Тема 1 Этнос, нация, цивилизация как объекты национальной безопасности Тема занятия: Современные цивилизационные теории (семинар) Учебные вопросы: 1. Западные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Творческая работа учащихся по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация Цивилизация и общество
Advertisements

ГБОУ Гимназия 1505 «Московская городская педагогическая гимназия – лаборатория» Автор: ученица 10 класса «А» Васильченко Елена Руководитель: к.ф.н. Гутлин.
Презентацию выполнили ученицы 10 класса « А » Овчарова Анна и Евдокимова Юлия.
Тема 2 Общество как социокультурная система Учебные вопросы: 1. Общество как система и объект социологии. 2. Культура как система ценностей и норм.
Теория «локальных цивилизаций» А. Тойнби «Исследование истории» ( )
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
С. Хантингтон ( ) Столкновение цивилизаций: от теории к практике.
ГБОУ Гимназия 1505 «Московская городская педагогическая гимназия – лаборатория» Автор: ученица 10 класса «А» Васильченко Елена Руководитель: к.ф.н. Гутлин.
Презентация на тему: Теория развития цивилизаций А.Тойнби.
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
Домашнее задание §13 читать, материал лекции учить.
Огюст Конт ( ) - основатель позитивизма и позитивной социологии. г. Абдуллаев Амид 2 курс МО.
ИНТЕГРАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ П.А. СОРОКИНА. Выдающийся социолог XX столетия Питирим Александрович Сорокин ( ) вошел в историю мировой социологии как.
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
История. Предмет истории. История. Предмет истории. Связь истории с другими гуманитарными науками. Связь истории с другими гуманитарными науками. Функции.
+ – «ДА» 0 – «Нет» о + о о.
Презентация к уроку обществознания (10 класс) по теме: Презентации к урокам обществознания в 10 классе
Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Духовно-нравственный потенциал программы «Социокультурные истоки» в контексте ФГОС.
Крицкая Е.Р.,учитель истории. Познакомиться с теориями Шубарта, Шпенглера, и Данилевского о многообразии культур. 1. Познакомить учеников с определением.
Транксрипт:

Тема 1 Этнос, нация, цивилизация как объекты национальной безопасности Тема занятия: Современные цивилизационные теории (семинар) Учебные вопросы: 1. Западные теории цивилизации. 2. Отечественная цивилизационная мысль. 3. Диалог цивилизаций.

ОСНОВОПОЛОЖНИКИ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ ТЕОРИЙ Н.Я. Данилевский (выделил 13 культурно- исторических типов) А.Тойнби (разработал теорию локальных цивилизаций) О.Шпенглер (выделил 8 культурно- исторических типов) П.Сорокин (выделил типы социокультурных систем) 2

ОСНОВНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ТЕОРИИ «Теория мировой цивилизации» (стадиальная) изучает прогрессивное развитие человечества, выделяя при этом определенные стадии. Этой теорией главное внимание уделяется общему, т.е. единым для всего человечества законам развития (Ф.Нортроп, А.Крёбер, П.Сорокин) «Теория локальных цивилизаций» изучает большие исторически сложившиеся общности, занимающие определенную территорию и имеющие свои особенности социально- экономического и культурного развития (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби) «Отличие первого направления заключается в том, что его сторонники стремятся найти в океане мировых феноменов не отдельные строго очерченные системы, а объединяющие их «культурные суперсистемы»» (Питирим Сорокин) 3

4 КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ В ТЕОРИИ О.ШПЕНГЛЕРА «Рационалистическая цивилизация, воцарившаяся в Западной Европе, представляет собой деградацию высших духовных ценностей культуры, поэтому и обречена» (Освальд Шпенглер) Египетская Вавилонская Китайская Греко-римская Индийская 3. Старость и закат 1. Рождение и детство 2. Молодость и зрелость Западно- европейская Майя Византийско- арабская Русская Нисхождение (цивилизация) Восхождение (культура)

5 ТЕОРИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ А.ТОЙНБИ «Истинной областью исторического анализа должны быть общества, имеющие как во времени, так и в пространстве протяженность большую, чем национальные государства – это локальные цивилизации» (Арнольд Тойнби) Развившееся цивилизации: западная, русская, византийская, иранская, арабская, индийская, японская, корейская, античная, сирийская, цивилизация Инда, китайская, минойская, шумерская, хеттская, вавилонская, андская, мексиканская, юкатанская, майя, египетская Механизмом рождения цивилизаций является взаимодействие вызова и ответа Рост цивилизации состоит в интенсивном внутреннем самообогащении или самовыражении Цивилизации гибнут не от внешнего врага, а от своих собственных рук

ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич ( ) мыслитель, естествоиспытатель экономист, историк, философ 6

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ (по Н.Я.Данилевскому) Египетский Китайский Древнесемитский Индийский Иранский Еврейский Греческий Римский Аравийский Романо-германский Мексиканский Перуанский Славяно-русский 7

8 Всякое племя или семейство народов, характеризующееся отдельным языком, составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и уже вышло из младенчества Дабы цивилизация могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, принадлежащие к тому или иному культурно-историческому типу, пользовались политической независимостью Начала цивилизаций одного типа не передается народам другого типа, каждый тип вырабатывает их для себя Цивилизация достигает расцвета только при разнообразии этнографических элементов Период роста может быть сколь угодно продолжителен, тогда как период расцвета относительно короток и, по аналогии с растениями, «истощает раз и навсегда их жизненную силу»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ (по Н.Я.Данилевскому) «Всечеловеческой цивилизации не существует и не может существовать, потому что это недостижимый идеал, или, лучше сказать, идеал, достижимый последовательным или совместным развитием всех культурно-исторических типов, своеобразной деятельностью которых проявляется историческая жизнь человечества в настоящем, прошедшем и будущем» ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Пересадка (колонизация) политическая или религиозная экспансия развитых государств (предлагает повсеместное распространение единственной формы цивилизации любыми средствами и методами) Прививка (ассимиляция) форма воздействия одного народа на другой, которая без учета культурной особенности создает условия для использования народа Удобрение плодотворное воздействие развитой цивилизации на только еще складывающийся народ «Цивилизация тем разнообразнее и богаче, чем разнообразнее народности, входящие в образование культурно-исторического типа» (Николай Данилевский) 9

Гарантом безопасности России может быть только несогласованность и разобщенность европейских государств Любые социальные преобразования будут безуспешными, более того - разрушительными, если они будут осуществляться вопреки национальным интересам Отличительная черта «психического настроя» германо-романских народов – насильственность и чрезмерно-развитое чувство индивидуальности; отличительная черта славянских народов – прирождённая гуманность. Политическое равновесие выгодно европейским государствам, которые всегда договаривались друг с другом против России «Европа враждебна России» (Николай Данилевский) 10

11 ТЕОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ П.СОРОКИНА Подчеркивал неразрывную связь социальных процессов с развитием культуры Рассматривал исторический процесс, как прямое поступательное движение и трактовал его как «циклическую флуктуацию», т.е. идущую законченными циклами смену перетекающих друг в друга типов культурных общностей, каждая из которых имеет в основе собственное отношение к действительности и методам ее познания Считал пружинами культурного развития врожденное стремление людей к Истине, Добру и Красоте в сочетании с общественно значимым критерием Пользы «Мы живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие и искать надежные ориентиры в наступивших сумерках. Ночь этой переходной эпохи начинает опускаться на нас, с ее кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами. За ее пределами, однако, различаем расцвет новой великой идеациональной культуры, приветствующей новое поколение - людей будущего».

12 преобладает эмпирически- чувственное восприятие и оценка действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения, т.е. преобладает «истина чувств» и истина наслаждения преобладают сверхчувственные, духовные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу или Идее, т.е. «истина веры» и истина самоотречения Представляет собой некий синтез чувственного и идеационального типов, где чувство уравновешивается интеллектом, вера - наукой, эмпирическое восприятие - интуицией, т.е., по выражению Сорокина, «человеческими умами будет руководить истина разума» ТИПЫ КУЛЬТУР (по П.Сорокину) Исходя из двойственной психобиологической природы человека - существа чувствующего и мыслящего, выделил три типа культуры Своеобразие каждого типа культуры воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии, структуре общественных отношений и определенном типе личности. Их радикальное преобразование и смена обычно сопровождаются кризисами, войнами и революциями.

13 существуют крупные культурные суперсистемы, они функционируют как реальное единство и не совпадают с государством, нацией или любой другой социальной группой суперсистема зиждется на конечной ценности, которую она порождает, развивает и реализует на протяжении своего жизненного пути, и она становится причинно- смысловым единством каждая суперсистема сохраняет свою самобытность, самотождественность вопреки изменениям в составляющих ее компонентах, а внешние воздействия ускоряют либо замедляют, затрудняют или облегчают развертывание ее внутреннего потенциала в процессе развития цивилизации следуют собственным курсом, проходя по этапам зарождения, роста, расцвета, увядания, упадка и возрождения в каждый данный момент жизненный путь суперсистемы и человечества в целом претерпевает изменения и вместе с тем обеспечивает сохранение преемственности, подвергаясь сходным повторам, ритмам, тенденциям общее число суперсистем в истории человечества невелико, число же малых культурных систем практически безгранично в жизненном цикле всех цивилизаций существуют сходные фазы наше время отмечено глубочайшим кризисом - символом конца эпохи преобладания чувственной, теоретической, секулярной, прометеевской, научно-технологической культуры и перехода к интегральному типу цивилизации

ДИАЛОГ общение в различных сферах жизнедеятельности цивилизаций ДИАЛОГ общение в различных сферах жизнедеятельности цивилизаций СТОЛКНОВЕНИЕ вооруженный конфликт на разных уровнях, от мировой до региональной войны СТОЛКНОВЕНИЕ вооруженный конфликт на разных уровнях, от мировой до региональной войны ПРОТИВОСТОЯНИЕ противоборство цивилизаций в геоцивилизационном пространстве ПРОТИВОСТОЯНИЕ противоборство цивилизаций в геоцивилизационном пространстве ПАРТНЕРСТВО сотрудничество цивилизаций на долгосрочной, устойчивой, взаимовыгодной основе ПАРТНЕРСТВО сотрудничество цивилизаций на долгосрочной, устойчивой, взаимовыгодной основе СОТРУДНИЧЕСТВО решение общих проблем цивилизаций на взаимовыгодной основе СОТРУДНИЧЕСТВО решение общих проблем цивилизаций на взаимовыгодной основе Общей тенденцией взаимодействия цивилизаций в XXI столетии будет переход от их противоборства к диалогу, сотрудничеству и партнерству 14

ПОНЯТИЕ ДИАЛОГА ЦИВИЛИЗАЦИЙ Диалог цивилизаций – это, в узком смысле, обмен идеями и опытом между представителями локальных цивилизаций - как одного, так и нескольких существующих одновременно поколений, а в широком смысле - и между выразителями интересов сменяющих друг друга мировых цивилизаций Президент Ирана Мохаммад Хатами СУБЪЕКТЫ ДИАЛОГА ЦИВИЛИЗАЦИЙ представители общественных организаций Работники СМИ, искусства, культуры Теологи Ученые Туристы Политики 7-8 ноября 2001 г. на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция «Глобальная повестка дня для диалога между цивилизациями» В 1999 году в ЮНЕСКО со стороны Хатами был передан документ под названием «Диалог цивилизаций - путь к взаимопониманию и сотрудничеству» 15

Диалог ослабляет социокультурные основы столкновения цивилизаций Диалог помогает преодолеть противостояние цивилизаций Диалог является необходимой предпосылкой сотрудничества между цивилизациями Диалог является фундаментом высшей формы взаимодействия цивилизаций - их партнерство в решении глобальных проблем «Наша цивилизация еще только начинается, и мы не в силах представить себе, даже при самом пылком воображении, до какой власти над природой доведет она нас» (Николай Чернышевский, русский писатель) 16

модернизация не обязательно означает вестернизацию, так как распространение западных ценностей не приводит к возникновению всеобщей цивилизации новый мировой порядок формируется на основе цивилизаций, а попытки переноса обществ из одной цивилизации в другую являются бесплодными демографический взрыв ислама имеет дестабилизирующие последствия для мира претензии Запада на универсальность приводят к конфликтам с другими цивилизациями, особенно с исламом и Китаем впервые в истории глобальная политика многополюсная (полицивилизационная) изменяется баланс сил между цивилизациями за счет снижения влияния Запада и возрастания мощи азиатских стран выживание Запада зависит от способности американцев подтвердить свою западную идентификацию и консолидации христианской цивилизации против вызовов других культур незападные цивилизации вновь подтверждают ценность своих культур на линиях разлома цивилизаций отмечаются этнонациональные и этноконфессиональные конфликты и войны 17

внутри одного государства между группами из разных цивилизаций между соседними странами, принадлежащими к различным цивилизациям ФОРМЫ МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ (по С.Хантингтону) на глобальном или макроуровне между региональными державами, принадлежащими к различным цивилизациям Сэмюэль Хантингтон - американский политолог, создатель геополитической концепции "столкновения цивилизаций" могут проходить как мирным образом, так и с применением военной силы между группами, пытающимися создать новые государства на обломках прежних 18

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭТНОЛАНДШАФТА И ЭПИЦЕНТРА КОНФЛИКТА ЦИВИЛИЗАЦИЙ Китайская Японская Индуистская Православная Западная Исламская По В.Деркачеву многие исторические эпицентры конфликтов расположены на тройных конфессиональных границах мировых цивилизаций западнохристианской, православной и исламской (Балканы, Левант, Крым) исламской (арабской, тюркской), индийской и китайской (Афганистан, Таджикистан, Пенджаб) православной, китайской и японской (Маньчжурия) 19