Изменение практик развития К.Поливанова Изменение практик развития и его последствия К.Н.Поливанова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Изменение практик детского развития. «Проблема развития является центральной и основной для всех областей научного знания.» Л. С. Выготский.
Advertisements

Ценности – нравственные императивы, детерминирующие поведение личности в ситуации жизненного выбора. Ценности – это не то, что служит нам, а то, что своим.
Проект : « Административная контрольная работа ».
Необходимые условие для совершенствования системы дошкольного образования Целостное представлен ие о ребенке дошкольного возраста. Представление о целостной.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ. Вопросы школьного обучения – это вопросы формирования личности Стороны готовности к школе: - физическая - интеллектуальная.
Готовность к школе В современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к учебной деятельности.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 58 Колпинского района Санкт - Петербурга.
Возрастные особенности детей 6-7-лет.
Характеристика дошкольного детства Возрастная психология.
Самостоятельное, ответственное, инициативное педагогическое действие К.Н.Поливанова, Красноярск
Психологические факторы эффективности адаптации первоклассников.
Моделирование образовательной среды, направленной на развитие проектной и исследовательской деятельности младших школьников.
«Каким должен быть первоклассник» Педагог-психолог РяжскихО.В. МБДОУ Д.С. «Березка».
Воспитательная система школы Образовательная программа ИРО «Управление развитием воспитательных систем»
Зигмунд Фрейд ( ) Психоанализ теория, объясняющая психическое развитие личности (теория личности); метод исследования личности; метод психологической.
Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающегося: сущность, проблемы, критерии и условия организации Банцова М.Г., Братский.
Возрастная психология Основные закономерности развития Киселева Татьяна Геннадьевна, к.пс.н., доцент.
Возрастные особенности младшего школьника Теория деятельности Патрикеева Ирина Евгеньевна …один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии. Л.С.
Курсовой проект « Природосообразный принцип в организации обучения : перспективы, проблемы ». Выполнила : учитель математики МОУ гимназии 15 Смотрова Е.
Цели и задачи: Сформировать общее представление о способах овладения будущей профессией через составление схемы личного профессионального плана ; Определить.
Транксрипт:

Изменение практик развития К.Поливанова Изменение практик развития и его последствия К.Н.Поливанова

Почему мы говорим о практиках? Всякая психологическая функция появляется на сцене дважды: сначала в интерпсихической форме, а затем - в интрапсихической. Следовательно, в практиках мы ищем (и до сих пор находили) точки роста индивидуальных способностей Разговор пойдет о «естественных» практиках: о сложившихся формах, традиционно обеспечивавших возрастные новообразования

Периодизация Фрейда 0-1 оральная фаза 1-3 анальная фаза 3-6 фаллическая фаза 6-12 латентная фаза генитальная фаза Каждая фаза, по Фрейду, характеризуется запретом-конфликтом-разрешением

0 -1 первый укус при кормлении Искусственное вскармливание

1-3 приучение к горшку Памперсы 3-6 – преодоление Эдипова комплекса Неполная семья

Однако к 6 годам должна сформироваться полная трехкомпонентная структура личности: оно Сверх Я Я Видимо, она не формируется

6-12 латентная фаза Благополучно? Кажется, да. Не торопитесь радоваться!

12-18 генитальная фаза Мы надеемся, что они заняты А они….

Таким образом, Сегодня мы имеем другие практики развития, и, следовательно, другой тип личности. И что? А, действительно, что?

Некоторые феномены Игра (Е.О.Смирнова) Недоразвитие произвольности З года 7 лет 50-е 2000-е

Готовность к школе 1980-е мотивы Знание о школе Позиция школьника

Поступление в школу При исследовании позиции школьника в 2006 в сравнении с данными 1980-х было обнаружено: Гораздо бОльшая информированность о школе; Снижение учебной мотивации; Повышение интеллекта (общей информированности); Отсутствие различения школьной и дошкольной жизни; Отсутствие позиции школьника как ядра личности Поступление в школы не маркировано личностными новообразованиями

Что мы теряем? Теряем ли? Современные практики характеризуются отсутствием собственного усилия, собственного преодоления. Исчезает ощущение усилия Что это означает? Для меня – исчезновение практики развития. Антропологическая рамка: исчезновение субъктности; ср. «смерть субъекта»

Исчезновение детства, Исчезновение будущего Исторически будущее (метафора) возникает как ЛИЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ вопреки РОКУ (судьбе) До того бытовала метафора цикла, повторения и т.д. (в традициональном сообществе нет личного действия и нет будущего) отсутствие перспективы «Исчезновение детства»: исчезает различие между грамотным и неграмотным (диктат картинки)

Нет усилия (личного действия) – нет будущего, Нет преодоления – нет взрослого, нет субъекта

Где осталось преодоление? В работе с текстом…. Порождение текста…. Порождение смысла…. Кейс как особая «художественная модель»….

Гарри Поттер Структура волшебной сказки; Качества героя инициативность, стремление достичь цели во что бы то ни стало. Волшебные помощники чудесным образом помогают, но требуют уверенности в себе, силы, отваги, смелости. При этом результат столкновения с силами зла всегда неожидан, непредсказуем. В отношении читателей: ВОЛШЕБСТВО! Предельное могущество как суррогат субъектности

Резюме (оптимистический прогноз) Искусственное восстановление ситуаций, провоцирующих усилие; Ритмичность периодов детства (образования) Насыщение образования разнообразными ситуациями интерпретации текстов (культурных образцов); Искусство как образовательная область (претерпевание) Смыслопорождение как содержание образования

Резюме (пессимистический прогноз) Вопросы есть?