Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 2 с. Александров-Гай Профилактика и предупреждение асоциального поведения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ. Причины и способы преодоления.
Advertisements

Колмакова Ю.Л., зам. директора по воспитательной работе Индивидуальная работа с детьми, совершившими правонарушения, состоящих на профилактическом учете.
Система работы по ранней профилактике социальной дезадаптации в дошкольном учреждении Васильева Н.Н. педагог-психолог, методист ЦПМСС «Зюзино» Система.
Цель программы – создание безопасной образовательной среды, обеспечивающей условия для личностного развития учащихся, сохранение и укрепление психологического.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С «ТРУДНЫМИ» ДЕТЬМИ. Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными, трудновоспитуемыми,
«Взаимодействие социального педагога с организациями и службами города» Материал подготовлен социальным педагогом Муниципального общеобразовательного учреждения.
МОДЕЛЬ РАБОТЫ С «ТРУДНЫМИ» УЧАЩИМИСЯ Автор: Заместитель директора по ВР Нилова И. С.
1. Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам. 2. Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования к себе. 3. Трудности.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ Причины и способы преодоления.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия 7» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия 7»
« Нет плохих детей, есть неприемлемое поведение… »
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ОУ С «ТРУДНЫМИ» УЧАЩИМИСЯ Блажнова О.В., главный специалист отдела дополнительного образования департамента образования.
Профилактика асоциального поведения. Асоциальное поведение (девиантное поведение ) – это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм,
Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, Плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина.
« Даже если человек страдает сам из - за себя, разве не лучше, чтобы ему помогли, если кто - то на это способен ?» Серен Кьеркегор. Серен Кьеркегор.
Осуществление взаимодействия педагогических работников общеобразовательных учреждений и инспекторов по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел.
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетнпих»
Алгоритм социально-психологического сопровождения учащихся «группы риска» «ШАНС» Разработчик: Педагог-психолог МБОУ СОШ 44 Шматова С.А.
1. Высокий уровень образования – 89% 2. Сохранение психологического и физического здоровья детей – 76% 3. Повышение культуры – 43%
Осуществление взаимодействия педагогических работников общеобразовательных учреждений и инспекторов по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел.
Транксрипт:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 2 с. Александров-Гай Профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся. Методика воспитательно- профилактической работы Выполнил: Зам.директора по ВР МОУ СОШ 2 с.Александров-Гай Тяпаева И.А. Ноябрь 2010 г.

«Даже если человек страдает сам из-за себя, разве не лучше, чтобы ему помогли, если кто-то на это способен?» Серен Кьеркегор.

«…легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям». М. А. Ковальчук

анализ сложившейся ситуации по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в школе; разработка механизма действий по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних МОУ СОШ 2 Цель педсовета

определить проблемные направления в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; определить сферы взаимодействия школы со службами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; определить основные направления деятельности по профилактике, выбрав соответствующие формы и приемы работы с учащимися, оказавшимися в социально опасном положении и их родителями. Задачи педсовета

Полные семьи Неполные семьи Мониторинговая карта Малообеспеченные Многодетные семьи Опекуны Родители-инвалиды

Внутришкольный учет Внутришкольный учет Учет в ПДН Мониторинговая карта Семьи «группы риска» Семьи «группы риска»

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", принятый в июне 1999 года ( 120-ФЗ)

Профилактика - это система мер, направленных на предупреждение возникновения явления. Профилактическая работа Профилактика асоциального поведения – это научно-обоснованная, своевременная деятельность, направленная на предотвращение возможных отклонений подростков; максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий для включения несовершеннолетних в социально-экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений. Задачи профилактической работы обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних выявление и пресечение случаев жестокого обращения с подростками оказание помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации оказание помощи по предупреждению правонарушений профилактическая работа с семьями

Направления профилактической работы В России сложились различные направления профилактики. Выделяются следующие направления организации профилактической работы: ПРОФИЛАКТИКА ЗАПРЕТИТЕЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ

РАБОТУ С ДЕТЬМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ: комиссия по делам несовершеннолетних подразделения органов внутренних дел органы опеки и попечительства органы управления образованием образовательные учреждения специальные и специализированные учебно-воспитательные учреждения органы социальной защиты учреждения труда и занятости населения учреждения по делам молодежи учреждения культуры и физической культуры учреждения здравоохранения общественные объединения и ассоциации

Взаимодействие КДН и ЗП ШКОЛА Социальная защита ПДН РОВД

Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными, трудновоспитуемыми, с девиантным, отклоняющимся, асоциальным поведением. Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекв атное потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение будет нормальным. Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.

физические психические педагогические социальные болезни нарушения зрения, слуха нарушения опорно-двигательного аппарата задержка психического развития умственная отсталость нарушения речи нарушения эмоционально-волевой сферы одаренность ОтклоненияОтклонения Связаны с умственным развитием, психическими недостатками. Могут быть врожденными или являться результатом болезни, травмы или другой причины. Связаны с понятием «социальная норма» - правила, образец действия, мера допустимого поведения. Причины: трудности переходного возраста; неопределенность социального положения; нестабильность; экстремальные ситуации (сиротство). Связаны с нормами получения или неполучения общего или профессионального образования. Причины: нежелание учиться, неблагополучие в семье, экологические и социальные катаклизмы, отклонения в развитии. Связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. Причины: наследственные факторы или внешние обстоятельства

Этапы асоциального поведения определены на основе признаков: 1) степень нарушения общественных требований, норм, законов со стороны личности, которая определяется путем анализа совершенных действий; 2) степень несоответствия общественным требованиям, нормам и законам; определяется через анализ отношения личности к этим требованиям и законам, а также оценку собственного поведения; 3) единичность и рецидивность асоциальных действий.

Этапы формирования асоциального поведения На первом этапе доасоциального поведения характеристика нарушения включает несогласие, непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований. Подлинно асоциальное поведение еще отсутствует. Личность воспринимает свое поведение как нормальное, соответствующее собственным социальным ценностям и установкам. На первом этапе доасоциального поведения характеристика нарушения включает несогласие, непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований. Подлинно асоциальное поведение еще отсутствует. Личность воспринимает свое поведение как нормальное, соответствующее собственным социальным ценностям и установкам. На данном этапе могут иметь место начальные элементы негативного общественного мнения о личности ребенка; замечания, дисциплинарные меры со стороны родителей, воспитателей и др. Возможна помощь консультационных кабинетов при школах, клиниках, региональные заведения социальной работы. При успешной работе прогноз может быть положительным. При отсутствии либо при неудачной помощи возможны два исхода: или личность сама справится с проблемами или нарушения в поведении углубятся. На данном этапе могут иметь место начальные элементы негативного общественного мнения о личности ребенка; замечания, дисциплинарные меры со стороны родителей, воспитателей и др. Возможна помощь консультационных кабинетов при школах, клиниках, региональные заведения социальной работы. При успешной работе прогноз может быть положительным. При отсутствии либо при неудачной помощи возможны два исхода: или личность сама справится с проблемами или нарушения в поведении углубятся.

1. Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам. 2. Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования к себе. 3. Трудности в общении со сверстниками на улице. 4. Тревога и напряжение в общении по месту учебы. 5. Стремление к получению новых ощущений, причем, как можно быстрее. 6. Чрезмерная зависимость от друзей, стремление к подражанию приятелям. 7. Непереносимость конфликтов, стремление к уходу в мир иллюзий. 8. Навязчивые формы поведения; переедание, азартная и компьютерная игромания. 9. Отклонения в поведении в связи с травмами, заболеваниями, мозговая патология. 10. Посттравматический синдром; перенесенное насилие. 11. Уходы из дома, принадлежность к неформальным объединениям. 12.Отягощенная наследственность (алкоголизм, наркомания), явное неблагополучие в семье. Факторы, влияющие на возникновение асоциального поведения

Характеристики семей, вызывающих асоциальное поведение детей: 1) семьи, члены которых имеют психические или другие тяжелые заболевания; пристрастие к наркомании, алкоголю или асоциальное поведение. 2) семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями наблюдается непонимание, дефицит любви, враждебность, доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия. 3) семьи, в которых отец является авторите том и в то же время не интересуется личностным развитием ребенка, а мать отвечает за воспитание ребенка 4) семьи с дефици том заботы и любви у одного или двух родителей к ребенку;со штрафным воздействием; с ограничивающим характером; -с авторитарным воспитательным воздействием, которое направлено на формирование строгого послушания и дисциплины у ребенка;-с либеральным воспитательным воздействием, затрудняющим формирование системы ценностей и норм у ребенка;-со чрезмерной опекой над ребенком; воспитание ребенка в духе неуважения к общественным нормам и формам социального контроля. Малая или дружеская группа может также является фактором асоциального поведения, если присутствуют асоциальные элементы в системе норм, которыми руководствуются члены группы в своем поведении; во взаимоотношениях в группе господствует авторитарный стиль, проявляется насилие; если в группе распространена антишкольная субкультура.

Важный по значимости фактор, который может способствовать появлению и развитию асоциального поведения детей, - школа. Имеет значение стиль работы. Важное значение имеет подготовка учителей для работы с трудными детьми. Практика показывает, что учителя часто не имеют социально-педагогической подготовки. Необходимо сотрудничество с подготовленными кадрами психологами, социальными педагогами. 1. Авторитарный характер Работа направлена на достижение послушания, дисциплины, порядка. Из педагогических средств преобладают санкции, наказания, ограничения. Отсутствует индивидуальная и дифференцированная работа. Организация, формы и методы обучения не создают возможностей для успеха каждого подростка. 1. Авторитарный характер Работа направлена на достижение послушания, дисциплины, порядка. Из педагогических средств преобладают санкции, наказания, ограничения. Отсутствует индивидуальная и дифференцированная работа. Организация, формы и методы обучения не создают возможностей для успеха каждого подростка. 2. Либеральный характер Относится чаще не столько к школе, сколько к некоторым группам учителей. При этом нередко отсутствует систематическая и последовательная работа, необходимая для достижения воспитательных целей. 2. Либеральный характер Относится чаще не столько к школе, сколько к некоторым группам учителей. При этом нередко отсутствует систематическая и последовательная работа, необходимая для достижения воспитательных целей. 3. Вся работа направлена на усвоение знаний; не уделяется необходимого внимания воспитательной работе.

Направления профилактической работы Раннее выявление детей «группы риска» Консультативно – разъяснительная работа с родителями и педагогами Мобилизация воспитательного потенциала семьи и окружающей среды Работа с референтной группой ребенка Социально – педагогический патронаж дезадаптированных несовершеннолетних Привлечение необходимых специалистов

Механизмы воздействия ежедневно: Контроль успеваемости со стороны классного руководителя Контроль успеваемости со стороны классного руководителя Контроль посещаемости со стороны классного руководителя Контроль посещаемости со стороны классного руководителя

Механизмы воздействия еженедельно: Контроль посещаемости со стороны социального педагога Контроль посещаемости со стороны социального педагога Контроль успеваемости со стороны социального педагога Контроль успеваемости со стороны социального педагога Посещение уроков классным руководителем, социальным педагогом Посещение уроков классным руководителем, социальным педагогом

Механизмы воздействия ежемесячно: Контроль успеваемости со стороны зам. директора по ВР Контроль успеваемости со стороны зам. директора по ВР Контроль посещаемости со стороны зам. директора по ВР Контроль посещаемости со стороны зам. директора по ВР Заседание Профилактического Совета

Механизмы воздействия по мере необходимости: Индивидуальные беседы классного руководителя с учащимися Индивидуальные беседы классного руководителя с учащимися Индивидуальные беседы классного руководителя с родителями Индивидуальные беседы классного руководителя с родителями Беседы с учащимися и их родителями в присутствии администрации Беседы с учащимися и их родителями в присутствии администрации Посещение по месту жительства

Механизмы воздействия по решению профсовета: Постановка на внутришкольный учет Направление ходатайства в КДН и ЗП Направление ходатайства в ПДН ОВД Направление ходатайства в соцзащиту…

Алгоритм работы с «трудным» подростком» I ЭТАП ПОДРОСТОК личностные особенности самооценка интеллектуальное развитие характер взаимоотношений в классе ДИАГНОСТИКА

Алгоритм работы с «трудным» подростком» II ЭТАП ПОДРОСТОК групповые и индивидуальные встречи с родителями работа с учителем- предметником индивидуальная работа с подростком тренинг личностного роста КОРРЕКЦИЯ тренинг жизненных умений и профориентация

«Программа-минимум» Классный руководитель обязан в этот же день узнать причину отсутствия учащегося в школе Если причина неуважительная, сообщить родителям, социальному педагогу Если на следующий день учащийся отсутствует в школе – посещение по месту жительства классным руководителем совместно с социальным педагогом с целью установления причины отсутствия и выяснения обстановки в семье.

Раннее выявление детей группы риска

Основные направления работы: изучение положения ребенка в окружающей социальной микросреде; выявление положительных и отрицательных качеств личности ребенка, его склонностей и способностей; определение уровня обучаемости; изучение состояние физического здоровья ребенка; установление степени искажений духовных потребностей; изучение основных ценностных ориентиров школьника.

методы раннего выявления детей группы риска : изучение школьной документации запрос информации из подразделений по делам несовершеннолетних. беседа, опрос мнений наблюдения на уроках, внешкольных мероприятиях, в семье методы педагогической диагностики методы самоизучения и самооценки (анкетирование, тестирование, сочинения, игры на самопознание) психологический диагностический комплекс

Результаты анализа психолого-педагогических карт уч-ся КлассУчёбаПоведениеОбщественная активностьОбщение в школеОбщение в семьеитого 2-а б а б а б 5-а б 6-а б 7-а б в а б в а б в а б а б итого

псих- пед. карта анкета кл.рук. 2-а2-б3-а3-б7-в8-б8-в9-а9-б9-в10-а11-а11-б 2-а 2-б______ 3-а+ 3-б_____ 7-в+ 8-б+ 8-в_____ 9-а+ 9-б_____ 9-в 10-а 11-а 11-б+

Психологический диагностический комплекс: Методика определения уровня воспитанности классного коллектива (Н.П.Капустина); Методика изучения сформированности классного коллектива (методики Л.В. Байбородовой, Л.М.Фридман); Самоуправление в классном коллективе (методика М.И.Рожкова); Методика изучения социализированности личности учащегося (М.И.Рожкова); Социометрия.

Методы самоизучения и самооценки: сочинения по определенной тематике и заранее составленному плану; самохарактеристики и самоинтервью «Познай себя»; игры, направленные на самопознание.

сочинения по определенной тематике и заранее составленному плану ТематикаПлан сочиненияКлассы «Поступки хорошие и плохие» 1.Какие поступки товарищей тебе нравятся и почему? 2.Какие не нравятся? 3.Какие ошибки ты сам совершал? 4.Как осуждал себя за это, что делаешь, чтобы не повторять ошибок? «Учусь признавать ошибки» 1.Отчего люди совершают ошибки? 2.какие ошибки чаще всего совершают твои товарищи? 3.Какие ошибки делаешь сам? 4.Как и когда ты испытывал чувство стыда, раскаяния за свое поведение? 5.Что ты решил исправить в себе и как? 8-9 «За что ценят истинных друзей» 1.Какими качествами должен обладать настоящий друг? 2.За что ты ценишь своих друзей? 3.Что ценят в тебе твои друзья? 4.За что ты критикуешь других и за что критикуют тебя? 10-11

«Система деятельности классного руководителя по работе с трудновоспитуемыми детьми» Действие – задача Ранжирование Сформировать потребность к самовоспитанию. 7 Выявить причины его трудновоспитуемости 2 Формирование положительных качеств личности 5 Подвергнуть ломке отрицательный стереотип поведения 4 Поставить психолого-педагогический диагноз 3 Сформировать положительный стереотип поведения подростка 6 Изучить личность подростка1

Рекомендации классному руководителю по работе с трудновоспитуемыми детьми, детьми группы «риска». Документация 1.Индивидуальный дневник наблюдений, где ежедневно фиксируются успеваемость, посещаемость, поведение трудновоспитуемого ученика. 2.Характеристика трудновоспитуемого ученика. 3. Акты посещения семьи. 4.План профилактической работы на четверть. 5.Учет профилактической работы по форме: Дата Форма и содержание профилактическо й работы Участники мероприятия Роспись ученика и участников

Причины серьезных нарушений поведения детей: Привлечь к себе внимание. Показать, что имеет власть над другими Отплатить, отомстить, взять реванш над другими. Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Дети учатся жить у жизни: Если ребенка постоянно критикуют, он учится Если ребенок живет во вражде, он учится Если ребенка высмеивают, он Если ребенок растет в упреках, он учится Если ребенок растет в терпимости, он учится Если ребенок растет в честности, он учится Если ребенок растет в безопасности, он учится Если ребенка поддерживают, он учится Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится Если ребенка хвалят, он учится ненавидеть быть агрессивным. становится замкнутым. жить с чувством вины. понимать других. быть справедливым. верить в людей. ценить себя. находить любовь в этом мире. быть благородным.