Требования к современному уроку. Современный урок - это урок, на котором учитель излагает новый материал понятно и доступно. урок, на котором учитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Деятельностно- компетентностный подход в учебно-воспитательном процессе начальной школы» Нагорнова М.А., учитель начальных классов МОУ гимназии 26 г.
Advertisements

Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Образование должно стать индивидуальным, функциональным и эффективным МОУ «Плюсковская ООШ» Котехова Н.Д., Торгов А.С год.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. И. Песталоцци.
Проблемное обучение – это дидактическая система, основанная на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности, включающая сочетание.
Поурочное планирование. Поурочный план – документ, регламентирующий деятельность на уроке: учителя – по организации учебно-воспитательного процесса; учащихся.
Инновации в учебном процессе как способ формирования компетенции учащихся Автор: Павишко Ольга Германовна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ.
Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.
Поурочное планирование. Поурочный план – документ, регламентирующий деятельность на уроке: учителя – по организации учебно- воспитательного процесса;
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Метод (буквально - путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Проектирование современного урока Пастухова Н. С. МАОУ «Лицей 3»
Методы и средства обучения.
Основные этапы урока. Наименование Цель урока Ход урока Отдельные этапы урока Подведение итогов Домашнее задание.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Технологическая карта учебного занятия участника Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» Отдел образования администрации.
Технологическая карта учебного занятия участника Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» Отдел образования администрации.
Транксрипт:

Требования к современному уроку

Современный урок - это урок, на котором учитель излагает новый материал понятно и доступно. урок, на котором учитель излагает новый материал понятно и доступно. веселый, познавательный, интересный, нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются. веселый, познавательный, интересный, нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются. урок, на котором не приходится делать каждый раз одно и то же, это разнообразный урок. урок, на котором не приходится делать каждый раз одно и то же, это разнообразный урок. урок, на котором выслушивают любое твое мнение, урок, где человек учится быть человеком. урок, на котором выслушивают любое твое мнение, урок, где человек учится быть человеком. урок, на котором чувствуешь себя уверенно. урок, на котором чувствуешь себя уверенно. урок без стрессов. урок без стрессов.

Общие признаки понятия «урок» Урок – основная форма организации учебно- воспитательного процесса, так как на уроке могут быть решены все задачи образования по развитию личности. Урок – основная форма организации учебно- воспитательного процесса, так как на уроке могут быть решены все задачи образования по развитию личности. Урок – элементарная структурообразующая единица образовательного процесса. Значит, в уроке присутствуют все компоненты этого процесса: цели, содержание, методы, средства, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Урок – элементарная структурообразующая единица образовательного процесса. Значит, в уроке присутствуют все компоненты этого процесса: цели, содержание, методы, средства, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Урок выполняет функции обучения, воспитания и развития учащихся. Урок выполняет функции обучения, воспитания и развития учащихся.

технология проектирования современного урока Аналитико-диагностический этап Аналитико-диагностический этап Этап целеполагания и структурирования Этап целеполагания и структурирования Этап моделирования Этап моделирования Этап планирования Этап планирования Этап конструирования Этап конструирования Этап экспериментирования Этап экспериментирования Этап оформления проекта Этап оформления проекта

Требования к современному уроку Воспитательные Воспитательные Дидактические Дидактические Психологические Психологические Гигиенические Гигиенические

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Организационный - организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина. Организационный - организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина. Целевой - постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. Целевой - постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. Мотивационный - определение значимости изучаемого материала, как в данной теме, так и во всем курсе. Мотивационный - определение значимости изучаемого материала, как в данной теме, так и во всем курсе. Коммуникативный - уровень общения учителя с классом. Коммуникативный - уровень общения учителя с классом. Содержательный - подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п. Содержательный - подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п. Технологический - выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п. Технологический - выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п. Контрольно-оценочный - использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса. Контрольно-оценочный - использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса. Аналитический - подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности организации урока. Аналитический - подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности организации урока.

Способствуют успеху урока: Способствуют успеху урока: бодрое самочувствие; бодрое самочувствие; продуманный план урока; продуманный план урока; хорошее знание материала; хорошее знание материала; чувство «физической» раскованности, свободы на уроке; чувство «физической» раскованности, свободы на уроке; правильный выбор методов обучения; правильный выбор методов обучения; разнообразие методов обучения; разнообразие методов обучения; занимательность изложения; занимательность изложения; ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу; богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя; ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу; богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя; выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников. выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников. Затрудняют проведение урока: Затрудняют проведение урока: неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»; неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»; безразличное отношение ко всему происходящему на уроке; безразличное отношение ко всему происходящему на уроке; рыхлая композиция урока; рыхлая композиция урока; скованность движений; скованность движений; неумение учащихся работать предложенными методами обучения; неумение учащихся работать предложенными методами обучения; однообразие методов обучения; однообразие методов обучения; бесстрастный рассказ учителя; бесстрастный рассказ учителя; монотонность и сухость при изложении нового материала; монотонность и сухость при изложении нового материала; отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами. отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами.

Системная классификация методов обучения. Методы обучения Методы обучения Это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование ЗУН, необходимых для решения учебно-воспитательных задач. Это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование ЗУН, необходимых для решения учебно-воспитательных задач. Система методов Система методов Это не простой набор методов и приемов, а такая их совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов (приемов). В совокупности они представляют систему управления разными методами (приемами) познания учащимися учебного материала, начиная с приобретения готовых знаний до самостоятельного решения познавательных задач. Это не простой набор методов и приемов, а такая их совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов (приемов). В совокупности они представляют систему управления разными методами (приемами) познания учащимися учебного материала, начиная с приобретения готовых знаний до самостоятельного решения познавательных задач. Сущность метода Сущность метода Заключается в организуемом способе познавательной деятельности ученика, в его активности, развитии познавательных сил и способностей. Заключается в организуемом способе познавательной деятельности ученика, в его активности, развитии познавательных сил и способностей.

Классификационные признаки группировки методов источник знаний; источник знаний; характер познавательной деятельности ученика; характер познавательной деятельности ученика; руководящая роль учителя; руководящая роль учителя; степень активности ученика; степень активности ученика; возможность стимулирования и самостимулирования учебной деятельности ученика; возможность стимулирования и самостимулирования учебной деятельности ученика; условия контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. условия контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Методы как способы учебной работы догматический - приобретение знаний в готовом виде. догматический - приобретение знаний в готовом виде. эвристический - усвоение знаний и умений путем рассуждений, требующих догадки, поиска, находчивости, что должно быть предусмотрено в вопросе (задании). эвристический - усвоение знаний и умений путем рассуждений, требующих догадки, поиска, находчивости, что должно быть предусмотрено в вопросе (задании). исследовательский - добывание знаний и умений путем проведения наблюдений, постановки опытов, измерения, путем самостоятельного нахождения исходных данных, прогнозирования результатов работы. исследовательский - добывание знаний и умений путем проведения наблюдений, постановки опытов, измерения, путем самостоятельного нахождения исходных данных, прогнозирования результатов работы.

Характеристика отдельных групп методов Объяснительно-иллюстративные Объяснительно-иллюстративные Репродуктивные Репродуктивные Методы проблемного обучения Методы проблемного обучения Методы организации учебно-познавательной деятельности Методы организации учебно-познавательной деятельности Методы стимулирования и мотивации Методы стимулирования и мотивации Методы контроля и самоконтроля Методы контроля и самоконтроля Методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся Методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся Методы программированного обучения Методы программированного обучения

Многообразие методов Словесные методы объяснениерассказ Работа с книгой изложениеповествованиеописаниерассуждение Проблемное изложение беседа

Наблюдение - это непосредственное целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков. Наблюдение - это непосредственное целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков. Опыты - это самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических исследовательских умений, а также умений обращаться с различным оборудованием. Это важный, но очень сложный метод учения. Опыты - это самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических исследовательских умений, а также умений обращаться с различным оборудованием. Это важный, но очень сложный метод учения. Практические методы учения - это такой вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ). Практические методы учения - это такой вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ). Упражнения - это планомерно организованное повторное выполнение каких-либо действий с целью их освоения или совершенствования Упражнения - это планомерно организованное повторное выполнение каких-либо действий с целью их освоения или совершенствования

Уровни принятия решения о выборе методов обучения 1-й - стереотипные решения: неизменное предпочтение стереотипу применения методов обучения независимо от содержания материала, образовательно-воспитательных задач урока и особенностей учащихся. 1-й - стереотипные решения: неизменное предпочтение стереотипу применения методов обучения независимо от содержания материала, образовательно-воспитательных задач урока и особенностей учащихся. 2-й - решения методом проб и ошибок: учитель пытается менять выбор методов обучения с учетом конкретных условий, учебного материала, но делает он это стихийно, допуская просчеты и ошибки, избирает новый вариант и вновь без научного обоснования выбора. 2-й - решения методом проб и ошибок: учитель пытается менять выбор методов обучения с учетом конкретных условий, учебного материала, но делает он это стихийно, допуская просчеты и ошибки, избирает новый вариант и вновь без научного обоснования выбора. 3-й - рациональные, оптимальные решения: учитель научно обосновывает все принимаемые решения, сознательно выбирает методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, с учетом их подготовленности, обосновывает конкретными условиями и определенными трудностями учебного материала, прогнозирует получение конкретных результатов обучения, воспитания 3-й - рациональные, оптимальные решения: учитель научно обосновывает все принимаемые решения, сознательно выбирает методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, с учетом их подготовленности, обосновывает конкретными условиями и определенными трудностями учебного материала, прогнозирует получение конкретных результатов обучения, воспитания

Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если: способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, а также умений переносить их в новые ситуации; способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, а также умений переносить их в новые ситуации; формируют у учащихся потребность в новом знании; формируют у учащихся потребность в новом знании; направляют обучение на связь с жизнью, с опытом учащихся; направляют обучение на связь с жизнью, с опытом учащихся; ориентируют мышление учащихся на решение общих и частных задач с целью творческой переработки учебной информации; ориентируют мышление учащихся на решение общих и частных задач с целью творческой переработки учебной информации; обеспечивают деятельность учащихся по соотнесению частных сведений с основными идеями, законами, теориями для формирования системы знаний и способов деятельности; обеспечивают деятельность учащихся по соотнесению частных сведений с основными идеями, законами, теориями для формирования системы знаний и способов деятельности; содействуют овладению учащимися учебными умениями как инструментом познания; содействуют овладению учащимися учебными умениями как инструментом познания; создают оптимальные условия для активной мыслительной деятельности каждого ученика. создают оптимальные условия для активной мыслительной деятельности каждого ученика.

Методы обучения на уроке должны соответствовать: Методы обучения на уроке должны соответствовать: задачам урока; задачам урока; характеру и содержанию учебного материала; характеру и содержанию учебного материала; уровню ЗУН учащихся; уровню ЗУН учащихся; материальному обеспечению урока; материальному обеспечению урока; личным качествам учителя, его подготовленности к уровню методического мастерства; личным качествам учителя, его подготовленности к уровню методического мастерства; индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся; бюджету времени. индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся; бюджету времени.

Возможные уровни обязательного усвоения учебного материала Нулевой уровень (Понимание) Нулевой уровень (Понимание) Первый уровень (Опознание) Первый уровень (Опознание) Второй уровень (Воспроизведение) Второй уровень (Воспроизведение) Третий уровень (Применение) Третий уровень (Применение) Четвертый уровень(Творческая деятельность) Четвертый уровень(Творческая деятельность)

Нулевой уровень (Понимание) - это такой уровень, при котором обучаемый способен понимать новую для него информацию. Нулевой уровень (Понимание) - это такой уровень, при котором обучаемый способен понимать новую для него информацию. Первый уровень (Опознание) - это узнавание изучаемых объектов и процессов при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них или действий с ними, например, выделение изучаемого объекта из ряда предъявленных различных объектов. Первый уровень (Опознание) - это узнавание изучаемых объектов и процессов при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них или действий с ними, например, выделение изучаемого объекта из ряда предъявленных различных объектов. Второй уровень (Воспроизведение) - это воспроизведение усвоенных ранее знаний от буквальной копии до применения в типовых ситуациях. Второй уровень (Воспроизведение) - это воспроизведение усвоенных ранее знаний от буквальной копии до применения в типовых ситуациях. Третий уровень (Применение) - это такой уровень усвоения информации, при котором обучаемый способен самостоятельно воспроизводить и преобразовывать усвоенную информацию для обсуждения известных объектов и применения ее в разнообразных нетиповых ситуациях. Третий уровень (Применение) - это такой уровень усвоения информации, при котором обучаемый способен самостоятельно воспроизводить и преобразовывать усвоенную информацию для обсуждения известных объектов и применения ее в разнообразных нетиповых ситуациях. Четвертый уровень (Творческая деятельность) - это такой уровень владения учебным материалом темы, при котором обучаемый способен создавать новую информацию, ранее неизвестную никому. Четвертый уровень (Творческая деятельность) - это такой уровень владения учебным материалом темы, при котором обучаемый способен создавать новую информацию, ранее неизвестную никому.

Уровни и показатели владения учащимися знаниями 1.Распознавание 2. Запоминание 3. Понимание 4. Применение 5. Перенос, оценка знаний

1.Распознование-знакомство с внешними признаками изучаемых объектов и явлений, умение их отличить от других, выделить из числа подобных. 2.Запоминание-умение пересказать содержание изученного, припомнить отдельные факты, правила, законы и целые теории, воспроизвести в своей деятельности показанные учителем методы, способы и процедуры. 3.Понимание-умение выделить главное, установить достаточно просматриваемые связи, сходства и различия, преобразовывать изученное из одной формы в другую интерпретировать материал, умение делать односложные (простые) умозаключения и выводы. 4.Применение-глубокое осознание содержания учебного материала, его внутренней структуры и сущности. Умение применять правила, законы, теории и усвоенные способы действий в решении типовых задач, использовать полученный материал в новых условиях, ситуациях. 5.Перенос,оценка знаний- умение комбинировать усвоенные элементы учебной информации, умение выполнять задания творческого характера, умение решать практические проблемы, проводить учебное исследование, умение оценивать значение или логику построения учебного материала.

Полноценность знаний учащегося обеспечивается рядом характеристик(качеств) полнота; полнота; глубина; глубина; оперативность; оперативность; гибкость; гибкость; конкретность и обобщенность; конкретность и обобщенность; свернутость и развернутость; свернутость и развернутость; систематичность; систематичность; системность; системность; осознанность; осознанность; прочность. прочность.

Полнота знаний ученика определяется количеством всех знаний об изучаемом объекте, предусмотренных программой. Полнота знаний ученика определяется количеством всех знаний об изучаемом объекте, предусмотренных программой. Глубину знаний характеризует число осознанных существенных связей данного знания с другими, с ним соотносящимися. Глубину знаний характеризует число осознанных существенных связей данного знания с другими, с ним соотносящимися. Оперативность знаний предусматривает готовность и умение ученика применять их в сходных и вариативных ситуациях. Оперативность знаний предусматривает готовность и умение ученика применять их в сходных и вариативных ситуациях. Гибкость знаний проявляется в быстроте нахождения вариативных способов применения их при изменении ситуации. Гибкость знаний проявляется в быстроте нахождения вариативных способов применения их при изменении ситуации. Конкретность и обобщенность проявляются в раскрытии конкретных проявлений обобщенного знания и в способности подводить конкретные знания под обобщенные. Конкретность и обобщенность проявляются в раскрытии конкретных проявлений обобщенного знания и в способности подводить конкретные знания под обобщенные. Свернутость и развернутость знания предполагает способность субъекта, с одной стороны, выразить знание компактно, уплотненно, но так, чтобы оно представляло видимый результат «сжатия» некоторой совокупности знаний, а с другой раскрыть систему шагов, ведущую к сжатию, свертыванию знаний. Свернутость и развернутость знания предполагает способность субъекта, с одной стороны, выразить знание компактно, уплотненно, но так, чтобы оно представляло видимый результат «сжатия» некоторой совокупности знаний, а с другой раскрыть систему шагов, ведущую к сжатию, свертыванию знаний. Систематичность знаний предполагает осознание состава некоторой совокупности знаний, иерархии их и последовательности, то есть осознание одних знаний как базовых для других. Систематичность знаний предполагает осознание состава некоторой совокупности знаний, иерархии их и последовательности, то есть осознание одних знаний как базовых для других. Системностью знаний учащихся мы будем называть такую совокупность знаний в их сознании, структура которой соответствует структуре научной теории. Системностью знаний учащихся мы будем называть такую совокупность знаний в их сознании, структура которой соответствует структуре научной теории. Осознанность знаний выражается в понимании связей между ними, путей получения знаний, умении их доказывать. Осознанность знаний выражается в понимании связей между ними, путей получения знаний, умении их доказывать. Прочность знаний означает длительность сохранения их в памяти, воспроизводимость в необходимых случаях и достигается и основном тренировкой. Прочность знаний означает длительность сохранения их в памяти, воспроизводимость в необходимых случаях и достигается и основном тренировкой.