Президентская Программа – перспективы позиционирования По результатам исследований 2001-2010 гг.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Advertisements

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ОЦП «Р АЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от Масштаб 1 : 5000.
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Общие результаты ЕГЭ города Канаш в разрезе общеобразовательных учреждений.
Число зарегистрированных преступлений. Уровень преступности.
Анализ результатов краевых диагностических работ по русскому языку, проведённых в ноябре- декабре учебного года.
Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______ Масштаб 1 : 5000.
Результаты опроса участников выставок НТТМ об эффективности деятельности движения Всероссийский выставочный центр Российский союз молодых ученых Всероссийская.
Отделение ПФР по Тамбовской области Проведение кампании по повышению пенсионной грамотности молодежи в Тамбовской области в 2011 году 8 февраля 2012 г.
Рейтинг территорий с преимущественно городским населением по уровню преступности в 2008 году 1ЗАТО «Звездный»33,10 2Гремячинский230,00 3г. Кунгур242,00.
Курсы повышения квалификации (общие показатели в %)
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 4500 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Итоги учебного года МОУ « СОШ 54» Подготовила зам. директора по УВР Харитонова Т.В.
Президентская программа СФУ: образовательные потребности слушателей и оценка результативности обучения ЭЛИЯШЕВА МАРГАРИТА ИВАНОВНА.
Оценка эффективности деятельности общеобразовательных учреждений по итогам комплектования-2010 Л.Е. Загребова, руководитель Тольяттинского управления министерства.
СЛУЖБА ПО КОНТРОЛЮ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ.
Управление образования администрации МО «Карсунский район» Создание муниципальной системы оценки качества образования (МСОКО) Карсунского района Создание.
Транксрипт:

Президентская Программа – перспективы позиционирования По результатам исследований гг.

Эффективность Президентской Программы Для слушателей - участников Для предприятий, организаций Для регионов РФ (экономическая, политическая и социальная составляющие) Для вузов и преподавателей Достижение персональных целей в карьерной динамике, смены работы, налаживания связей Налаживание связей (в т.ч. и с властными структурами), получение единых стандартов подготовки персонала, реализация проектов развития сотрудниками, понимание рыночной ситуации, сопутствующие проекты (коммерческие, консалтинговые) Обеспечение экономической компоненты коммерческого образования, связи с потенциальным рынком консалтинговых услуг Расширение экспертной среды региона, развитие межрегиональных связей, вовлечение бизнеса региона в социальные проекты, привлечение инвестиций, увеличение рабочих мест на предприятиях Основная потребность в оценке эффективности Президентской программы – в разработке методологии измерения интегрированных показателей эффективности, сочетающих как объективные, так и субъективные индикаторы. А также превращение показателей эффективности в рейтинги и инструмент регулирования деятельности Программы и внешней информационной среды.

Предприятия, участвующие в Президентской программе

Экономическое положение предприятий Экономическое положение предприятий участников Президентской программы Субъективный вопрос об экономическом положении предприятия довольно точно отражает рыночную ситуацию – в т.ч. предстоящий кризис. Опрос показал надувание «пузыря благополучия» перед кризисом.

Динамика экономического положения Изменение экономического положение предприятий участников Президентской программы за прошедший год Ожидаемое экономическое положение предприятий участников Президентской программы в будущем году Обратим внимание на падение позитивных ожиданий и рост стабилизации в 2006 году - перед первой волной кризиса 2007 года

Цели руководства предприятий Какие цели наиболее важны для руководства Вашего предприятия? *Среднее за гг.

Цели руководства предприятий Какие цели наиболее важны для руководства Вашего предприятия? Среднее за ггМаксимумМинимумРазброс рост объемов продаж66,267,764,03,7 увеличение прибыльности65,269,356,912,4 устойчивое финансовое положение59,567,156,111,0 повышение качества продукции, услуг52,958,250,47,8 укрепление позиций на отечественном рынке53,459,648,211,4 снижение издержек47,755,342,013,3 рост объемов производства44,246,142,73,4 обновление производства37,640,833,67,2 повышение стоимости фирмы27,435,119,315,8 сохранение трудового коллектива26,135,619,915,7 высокие заработки работников19,322,615,67,0 освоение зарубежных рынков17,519,215,83,4

Цели руководства предприятий статистические характеристики это скрытый слайд Какие цели наиболее важны для руководства Вашего предприятия? Std. Error of MeanStd. DeviationVariance рост объемов продаж0,511,522,31 увеличение прибыльности1,213,6313,18 устойчивое финансовое положение1,083,2510,58 повышение качества продукции, услуг0,832,486,15 укрепление позиций на отечественном рынке1,273,8114,51 снижение издержек1,163,4812,11 рост объемов производства0,411,241,53 обновление производства0,872,626,85 повышение стоимости фирмы1,554,6521,65 сохранение трудового коллектива1,735,2027,04 высокие заработки работников0,782,345,46 освоение зарубежных рынков0,421,271,61

Цели руководства предприятий Какие цели наиболее важны для руководства Вашего предприятия? растущие потребности В ситуации кризиса повышается ценность трудового коллектива, квалифицированных кадров.

Проблемы предприятий В каких сферах лежат основные проблемы, мешающие работе Вашего предприятия? *Среднее за гг.

Проблемы предприятий В каких сферах лежат основные проблемы, мешающие работе Вашего предприятия? Среднее за гг. МаксимумМинимумРазброс кадры23,130,218,711,5 финансы предприятия23,034,017,516,5 маркетинг, ценообразование и сбыт22,928,518,79,8 общая экономическая ситуация и законодательство21,542,012,829,2 структура управления предприятия12,418,110,47,7 недостаточное внедрение инноваций на предприятии10,815,09,35,7 внешние взаимоотношения10,214,47,17,3 технологические проблемы предприятия9,612,48,44,0 производственные проблемы предприятия8,010,07,03,0 снабжение7,49,25,63,6 конфликты внутри предприятия4,56,23,82,4

Проблемы предприятий В каких сферах лежат основные проблемы, мешающие работе Вашего предприятия? наиболее нестабильные проблемы

Основные конкуренты предприятий Рост конкурентоспособности производителя, до кризиса – китайского, после кризиса – Восточной Европы.

Отбор кандидатов на участие в Программе Как происходил отбор кандидатов на участие в Программе На предприятиях повышается осознание важности Президентской Программы

Цели на обучение в Президентской Программе Какие главные цели были поставлены перед Вами руководством предприятия поставленные руководством предприятий

Результаты участия в Президентской программе

Организация учебы Степень удовлетворенности Среднее за гг.МаксимумМинимумРазброс Уровнем преподавателей и учебных заведений 49,258,431,027,4 Составом слушателей курса и возможностью обмена опытом 47,953,531,422,1 Обучением иностранному языку 45,153,119,533,6 Обеспеченностью материалами и литературой 44,754,231,123,1 Внимание к Вам состороны преподавателей 43,457,224,632,6 Уровнем организации учебного процесса 42,853,929,924,0 Заинтересованностью обучающей организации в подготовке слушателей 41,052,229,023,2 Системой контроля за результатами обучения 36,047,728,519,2 Совершен-ем процесса подготовки в об.орг. 35,752,026,525,5 Уровнем организации стажировки 29,249,521,428,1 Возможностью выбора интересующих Вас курсов 27,640,319,221,1 Вниманием к Вам со стороны Администрации субъекта РФ в период учебы и после окончания программы 26,733,022,910,1 Связью содержания Программы с практикой 25,431,217,713,5 Изучением зарубежного опыта 19,932,712,819,9

Организация учебы статистические характеристики это скрытый слайд Организации работы Регионального отделения Комиссии по подготовке управленческих кадров Std. Error of MeanStd. DeviationVariance Корректность в обращении1,334,0015,98 Организация тестирования2,056,1637,94 Организация выдачи материалов1,474,4019,36 Помощь в подготовке документов1,855,5430,68 Доп. подготовка по иностранному языку2,153,049,24 Внимание во время учебы2,026,0736,89 Полнота предоставляемой информации2,838,5072,20 Информирование о программе1,484,4419,69 Помощь в решении проблем1,895,6631,99 Организ. информир. о всех программах3,5110,54111,16 Организация финансирования2,827,4655,60 Встречи выпускников с администрацией1,564,6921,95 Организация бизнес-ассоциаций1,745,2227,25

Внимание Администрации субъекта в период учебы и после окончания Программы Степень удовлетворенности результатами обучения в Президентской Программе Повышается взаимосвязь Программы и региональных администраций. Администрации понимают ценность подготавливаемых кадров. Необходимо закрепить эту связь в конкретных совместных проектах.

Связь содержания Программы с практикой Степень удовлетворенности результатами обучения в Президентской Программе Накопленный опыт реализации Президентской Программы не прошел даром – практическая состоятельность Программы неуклонно растет.

Преподаватели и учебные заведения Степень удовлетворенности результатами обучения в Президентской Программе гг. стали наиболее позитивными с т.з. оценок слушателями деятельности преподавателей и учебных заведений. Кризис повысил требовательность управленцев к получаемому бизнес-образованию. организационные изменения в Программе также отразились в понижении оценок.

Обучающая организация Степень удовлетворенности результатами обучения в Президентской Программе «Для управленцев среднего звена – ну, не знаю, может быть, есть какой-то карьерный рост. В принципе, вот в Свердловской области Президентская программа держится на корпоративном обучении. Т.е. это когда такие монстры как СУАЛ, УГМК, Евразэсхолдинг загоняют туда толпами народ»

Подготовка к стажировке Степень удовлетворенности результатами обучения в Президентской Программе

Президентская Программа VS MBA «Естественно, меняется! Тогда все были неопытными – и бизнес-среда, и мы, так сказать, для обучения бизнес-среды. Сейчас опыт приобрели обе части – и образование, и бизнес, причем бизнес это приобретает с гораздо большей скоростью, потому что огромное количество образовательных возможностей, информационных возможностей, открытие пространства за рубеж – пожалуйста, безгранично, и люди активно ездят, активно учатся. Единственное, что, и это сейчас в кризис стало, ну, просто очень заметно – очень много людей покупались на некие модные тематики. Т.е. было просто модно.» «Я считаю, что ничем не отличается. То есть я в самом процессе обучения не увидел ничего нового инновационного, как учили в вузе, так и учили на президентской программе. Наоборот я вижу программу MBA, где качественным коренным образом меняется система обучения, и там действительно люди потом становятся не только успешными бизнесменами, но еще и лояльными к той организации, которую закончили» цитаты

Цели участия в Программе Поставленные цели участия в Президентской программе Сред- нее за гг.Макс.Мин. Раз брос Установление новых связей 55,560,051,78,3 Продвижение по службе 44,250,636,214,4 Повышение своего "веса" на предприятии 39,447,730,117,6 Соответствие занимаемой должности 29,639,122,316,8 Смена места работы 13,118,09,0 Для отстаивания собственных прав 11,966,72,364,4 Для обзаведения собственным делом 10,114,07,16,9 Смена специальности 9,211,08,32,7 Достигнутые цели участия в Президентской программе Сред- нее за гг.Макс.Мин. Раз- брос Установление новых связей 56,961,052,38,7 Повышение своего "веса" на предприятии38,449,619,330,3 Соответствие занимаемой должности34,139,726,713,0 Продвижение по службе 23,530,117,113,0 Для отстаивания собственных прав 12,866,34,561,8 Смена места работы 9,611,75,66,1 Смена специальности 7,29,34,94,4 Для обзаведения собственным делом5,88,03,54,5

Цели участия в Программе Поставленные цели участия в Президентской программе Std. Error of Mean Std. Devia tion Varian ce Установление новых связей 1,473,6113,03 Продвижение по службе 1,494,4719,97 Повышение своего "веса" на предприятии 1,825,4629,81 Соответствие занимаемой должности 2,337,0049,05 Смена места работы 1,043,139,81 Для отстаивания собственных прав 6,8720,61424,95 Для обзаведения собственным делом 0,882,657,04 Смена специальности 0,270,810,66 статистические характеристики это скрытый слайд Достигнутые цели участия в Президентской программе Std. Error of Mean Std. Deviati on Varian ce Установление новых связей 1,593,8915,12 Повышение своего "веса" на предприятии 3,109,3186,74 Соответствие занимаемой должности 1,444,3218,67 Продвижение по службе 1,273,8214,62 Для отстаивания собственных прав 6,7120,12405,00 Смена места работы 0,571,722,97 Смена специальности 0,531,602,56 Для обзаведения собственным делом 0,511,532,33

Динамика поставленных и достигнутых целей Установление новых связей «Топу пойти туда интересно только по двум причинам: первая – это связи, которыми ты обрастаешь… Межотраслевые связи – это раз. Это то, что касается экономики. То, что касается – это политика, т.е. связи в политике. Кто хочет сделать политическую карьеру, очень быстро скребут руками и ногами, и земля летит во все стороны.»

Динамика поставленных и достигнутых целей Продвижение по службе Повышение своего "веса" на предприятии …кто с какой целью шел. Кто- то шел для того, чтобы Программа стала одной из его первых карьерных ступенек. Кто-то шел для того, чтобы в принципе уйти из бизнеса в другой бизнес. Кто-то шел откровенно – потому что там есть зарубежная стажировка. Извините, просто российская любовь к халяве, она влекла таких людей. Их было, возможно, меньшинство, но они были, они проходили конкурсы и так далее.

Динамика поставленных и достигнутых целей Для отстаивания собственных прав Соответствие занимаемой должности гг. достижение цели «соответствие должности» превышало ожидания слушателей г. совпал с массовой реструктуризацией крупных предприятий.

Динамика поставленных и достигнутых целей Обзаведение собственным делом Смена места работы г. понижение достижимости целей смены места работы и обзаведения собственным делом.

Сменили место работы после участия в Программе Растет доля тех, кто остается на предприятии Она называлась программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства, не для органов государственной власти, не кадрового резерва, не партийного резерва, именно организации народного хозяйства. Люди учились, они должны продолжать работать на своих предприятиях, но им нужно какой-то толчок после программы дать, переход на управленческую должность, переход на другое предприятие на управляющую должность. Вот это вообще не было никак проработано, до сих пор никак не прорабатывается.

практические результаты были достигнуты в результате обучения Практические результаты достигнутые в период обучения *Среднее за гг.

Практические результаты достигнутые в период обучения практические результаты были достигнуты в результате обучения Среднее за гг.МаксимумМинимумРазброс Приобретен новый опыт и знания 96,699,591,77,8 Возникли новые идеи по профилю Вашей работы 80,995,264,730,5 Разработаны проекты развития предприятия 55,474,041,033,0 Улучшилось понимание других культурных и социальных систем 64,386,944,742,2 Установлены новые деловые контакты 67,580,555,025,5 Установлены новые коммерческие контакты 29,943,718,425,3 Подписаны контракты 9,415,14,011,1

Динамика практических результатов достигнутых в период обучения Значимость «общего развития» менеджера со временем понижается Произошло «насыщение контактами» бизнес-среды.

Степень реализации проекта подготовленного в период обучения За последние 3 года резко выросла степень реализации проектов

Результаты после окончания Программы Произошли ли следующие события после окончания обучения по Президентской программе *Среднее за гг.

Результаты после окончания Программы Произошли ли следующие события после окончания обучения по Президентской программе Среднее за гг.МаксимумМинимумРазброс Вы получили расширение полномочий в прежней должности 46,953,943,110,8 Вам повысили заработную плату 37,746,819,227,6 Вы получили предложения о работе от других российских фирм 32,141,615,925,7 Вы получили повышение должности 21,327,412,614,8 Вы создали собственное предприятие 8,211,65,06,6 Вы получили членство в правлении, совете директоров 7,513,83,010,8 Вы получили предложения о работе от зарубежных фирм 6,49,52,66,9 Вы получили предложения о работе от органов власти 6,28,73,65,1

Результаты после окончания Программы динамика Расширение полномочий в должности – устойчивый результат Президентской Программы. Получение внешних предложений со временем понижается. Создание собственного предприятия повышается в кризисные периоды.

Результаты после окончания Программы динамика К 2009 году произошло понижение конкуренции за специалистов, что, привело к понижению «повышения зарплат» в результате Президентской Программы.

Работа Ассоциации Произошло насыщение Ассоциаций выпускниками Программы. Со временем рост информированности об Ассоциации растет, а желание участвовать в ней – понижается. Ассоциация исчерпала стартовый лимит позитивных ожиданий, необходимы принципиальные смысловые проекты, обосновывающие ее функционирование.

Работа Ассоциации Получили Вы или Ваше предприятие пользу от участия в деятельности Ассоциации, и в чем она выражалась Какие виды деятельности Ассоциации необходимо усилить, расширить Главный разрыв в ожиданиях и результатах от участия в Ассоциации – НЕ достижение контактов с Администрацией региона.

Про Ассоциацию и власть цитаты когда программа начиналась, там было просто условие, что Президентская программа не является политической силой. С моей точки зрения, это правильно. Другое дело, что, допустим, сейчас ситуация изменилась. И, безусловно, пришло время смены поколений. Менять не на кого. Здесь Президентская программа могла быть неким донором для государственной власти, для политики, с тем, чтобы приходили туда люди какие-то. К сожалению, и перед моими глазами прошло немало таких примеров, когда люди в Ассоциацию приходили как раз с тем, чтобы попасть во власть, чтобы потереться около власти, примелькаться при власти и попасть в эту власть. Ну, вот такого, с моей точки зрения, быть не должно. …. Сейчас ситуация изменилась. И, безусловно, пришло время смены поколений. Менять не на кого. Если речь вести о государственной службе, то, с моей точки зрения, здесь должен быть совершенно отдельный проект. Потому что те компетенции, которые люди получают в бизнесе, они очень хороши, но все должно быть по месту. А компетенции, которые нужны в государственной власти, это немножко другие компетенции. И конкурс, который сейчас проводят на кадровый резерв правительства, это совершенно правильный подход. Это когда люди идут осознанно, проходя какой-то конкурс, какой-то отбор, который заточен не под бизнес, а под власть. есть еще третья сила – это молодежь подросшая. То есть у нас на самом деле в нашем регионе у нас перепроизводство элит. Это очень чувствуется. Несмотря на то, что достаточно много вроде бы всяких там интересных мест, то есть у нас есть губернатор, председатель правительства, есть областное правительство, не в каждом регионе, я думаю, существует кабинет министров

Про мотивы вступления в Ассоциацию цитаты Но я знаю людей, кому она полезна. Личное самоутверждение за счет ресурсов организации. Это стиль управления тех, и кто рядом. Я думаю, что Ассоциация интересна тем людям, которые хотят самореализоваться в общественном мнении. Кто-то самореализовывается на работе, кто-то в спорте, кто- то еще в чем-то, кто-то вот здесь вот. У каждого есть свои мотивы. Я вот, допустим, понимаю, что здесь я, во-первых, черпаю какую-то информацию. Я питаюсь какими-то идеями, я может быть генерирую свои идеи. Ведь сегодня да, мы вращаемся, грубо говоря, в своем бизнесе, мы знаем людей, мы знаем конкурентов, мы знаем поставщиков, где, чего, то есть на выставках постоянно встречаемся. Что происходит, так скажем в других секторах мы не знаем. Мне это интересно, мне приятно общаться. Что-то где-то. И совершенно случайно находишь совершенно случайно бывает находишь какие-то взаимные интересы во-первых, тот ритм, в котором люди находились в учебном процессе, в Программе, он задавал определенный ритм жизни, и это была такая динамика, очень хорошая, очень сильная динамика. А потом человек вдруг выпадал из этой динамики – и организовывалась пустота. И человек как бы не знает, куда себя деть. На самом деле, была очень острая потребность продолжать оставаться в таком динамичном процессе, потому что он хоть и напрягает, но, тем не менее, создает ощущение движения, *** не застоя. Это один момент. Второй момент – ну, по большому счету, единственной причиной, по которой все говорили о том, что Ассоциация нужна, - это круг общения. Это круг общения, это круг контактов, это возможность, скажем, реализовывать свои личные интересы и интересы своей компании через созданный какой-то определенный *** людей, которые с одним видением, с одними взглядами и т.д. Вот, в общем-то, и все. Больше никаких причин для существования Ассоциации, их как бы и не было

Работа региональных отделений Комиссии

Работа регионального отделения Организация работы Регионального отделения Комиссии по подготовке управленческих кадров *Среднее за гг.

Работа регионального отделения Организация работы Регионального отделения Комиссии по подготовке управленческих кадров Среднее за гг. Максиму мМинимумРазброс Корректность в обращении70,274,761,613,1 Организация тестирования53,159,642,217,4 Организация выдачи материалов52,557,442,315,1 Помощь в подготовке документов51,658,739,719,0 Доп. подготовка по иностранному языку49,851,947,64,3 Внимание во время учебы44,751,232,518,7 Полнота предоставляемой информации43,453,429,224,2 Информирование о программе39,143,828,315,5 Помощь в решении проблем37,345,026,918,1 Организ. информир. о всех программах36,456,123,033,1 Организация финансирования35,444,624,320,3 Встречи выпускников с администрацией26,835,218,217,0 Организация бизнес-ассоциаций25,735,318,217,1

Важнейшие аспекты работы РО Организации работы Регионального отделения Комиссии по подготовке управленческих кадров динамика оценок в отборе тоже ничего сверхъестественного нет, я уже не помню как он проводился, чего-то немножко английского немножко чего-то, в общем в любой вуз так набирают, а тем более на второе высшее образование.

ВЫВОДЫ - 1 Конкуренция с MBA В настоящем виде Президентская Программа проигрывает MBA Сейчас Президентская Программа интересна скорее менеджерам среднего звена и корпоративным клиентам Целевая группа MBA - следствие «рыночности» – мода, манипулятивность, нечистоплотность Рекомендация – учитывать «фактор MBA» при дальнейшем позиционировании и разработке стратегии Президентской программы В то же время из-за кризиса MBA себя частично дискредитировало Из-за большого объема Программы и универсальности подготовки – велика доля «халявщиков» В то же время – у бизнесменов накопились свободные деньги, которые они могут потратить независимо от практической целесообразности Разработать стратегию отбора целевых групп – по уровню, отрасли, эксклюзивности, включенности во властные структуры: менеджеров среднего уровня элитный социальный менеджмент подготовка к госслужбе менеджеров среднего уровня элитный социальный менеджмент подготовка к госслужбе

ВЫВОДЫ - 2 Среднее качество работы вузов и преподавателей - понижается Среднее качество работы регионального отделения - повышается У Президентской Программы накопленный организационный потенциал, и наоборот – потеря в качестве преподавания Изменение организационной структуры под проектный принцип управления Привлекать «звезд» MBA и других программ, специальностей – под их именами разрабатывать методики и пиарить их. Известность Ассоциации выпускников ПП растет, а ее востребованность - понижается Потеря стартового потенциала и понижение ожиданий от Ассоциации Стратегия работы с Ассоциацией требует принципиальной разработки. Включение в организационную структуру Президентской программы Существует устойчивый запрос на взаимодействие с властью Организация работы Постпрограммный этап

РЕКОМЕНДАЦИИ ГЛАВНАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ: изменение организационных принципов существования Президентской Программы – переход с текущего на проектное управление. Создание серии ключевых проектов с участниками Президентской Программы. Проекты должны быть экономически обоснованными и взаимосвязанными. Включение административного ресурса, связи с властными структурами федерального и регионального уровней в преимущество Президентской Программы Исследование рыночной среды, учет современных реалий в составлении бизнес-плана дальнейшего развития Президентской Программы. Актуализация информационной базы Президентской программы и подготовка ключевых проектов с ее использованием Создание системы внешнего и внутреннего PR-сопровождения деятельности Президентской Программы. Проблема государственных программ – безликость. Необходимо создать систему «звездных имен», «звездной методики» и продумать принципы их позиционирования в информационной среде.

Спасибо за внимание!