Психолого- педагогическое сопровождение неполной семьи автор – составитель: Никитина О.З., ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии ЛОИРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности детей и подростков, относящихся к категории «Неполная семья»
Advertisements

C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
Родительское собрание на тему: «Психологические особенности старших подростков»
Общешкольное родительское собрание «Семья и школа: детство без жестокости и насилия» год.
В семейном кругу мы с вами растем Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты входишь из семьи. В семейном кругу мы.
О.Г. Разумова В.П. Арсланьян. Фильм! 1) Теория «чистой доски» («Tabula rasa») - ребенок рождается, не имея никаких задатков, никакой предрасположенности.
Государственное бюджетное образовательное учреждение Средняя образовательная школа 184 Кризис подросткового возраста Автор: педагог-психолог Е.А. Смирнова.
Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи Сирота в дом – счастье в дом. Помочь сироте, что к Богу прикоснуться.
«РОЛЬ САМООЦЕНКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТАРШЕКЛАССНИКА»
Педагог-психолог А.В. Подковырова АДАПТИРУЕМСЯ ВМЕСТЕ! АДАПТИРУЕМСЯ ВМЕСТЕ!
Диагностика личностно-социального развития дошкольников в соответствии с «Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией.
Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Забелина Екатерина.
Родительское собрание на тему: Роль семьи и школы в формировании школьного коллектива школьного коллектива.
Семейные конфликты ТЕМА 6. План лекции Сущность, виды, причины семейных конфликтов Психотравмирующие последствия Виды конфликтного поведения супругов.
«Взаимодействие педагога с семьями тревожных детей» Кругликова Юлия Михайловна воспитатель ДОУ 27 комбинированного вида г. Зеленогорск.
Антипова Марина Сергеевна Педагог-психолог МАОУ СОШ 166 г. Екатеринбург Что такое кризис подросткового возраста?
Аспекты готовности ребенка к школе Родительское собрание Подготовила: педагог-психолог МБОУ СОШ 35 Ермолина Т.В.
Психологические факторы эффективности адаптации первоклассников.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
Комплексный подход в работе педагога – психолога по профилактике деструктивной агрессии в МБДОУ.
Транксрипт:

Психолого- педагогическое сопровождение неполной семьи автор – составитель: Никитина О.З., ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии ЛОИРО

Основные возможные проблемы неполной семьи и трудности детей финансовые проблемы (сложно выполнять одновременно роль добытчика и роль внимательного родителя; недостаточная обеспеченность детских потребностей); проблемы со здоровьем (подорванное разводом психическое здоровье детей и родителей; переутомление родителя, оставшегося с ребёнком; склонность ребёнка (как последствие) к вредным привычкам; наиболее тяжелым развод может быть для девочек в дошкольном возрасте, а для мальчиков – в 7-12лет; травмирующие последствия разрыва контакта ребёнка с одним из биологических родителей (для обеих или одной из сторон)); склонность ребёнка к побегам из дома;

Одинокая мама видит свою родительскую задачу в том, чтобы максимально дать своему ребенку то, что есть в других семьях, выполнить все желания ребенка. В процессе взросления такие дети могут превратиться в эгоистов и тиранов. Не приученные ни в чем отказывать себе, они могут начать неприязненно относиться к своим родителям, категорично требуя выполнения всех желаний. При отказе такие дети чувствуют себя несчастными, обделенными, им начинает казаться, что их мало любят. Лучше если она будет знакомить ребенка с духовными, непреходящими ценностями, будет созидать, а не покупать его любовь.

опасность появления у детей ранних отношений с противоположным полом, раннего родительства, проблем в сексуальной жизни, ранних разводов, собственного внебрачного родительства; дети могут быть склоны к асоциальному поведению (вплоть до заключений), как и отцы, исключенные из семьи; вероятны проблемы во взаимопонимании ребёнка с оставшимся родителем; дети могут рано бросить (закончить) школу, получить более низкое образование, испытывать в будущем проблемы с трудоустройством

детям часто сложно наладить отношения с другими (могут более болезненно реагировать на критику, демонстрировать эмоциональные вспышки); дети могут завышено оценивать своего родителя, что находится рядом; дети в разведенных семьях чаще более проблемны, чем те, чей родитель умер; отсутствует модель межполовых отношений для ребёнка, а также поведенческих стереотипов своего пола и возможно негативное отношение к противоположному; после развода дети могут относиться агрессивно к обоим родителям; дети из неполных семей значительно чаще испытывают страх потерять «единственного» родителя.

У детей из неполных семей часто возникает целый набор трудностей и психологического характера. По мнению И.С.Кона дети, выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности, чаще встречаются невротические симптомы; мальчики с трудом общаются со сверстниками, хуже усваивают истинно мужские роли, но гипертрофируют некоторые мужские черты: грубость, драчливость. Часто ребенок начинает бунтовать против крайней зависимости от матери, либо вырастает пассивным, вялым, физически слабым.

Именно поэтому сыновьям, выросшим без отцов, труднее дается усвоение мужских ролей и соответствующего стиля поведения, что приводит к появлению таких протестных форм поведения, как агрессивность и грубость. В то же время, оптимальное влияние на ребёнка оказывает не авторитарный отец, но отец, уверенный в себе и в своем положении, знающий и умелый, заботящийся о ребенке, не стесняющийся проявлений своей любви к жене и детям и в то же время способный в нужный момент взять на себя принятие ответственных решений.

Положительные стороны неполных семей в 50% случаев характер жизни неполных и конфликтных семей мало чем отличается; подростки из неполных семей, в отличие от детей из конфликтных союзов, на 1/3 менее склонны к употреблению алкоголя; неполная семья не является определяющим фактором для наркозависимости ребёнка (по данным исследований в США из неполных семей детей-наркоманов – около 5,7%, а из конфликтных – около 4,5%; в семье с родным папой и мачехой наркоманов больше, чем в неполной семье с мамой); если оставшемуся родителю удаётся окружить ребёнка заботой и теплом, то дети из неполных семей являются более спокойными, уравновешенными;

на успеваемость в школе влияет не «полнота» семьи, а степень конфликтности в семье, частота ссор между родителями и детьми, уровень разногласий между родителями; ребёнок не приобретает негативную модель межполовых отношений; при верном воспитании в неполной семье ребёнок может приобрести уже на практике не только поведение свойственное своему полу, но и действующую самостоятельность, ответственность за себя и свою семью; в отличие от «иллюзий о хорошей жизни» конфликтных семей в неполной семье ребёнок не привыкает к лживости существования (дети очень чувствительны к эмоциональному фону в семье и часто знают о «военном положении» между родителями, даже скрытом).

если оставшийся родитель оценивает образование неполной семьи как стимул к бóльшим достижениям, то в семье может установиться более высокое финансовое положение, чем ранее; в неполной семье психика ребёнка и взрослого может быть избавлена от больших и частых конфликтных ситуаций, вредного влияния и дурных привычек покинувшего родителя, приобретая при этом ощущение большей стабильности; по результатам американских исследователей, дети из неполных семей от 10 до 14лет ощущают к себе более дружелюбное отношение оставшегося родителя и имеют больше общения с расширенным кругом родственников (дедушки, бабушки, …);

Преодоление проблем неполных семей привлекать в жизнь ребёнка адекватного авторитетного для ребёнка человека противоположного пола, прививать половые качества через занятия в кружках, секциях, свойственных детям этого пола; родителю иметь запас возможностей расслабления, снятие стресса без участия в этом ребёнка как жертвы, оставляя небольшое время для целительного времяпровождения без ребёнка (воспользовавшись помощью родных, друзей); отношения с бывшим (или несостоявшимся) супругом следует выяснять без ребёнка; в момент и после развода (или после смерти родителя) стоит обратить внимание, что это огромный стресс в большей степени, для вашего ребёнка (помочь с ним справиться; постараться сохранить общение ребёнка со вторым родителем, если оно объективно не деструктивно для ребёнка);

для одиноких пап важно проявлять больше чувствительности к ребёнку, восполнять эмоциональные потребности ребёнка, выражать терпение и научиться любить ребёнка просто так (в отличие от природной мужской любви «за что-то»); одинокая мама должна дополнять своё поведение мужской строгостью, требовательностью, показателем своего положения главенства в семье, но оставляя за собой и материнские качества; не стоит пренебрегать и отказываться от помощи окружающих; контролируйте количество времени, необходимое для общения с ребёнком и постарайтесь увеличить его в случае необходимости (рассмотрите альтернативные варианты работы, например, на дому); особо тщательно анализируйте состояние дел в школе вашего ребёнка, его круг общения, времяпровождение, плохие привычки (в разведенных семьях подростки чаще советуются со своими друзьями, чем с родителями);

изучите законодательные возможности материальной помощи от государства, обратите внимание на центры, школы, сады с группой продленного дня, с полным рабочим днём; организуйте время от времени веселье и отдых с ребёнком, включая развлечения, которые свойственны полу ребёнка; не позволяйте в детях установки негатива по отношению к браку, к противоположному полу; указывайте на ваш случай как на исключительную ситуацию; важно не переусердствовать в компенсации ребёнку его положения в неполной семье чересчур большой заботой, любовью, обереганием от проблем; приучайте к самостоятельности, ответственности; не следует путать воспитание самостоятельности в ребёнке с отстранением от его жизни, решений; в подростковом возрасте ребёнка будьте особо внимательны и подключайте окружающие авторитеты для ребёнка, помощь родных, возможно консультации с психологом и изучение специализированной литературы

Психолого- педагогическое сопровождение неполных семей Направления деятельности педагога- психолога Психолого – педагогическое сопровождение родителей: РАБОТА С ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРОЙ РОДИТЕЛЕЙ (ОБИДЫ, СТРАХИ, ЧУВСТВО ВИНЫ, ГНЕВ И ДР.) ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЗИТИВНОЙ ПОЗИЦИИ МАТЕРИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ОТЦУ Поиск и актуализация внутренних резервов, развитие самодостаточности и ассертивного (уверенного поведения)

Помощь в рефлексии поведения и родительских чувств к детям; Рефлексия возрастных и индивидуальных особенностей детей, поиск эффективных способов взаимодействия с ними; Рекомендации по взаимодействию с бывшим супругом и др.

Работа с ребенком (определение проблем и подержка и помощь и др.) Совместная деятельность психолога, родителя и ребенка и др.

Заключение Ребенок очень многому учится в своей семье. В том числе и умению преодолевать критические ситуации. От того, как вы сумеете пережить ситуацию развода, что потеряет и обретет от этого ваша семья, зависит и то, как в своей собственной взрослой жизни дети будут бороться с житейскими сложностями. Поэтому так важно на примере ваших отношений с бывшим супругом научить их не только ссориться, конфликтовать, но и уметь находить общий язык и взаимоприемлемые решения даже в очень сложных вопросах.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА: Андрюшина Е.В. Семья и здоровье подростка // Народонаселение. 1998, 2 Балыгин М.М. Образ жизни семьи и здоровья детей раннего возраста // Здравоохранение РФ. 1998, 3 Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. М., 1999 Валетас М., Прокофьева Л.// Отцы и дети после развода // Демоскоп weekly. 2001, 9-10 Валлерштейн Дж.В., Келли Дж. Последствия развода родителей: переживания ребенка в период поздней латентности. // Покровский Н.Е. (под ред.) Лабиринты одиночества. М., 1989 Гарбузов В.И. Особенности психотерапии в семье с единственным ребенком, страдающим неврозом // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1978 Город. Реформы. Жизнь. Москва в цифрах М., 1995 Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социологические исследования. 2001, 11.

Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия» М., 2000 Захаров С.В., Иванова Е.И. Рождаемость и брачность в России // Социологические исследования. 1997, 7 Калабихина И.Е. Российская неполная семья: перспективы и реалии // Теоретический и практический аспект экономического развития. М., 1997 Каменева Т.Н., Степашов Н.С. Дети в неполных семьях как объект социальной помощи // Материалы научно-практической конференции «Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теория, технологии, эксперимент». Курск, 2001

Кон И.С. Отец // Неделя. 1979, 11 Королева С.А. Психологические особенности образа себя и образа родителей у детей старшего дошкольного возраста после развода родителей // Психологическая наука и образование 2003, 4 Лакосина Н.Д. Некоторые особенности психотерапии в пограничной психиатрии. // 6-й Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров. Т.1. М., 1975 Лангмейер Й, Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984 Личко А.Е. Подростковая психиатрия. М., 1979 Матейчик З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье // Ершова Н.М. (под ред.) Воспитание детей в неполной семье. М., 1980 О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад. М., 2000 Смирнова Е.О. и др. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье // Вопросы психологии. 1999, 6

Сюллеро Э. Надо вернуть детям отцов! // Литературная газета. 1994, 16 марта Ушаков Г. К. Профилактика нервно-психических расстройств у детей. М., 1966 Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. Психоаналитическое исследование. М.,1995 Чем чревато расти без отца // Пробудитесь! 2000, 2 Эйдемиллер Э. Г. Особенности семейной психотерапии в подростковой психиатрической клинике // Психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1973 Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. М., 2000