Формирование исследовательских компетенций учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности по химии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Advertisements

Методические рекомендации по проведению лабораторно – практических работ.
Ч ЕСНОКОВА Ю ЛИЯ А НАТОЛЬЕВНА УЧИТЕЛЬ ХИМИИ И ЭКОЛОГИИ 1 КАТЕГОРИИ.
Исследовательская компетенция МО спортивного и эстетического развития.
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
Цель: Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности. Задачи: Создание системы внеурочной работы, дополнительного.
Ключевая мысль этого направления состоит в том, что для обеспечения « отдаленного эффекта » школьного образования все. Что изучается. должно быть включено.
Исследовательский метод в обучении. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Фридрих Адольф Дистервег.
Организация исследовательской деятельности учащихся Воронкова М.М. учитель биологии МОУ «Гимназия 5» г.Чебоксары.
РАБОТУ ПОДГОТОВИЛ БОЛЯСОВ АНДРЕЙ БОРИСОВИЧ, УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках технологии.
Описание опыта работы Повышение качества образования по биологии через применение исследовательского метода обучения в основной школе Автор: Шеламова Алена.
Люди более склонны к занимательным спорам и разговорам и к блужданию от одной вещи к другой, чем к строгому исследованию (Ф.Бэкон)
Организация исследовательской работы по математике старшеклассников в рамках довузовской подготовки.
Анализ современного урока. Современный урок Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель.
МАДОУ «Детский сад 6» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для педагогов «Использование проблемных ситуаций на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
Формирование научного мировоззрения учащихся путём активного использования межпредметных связей на уроках физики Чугаева Светлана Петровна, учитель I квалификационной.
Анализ современного урока. Современный урок "Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель.
Транксрипт:

Формирование исследовательских компетенций учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности по химии

Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением. М.В.Ломоносов Задачи исследовательской деятельности Задачи исследовательской деятельности Познавательная Воспитывающая Развивающая

Компетентностный подход в образовании предполагает освоение учащимися умений, позволяющим действовать в новых, проблемных ситуациях, для которых нельзя заранее наработать соответствующие средства. Вопрос традиционного обучения – « чему учить ?» становится менее актуальным. Компетентностный подход требует другой постановки вопроса – « каким способам деятельности обучать ?».

Основная цель – формирование у учащихся исследовательских компетенций в урочной и во внеурочной деятельности. Ведущая идея - формирование у учащихся компетенций в сфере исследовательской деятельности через урочную и внеурочную экспериментальную работу и практическую направленность содержания образования.

Поставленная цель осуществляется через следующие задачи : - создание условий для развития исследовательских навыков учащихся соответствующих методологии современной науки ; - решение познавательных задач : объяснение явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, - способность ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни, решать аналитические проблемы.

Исследовательская деятельность – это всегда поиск, преодоление познавательного барьера, встающего на пути понимания сути вопроса. Проводить исследования - это значит искать противоречия в существующих представлениях, возвращаться к уже решенным задачам и предлагать их рассмотрение с новых позиций, в новых аспектах. Проводить исследования - значит размышлять, экспериментировать, расширять свои знания, уточнять возможности практического применения знаний, задавать себе все новые и новые вопросы. Проводить исследования – это значит выявлять новые ранее неизвестные свойства предметов и явлений.

Внеурочные формы деятельности : - научное общество учащихся ( НОУ ) - элективные курсы -- кружковая работа - индивидуальная работа Методы исследовательской деятельности 1 наблюдение 2. эксперимент 3. исследование 4 анализ результатов

Технология опыта Логика формирования компетентностного подхода Компетентностный подход формирование компетенций деятельность учащегося интерес к деятельности учащегося проблемная ситуация исследовательская деятельность

Проверка результатов обучения может быть индивидуальной или фронтальной. Подготовка опыта, изготовление чертежа и сборка прибора; Подготовка опыта, изготовление чертежа и сборка прибора; Правильное и последовательное выполнение операций; Правильное и последовательное выполнение операций; Полнота наблюдений; Полнота наблюдений; Правильность объяснений и выводов; Правильность объяснений и выводов; Теоретическое обоснование; Теоретическое обоснование; Соблюдение чистоты и порядка на рабочем месте; Соблюдение чистоты и порядка на рабочем месте; Соблюдение правил техники безопасности; Соблюдение правил техники безопасности; Составление отчёта. Составление отчёта.

Уровни сформированности исследовательских умений учащихся: Первый уровень -учащиеся с трудом выполняют единичные операции исследования с помощью учителя, используя единичные элементы знаний из конкретной темы для построения суждений. Первый уровень -учащиеся с трудом выполняют единичные операции исследования с помощью учителя, используя единичные элементы знаний из конкретной темы для построения суждений. Второй уровень -учащиеся могут выполнять единичные операции исследования, проводить аналогичные исследования, использовать знания конкретной темы. Второй уровень -учащиеся могут выполнять единичные операции исследования, проводить аналогичные исследования, использовать знания конкретной темы. Третий уровень -учащиеся могут логически связывать отдельные элементы исследовательской деятельности, под руководством учителя они могут построить гипотезу и исследовать свойства веществ, рассматриваемых впервые. Но при этом учащиеся не всегда могут сделать полный вывод, преимущественно используют знания, полученные при изучении конкретной темы, и не всегда могут найти рациональный путь решения проблемы. Третий уровень -учащиеся могут логически связывать отдельные элементы исследовательской деятельности, под руководством учителя они могут построить гипотезу и исследовать свойства веществ, рассматриваемых впервые. Но при этом учащиеся не всегда могут сделать полный вывод, преимущественно используют знания, полученные при изучении конкретной темы, и не всегда могут найти рациональный путь решения проблемы. Четвёртый уровень –комплексное использование исследовательских умений. Учащиеся могут не только правильно выполнять аналогичные исследования под руководством учителя, но и планировать работу для проверки самостоятельного построенной гипотезы. Они могут находить рациональные пути решения проблемы, которая требует актуализации знаний из разных разделов курса. Четвёртый уровень –комплексное использование исследовательских умений. Учащиеся могут не только правильно выполнять аналогичные исследования под руководством учителя, но и планировать работу для проверки самостоятельного построенной гипотезы. Они могут находить рациональные пути решения проблемы, которая требует актуализации знаний из разных разделов курса.

Диагностика тест 1 тест 2 На основании результатов тестирования были сформированы группы учащихся для индивидуальных внеклассных занятий по химии в рамках НОУ и для занятий в химическом кружке.

Школьное НОУ цели научного общества учащихся : - расширение кругозора учащихся в области естественнонаучных дисциплин, - выявление наиболее одаренных учащихся, активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития, - совершенствование навыков самостоятельной работы учащихся, - повышение уровня знаний, эрудиции в области химии и смежных дисциплин, - организация научно - исследовательской деятельности. Учащиеся, занимающиеся исследовательской работой в рамках НОУ стабильно показывают высокие результаты по предмету, активно участвуют в окружных, областных, всесоюзных конкурсах и конференциях, многие выпускники продолжают свое обучение в ВУЗах на химических факультетах

Элективный курс по химии ( предпрофильная подготовка ) Цель курса : создание условий для расширения и углубления знаний по курсу химии 8-9 класса, содействие развитию общих приемов интеллектуальной и практической деятельности, способствование развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся. Результаты работы : - повысилась качественная успеваемость по предмету, -- возросла доля учащихся, выбравших химию в качестве итоговой аттестации ; - 5 выпускников 9- х классов продолжают свое обучение в медицинском классе пед. колледжа

Экологическая акция : « Посади дерево » При этой форме деятельности учащиеся занимаются исследовательской работой, но не в узком, химическом аспекте, а в интеграции с другими дисциплинами : биологией, географией, экологией. Кружковая работа Экологическая акция : « Чистый город » Ребята экологического кружка участвуют в различных школьных, окружных акциях : « Чистый город », « Чистый берег », « День реки Оки », « Птичья столовая », « День птиц », « Посади дерево » и т. д. за свою работу ребята неоднократно награждались грамотами и благодарственными письмами.

Система взаимодействия с различными учреждениями по организации исследовательской деятельности учащихся. Комитет по природополь- зованию Музей природы Ветеринарная клиника Лаборатория молокозавода Нижегородская ветеринарная академия СББЖ лаборатория рынка СЭС г. Мурома СЮН

Урок: «Гарри Поттер и школа волшебства» (Признаки химических реакций) На уроке учащиеся закрепляют знания об отличиях химических явлений от физических; знакомятся с признаками химических реакций. На уроке учащиеся закрепляют знания об отличиях химических явлений от физических; знакомятся с признаками химических реакций. Повышению познавательной мотивации на уроке способствует дидактическая игра «Гарри Поттер и школа волшебства», где не в тривиальной форме учащиеся получают новые знания по теме. Это способствует эмоциональному восприятию и повышает интерес учащихся к происходящему на уроке. Повышению познавательной мотивации на уроке способствует дидактическая игра «Гарри Поттер и школа волшебства», где не в тривиальной форме учащиеся получают новые знания по теме. Это способствует эмоциональному восприятию и повышает интерес учащихся к происходящему на уроке. Рефлексия урока проводится Рефлексия урока проводится в виде синквейна. в виде синквейна.

Работа с учащимися в рамках НОУ естественного цикла. Цель исследований - расширить и углубить полученные на уроках знания о составе продуктов питания, качественном анализе веществ и экологической безопасности пищи. Цель исследований - расширить и углубить полученные на уроках знания о составе продуктов питания, качественном анализе веществ и экологической безопасности пищи. Тема занятия: « Исследование мороженого» Тема занятия: « Исследование мороженого»

Тема занятия : «Анализ чипсов». Цель работы: провести качественный анализ чипсов Цель работы: провести качественный анализ чипсов Задачи: самостоятельно и мотивированно организовать свою исследовательскую деятельность (от постановки цели до получения результата». Задачи: самостоятельно и мотивированно организовать свою исследовательскую деятельность (от постановки цели до получения результата».

Тема занятия: «Анализ шоколада». Цель работы: провести качественный анализ шоколада Цель работы: провести качественный анализ шоколада Задачи: Задачи: - Самостоятельно и мотивированно организовать свою исследовательскую деятельность (от постановки цели до получения оценки и результата). - Изучить химический состав шоколада разных сортов. - Сравнить их химический состав.

Достигнутые результаты : повысилось качество знаний по предмету, возросла познавательная активность при изучении химии, развивается абстрактное мышление и формируется собственная позиция, приобретены навыки практической и исследовательской работы исследовательская работа способствует профориентации учащихся Учащиеся, которые занимаются исследовательской деятельностью в кружках, школьных НОУ, элективных курсах показывают хорошие знания по предмету. Кроме того, активно участвуя в школьных, окружных и областных конкурсах занимают призовые места … развитие исследовательских компетенций повышает качество образования учащихся, способствует выбору будущей профессии, что подтверждается результативностью и диагностикой.