1 Препятствия реформированию социальных отраслей С.В.Шишкин.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Направления реформ здравоохранения и образования С.В.Шишкин Директор научных программ НИСП, V Ежегодная конференция из цикла «Леонтьевские.
Advertisements

1 Стратегии повышения роли первичной медико-санитарной помощи Шейман И.М. Научная конференция НИСП, Москва 8-9 декабря 2005 г.
1 Вызовы системе здравоохранения С.В.Шишкин Международная конференция "Социально- экономическое развитие России: новые рубежи", Москва, 26 октября 2007.
1 Российское здравоохранение: ритуалы и реалии С.В.Шишкин Конференция НИСП Москва, 27 февраля 2009 г.
ИПОП «Эврика», 12 ноября 2010 г., Московская область.
«Модернизация финансово- экономических механизмов введения ФГОС НОО» Н.М. Шадрина, Заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики.
Финансово-экономическое обеспечение реализации ФГОС ОО: общие вопросы.
1 Перспективы реализации реформ государственного управления в России в новых экономических условиях : преодоление недостатков реформ государственного управления.
ИПОП «Эврика», 12 ноября 2010 г., Московская область.
(Приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения) Краткое методическое пособие.
Проект Государственная программа «образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в годы»
Проблемы государственных финансов в контексте экономической и административной реформы И.Н.Баранов Государственные и муниципальные финансы 2007.
Федеральный закон от 8 мая 2010 г. 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового.
Оценка государства как собственника Государство – неэффективный собственник Реструктуризация государственного сектора Сложность принятия решений Искажение.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
ФЦПРО как инструмент развития образования (проект ФЦПРО на гг.)
1 Пути повышение доступности медицинской помощи Попович Лариса, Директор Институт экономики здравоохранения Высшая школа экономики Москва, 2012.
О целях, задачах и основных направлениях деятельности в сфере здравоохранения Пермский край 2010 И.о. министра здравоохранения Пермского края Д.В. ТРИШКИН.
Анализ состояния системы здравоохранения РК, ключевые проблемы. Основные предпосылки и принципы внедрения ОСМС Выполнила:Кляцкая Екатерина.
1 О комплексных проектах модернизации образования, реализуемых субъектами Российской Федерации в 2007 – 2009 годах.
Транксрипт:

1 Препятствия реформированию социальных отраслей С.В.Шишкин

2 Задачи реформирования социальных отраслей ставятся в программных документах правительства с 1997 года Продвижений в здравоохранении нет, в образовании - минимальны Почему?

3 Почему предлагаемые реформы не проводятся? Правильно ли выявлены проблемы? Правильно ли выбраны способы их решения? Правильно ли идентифицированы препятствия? Достаточно ли ресурсов для проведения реформ?

4 Ключевые проблемы социальных отраслей: Замещение государственного финансирования частным при формальном сохранении прежних гарантий Значительное неравенство в доступности социальных услуг Низкая эффективность и отсутствие стимулов к ее росту

5 Стратегия реформ в социальных отраслях Разграничить ответственность государства, населения, бизнеса за обеспечение социальными услугами Ввести экономические механизмы сочетания и дополнения ответственности государства, населения, бизнеса Обеспечить выравнивание финансовых условий реализации государственных гарантий в регионах

6 Разграничить ответственность государства, населения, бизнеса за обеспечение социальными услугами Сохранив состав гарантий, четко определить, что именно гарантирует государство Клинико-экономические стандарты Образовательные стандарты Легализовать и стимулировать расходы на оплату услуг сверх гарантий

7 Ввести экономические механизмы сочетания ответственности государства, населения, бизнеса Совмещение обязательного и добровольного медицинского страхования Программы дополнительного медицинского страхования ЕГЭ-ГИФО Образовательные кредиты, государственные возвратные субсидии

8 Стратегия реформ в социальных отраслях Ввести механизмы государственного финансирования предоставления услуг, стимулирующие рост эффективности Предоставить учреждениям возможность самостоятельно хозяйствовать Провести реструктуризацию систем предоставления услуг

9 Ввести механизмы государственного финансирования предоставления услуг, стимулирующие рост эффективности Модернизация ОМС: ОМС становится главным механизмом финансирования Разделение рисков Унификация методов оплаты медицинских услуг страховщиками ГИФО, финансирование программ Нормативно-подушевое финансирование школ

10 Предоставить учреждениям возможность самостоятельно хозяйствовать Новые формы государственных организаций: Автономное учреждение Государственная (муниципальная) автономная некоммерческая организация

11 Реструктуризация медицинской помощи Перемещение части объемов медицинской помощи со стационарного на амбулаторный этап Развитие первичной медико- санитарной помощи по принципу общих врачебных практик Оптимизация потоков пациентов и сети стационаров

12 Реструктуризация системы образовательных организаций Интеграция учреждений разных ступеней образования Укрупнение сельских школ Дифференциация вузов и ступеней высшего образования вузы, дающие только общее высшее образование (бакалавриат) вузы, дающее общее и специальное образование (бакалавриат и магистратура)

13 Препятствия проведению реформ в социальных отраслях-1 Недостаточность политической воли? Низкий приоритет проблем здравоохранения, образования?

14 Препятствия проведению реформ в социальных отраслях-2 Ограниченная способность государства осуществлять одновременно реформы в разных сферах? Проект программы социально- экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу ( годы): 28 комплексных реформ возможность одновременной реализации 5-6 реформ (оценка ЦСР, февраль 2005 г.)

15 Препятствия проведению реформ в социальных отраслях-3 Ограниченная способность государства контролировать исполнение изменяемых правил? Уроки монетизации: Реализуемо только то, что полностью контролируемо из центра

16 Препятствия проведению реформ в социальных отраслях-4 Слишком сложные решения, предлагаемые для реализации? Разделение рисков между субъектами ОМС Управляемая медицинская помощь Фондодержание врачей первичного звена ЕГЭ ГИФО Простых решений нет!

17 Препятствия проведению реформ в социальных отраслях-5 Институциональные ловушки? Любой пересмотр гарантий связан с высокими затратами бюджетных и политических ресурсов Неформальные практики получения социальных услуг эффективны для их субъектов Изменение сложившихся механизмов государственного финансирования требует больших затрат административных ресурсов

18 Препятствия проведению реформ в социальных отраслях-6 Отсутствие широкого консенсуса в отношении: Стратегии реформ Проблем, которые требуют решения

19 Объект критики – мнимое содержание реформ Что предлагается: Разграничение ответственности государства, населения, бизнеса Новые формы государственных организаций Реструктуризация сети Что критикуется: Ликвидация бесплатной медпомощи и образования Умысел приватизации Закрытие нужных людям учреждений

20 Препятствия проведению реформ в социальных отраслях-7 Конфликт требований эффективности и справедливости: в стратегии реформ - приоритет требованиям эффективности в оценке реформ населением, отраслевыми сообществами, региональными бюрократиями – приоритет требованиям справедливости

21 Оценка реформ Населением: Реформы не восстанавливают справедливость в доступности услуг Реформаторы обходят молчанием причины отсутствия средств для выполнения гарантий Экономические реформы Коррупция

22 Оценка реформ Отраслевыми сообществами: реформы не решают вопроса несправедливой оплаты труда реформы создают угрозу для компенсационных неформальных практик Региональными бюрократиями: реформы закрепляют несправедливое распределение денег и ответственности

23 Реформы: конфликт требований эффективности и справедливости Интересы федеральных ведомств Интересы населения, отраслевых сообществ Справедливость Эффективность

24 Что реализуемо при таких препятствиях? То, что: не требует значительных бюджетных ресурсов контролируемо из центра не оценивается населением с позиций социальной справедливости серьезно не угрожает неформальным практикам

25 Оценка реализуемых преобразований Здравоохранение: Косметическая модернизация ОМС Клинико-экономические стандарты Образование: ЕГЭ как выпускной экзамен Образовательные кредиты и государственные возвратные субсидии Дифференциация вузов

26 Уроки неосуществленных реформ и проведенной монетизации Лозунг «денег больше не будет, поэтому необходимы реформы» неприемлем Принцип неухудшения условий жизни требует замены на принцип улучшения условий жизни как платы за реформы Для успеха реформ нужен высокий уровень консенсуса относительно их целей и средств

27 Процессы, способные консолидировать интересы в отношении реформ Рост неравенства в доступности социальных услуг как фактор накопления протестного потенциала Осознание неотвратимости национальной катастрофы без глубоких преобразований в здравоохранении и образовании