Использование технологии развития критического мышления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Опарина О.А.,учитель истории МОУ СОШ 2. : - способность ставить новые, полные смысла вопросы; - вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; -
Advertisements

Использование технологии развития критического мышления.
Графические способы представления информации Денотатные графы Автор презентации: Лебедева М. Б.
Использование технологии развития критического мышления Использованы материалы тренинга Шиловой Ольги Николаевны, д.п.н., Санкт-Петербург, Российский государственный.
Кластеры (гроздья): выделение, смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди 2.
Использование технологии развития критического мышления.
Проект «Функциональное чтение». Цель проекта: выработать навыки функционального чтения; способствовать развитию критического мышления через чтение и письмо;
Технология развития критического мышления «…Всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе.
Основные методические приемы развития критического мышления.
Развитие критического мышления на уроке. Критическое мышление Направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью, использование.
Техники работы с источниками информации. Двойной дневник Выписки из текстаВопросы и комментарии 1.Цитата 2.Фраза 3.Ключевое понятие 4.….. 1.Что заставило.
Адаптированные приёмы и методы технологии РКМЧП на уроках русского языка в 3 классе Подготовила: Белобородова Светлана Новомировна, учитель начальных классов.
Основные методические приемы развития критического мышления.
Технология РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо)
Смысловое чтение l Каждому ученику постоянно приходится работать с разными текстами. Главная цель этой работы понять прочитанный текст и использовать содержание.
Технология развития критического мышления на уроках английского языка Кожевникова Е. Н. учитель английского языка МОУ СОШ 289.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) Подготовила: Федорова Светлана Олеговна (учитель начальных классов)
Технология критического мышления через чтение и письмо.
Тема: Использование приемов технологии критического мышления на уроках литературного чтения Колупаева О.И., учитель начальных классов.
Мастер-класс: урок истории в 5 классе «Олимпийские игры» с использованием технологии "кластер и инсерт"
Транксрипт:

Использование технологии развития критического мышления

2 Технологические этапы 1-я стадия ВЫЗОВ 2-я стадия ОСМЫСЛЕНИЕ 3-я стадия РЕФЛЕКСИЯ Актуализация знаний Побуждение интереса к получению новой информации Постановка учеником собственных целей обучения Получение новой информации Корректировка поставленных учеником целей обучения Рождение нового знания Постановка учеником новых целей обучения

3 Графические организаторы: «Кластеры» выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди Важно в тексте, с которым работаешь: 1. Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема). 2. Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации). 3. Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.

4 Ключево е слово Категория 1 Категория 4Категория 3 Категория 2 Графические организаторы: «Кластеры» (2)

5 Образовательный процесс Участники Методы Предметные области Содержание Пример:

6 Стратегия «Инсерт» («Условные значки») I – interactive N – noting S – system E – effective R - reading & T – thinking самоактивизирующая (диалоговая) системная разметка для эффективного чтения и размышления « » – уже знал «+» – новое «–» – думал иначе «?» – есть вопросы

7 Таблицы: «Знаю – Узнал – Хочу узнать – (ЗУХ)» З Что мы знаем? У Что мы узнали? Х Что мы хотим узнать? Категории информации, которыми мы намерены пользоваться Источники информации, из которых мы получили/намерены получить информацию (Главные слова)(Откуда узнал(ю)?

8 ПИШЕМ СИНКВЕЙН: (пятистишье) 1. Одно слово. Понятие. Существительное или местоимение, обозначающее понятие о котором идет речь. 2. Два слова. Определение понятия. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета. 3. Три слова. Действие. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия. 4. Фраза или афоризм. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту. 5. Одно слово. Синоним. Характеризует суть предмета или объекта.

Примеры синквейнов: Колумб, Лживый,бездушный Командовал,т орговал, обогащался. Делал все для достижения цели. Авантюрист. Колумб, Смелый,настойчивый Открывал, торговал, обогащал. Воссоединил мир и потряс человечество. Герой. 9

СИНКВЕЙН СИНКВЕЙНУ Синквейн, Стройный, лаконичный, Поясняет, обобщает, углубляет. Помни: краткость – сестра таланта. Резюме. 10

11 Чтение с остановками и прогноз: При чтении с остановками чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы ученики делают предположения о содержании, «встраиваются» в логику автора, анализируют логику поступков героев, обосновывают свои прогнозы, говорят о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что - нет. Все это позволяет глубоко осмыслить и прочувствовать текст.

12 Дерево предсказаний Ствол – тема Ветви – предположения Листья – основания предположения

13 Мысль в подарок… Умеющие мыслить умеют задавать вопросы. Э. Кинг

14 Таблицы вопросов «Тонкие» вопросы«Толстые» вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Как звали…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…? Дайте три объяснения, почему… Объясните, почему… Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чем различие…? Что, если…?

Таксономия вопросов БЛУМА

РОМАШКА БЛУМА 16

ЭССЕ Эссе – письменное размышление на заданную тему. Это письменная рефлексия, позволяющая ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир и развивает коммуникативную рефлексию. Главное правило – не останавливаться, не перечитывать и не исправлять. («Оставьте за мною последнее слово…») 17

ШЕСТЬ ШЛЯП Прием «Шесть шляп мышления» используются на стадии рефлексии, при подведении итогов работы на уроке. Каждому ученику предлагается выбрать одну из шляп по цвету. Красная шляпа -выражение своих чувств, без объяснения. Белая Белая – перечень фактов. Черная – выявление недостатков и их обоснование. Желтая – позитивное мышление, что было хорошего и почему. Зеленую шляпу-, где и как можно применить изученный материал. Синяя шляпа предполагает общий, философский вывод. 18

19 (от лат. denoto – обозначаю и греч. grapho – пишу) – способ выделения из текста существенных признаков понятия. Методика построения денотатного графа: 1. Выделение ключевого слова или словосочетания. 2. Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку). Графические организаторы: «Денотатный граф» (1)

20 3.Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель – направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.: глаголы, обозначающие процесс достижения результата – достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата – основываться, опираться, базироваться; глаголы- связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия). 4.Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова – "веточки". 5.Соотнесение каждого слова "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д. Графические организаторы: «Денотатный граф» (2)

21 Педагогическая информационная технология формируетвключаетразвиваетявляетсяспособствует информационно- образовательную среду информационно- образовательное и культурное пространство информационную компетентность и культуру системным методом работы с образовательной информацией оптимизации информационного обеспечения образовательного процесса расширяет хранит, распространяет, представляет, преобразует образовательную информацию индивидуализирует восприятие информации ау ди о Т О ви зу ал ьн ы е Т О ау ди ов из Т О Пример:

ДВОЙНОЙ ДНЕВНИК Использование данного приема позволяет связать содержание текста или с личным опытом учащегося. Чтобы сделать двойной дневник, необходимо разделить страницу на 2 половины вертикальной линией. В левую колонку записывается 2-3 цитаты из текста, которые произвели наибольшее впечатление. В правую колонку – свои комментарии, размышления к ним. Прием особенно полезен, когда учащиеся получают задание прочитать какой-то большой текст вне класса. 22

23 Эффективная лекция Бортовой журнал Известная информация и предположения Новая информация ……

24 Лист для решения проблемы 1. Какую главную проблему должны решить герои? 2.Какой информацией снабдил вас автор? 3.Что еще вы знаете, что помогло бы решить проблему? Что еще нужно знать героям? 4.Каковы три главных способа решения проблемы? Какой из выбранных способов наилучший и почему?

25 Стратегия решения проблемы IDEALIDEAL ИДЕАЛИДЕАЛ Идентифицируйте проблему. Доберитесь до ее сути. Есть варианты решения! А теперь - за работу! Логические выводы.