Действительные и страдательные причастия. 1.Плавающая утка 2.Живущий человек 3.Лечащие врачи 4.Говорящий кот 5.Папа, купивший машину 6.Сад, заросший сорняком.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цели урока : 1.Повторить тему «Причастие» 2.Развить умение употреблять причастие в речи.
Advertisements

а) -ущ-, -ющ-, если причастие является формой глагола I спряжения, например: идущий (идти, идут), рисующий (рисовать, рисуют), смеющийся (смеяться, смеются);
Причастие 7 класс Условные обозначения. - правило которое нужно запомнить. - правило которое нужно запомнить. - примеры. - примеры. - теоретический материал.
ГЛАСНЫЕ ПЕРЕД СУФФИКСАМИ ПРИЧАСТИЙ. Домашняя работа Злобина Никиты Гостью провели по ярко освещённым алым ковром лестнице наверх, в зал. Зал освещается.
Причастие – это часть речи, которая обозначает признак по действию, проявляющийся во времени. Крутящаяся юла, крутившаяся юла Причастие отвечает на вопросы.
Правописание суффиксов причастий. В действительных причастиях настоящего времени пишутся суффиксы: а) -ущ-, -ющ-, если причастие является формой глагола.
Сказка про Причастие Жили-были… …в сказочной стране Морфология имя Прилагательное и Глагол.
Путешествие в страну Глаголию Пристань «Теоретическая»
Автор : Проценко Елена Георгиевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ 30 « Физико - математический лицей 30», СПб Причастие как часть речи.
МОУ «Моркинская средняя (полная) общеобразовательная школа 2» Республики Марий Эл Обобщение раздела «Причастие». Русский язык. 7 класс. Учитель русского.
Действительные и страдательные причастия. ПРИЧАСТИЕ ПРИЧАСТИЕ ГЛАГОЛ ИМЯ ПРИЛАГА- ТЕЛЬНОЕ Вид. Вопрос. Время. Склонение. Возвратность. Синтаксическая.
Проект: «Хочу научить» РУССКИЙ ЯЗЫК 7 класс ТЕМА: ПРИЧАСТИЕ.
Цели урока Цель: познакомить с понятием «причастный оборот» и с его синтаксическим синонимом – предложением с союзным словом «который» Знать: опознавательные.
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Учебный проект Учебный проект Для чего нужны причастия ?
РУССКИЙ ЯЗЫК РУССКИЙ ЯЗЫК ТЕМА: ПРИЧАСТИЕ Цели: Знать: о причастии как об особой форме глагола; суффиксах причастий; залогах причастий; суффиксах действительных.
Презентация по русскому языку на тему: «Причастие».
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИЧАСТИЙ Схемы, таблицы, алгоритмы.
PPTzone.ru Цели урока Цель: познакомить с понятием «причастный оборот» и с его синтаксическим синонимом – предложением с союзным словом «который» Знать:
Тема урока: Действительные и страдательные причастия.
Транксрипт:

Действительные и страдательные причастия. 1.Плавающая утка 2.Живущий человек 3.Лечащие врачи 4.Говорящий кот 5.Папа, купивший машину 6.Сад, заросший сорняком 1.Песня, сочиняемая нами. 2.Самолёт, чинимый папой. 3.Открытое окно 4.Нарисованная ваза 5.Построенный дом Действие совершает само главное слово. Кто-то другой соверша- ет действие, не главное слово Утка сама плавает. Человек сам живёт. Врач сам лечит. Кот сам говорит. Папа сам купил машину. Сад сам зарос. Мы сочиняем. Папа починил. Кто-то открыл окно. Кто-то нарисовал вазу. Кто-то построил дом.

Действительное причастие насто- ящего времени.УЩ –ЮЩ \ АЩ- ЯЩ 1.Говорить 2.Читать 3.Звонить 4.кричать 5.решать 6.Знать 7.Жить 8.Лечить 9.Болеть 10.бороться они говорят – говорящий Они читают – читающий Они звонят – звонящий Они кричат – кричащий Они решают – решающий они знают – знающий Они живут – живущий Они лечат – лечащий Они болеют – болеющий Они борются - борющийся

Подберите действительный причастный оборот настоящего времени. 1.мальчик, (идти) ____________________ 2.Учитель, (объяснять) _______________ 3.Птица, (лететь) _____________________ 4.Ребята, (дружить) __________________ 5.Ребёнок, (читать) ___________________ 6.Девочка, (слушать) _________________ идущий в школу. объясняющий тему. летящая в небе. дружащие много лет. читающий книгу. слушающая рок.

1.Летать 2.Думать 3.Лечить 4.Терпеть 5.Варить 6.Знать 7.Рисовать 8.Плакать 9.Беречь 10. ловить 1.Летающий 2.Думающий 3.Лечащий 4.Терпящий 5.Варящий 6.Знающий 7.Рисующий 8.Плачущий 9.Берегущий 10. ловящий

Действительное причастие прошедшего времени ВШ - Ш 1.Знать 2.Расти 3.Расколоть 4.Таять 5.Погасить 6.Промокать 7.Везти 8.Пригореть 9.Обидеть 10. стереть Зна Рос расколол –расколовший Таял - таявшая Погасил – погасивший Промок – промокший Вёз - вёзший Пригорел –пригоревший Обидел - обидевшая стёр - стёрший лвший ший он

Подберите действительный причастный оборот прошедшего времени. 1.мама, (купить) ____________________ 2.Ученик, (выучить) ___________________ 3.девочка, (плавать) __________________ 4.друзья, (пожениться) ________________ 5.сын, (идти) __________________________ 6.цветок, (вырасти) _________________ 7.Друг, (помочь) _______________________ 8.Ребёнок, (залезть) ___________________ купившая продукты. выучивший басню. плававшая в море. поженившиеся вчера. шедший по улице. выросший в саду. помогший в трудное время. залезший на стул.

Напишите предложения, образовав из одного глагола действительное причастие. 1.Контрольная работа, подготовиться, получить, Анатолий, плохо, двойку. 2.Чай, сахар, растаять, оказаться, несладкий, быстро. 3. Увидеть, встречать, мы, Москва, гости, аэропорт, мама. 4.Памятник, война, город, погибать, воздвигнуть, солдаты, наш. 5.Вытащить, блестеть, дерево, солнце, рабочие, пила, начали, валить. 1. Анатолий, плохо подготовившийся к контрольной работе, получил двойку. 2. Сахар, быстро растаявший в чае, оказал- ся несладким. 3. Мы увидели маму, встречающую в аэро- порту гостей из Москвы. 4. В нашем городе воздвигнули памятник погибшим на войне солдатам. 5. Рабочие вытащили пилу, блестящую на солнце, и начали валить дерево.

Образуйте действительные причастия прошедшего времени. 1.Прочитать 2.Купить 3.Расти 4.Беречь 5.Помочь 6.Промокнуть 7.Выздоровить 8.Полюбить 9.Сварить 10.узнать 1.Прочитавший 2.Купивший 3.Росший 4.Берёгший 5.Помогший 6.Промокший 7.Выздоровивший 8.Полюбивший 9.Сваривший 10.узнавший

Как придумывать предложения с причастием. 1.Мама приготовила обед. 2.Мама позвала семью к столу. (последовательность) 1.Причастный оборот 2.Главное предложение 1.Приготовив обед мама позвала семью к столу. (Мама, приготовив обед, позвала семью к столу.) 1.Сделать – положить 2.Подготовиться – получить 3.Убрать – пойти гулять 4.Поздравить – подарить 5.Купить - понести

Страдательные причастия настоящего времени ЕМ – ОМ - ИМ 1.Одевать 2.Терпеть 3.Видеть 4.Влечь 5.Поднимать 6.Гнать 7.Излечить 8.Склонять 9.умножать 10. любить Одевают – одеваемый Терпят - терпимый Видят - видимый Влекут - влекомый Поднимают-поднимаемый Гонят - гонимый Излечат - излечимый Склоняют – склоняемый умножают – умножаемый любят - любимый

Образуйте причастия 1.варить (страдат. \ наст. вр. ) 2.укусить (действ. \ прош. вр.) 3.рисовать (действ. \ наст. вр.) 4.узнавать (страд. \ наст. вр.) 5.погибать (действ. \ прош. вр.) 6.кричать (действ. \ наст. вр.) 7.носить (действ. \ прош. вр.) 8.слышать (страд. \ наст. вр.) 9.изучать (страд. \ наст. вр.) 10.погулять (действ. \ прош. вр.) 1. Варимый 2. укусивший 3. рисующий 4. узнаваемый 5. погибший 6. кричащий 7. носивший 8. слышимый 9. изучаемый 10. погулявший

Поменяйте порядок слов, сделав из одного глагола причастие. 1. Урок \ гетто \ пригласить \ время \ находиться \ ветераны \ наш \ Мишел\ война. 2. Решать \ быть \ задача \ класс \ трудный \ ученики. 1. Мишел пригласила на наш урок ветеранов, находившихся в гетто во время войны. 2. Задачи, решаемые учениками, были труд- ными.

Страдательные причастия прошедше- го времени НН – Т \ ЕНН (ЁНН) 1.Прочитать 2.Сжать 3.Решить 4.Увидеть 5.Привезти 6.Закрыть 7.Искупать 8.Потерять 9.Лишить 10. забыть Прочита – прочитанный Сжа - сжатый Реш - решённый Увид - увиденный Привез - привезённый Закры - закрытый Искупа - искупанный Потеря - потерянный Лиш - лишённый Забы - забытый

1.Звать 2.Подарить 3.Убрать 4.Помыть 5.Выучить 6.Порвать 7.Нарисовать 8.Услышать 9.посолить 1.Званный 2.Подаренный 3.Убранный 4.Помытый 5.Выученный 6.Порванный 7.Нарисованный 8.Услышенный 9.посоленный

Действительные причастия Настоящее время УЩ – ЮЩ \ АЩ - ЯЩ Прошедшее время ВШ - Ш Страдательные причастия Настоящее время ЕМ (ЁМ) – ОМ – ИМ Прошедшее время НН – Т – ЕНН (ЁНН)

Образуйте причастия по заданию. 1.Писать (действ. \ наст.в.) 2.Учиться (действ. \ наст.в.) 3.Готовить (действ. \ прош.в.) 4.Нести (действ. \ прош.в.) 5.Одевать (страд. \ наст.в.) 6.Вести (страд. \ наст.в.) 7.Прочитать (страд. \ прош) 8.Умыть (страд. \ прош.) 9.Построить (страд. \ прош.) пишущий учащийся готовивший нёсший одеваемая ведомый прочитанный умытый построенный

Дети, наряжающие ёлку. Придумайте предложение сначала с действительным причастием, а потом со страдательным. Ёлка, наряжаемая детьми.

Женщина, открывающая окно. Окно, открытое женщиной.

Художник, пишуший картину. Картина, написанная художником.

1 спряжение - удаляем ТЬ или ТИ 2 спряжение – удаляем последние 3 буквы ИТЬ а. Если после удаления ТЬ осталась ГЛАСНАЯ, то причастие образуется при помощи суффиксов НН или Т б. Если после удаления ТИ осталась СОГЛАСНАЯ, то причастие образуется при помощи суффиксов ЕНН – ЁНН в. Если удаляем ИТЬ, то образуется причастие при помощи суффиксов ЕНН - ЁНН 1.Прочитать–прочита–прочитанный 2.Умыть – умы - умытый 3.Открыть – откры – открытый 4.Унести – унес – унесённый 5.Отвезти – отвез – отвезённый 6.Построить –постро- построенный 7.Сварить – свар – сваренный 8.Услышать –услыша – услышанный 9.Напоить - напо – напоенный 10.Увидеть -увиде – увиденный

Образуйте страдательные причастия прошедшего времени. 1.Нарисовать 2.забыть 3.Подсмотреть 4. удержать 5.Положить 6.Подарить 7.Узнать 8.Закрыть 9.Продать 10.Унести 11.напоить 1.Нарисованный 2.Забытый 3.Подсмотренный 4.Удержанный 5.Положенный 6.Подаренный 7.Узнанный 8.Закрытый 9.Проданный 10.Унесённый 11.напоенный

Как придумывать предложения? ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ Объясняющий учитель А. Учитель, объясняющий тему, задаёт ученику вопрос. Б. Ученик задаёт вопрос учителю, объясняющему тему. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ объяснивший учитель А. Учитель, объяснивший тему, задал ученику вопрос. Б. Ученик задал вопрос объяснившему тему учителю.

СТРАДАТЕЛЬНОЕ продаваемый дом А. Дом, продаваемый моим отцом, был построен в 1830 году. Б. Мне понравился продаваемый моим другом дом. СТРАДАТЕЛЬНОЕ проданный машина А. Машина, проданная на аукционе, принадлежала мне. Б. Я получил хорошие деньги за проданную на аукционе машину.

Образуйте причастия. 1.Писать (дейст \ наст) 2.Любить (дейст\прош) 3.Одевать (страд\наст) 4.Дарить (страд\прош) 5.Кричать(дейст\наст) 6.Печь (действ \ прош) 7.Носить (страд \ наст) 8.Прочитать (страд\прош) 9.Гулять (дейст \ наст) 10.Говорить(дейт\прош) 11.Вести(страд\наст) 12.Умыть(страд\прош) 1.Пишущий 2.Любивший 3.Одеваемый 4.Дарённый 5.Кричащий 6.Пёкший 7.Носимый 8.Прочитанный 9.Гуляющий 10.Говоривший 11.Ведомый 12.умытый

Найдите причастный оборот, подчеркните его и выделите запятыми. Определите вид причастия. 1.Мы нашли в лесу растущие вокруг пней грибы. 2.Гости пришедшие позже подарили мне собаку. 3.Маленький мальчик проснувшийся ночью звал маму. 4.Летящие в небе птицы направлялись на юг. 5.Учитель проверил сочинения написанные учениками. 6.Листья гонимые ветром летели по небу. 7.Я надела сшитое бабушкой платье. 8.Песня сочиняемая ребятами посвящается школьной дружбе. 9.Стихотворение выученное Петей было длинным.

Придумайте предложения 1.Девочка (забывший, попросить разрешения) 2.Я (получить) \ стихотворение (выученный) 3.Дом (продаваемый, ушёл с молотка) 4.Картина (написанный) \ брат (приобрести) 1.Девочка, забывшая тетрадь в кабинете истории, попросила у учителя разрешения пойти за ней. 2.Я получил пятёрку за выученное наизусть стихотворение. 3. Дом, продаваемый на аукционе, ушёл с молот- ка за восемьсот тысяч долларов. 4. Мой брат приобрёл картину, написанную ху- дожником Суриковым.