант системы условий, обеспечивающих соответствующее качество образовательного процесса:

постоянное развитие профессиональной компетентности учителя; мотивация всех участников образовательного процесса на его качество, то есть всеобщая ориентация, культ качества в коллективе (причем мотивированы должны быть не только учащиеся, учителя, но и родители); передача ответственности за качество самому человеку.

наличие в школе «копилки» передового опыта, где бы раскрывался конкретный опыт работы по достижению более высоких показателей качества, востребованных учеником, родителями, учителем и руководителем школы, социумом; глубокое изучение индивидуальности и здоровья ученика и учет его результатов в построении образовательного процесса; ключевым условием является постоянная индивидуальная и коллективная рефлексия не только результатов, но и самого образовательного процесса и образовательного учреждения в целом.

Все выделенные компоненты взаимосвязаны между собой: цель определяет результаты, факторы, и условия, в свою очередь, корректируются ими. Результаты определяются факторами и условиями. Условия зависят от научной обоснованности избранных факторов и полученных результатов и тоже взаимно корректируются.

Программа управленческой деятельности заместителя директора по повышению качества образования учащихся МОУ СОШ 147

Опираясь на принципы сотрудничества и рассматриваемое понятие «качество образования», «качество управления», мы предлагаем проект программы деятельности заместителя директора по повышению качества образования.

Управленческие задачи Вид управлен ческой деятельн ости Содержание деятельности Срок испол нения Планируемый результат 1) Создание условий для постоянного повышения качества образования 2) Организация деятельности педагогического коллектива по постоянному повышению качества образования. Информаци онно- аналитичес кий 1)Анализ имеющегося опыта, реализации содержания, и требования гос. стандартов образования. 2) Анализ организации образовательного процесса. 3) Анализ технологии образовательного процесса. 4) Анализ результатов аттестации кадров, влияние их на уровень и качество образования учащихся. Обеспечен- ность необходимыми условиями постоянного повышения качества образования школьников. Аналитическое обеспечение принимаемых управлен- ческих решений

Планово-прогностический 1)Планирование процесса проблематизации сложившегося опыта. 2)Планирование организации процесса повышения качества образования. 3)Планирование отбора методик диагностирования и мониторинговых показателей. 4)Планирование расстановки кадров и определения функциональных обязанности Плановость управленческой деятельности по повышению качества образования.

Организационно- содержательный 1)Организация проблематиза- ции сложившегося опыта. 2)Организация воспита-тельного процесса. 3)Организация процесса изучения и овладения содержанием образовательных программ и требованиям государственного стандарта. 4)Организация системы диагностики и мониторинга качества образования и воспитания. 5)Организация процесса изучения, обобщения, распространения, внедрения

Контрольно диагностический 1) Контроль за процессом проблематизации сложившегося опыта 2) Контроль за содержанием, организацией учебно- воспитательного процесса 3) Контроль за использованием инновационных процессов и их влияние на качество образования учащихся. 4)Контроль за реализацией идей, целей, задач обновленного содержания образования, достижением конечных результатов 5) Контроль за ходом УВП Наличие информации для последующе го анализа и принятия управленче ских решений в течение года.

Нормативно- правовой Разработка нормативно- правовых документов Приказ о диагностике мотивов потребностей педагогов, их целевых установок, ценностей; Приказ о расстановке кадров; Определение функционала; Приказ об организации проведения диагности- рования и мониторин- гового отслеживания результатов УВП Нормативно правовое обеспечение повышения качества образовательного процесса в рамках государственного стандарта

Мотивационно- правовой 1)Мотивация педагогов на повышение профессионального уровня. 2) Мотивация педагогов на изучение и распространение имеющегося педагогического опыта 3)Мотивация педагогов на потребности нововведений, использования передовых технологий 4)Мотивация педагогов на получение более высокой категории аттестации 5)Мотивация потребностей педагогов, их ведущих мотивов, интересов. Смотивированно сть педколлектива на повышение качества образовательно го процесса

Регулятивно- коррекционный 1)Корректировка процесса проблематизации сложившегося опыта. 2)Корректировка процесса овладения педагогами содержания требований государственного стандарта и образовательных программ. Скорректирова нность образовательно го процесса в течение учебного года на решение задач нового качества образования

Решая актуальные проблемы, связанные с наличием ряда недостатков в управлении, рассматривая важнейшие свойства для обновления системы управления школой, мы приходим к выводу, что деятельность по обеспечению качества внутришкольного управления будет успешной, если будут учтены следующие факторы и созданы условия:

в ходе анализа внешней среды и потребностей самой школы, её коллектива, четко формулируются актуальные и прогнозируемые требования к результатам, системе и процессу управления; эти требования доводятся до описания понятного и конкретного образа желаемых и возможных будущих результатов управления;

проводятся описание и оценка реально полученных результатов деятельности по управлению школой в свете видения новых требуемых результатов; выявляются рассогласования между требованиями и реальными результатами; эти проблемы структурируются, выделяются приоритеты; выявляются причины, ведущие к возникновению проблем;

уточняется общее видение желаемого будущего, и определяются идеи решения ключевых проблем управления; сознательно планируются и осуществляются при постоянном управленческом сопровождении и обратной связи действия, нацеленные на приведение внутришкольного управления в желаемое состояние; субъекты этой деятельности развивают необходимые управленческие качества, знания, умения, установки, овладевают управленческим образом мышления и понятийным аппаратом.

ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ

Анкета «Самооценка уровня профессиональной компетентности учителя» 1 группа (школа) высшего педагогического мастерства Самооценка «+» или «-» 1Высокий теоретический и методический уровень 2Знание традиционных и новых методов 3Участие в научно-исследовательской работе, освоение новых педтехнологий 4Создание нового содержания образования или совершенствование традиционного (новые программы, учебники, пособия, дидактические материалы) 5Владение новыми способами диагностики развития учащихся

6Самоанализ различной собственной деятельности (урок, внеклассное мероприятие, отслеживание результатов) 7Самоконтроль (с представлением всестороннего анализа своей деятельности) 8Проведение открытых уроков, обмен опытом 9Творческая активность (советы, предложения, идеи по совершенствованию учебно-воспитательного процесса) 10Участие в управлении школой (заведование МО, руководство проблемной группой и т.д.)

1Хороший теоретический и методический уровень преподавания, но есть затруднения 2Стабильные результаты обучения учащихся 3Недостаточное владение методами развивающего, разноуровневого обучения 4Недостаточно высокий уровень владения новыми способами диагностики обученности и развития учащихся 5Есть небольшие затруднения в самоанализе своей собственной деятельности (урок, внеклассное мероприятие) 2 группа (школа) совершенствован ия педагогического мастерства

3 группа (школа) становление молодого учителя 1Знание теоретического материала, но недостаточное владение методикой преподавания 2Трудности в овладении технологией современного урока и связанные с этим проблемы (диагностика обученности, обучаемости и реальных учебных возможностей обучающихся; целеполагание, способы отбора главного, существенного в содержании учебного материала, выбор и обоснование методов обучения, способы дифференциации обучения и.т.д) 3Затруднения в самоанализе своей деятельности (урок, внеклассное мероприятие, отслеживание результатов)

Анкета «изучение затруднений в работе учителя школы высшего педагогического мастерства»

1 Анализ педагогической деятельности 1Умение проводить самоанализ адаптивного урока 2Умение проводить мониторинг процесса и результатов экспериментальной деятельности 2 ПЛАНИРОВАНИЕ 1Составление модульных программ 2Составление технологических карт 3Планирование современных уроков разных типов 4Составление дидактических карточек розноуровневого характера

3 ОРГАНИЗАЦИЯ 1Личного труда учителя-экспериментатора 2Учебно-познавательной деятельности учащихся на современных уроках разных типов 3Самостоятельной деятельности школьников на модульных уроках 4Нестандартных форм внеурочной деятельности учащихся по предмету 4 Контроль и коррекция 1Самоконтроль и самокоррекция экспериментальной деятельности 2Контроль уровня обучаемости, обученности, развития и воспитанности школьников 3Коррекция знаний учащихся с учетом уровня их развития и обученности

5 Овладение новыми технологиями 1Технология модульного обучения 2Методики КСО и их использование на модульных уроках 3Методы и приемы развивающего обучения 4Уровневая дифференциация обучения учащихся 6 Индивидуальные затруднения (укажите вопросы, по которым нужна консультация)

Анкета «Изучение затруднений в работе учителя «школы совершенствования педагогического мастерства»

1 Анализ педагогической деятельности 1Умение проводить самоанализ адаптивного урока 2Умение проводить самоанализ воспитательного мероприятия 3Умение анализировать уровень обучаемости, развития и воспитанности учащихся 2 Планирование 1Тематическое планирование по блокам 2Поурочное планирование с постановкой уровневых целей 3Планирование активных форм воспитательной работы 4Планирование работы кружка, факультатива

3 Организация 1Личного труда 2Учебно-познавательной деятельности учащихся на современных уроках разных типов 3Активных форм внеурочной воспитательной работы 4 Контроль и коррекция 1Самоконтроль и самокоррекция 2Коррекция знаний учащихся с учетом уровня их развития и обученности 3Контроль уровня воспитанности 4Коррекция знаний учащихся с учетом их развития и обученности

Анкета «Изучение затруднений в работе учителя «школы становления молодого учителя»

1 Анализ педагогической деятельности 1Умение проводить самоанализ урока 2Умение проводить самоанализ воспитательного мероприятия 3Умение анализировать качество знаний и уровень воспитанности учащихся 2 Планирование 1Тематическое 2Поурочное 3Воспитательной работы 4Кружка, факультатива 5Работы с родителями

3 Организация 1Личного труда 2Учебно-познавательной деятельности учащихся 3Внеурочной воспитательной работы 4 Контроль и коррекция 1Самоконтроль и самокоррекция 2Контроль уровня воспитанности 3Коррекция знаний учащихся

5 Владение технологией современного урока 1Постановка ТДЦ урока 2Выбор типа урока 3Отбор главного, существенного в содержании учебного материала 4Отбор методов и форм организации познавательной деятельности учащихся 5Способы дифференциации обучения

Итоги диагностики педагогов МОУ СОШ 147

Предметно-методологическая компетентность 8-10 баллов (оптимальный уровень) -36,7 %; 6-7 баллов (достаточный уровень) -60,0 %; 5 баллов и ниже (критический уровень) – 3,3 %

Психолого-педагогическая компетентность 8-10 баллов (оптимальный уровень) -73,3 %; 6-7 баллов (достаточный уровень) -26,7 %; 5 баллов и ниже (критический уровень) - 0%

Валеологическая компетентность 8-10 баллов (оптимальный уровень) - 63,3 %; 6-7 баллов (достаточный уровень) - 36,7 %; 5 баллов и ниже (критический уровень) – 0 %

Коммуникативная компетентность 8-10 баллов (оптимальный уровень) – 80,0 %; 6-7 баллов (достаточный уровень) – 20,0 %; 5 баллов и ниже (критический уровень) – 0 %

Медиатехнологическая компетентность 8-10 баллов (оптимальный уровень) – 30,0 %; 6-7 баллов (достаточный уровень) – 63,3 %; 5 баллов и ниже (критический уровень) – 6,7 %

Управление системой «Учитель-Ученик» 8-10 баллов (оптимальный уровень) – 53,3 %; 6-7 баллов (достаточный уровень) – 46,7 %; 5 баллов и ниже (критический уровень) – 0 %

Трансляция собственного опыта 8-10 баллов (оптимальный уровень) – 56,7 %; 6-7 баллов (достаточный уровень) – 43,4 %; 5 баллов и ниже (критический уровень) – 0 %

Исследовательская компетентность 8-10 баллов (оптимальный уровень) – 43,4 %; 6-7 баллов (достаточный уровень) – 53,3 %; 5 баллов и ниже (критический уровень) – 3,3 %

Акмеологическая компетентность 8-10 баллов (оптимальный уровень) – 46,7 %; 6-7 баллов (достаточный уровень) – 46,7 %; 5 баллов и ниже (критический уровень) – 0 %

Спасибо за внимание! Материал подготовила Зенкова Татьяна Васильевна заместитель руководителя МОУ СОШ 147