Реформы в здравоохранении: региональное измерение С.В.Шишкин 4-я научная конференция «Социальная политика: вызовы ХХI века» Москва, 8-9 декабря 2005 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Реформирование здравоохранения в регионах России С.В.Шишкин YI ежегодная конференция из цикла «Леонтьевские чтения» "Проблемы экономической теории и.
Advertisements

1 Вызовы системе здравоохранения С.В.Шишкин Международная конференция "Социально- экономическое развитие России: новые рубежи", Москва, 26 октября 2007.
1 Российское здравоохранение: ритуалы и реалии С.В.Шишкин Конференция НИСП Москва, 27 февраля 2009 г.
1 Неформальные платежи в здравоохранении С.В.Шишкин Расширенное заседание Общественного совета по защите прав пациентов Москва, 12 ноября 2008 г.
Бюджетная реформа и развитие межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях Министерство финансов Удмуртской Республики Институт реформирования.
1 Стратегии повышения роли первичной медико-санитарной помощи Шейман И.М. Научная конференция НИСП, Москва 8-9 декабря 2005 г.
1 Всемирный Банк Семинар «Социальная сфера России в условиях децентрализации: финансирование, результаты деятельности, управление» Некоторые актуальные.
ИНТЕРНЕТ-проект «Социальный атлас российских регионов» Региональная программа НИСП.
1 Здоровье и устойчивое развитие Презентация доклада о человеческом развитии в Российской Федерации за 2013 год С.Шишкин Высшая школа экономики Москва,
1 Выплаты стимулирующего характера в рамках реализации Программы модернизации здравоохранения Пермского края на годы.
11 С.В.Шишкин Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики Юбилейная конференция, посвященная 20-летию начала экономических реформ.
Монетизация льгот: намерения и реальные действия региональных властей Анастасия Александрова фонд «Институт экономики города»
1 Здравоохранение России в посткризисный период С.В.Шишкин Государственный университет – Высшая школа экономики Международная конференция «Россия и мир:
Российское здравоохранение: оплата за наличный расчет С.В.Шишкин.
Направления реформ здравоохранения и образования С.В.Шишкин Директор научных программ НИСП, V Ежегодная конференция из цикла «Леонтьевские.
1 С.В.Шишкин (НИУ ВШЭ) Международная конференция «Россия и мир: в поисках инновационной стратегии» Круглый стол: Здоровье и среда обитания человека Москва,
Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения.
Министерство здравоохранения Российской Федерации Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова Российская ассоциация.
Проблемы лекарственного обеспечения в рамках реформирования финансирования здравоохранения Кадыров Фарит Накипович, д.э.н., заместитель директора ЦНИИОИЗ.
1 Препятствия реформированию социальных отраслей С.В.Шишкин.
Транксрипт:

Реформы в здравоохранении: региональное измерение С.В.Шишкин 4-я научная конференция «Социальная политика: вызовы ХХI века» Москва, 8-9 декабря 2005 г.

Реформы в здравоохранении: политика на федеральном уровне в гг. Концепции, программы, законопроекты Реальные действия : Эксперимент Пенсионного фонда с 2003 г. Новое законодательство о разграничении полномочий ( гг.) Давление на губернаторов рост размеров взносов на ОМС

Действия правительства в 2005 году Увеличение финансирования здравоохранения Ограниченные меры по повышению доступности и эффективности лекарственной помощи и медицинских услуг Реформа лекарственного обеспечения льготников в рамках компании по монетизации льгот Проект «Здоровье» Развитие первичной медпомощи Строительство 15 федеральных клинических центров

Что происходит в регионах? Проект НИСП Создание базы данных об организации управления и финансирования в регионах России - ноябрь 2004-июнь 2005 Анализ различий региональных систем управления и финансирования здравоохранения июль 2005 – январь 2006 При поддержке ВОЗ/CIDA и Минздравсоцразвития России В сотрудничестве с Центральным НИИ организации и информатизации здравоохранения

Участники проекта: Шишкин С.В. - руководитель Бесстремянная Г.Е. Заборовская А.С. Канатова Н.Б. Чернец В.А. Шевский В.И.

Фокус исследования: уровень развития механизмов финансирования и управления здравоохранением Почему? Больший объем ресурсов (деньги, койки) – не означает лучших результатов Для повышения эффективности здравоохранения нужны институциональные реформы

Больший объем ресурсов не означает лучших результатов -1 Взаимосвязь ожидаемой продолжительности жизни и обеспеченности койками в субъектах РФ, 2003 г.

Больший объем ресурсов не означает лучших результатов - 2 Взаимосвязь ожидаемой продолжительности жизни и уровня финансовой обеспеченности программы госгарантий в субъектах РФ, 2003 г.

Основные результаты анализа - 1 На региональном уровне заметны институциональные изменения, но примерно в трети субъектов РФ Нововведения в организации финансирования здравоохранения в гг. - в 25 регионах Нововведения в организации управления в гг. - в 27 регионах

Регионы, отличающиеся наибольшей инновационной активностью Иркутская область Краснодарский край Новосибирская область Пермская область Приморский край Самарская область Тульская область

Нововведения в организации финансирования здравоохранения формы работы со страхователями механизмы контроля за деятельностью страховщиков методы оплаты медицинской помощи разработка стандартов оказания медицинской помощи для расчета тарифов в системе ОМС механизмы контроля качества медицинской помощи автоматизированные информационные системы механизмы лекарственного обеспечения медучреждений

Нововведения в организации управления здравоохранением Многосторонние соглашения между региональными и муниципальными органами Развитие форм координационного управления (советы и т.п.)

Тенденции изменений разнонаправлены усиление централизованного контроля развитие механизмов административного распределения ресурсов развитие координации и сотрудничества по вертикали и горизонтали развитие институтов соизмерения затрат и результатов

Основные результаты анализа- 2 Значительная дифференциация в уровне развития механизмов финансирования и управления здравоохранением

Несмотря на рост доли страховой медицины сохраняются существенные региональные различия в уровне ее развития Доля ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъектах РФ в 2004 г., %

Распространенность методов оплаты амбулаторной помощи в системе ОМС в субъектах РФ в 2004 году

Распространенность методов оплаты стационарной помощи в системе ОМС в субъектах РФ в 2004 году

Оценка уровня развития механизмов государственного финансирования здравоохранения (уровня развитости системы ОМС) Оцениваемые параметры (в ранговых шкалах) кто выполняет функции страховщиков механизмы финансирования страховщиков методы оплаты амбулаторной помощи в системе ОМС методы оплаты стационарной помощи в системе ОМС использование медико- экономических стандартов Интегральная оценка (в ранговой шкале)

Интегральная оценка уровня развития механизмов государственного финансирования здравоохранения в субъектах РФ в 2004 году

Оценка уровня развития механизмов государственного управления здравоохранением Оцениваемые параметры (в ранговых шкалах) механизмы согласования политики по горизонтали механизмы согласования политики по вертикали применение информационных технологий в управлении здравоохранением механизмы регулирования лекарственного обеспечения методы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги Интегральная оценка (в ранговой шкале)

Интегральная оценка уровня развития механизмов государственного управления в субъектах РФ в 2004 году

Чем определяются региональные различия в уровне развития механизмов финансирования и управления? Анализируемые факторы: Численность населения Валовый региональный продукт Индекс инновативности регионов (НИСП) Индекс демократичности регионов (НИСП) Голоса за Путина 2000, 2004 Голоса за Единую Россию 2003 Число международных проектов Оценка рисков ( «Эксперт») Законодательный Экономический Финансовый Социальный Криминальный

Взаимосвязь уровня развития механизмов государственного финансирования и уровня инновативности регионов

Типология регионов по уровню развития систем финансирования и управления здравоохранением Название типа Средние значения показателей по типу: развитость механизмов финансирования здравоохранения развитость механизмов управления здравоохранением размер ВРП инноватив- ность Лидеры (6) высокая среднийсредняя «Продвинутые» (24) высокаясредняясреднийсредняя «Середняки-1» (13) средняя низкийнизкая «Cередняки-2» (11) низкаясредний средняя «Отстающие» (11) низкаясреднийнизкийнизкая

Типология регионов России по уровню развития систем финансирования и управления здравоохранением

Анализ корреляции между уровнем развитости механизмов финансирования и управления и показателями организации здравоохранения -1 Уровень развития механизмов финансирования Врачи общей практики на чел. Сокращение коечного фонда на чел. за период гг. Оценка развитости основных направлений процессов реструктуризации службы стационарной помощи (ЦНИИОИЗ) Интегральная оценка развитости основных направлений процессов реструктуризации всех медицинской помощи (ЦНИИОИЗ) Число международных проектов Положительная корреляция

Взаимосвязь между уровнем развитости системы ОМС и реструктуризацией здравоохранения 2004 г.

Анализ корреляции между уровнем развитости механизмов финансирования и управления и показателями организации здравоохранения -2 Уровень развития механизмов управления Оценка развитости основных направлений процессов реструктуризации службы амбулаторно-поликлинической помощи (ЦНИИОИЗ) Положительная корреляция

Анализ корреляции между уровнем развитости механизмов финансирования и управления и показателями здоровья Положительная корреляция Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения Продолжительность жизни Отрицательная корреляция Уровень развития механизмов управления здравоохранением Прирост заболеваемости на 1000 чел. за период гг.

Взаимосвязь между уровнем развитости системы ОМС и ожидаемой продолжительностью жизни в субъектах РФ, 2003 г.

Главные выводы для федеральной политики В стране идет реформирование системы финансирования и управления здравоохранением на региональном уровне, но тенденции изменений противоречивы Необходимы реформы финансирования и управления здравоохранением на федеральном уровне Многообразие региональных моделей финансирования и управления носит системообразующий характер Но рамки допустимого многообразия региональных моделей требуют существенного сужения Федеральные реформы должны эшелонироваться по группам регионам Федеральные реформы должны оставлять пространство для региональных реформ: предоставлять регионам определенные возможности выбора содержания и темпов нововведений

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!