Www.ibs.ru Подход к информатизации регионов в рамках создания единого информационного пространства РФ в здравоохранении Обсуждение возможных направлений.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
3. Информи- рование 2. Оказание мед. помощи 1. Управление Цели и направления создания информационной системы в здравоохранении Цель создания Системы Плашка.
Advertisements

1 Министерство здравоохранения Свердловской области Задачи информатизации, стоящие перед органами управления регионального здравоохранения и МИАЦ. Интересы.
БАРС.Web-Паспорт информатизации ЛПУ. Получение бланков документов (До 1 января 2011 г.) Информирование о гос.услугах (До 1 декабря 2010 г.) Подача документов.
+ Решения для электронного правительства и электронизация государственных услуг Больше, чем технологии! БАРС. Здравоохранение.
АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ НАСЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ.
БАРС.Web- Здравоохранение. ЕГИСЗ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФРАГМЕНТ ЕГИСЗ СТАЦИОНАР ПОЛИКЛИНИКА.
БАРС. Здравоохранение- ТФОМС. Медицинская информационная система Информатизация отрасли здравоохранения Дополнительное лекарственное обеспечение Электронный.
ИКТ- услуги в области медицины, здравоохранения и социального обеспечения Директор Департамента информатизации Минздравсоцразвития России О.В. Симаков.
При работе с данными персонифицированного учета медицинской помощи МИС должна реализовывать следующий набор функций: аутентификацию и авторизацию прав.
О создании системы паспортизации медицинских учреждений и организаций РОССИЯ 2010.
ПОСТРОЕНИЕ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ Марапов Дамир Ильдарович – заместитель.
Директор Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры А.В. Филимонов О ходе создания регионального сегмента единой государственной.
Региональные информационные системы, как элементы регионального информационного ресурса. Суслов К.Ю. ГК ХОСТ.
Региональные информационные системы Журак Алена 221 гр.
Общая архитектура системы электронного правительства.
Медицинская информационная система «ТрастМед:Здоровье»
Комплекс прикладных программ типовой информационной системы поддержки мероприятий по развитию профилактического направления медицинской помощи, направленной.
Создание регионального фрагмента единой информационной системы здравоохранения С.В.Бобылев первый заместитель директора ГУЗ «МИАЦ» г.Саратов 2013 г.
ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО УЧЁТА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ОКАЗАННОЙ ЗАСТРАХОВАННЫМ ЛИЦАМ Нисенбойм Илья Изевич, начальник управления.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ Директор ГУЗ «Ульяновский областной медицинский информационно- аналитический центр» А.Р. Гайнутдинов.
Транксрипт:

Подход к информатизации регионов в рамках создания единого информационного пространства РФ в здравоохранении Обсуждение возможных направлений работ и задач на гг. АЛЕКСЕЙ СОШНИН Директор по консалтингу

Коротко о компании ИБС (IBS) В 2009 году компания IBS в составе консорциума приняла участие в разработке концепции информати- зации здравоохранении до 2020 г. Роль IBS в совместной работе: Обследование существующей ситуации (совместно с ЦНИИОИЗ и МИАЦ РАМН) Написание проекта Концепции Разработка финансово- экономического обоснования и Системного проекта Разработка прототипа Системы перс.учета (совместно с компанией Аксимед и другими партнерами) Интеграция прототипа Системы с прототипом «Универсальной электронной карты гражданина» (совместно с партнерами) Члены консорциума и компании, принявшие участие в создании прототипа Системы* * К работе также привлекались независимые эксперты в области медицинской информатики

Цели и задачи информатизации здравоохранения в субъектах РФ до 2020 года (в соотв. с Концепцией) 3 Создание централизованных программно- технических компонентов на уровне субъекта Российской Федерации (РИР), включая прикладные и обеспечивающие подсистемы Внедрение (доработка) информационных систем в медицинских организациях Поставка и внедрение средств интеграции информационных систем участников системы здравоохранения субъекта Российской Федерации (ЛПУ, аптеки и др.) с централизованными компонентами Обеспечение информационной безопасности данных, в том числе персональных, содержащихся в подсистемах повышение эффективности управления в сфере здравоохранения в субъекте Российской Федерации на основе информационной поддержки задач персонифицированного учета и анализа оказанной медицинской помощи повышение качества оказания медицинской помощи на основе совершенствования информационного обеспечения деятельности медицинских и фармацевтических организаций, их персонала повышение доступности медицинской помощи для населения за счет предоставления возможности взаимодействия с медицинскими организациями через сеть Интернет Направления информатизацииЗадачи информатизации Цель информа- тизации: обеспечение эффективной информационной поддержки органов и организаций системы здравоохранения субъекта Российской Федерации, а также граждан в рамках процессов управления медицинской помощью и ее непосредственного оказания

Направления модернизации и прикладные задачи (в соответствии с Концепцией до 2020 г.) 4 «Электронный паспорт ЛПУ» Сбор, хранение и анализ данных, характеризующих состояние ресурсов ЛПУ для мониторинга, анализа и оценки деятельности ЛПУ «Реестр медицинского и фармацевтического персонала» Сбор и хранение информации для планирования подготовки кадров и их распределения «Справочная и информационно- аналитическая поддержка управления в сфере здравоохранения» Обеспечение контроля за значимыми для управления показателями деятельности и поддержки принятия решений «Интегрированная электронная медицинская карта» - Доступ к медицинской информации о пациенте независимо от места и времени оказания медицинской услуги. Исследования на базе деперсонифицированных данных. «Справочная и информационная поддержка граждан и организаций» Предоставление гражданам и организациям информации о здравоохранении, профилактике и лечении заболеваний; пропаганда здорового образа жизни Подсистема «Направление на получение медицинской помощи и лабораторно-диагностические исследования» Автоматизация процессов направления пациентов из одной медицинской организации в другие (включая доступ к расписаниям) «Электронный рецепт» - доступ к информации по выписанным рецептам и данным по отпущенным лекарственным средствам. Взаимодействие с аптечными организациями «Реестры в трансфузии и трансплантологии» Ведение данных о донорах и донорских материалах «Дистанционное образование» Подготовка, организация и поддержка процесса дистанционного обучения и аттестации специалистов в области медицины и фармацевтики «Запись к врачу в электронном виде» доступ к расписаниям врачей через Интернет с возможностью записи «Государственные услуги в электронном виде для организаций» обеспечение подачи в эл.виде заявлений на получение разрешений и иных документов «Личная электронная медицинская карта» Сбор, хранение, доступ гражданина и доверенного лица к личной информации медицинского характера «Реестр застрахованных» Сбор и хранение информации о гражданах, получающих медицинскую помощь, и основаниях для ее получения «Персонифицированный учет и анализ оказанной медицинской помощи» - сбор и хранение информации об оказанной медицинской помощи для задач планирования и контроля «Телемедицина» - удалённый мониторинг отдельных групп граждан и консультации с использованием телемедицинских технологий «Медико-экономический контроль» - автоматизированный контроль и анализ объемов и качества оказанных медицинских услуг в соответствии с медико- экономическими стандартами Информация и сервисы «Обработка и хранение медицинских изображений» - получение и хранение медицинских изображений из ЛПУ (рентген, МРТ, КТ, УЗИ, ЭКГ), предоставление изображений по запросу из ЛПУ «Электронный документооборот» Автоматизация процессов движения документов в учреждениях здравоохранения при обмене медицинскими данными Поддержка процессов управления в сфере здравоохранения Поддержка процессов оказания медицинской и фармацевтической помощи

Задачи региональной модернизации здравоохранения до 2012г. в части ИТ Примерная программа модернизации здравоохранения субъекта Российской Федерации на годы* «II. Внедрение современных информационных систем в здравоохранение. 1. Персонифицированный учет оказанных медицинских услуг, ведение электронной медицинской карты гражданина, запись к врачу в электронном виде, обмен телемедицинскими данными, а также внедрение систем электронного документооборота. 2. Ведение единого регистра медицинских работников, электронного паспорта медицинского учреждения и паспорта системы здравоохранения субъекта Российской Федерации.» «…Результатом производимых мероприятий должно стать создание регионального сегмента информационной системы, содержащей данные об оказанной медицинской помощи и ресурсном обеспечении здравоохранения, наполнение которого осуществляется медицинскими организациями на основании первичных данных.» Проект приказа Минздравсоцразвития России от 1 декабря 2010 г. «Об утверждении Порядка заключения соглашений … о финансовом обеспечении региональных программ модернизации здравоохранения» «4. Соглашение должно содержать следующие обязанности Сторон: … внедрение современных информационных систем в здравоохранение в целях перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца, в том числе обеспеченных федеральным электронным приложением универсальной электронной карты, внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде.» 5 * Рекомендации Минздравсоцразвития от

Согласованная позиция регионов и центра относительно ожидаемых результатов и способов их достижения фокус презентации Детальное понимание технических решений и наличие подробных планов их реализации Наличие экспертно- координационной группы с участием представителей регионов и центра Наличие площадки для отработки технических решений Согласованная позиция регионов и центра относительно ожидаемых результатов и способов их достижения фокус презентации Детальное понимание технических решений и наличие подробных планов их реализации Наличие экспертно- координационной группы с участием представителей регионов и центра Наличие площадки для отработки технических решений Важность проекта и ключевые факторы успеха 6 Существенные объемы финансирования (~24 млрд.руб. + региональное софинансирование) Крайне сжатые сроки Высокая социальная значимость (особенно в предвыборный период) => необходимость получения ощутимых положительных результатов Ответственность регионов за результат Существенные объемы финансирования (~24 млрд.руб. + региональное софинансирование) Крайне сжатые сроки Высокая социальная значимость (особенно в предвыборный период) => необходимость получения ощутимых положительных результатов Ответственность регионов за результат Важность проекта Ключевые факторы успеха

В рамках собственной инициативы ИБС провела анализ готовности отдельных регионов к решению задач информатизации здравоохранения в гг. ОСНОВНОЙ ВЫВОД: регионы существенно различаются как по уровню готовности, так и по глубине понимания задач: Некоторые регионы разработали или уже реализуют программу информатизации, но у большинства регионов она либо отсутствует, либо сформулирована в виде направлений развития Регионы, имеющие четкий план действий на 2 года, как правило, решают 2 задачи: оснащение вычислительной техникой и создание каналов связи; внедрение МИС в ЛПУ. Иногда: электронная регистратура. Отсутствует детальное и четкое понимание «целевого состояния» информатизации к концу 2012 года в постановке Минздравсоцразвития Отсутствует четкое понимание распределения полномочий и работ между регионом и федеральным центром Обоснование бюджета региональной программы сводится, как правило, к закупкам техники для ЛПУ. Затраты на проектирование и разработку, а также на оснащение централизованных компонентов либо не предусмотрены, либо существенно недооценены 7 Анализ понимания задач информатизации здравоохранения в регионах (на период гг.)

8 Информатизация задач управления ресурсами в здравоохранении Создание подсистемы «Электронный паспорт медицинского учреждения» Создание подсистемы «Электронный паспорт системы здравоохранения субъекта Российской Федерации» Создание подсистемы «Регистр медицинского и фармацевтического персонала» Базовая информати- зация здравоохра- нения Информатизация приоритетных направлений оказания меди- цинской помощи Создание подсистемы «Персонифициро- ванный учет оказанных медицинских услуг» Создание подсистемы «Интегрированная электронная медицинская карта гражданина» Создание подсистем «Запись к врачу в элект- ронном виде» и «Направления и назначения» Создание подсистемы «Обмен теле- медицинскими данными» Создание подсистемы «Электронный документооборот», защищенной электронной почты и других сервисов общего пользования Формирование инфраструктуры единого информа- ционного простран- ства в здравоохра- нении региона Базовая информатизация ЛПУ Создание централизованных регио- нальных информационных ресурсов (РИР) Мероприятия в терминах КонцепцииЗадачаЦель Уточнение постановки задач гг. Мэпинг на Концепцию информатизации здравоохранения.

Информатизация приоритетных направлений оказания медицинской помощи

10 Подсистема «Персонифицированный учет и анализ оказанной медицинской помощи»* сбор, хранение и предоставление доступа к информации об оказанной мед. помощи на основе первичных данных для планирования объемов гос. обязательств, а также для обеспечения контроля качества и объемов оказания мед. помощи Пользователи Состав данных Функции Назначение получение из информационных систем мед. организаций данных об оказанных мед. услугах; получение информации о выданных полисах ОМС, а также о застрахованных лицах и льготниках, имеющих право получать ДЛО; передача информации в смежные и внешние системы ОИВ и организаций; получение от ОИВ субъекта РФ в сфере здравоохранения тарифов, перечня услуг, финансируемых из средств ОМС; получение списка врачей, имеющих право на оказание мед. помощи; хранение данных об оказанных мед. услугах; подготовка аналитических и статистических отчетов получение из информационных систем мед. организаций данных об оказанных мед. услугах; получение информации о выданных полисах ОМС, а также о застрахованных лицах и льготниках, имеющих право получать ДЛО; передача информации в смежные и внешние системы ОИВ и организаций; получение от ОИВ субъекта РФ в сфере здравоохранения тарифов, перечня услуг, финансируемых из средств ОМС; получение списка врачей, имеющих право на оказание мед. помощи; хранение данных об оказанных мед. услугах; подготовка аналитических и статистических отчетов медицинские организации; ФФОМС, ТФОМС; СМО ОИВ субъектов РФ в сфере здравоохранения медицинские организации; ФФОМС, ТФОМС; СМО ОИВ субъектов РФ в сфере здравоохранения персональные данные гражданина (ФИО, пол, возраст, СНИЛС и т.д.); случай мед. помощи в т.ч. диагноз; реестр счетов на оплату; данные МО, СМО, ФОМС; тарифы и тер. программы страхования персональные данные гражданина (ФИО, пол, возраст, СНИЛС и т.д.); случай мед. помощи в т.ч. диагноз; реестр счетов на оплату; данные МО, СМО, ФОМС; тарифы и тер. программы страхования * Здесь и ниже на аналогичных слайдах описание подсистем приводятся на основании Концепции информатизации здравоохранения

Основные контрагенты и информационные потоки в рамках организации оказания мед.помощи 11 Федеральный фонд ОМС Территориальный фонд ОМС и его филиалы Госкомстат России Минздрав- соцразвития ТерОрган исп.власти ТФОМС других субъектов РФ Органы ЗАГС Гражданин Отделения федерального казначейства помощь Лечебно- профилактические учреждения полис ТОУЗ Данные перс.учета НСИ, учетные регистры Статистика, анали- тика, отчетность Финанс. потоки Страховые медицинские организации ВМП

Какие задачи необходимо решить в рамках модернизации системы перс.учета в гг. Переход на использование универсальной электронной карты в качестве полиса ОМС (в зависимости от планов по созданию региональной УЭК. По существующим планам полномасштабный переход на УЭК должен произойти в 2014 году.) Переход на использование юридически значимых электронных документов, подтверждающих факт оказания медицинской помощи Централизация на уровне РИР данных об оказанной медицинской помощи по программам ОМС, ВМП, а в перспективе – по всем источникам бюджетного финансирования: -Данных о факте оказания и характере медицинской помощи -Данных о стоимости оказанной помощи по региональному тарифу -Данных о себестоимости оказания помощи (от МЗСР нужна методика!) Обеспечение возможности анализа и получения статистической отчетности на базе первичных данных персонифицированного учета; проведения предварительного медико-экономического контроля Реализация в электронном виде гос.услуги: предоставление гражданам сведений об оказанной им медицинской помощи (в т.ч. как меры для борьбы с приписками) 12

Ожидаемые изменения в составе контрагентов и информационных потоков 13 Территориальный фонд ОМС и его филиалы ТФОМС других субъектов РФ Гражданин Лечебно- профилактические учреждения Страховые медицинские организации ТерОрган исп.власти ТОУЗ Федеральный фонд ОМС Госкомстат России Федеральный информационный ресурс Органы ЗАГС Минздрав- соцразвития ТФОМСТФОМС Региональный оператор соц.карты Универс.электр. карта гражданина помощь Статистика, анали- тика, отчетность Данные перс.учета НСИ, учетные регистры Статистика, анали- тика, отчетность Финанс. потоки ВМП Региональный информационный ресурс (РИР) в здравоохранении Сведения об ока- занной мед.помощи

Подсистема «Интегрированная ЭМК» 14 Пользователи Состав данных Функции Назначение получение из информационных систем мед. организаций данных об оказанных мед. услугах; загрузка из ИС мед. организаций данных электронных мед. карт пациента, включая данные о социально-значимых и социально- опасных заболеваниях, и их перевод в формат HL7; хранение данных электронных мед. карт, включая данные о социально-значимых и социально-опасных заболеваниях, в формате HL7; хранение данных диагностических методов исследования; выгрузка по единичному запросу данных электронной мед. карты больного в МИС мед. организации в рамках осуществления лечебного процесса; формирование статистических и аналитических отчетов; ведение реестров социально-значимых и социально-опасных заболеваний; предоставление данных реестров социально- значимых и социально-опасных заболеваний для поддержки принятия врачебных решений в рамках осуществления лечебного процесса; обновление данных электронной мед. карты пациента после внесения в нее изменений в мед. организации получение из информационных систем мед. организаций данных об оказанных мед. услугах; загрузка из ИС мед. организаций данных электронных мед. карт пациента, включая данные о социально-значимых и социально- опасных заболеваниях, и их перевод в формат HL7; хранение данных электронных мед. карт, включая данные о социально-значимых и социально-опасных заболеваниях, в формате HL7; хранение данных диагностических методов исследования; выгрузка по единичному запросу данных электронной мед. карты больного в МИС мед. организации в рамках осуществления лечебного процесса; формирование статистических и аналитических отчетов; ведение реестров социально-значимых и социально-опасных заболеваний; предоставление данных реестров социально- значимых и социально-опасных заболеваний для поддержки принятия врачебных решений в рамках осуществления лечебного процесса; обновление данных электронной мед. карты пациента после внесения в нее изменений в мед. организации медицинские организации; ОИВ, органы местного самоуправления; СМО, ТФОМС медицинские организации; ОИВ, органы местного самоуправления; СМО, ТФОМС демографические данные пациента; данные амбул. и стацион. лечения; поставленные пациенту диагнозы; данные оперативных вмешательств; данные направлений на обследования/госпитализацию; данные лаб.-диагн. исследований; сведения о диспансеризации, нетрудоспособности; данные переливания крови; сведения о смерти пациента; данные мед. организации и врачах демографические данные пациента; данные амбул. и стацион. лечения; поставленные пациенту диагнозы; данные оперативных вмешательств; данные направлений на обследования/госпитализацию; данные лаб.-диагн. исследований; сведения о диспансеризации, нетрудоспособности; данные переливания крови; сведения о смерти пациента; данные мед. организации и врачах обеспечение доступности данных мед. карты пациента, включая данные по социально-значимым и социально- опасным заболеваниям, для любого врача независимо от места и времени обращения пациента за мед. помощью

Какую «Электронную медицинскую карту»* должны создать регионы в гг. ? 15 Региональный информационный ресурс Псевдонимизированная ЭМК Региональный информационный ресурс Псевдонимизированная ЭМК Юридически значимые медицинские документы с ЭЦП Формализованная информация (структурирован- ные записи ЭМК) ЛПУ ЛПУ 1 МИС 1 Дайджесты Документы Данные Аналитика Документы Данные Запросы Состав и представление информации в локальных МИС могут существенно отличаться : Стандарт обмена информацией HL7 2.x DICOM Стандарты представления информации HL7 3.x IHE CCD/CCR OpenEHR ЛПУ ЛПУ n МИС n Варианты использования международных стандартов при создании ИЭМК Стационарная / амбулаторная ЭМК * Используется терминология, введенная И.В.Емелины, Б.В.Зингерманом, Г.С.Лебедевым в статье «Определение ключевых терминов медицинской информатики» Интегрированная ЭМК Рынок электронных персональных медицинских карт должен быть конкурентным ЭПМК Электронная персональная медицинская карта

Некоторые нерешенные проблемы с ЭМК 16 ИЭМК содержит подмножество сведений из стационарных / амбулаторных ЭМК Состав и структура данных и документов, входящих в ИЭМК, до настоящего времени не определены, как и технические условия информационного обмена с внешними системами В отсутствии необходимых стандартов и спецификаций, принятых на федеральном уровне, региональные сегменты информационного пространства в здравоохранении не смогут обмениваться данными электронных медицинских карт.

17 Подсистема «Запись к врачу в электронном виде» Пользователи Состав данных Функции Назначение идентификация, авторизация и ведение профилей пользователей подсистемы; предоставление доступа гражданам к расписаниям и графикам работы врачей медицинских организаций с возможностью записи на прием к специалисту; предоставление возможности получить гражданину он-лайн консультацию врача той или иной специализации; предоставление гражданину доступа к регламентам предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере здравоохранения; администрирование подсистемы и управление контентом идентификация, авторизация и ведение профилей пользователей подсистемы; предоставление доступа гражданам к расписаниям и графикам работы врачей медицинских организаций с возможностью записи на прием к специалисту; предоставление возможности получить гражданину он-лайн консультацию врача той или иной специализации; предоставление гражданину доступа к регламентам предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере здравоохранения; администрирование подсистемы и управление контентом граждане РФ; медицинские организации и прочие заинтересованные лица граждане РФ; медицинские организации и прочие заинтересованные лица демографические данные пациента; описания государственных и муниципальных услуг в сфере здравоохранения, включая НПА, регламентирующие их оказание; данные электронной медицинской карты пациента демографические данные пациента; описания государственных и муниципальных услуг в сфере здравоохранения, включая НПА, регламентирующие их оказание; данные электронной медицинской карты пациента повышения доступности для граждан услуг в сфере здравоохранения, обеспечения возможности без очного посещения медицинской организации получить консультацию лечащего врача, осуществить запись через Интернет на прием к врачу

Подсистема «Запись к врачу в электронном виде» (модель) 18 РИР Портал Электронная регистратура ЛПУ 1 Электронная регистратура МИС «А» ЛПУ n Электронная регистратур а МИС «N» Инфокиоск СМО Call- центр Имеющиеся проблемы: Многие решения не поддерживают работу с МИС разных производителей Для идентификации пациента при записи используется открытая информация (номер полиса ОМС, паспорт и т.д.) Следствия: Невозможность подключения всех ЛПУ к электронной регистратуре Возможность злоупотребления при записи (хакерские атаки, злоупотребления со стороны мед.персонала) Варианты решения: 1.Использование интеграционного подхода к созданию подсистемы «запись к врачу» 2.Запись (самозапись) на приём с использованием уникальных идентификаторов (логин / пароль, УЭК гражданина) Пациент Целесообразно рассмотреть возможность: Развитие системы «Запись на прием», предоставление возможности врачу направить пациента на примем в стороннее ЛПУ с возможностью прикрепления юридически значимых мед. документов (выписок)

19 Подсистема «Обмен телемедицинскими данными» Пользователи Состав данных Функции Назначение Запись пациента на телекосультацию в профильный медицинский центр Доступ к ЭМК и передача выписки врачу- консультанту Оформление заключения врачом- консультантом (интерпретатором) Получение и обработка телеметрических данных о состоянии пациента Поддержка телеконференцсвязи на время консультации Прием медицинских изображений по протоколу DICOM из ЛПУ Прием протоколов диагностического обследования из ЛПУ Архивация медицинских изображений; Передача медицинских изображений и протоколов диагностического исследования по запросу из ЛПУ Обеспечение долгосрочного архивного хранения медицинских изображений Запись пациента на телекосультацию в профильный медицинский центр Доступ к ЭМК и передача выписки врачу- консультанту Оформление заключения врачом- консультантом (интерпретатором) Получение и обработка телеметрических данных о состоянии пациента Поддержка телеконференцсвязи на время консультации Прием медицинских изображений по протоколу DICOM из ЛПУ Прием протоколов диагностического обследования из ЛПУ Архивация медицинских изображений; Передача медицинских изображений и протоколов диагностического исследования по запросу из ЛПУ Обеспечение долгосрочного архивного хранения медицинских изображений Медицинские организации Реестр телемедицинских центров с описанием профилей и врачей- консультантов Расписание работы консультантов ЭМК пациента Медицинские изображения Протоколы диагностического обследования Телеметрические данные о состоянии пациента Реестр телемедицинских центров с описанием профилей и врачей- консультантов Расписание работы консультантов ЭМК пациента Медицинские изображения Протоколы диагностического обследования Телеметрические данные о состоянии пациента Организация телемедицинской консультации с использованием ЭМК и системы направлений Телемониторинг состояния пациентов Получение цифровых диагностических изображений из ЛПУ и создание цифрового архива Организация передачи изображений по запросу из ЛПУ для обработки и интерпретации Организация телемедицинской консультации с использованием ЭМК и системы направлений Телемониторинг состояния пациентов Получение цифровых диагностических изображений из ЛПУ и создание цифрового архива Организация передачи изображений по запросу из ЛПУ для обработки и интерпретации

Подсистема «Обмен телемедицинскими данными» (модель телеконсультации) 20 РИР Портал Электронная регистратура ЛПУ Электронная регистратура МИС Псевдонимизированная ЭМК Медицинские документы с ЭЦП Формализо- ванная информация ЛПУ Электронная регистратура МИС Консультант Лечащий врач Пациент Средства видеоконференц- связи Телеконсультации можно развивать на базе подсистем: -«Запись на прием» (потребуется ведение расписаний консультаций) -И «ИЭМК» + защищенная эл.почта

Центр телемониторинга Подсистема «Обмен телемедицинскими данными» (модель телемониторинга) 21 РИР Псевдонимизированная ЭМК Медицинские документы с ЭЦП Формализованная информация Мониторинг Вызов специалиста Защищённая электронная почта ЛПУ МИС Лечащий врач Заказ сервисаДанные мониторинга Пациент

Подсистема «Обмен телемедицинскими данными» (модель теледиагностики) 22 РИР Псевдонимизированная ЭМК Медицинские документы с ЭЦП Формализованная информация Архив медицинских изображений Консультант ЛПУ Пациент МИС

Информатизация задач управления ресурсами в здравоохранении

24 Подсистема «Реестр медицинского и фармацевтического персонала» сбор, хранение, обработка и предоставление доступа к информации о мед. и фарм. персонале для планирования подготовки мед. и фарм. кадров и их распределения, оценки их квалификации, обеспечение мониторинга кадровых потребностей в сфере здравоохранения Пользователи медицинские организации; граждане РФ; ОИВ субъектов РФ и органы местного самоуправления в сфере здравоохранения Функции загрузка из информационных систем медицинских организаций (лечебно-профилактические организации, аптеки, фармацевтические организации и другие) информации об имеющемся медицинском и фармацевтическом персонале; хранение данных о медицинском и фармацевтическом персонале; выгрузка данных о количестве и квалификации медицинского и фармацевтического персонала в медицинских организациях; формирование статистических и аналитических отчетов, необходимых для поддержки задач планирования, мониторинга, контроля и оценки кадров; обновление информации о медицинском и фармацевтическом персонале в случае изменения данных выгрузка данных о мед. и фарм. персонале для ведения каталога пользователей Системы в режиме «online» Состав данных наименование МО, в которой специалист в настоящее время работает, часы приема, контакты; данные о полученном образовании; специальность; ученая степень (если имеется); трудовой стаж по специальности; данные о повышении квалификации Назначение

Подсистема «Электронный паспорт ЛПУ» 25 обеспечение сбора, хранения, анализа и предоставления доступа к данным, характеризующим состояние ресурсов ЛПУ для поддержки мониторинга, анализа и оценки деятельности и состояния ресурсов ЛПУ Пользователи медицинские организации; ФФОМС, ТФОМС; ФОИВ и ОИВ субъектов РФ в сфере здравоохранения; органы местного самоуправления в сфере здравоохранения Функции загрузка из ИС ЛПУ данных, характеризующих состояние его ресурсов; загрузка данных о специалистах ЛПУ; загрузка данных о населении, прикрепленном к ЛПУ; хранение данных, характеризующих основную деятельность ЛПУ и состояние его ресурсов; передача информации, характеризующей основную деятельность ЛПУ и состояние его ресурсов в смежные и внешние системы органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций; формирование аналитических и статистических отчетов на основе данных, характеризующих состояние ресурсов ЛПУ; обновление информации об ЛПУ в случае обновления данных Состав данных данные о ЛПУ: о площадке, автомобильном парке, подчиненных учреждениях, здании, мед. специалистах, мед. оборудовании, профильных койках; сведения об ИС ЛПУ; сведения о лицензии на мед. деятельность, выданной ЛПУ характеристика прикрепленного населения, к ЛПУ. Назначение

26 Подсистема «Электронный паспорт системы здравоохранения субъекта Российской Федерации» обеспечение сбора, хранения, анализа и предоставления доступа к данным, характеризующим состояние системы здравоохранения субъекта РФ Пользователи Минздравсоцразвития России ФФОМС, ТФОМС; ФОИВ и ОИВ субъектов РФ в сфере здравоохранения; органы местного самоуправления в сфере здравоохранения Функции сбор и хранение данных, характеризующих состояние здравоохранения региона передача информации, характеризующей здравоохранение региона в смежные и внешние системы органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций; анализ основных социально- экономических показателей здоровья населения региона характеристика учреждений здравоохранения региона, в том числе визуализация карты-схемы сети учреждений здравоохранения анализ распределения учреждений здравоохранения по уровням оказания медицинской помощи, в том числе стационарной женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде анализ территориальной программы госгарантий, в том числе обеспеченность врачебными кадрами анализ использования стандартов медицинской помощи в субъекте РФ Состав данных паспорта ЛПУ информация о здоровье населения региона информация об оказанных медицинских услугах сведения о территориальной программе госгарантий Назначение

Варианты реализации подсистем поддержки управления системой здравоохранения региона 27 ФИР Файл данных ОИВ субъекта РФ ЛПУ Имеющееся решение: Выгрузка данных из учётных систем Передача данных в ОИВ субъекта РФ Передача данных в ФИР Обработка, анализ и представление информации на федеральном уровне Программа минимум: Переход на автоматическую выгрузку данных в ЛПУ Создание совместно с Минздравсоцразвития РФ рабочих мест в РИР и ЛПУ для доступа к информации ФИР РИР ЛПУ РИР Учётная система Программа максимум: Ведение информации на региональном уровне (РИР), в том числе с использованием решений по интеграции с учётными системами ЛПУ Выгрузка данных в системы федерального уровня Вариант 1 Вариант 2

Формирование инфраструктуры единого информационного пространства в здравоохранении региона

Назначение и состав компонентов регионального информационного ресурса (РИР) РИР интегрируется с МИС и информационными системами иных участников системы здравоохранения (с помощью ПТК «Базовый») и обеспечивает получение, хранение медицинской информации и изображений, аналитическую обработку, формирование отчетности, а также информационный обмен между участниками системы здравоохранения Назначение ПТК РИР Состав компонентов РИР РИР содержит: хранилище, обеспечивающее накопление медицинских данных (выписки из медицинских карт, направления, рецепты и др.), информации для осуществления расчетов по ОМС, ДЛО, ВТМП, медицинской информации для формирования статистической отчетности средства анализа данных в интересах сотрудников органов управления здравоохранением, территориальных фондов ОМС, страховых медицинских организаций, медицинского персонала портал с доступом к аналитической информации средства передачи медицинских записей по запросам медицинских организаций средства удаленной эксплуатации программных решений, устанавливаемых в медицинских учреждениях На инфраструктуре РИР разворачиваются прикладные и обеспечивающие подсистемы. РИР размещается на базе уполномоченной организации субъекта РФ, выполняющей функции оператора РИР 29

РИР Общая архитектура РИР 30 Интеграционный шлюз Защищенная почта Терминология и НСИ Псевдонимизированная ЭМК Медицинские документы с ЭЦП Формализованная информация Хранилище данных Показатели состояния здравоохранения Портал Аналитика Мультимедийный архив ЛПУ МИС

31 Подсистема «Электронный документооборот» Обеспечение электронного документооборота при обмене медицинской информацией между учреждениями здравоохранения, органами власти, внебюджетными фондами Пользователи Учреждения здравоохранения ФОМС, ТФОМС, ПФРФ, ФСС ОИВ субъектов РФ в сфере здравоохранения; органы местного самоуправления Функции Сдача отчетности учреждений здравоохранения в контролирующие органы Получение учреждениями здравоохранения документов из контролирующих органов Обеспечение создания, чтения, редактирования, хранения, передачи по каналам связи, поиска, печати внешних электронных документов учреждений здравоохранения Контроль потока документов (своевременность поступления, отправки и др.) Обеспечение использования ЭЦП для заверения электронных документов Передача документов по каналам связи сети общего пользования Внешние электронные документы учреждений здравоохранения*: Отчетность медицинских учреждений Реестры Поручения / запросы Нормативы Классификаторы Справочники Состав данных * Поддержка процессов подготовки и обмена внутренними электронными документами учреждений здравоохранения (электронная медицинская карта, электронная история болезни) осуществляется в рамках подсистемы «Электронная медицинская карта» Назначение Требует уточнения со стороны МЗСР в части пользователей

32 Объекты Системы уровня региона Органы управления здравоохранением субъекта РФ: Доступ к медицинской статистике Доступ к аналитическим данным об оказанной медицинской помощи Доступ к аналитическим данным о кадровом и материально-техническом оснащении ЛПУ ФОМС: Доступ к информации об объемах и качестве оказанной медицинской помощи для осуществления прогнозирования потребностей в медицинской помощи Контроль, оценка эффективности расходования финансовых средств ЛПУ: Учет оказанной помощи Финансово-экономическое планирование Поддержка принятия врачебных решений Взаимодействие с СМО Анализ, формирование отчетности Прикладные подсистемы (ЭМК, запись к врачу в электронном виде, персонифицированный учет и др.) Обеспечивающие подсистемы (каталог пользователей, персонификация, деперсонификация и др.) Хранилище медицинских данных Хранилище медицинских изображений Доверенная сторона Хранилище персональных данных Сервисы доступа к данным, портал Региональный информационный ресурс Оператор Системы Учреждения скорой медицинской помощи: Регистрация и диспетчеризация вызовов Отслеживание состояния подвижного состава Ведение спецжурналов Доступ к витальной информации пациента Медицинские организации в сфере гематологии, трансфузиологии и трансплантологии : Учет доноров и противопоказаний Учет донорских материалов и препаратов Ведение списка очередников Аптечные и фармацевтические организации: Контроль и учет оборота лекарственных средств по рецептам, в том числе льготным, на наркотические и психотропные средства Научно- исследовательские организации: Доступ к деперсонифицированной информации о пациентах, к прецедентам Анализ информации Публикация результатов Граждане Поставщики контента Разработчики МИС СМО: Медико-экономический контроль оказанной медицинской помощи Организации

Информационное взаимодействие объектов системы Системные информационные ресурсы Интеграционный шлюз Программный адаптер ЛПУ (ПТК «Базовый») Орган власти (ПТК «Базовый») РИР МИС ЛПУ Предоставление доступа к МИС как услуга (SaaS) МИС

Псевдонимизация данных

Назначение и состав ПТК «Базовый» ПТК «Базовый» обеспечивает интеграцию медицинских информационных систем (МИС) и информационных систем иных участников системы здравоохранения (аптек и др.) с централизованными компонентами (РИР) и обеспечение защищенного информационного взаимодействия Назначение ПТК «Базовый» Состав ПТК «Базовый», поставляемого в ЛПУ ПТК «Базовый» содержит: предустановленную типовую МИС (опционально) сервисы обмена медицинской информации и медицинских изображений сервисы защиты персональных медицинских данных и изображений за счет криптошифрования и деперсонификации сервисы работы с централизованной нормативно-справочной информацией сервис обеспечения работы медицинского персонала с защищенной электронной почтой МИС - комплексная система автоматизации деятельности медицинской организации, обеспечивающая средства ведения электронной медицинской карты, регистратуру / приемный покой, экономический блок и др. Медицинская информационна я система Основой ПТК «Базовый» является Интеграционный шлюз. В комплект ПТК "Базовый" входит: сервера обработки данных, криптошлюз, хранилище данных, персональный компьютер администратора, карт-ридер, многофункциональное устройство, модуль бесперебойного питания, средства удаленного мониторинга и эксплуатации, монтажный шкаф, терминальные станции (количество уточняется с учетом информационно-технологической оснащенности ЛПУ), системное и прикладное программное обеспечение 35

Интеграционный шлюз Системные Информационные Ресурсы ПТК «Базовый» Управление сервисами (ESB) Журналирование транзакций Проверка прав доступа к ресурсам ведомственной системы Проверка на соответствие критериям политики безопасности Управление маршрутами и очередями Взаимодействие c РИРЛокальное взаимодействие Мониторинг работоспособности Управление обновлением ПО БД метаданных Репозитарий ПО Реестр пользователей БД НСИ Системы БД образцов вредоносных программ Журнал инцидентов Журнал транзакций СУЭ АРМ администратора АРМ (терминалы) пользователей Типовая МИС ( опционально )

Организация работ по созданию первой очереди Системы

Распределение работ между Центром и Регионами ЦентрРегион Разрабатывает системные стандарты Разрабатывает требования к структуре и функциям Разрабатывает типовые решения Создает федеральные информационные ресурсы (ФИР) Внедряет типовые решения Разрабатывает и внедряет собственные решения Определяет приоритеты выбора компонент первой очереди Финансирование С учетом требований Создает региональные информационные ресурсы (РИР)

Работы по реализации вариантов решений Типовое решение Доработка типового решения Специальное решение Формирование требований пользователя Техническое задание Частное техническое задание Технический проект программное обеспечение информационное обеспечение вычислительная инфраструктура сетевая инфраструктура телекоммуникационная инфраструктура инженерные системы организационное обеспечение информационная безопасность система управления эксплуатацией Рабочая документация разработка ПО адаптация ПО разработка ЭД доработка ЭД вычислительная инфраструктура сетевая инфраструктура телекоммуникационная инфраструктура Внедрение

Приоритеты выбора компонент первой очереди Системы Структура заболеваемости, характерная для данного региона: заболевания, являющиеся основной причиной смертности заболевания, смертность/ инвалидность от которых выше среднестатистической по России/ по миру Плотность и распределение населения в регионе Физическая доступность медицинской помощи Структура заболеваемости, характерная для данного региона: заболевания, являющиеся основной причиной смертности заболевания, смертность/ инвалидность от которых выше среднестатистической по России/ по миру Плотность и распределение населения в регионе Физическая доступность медицинской помощи Создание кластеров по приоритетным нозологиям, в рамках которых информатизация будет более высокой В кластер войдут профильные медицинские учреждения и рабочие процессы в первичном звене здравоохранения Создание кластеров по приоритетным нозологиям, в рамках которых информатизация будет более высокой В кластер войдут профильные медицинские учреждения и рабочие процессы в первичном звене здравоохранения Одноэтапная полная автоматизация невозможна!

План работ по реализации первой очереди Системы Системный проект Концепция План работ Финансово-экономическое обоснование Техническое задание Технорабочий проект Прикладное программное обеспечение Информационное обеспечение Вычислительная инфраструктура Сетевая инфраструктура Телекоммуникационная подсистема Инженерное обеспечение Подсистема информационной безопасности Система управления эксплуатацией Разработка и адаптация программ Управление системой здравоохранения региона Регистр медицинского персонала Электронный паспорт медицинского учреждения Электронный паспорт здравоохранения субъекта РФ Электронный документооборот Информатизация основных рабочих процессов Персонифицированный учет оказанных услуг Ведение ЭМК гражданина Запись к врачу в электронном виде Обмен телемедицинскими данными Формирование в регионе информационно- технологической инфраструктуры Системы Базовая информатизация ЛПУ Создание централизованных региональных информационных ресурсов (РИР) Внедрение реализованных ИС на объектах первой очереди Проведение предварительных комплексных испытаний первой очереди Системы Опытная эксплуатация первой очереди Системы