Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа 45» г. Владимира.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель физики МОУ СОШ 11 г.Твери Михайлова Л.В..
Advertisements

Работа ученика 11 «А» класса ГОУ СОШ 506 с углубленным изучением экономики Квач Е.Н.
Радиация: влияние на человека и её последствия. Что такое радиация?
Презентация к уроку по ОБЖ (8 класс) по теме: Ионизирующее излучение.
Радиоактивность - явление испускания атомами невидимых проникающих излучений Радиоактивность - явление испускания атомами невидимых проникающих излучений.
Физика атома и атомного ядра. Состав атомных ядер ядра различных элементов состоят из двух частиц – протонов и нейтронов. протоновнейтронов Протон m p.
* Источниками облучения являются естественный радиационный фон Земли, техногенно измененный естественный фон и искусственный радиационный фон. В результате.
Планетарная модель атома наука, позволяющая предсказать поведение огромного числа физических систем – от Галактик до атомов и атомных ядер «Наука вынуждает.
Воздействие радиации на организм человека Воздействие радиации на организм человека Презентацию подготовила Ученица 9 «В» класса МОУ «Лицей» Ромаева Олеся.
Урок-конференция Радиация и ее воздействия на биологические объекты Учитель Прокопец Н.Д.
Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивного излучения.
РАДИОАКТИВНОСТЬ. АЛЬФА-, БЕТА-, ГАММА-РАСПАД АТОМНОГО ЯДРА. Автор презентации: Лебедева Марина Геннадьевна МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов.
Работа студентки гр. Х-11 1/9 «Днепропетровский политехнический колледж» Чуб Анны.
Открытие радиоактивности.
Радиоактивность. Общие понятия.. Атом. Химический элемент., где: X – обозначение химического элемента Z – заряд ядра A – массовое число.
КЕМЕРОВСКИЙ ОБЪЕДИНЕННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ.
Радиоактивные превращения атомных ядер МКОУ «Розентальская основная школа» Москаленский МР Омская область Выполнила: учитель 1 категории Жилина Ирина Ивановна.
РАДИАЦИЯ
Ионизирующие излучения и их взаимодействие с веществом Лекция 3.
«Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты». Преподаватель-организатор ОБЖ МОУ «СОШ» с. Каменка МОУ «СОШ» с. Каменка Поташов.
Транксрипт:

Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа 45» г. Владимира

Задачи: 1. Систематизировать знания о строении атома. 2. Обобщить знания о ядерных реакций. 3. Дать понятие радиоактивности и радиации. 4. Показать воздействие радиации на человека. 5. Рассмотреть способы защиты от радиации. 6. Рассказать о последствиях катастроф на АЭС.

26 апреля 1986 год 31 человек, погибший от острого лучевого поражения или ожогов 134 человека, переболевших острой лучевой болезнью той или иной степени тяжести; 50 млн. кюри активности, выброшенных из разрушенного реактора и выпадавших затем из радиоактивного облака на территории Украины, Белоруссии, России и многих европейских государств. Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. реакторрадиоактивных

более 115 тыс. человек из 30- километровой зоны были эвакуированы. Для ликвидации последствий были мобилизованы значительные ресурсы, более 600 тыс. человек участвовали в ликвидации последствий аварии. В результате аварии произошёл выброс в окружающую среду изотопов урана,изотоповурана плутония плутония, йода-131йода-131 (период полураспада 8дней), цезия-134 цезия-134 (период полураспада 2года), цезия-137цезия-137 (период полураспада 33 года), стронция-90стронция-90 (период полураспада 28 лет).

« В сейсмоопасном районе одно наложилось на другое: технологическая проблема на станции и природное бедствие…» ( из газет) 11 марта 2011 года, из строя вышли системы охлаждения по крайней мере на двух АЭС страны. На четырех энергоблоках «Фукусима-1» с 12 марта произошла целая серия взрывов. В результате аварий на территории вокруг станции повысился радиационный фон.

1. В ядре атома углерода содержится 12 частиц. Вокруг ядра движутся 6 электронов. Сколько в ядре этого атома протонов и нейтронов? 2. Сколько протонов, нейтронов и электронов в положительном ионе лития? 3. Что имеет большую массу: атом лития или положительный ион лития? Атом хлора или отрицательный ион хлора? Ядро заряжен о положительно. Заряд ядра численно равен порядковому номеру элемента Z, он определяет число электронов в электронной оболочке атома и ее строение. Давайте подумаем:

Базовый уровень. 1. Каков знак электрического заряда ядра атома? 2. Какого знака заряд имеет электрон? Протон 3. Существуют ли aтoмныe ядра с зарядом меньшим чем у протона? Почему? 4. Атом хлора принял один электрон. Как называется полученная частица? Какой ее заря 5. В ядре атома азота 14 частиц, из них 7 нейтронов. Сколько протонов и электронов содержится в этом атоме? 6. Вокруг ядра атома кислорода движется 8 электронов. Сколько протонов имеет ядро атома кислорода? Высокий ypoвень. 1. Почему масса атома водорода ненамного отличается от массы протона? Намного ли отличаются размеры атома водорода от размеров протона? 2. В каком из перечисленных ниже случаев можно утверждать, что мы имеем дело с двумя атомами одного и того же химического элемента: а) в ядрах атомов одинаковое число частиц; б) в ядрах атомов одинаковое число протонов; в) в ядрах атомов одинаковое число нейтронов?

Интересно : Во что превратится атом натрия, если «убрать» из его ядра один протон, не изменяя количество электронов? Процесс превращения ядер одних элементов в ядра других называется ядерной реакцией. Ядерные реакции бывают самопроизвольные и искусственные. Первую управляемую ядерную реакцию осуществил Ферми (США) в 1942 г. Цепная реакция деления осуществлена в двух формах: неуправляемая (атомная бомба) управляемая (ядерный реактор)

Ядерная реакция – это процесс взаимодействия атомного ядра с другим ядром или элементарной частицей, сопровождающийся изменением состава и структуры ядра. В результате ядерных реакций могут образовываться новые радиоактивные изотопы, которых нет на Земле в естественных условиях. Ядерные реакции используются для изучения строения и свойств атомных ядер, получения ядерной энергии и радиоактивных изотопов.

Примером самопроизвольных ядерных реакций являются реакции радиоактивного распада. Различают несколько видов радиации. Альфа-частицы : относительно тяжелые, положительно заряженные частицы представляющие собой ядра гелия. характерен для радиоактивных элементов с порядковым номером больше 83 Бета-частицы - это просто электроны. Гамма-излучение имеет ту же электромагнитную природу, что и видимый свет, однако обладает гораздо большей проникающей способностью. Рентгеновское излучение подобно гамма-излучению, но имеет меньшую энергию. Кстати, наше Солнце - один из естественных источников рентгеновского излучения, но земная атмосфера обеспечивает от него надежную защиту.

Найдите недостающие обозначения в следующих ядерных реакциях

Реакция деления тяжелых ядер осуществлена впервые на уране 92 U 235. Чтобы ядро урана распалось на два осколка, ему сообщается энергия активации ( 1 МэВ). Эту энергию ядро урана получает, захватывая нейтрон. Ядро приходит в возбужденное состояние и под действием кулоновских сил отталкивания происходит деление ядра на два радиоактивных осколка неравной массы, которые испускают 2 или 3 вторичных нейтрона. Вторичные нейтроны поглощаются соседними ядрами урана и вызывает их деление. Реакция сопровождается выделением огромной энергии. Например, при полном сгорании 1 г урана выделяется 8.28·10 10 Дж энергии.

Предлагаю написать реакции распада и сдать работу. ( составьте цепочку превращений) 1. Ядро какого химического элемента является продуктом одного альфа-распада и двух бета-распадов ядра данного элемента ? 2.Ядро изотопа висмута получилось из другого ядра после одного альфа-распада и одного бета-распада. Что это за ядро?

Следует различать радиоактивность и радиацию. Источники радиации - радиоактивные вещества или ядерно-технические установки (реакторы, ускорители, рентгеновское оборудование и т.п.) - могут существовать значительное время, а радиация существует лишь до момента своего поглощения в каком-либо вещество.

Основным источником этого радиоактивного инертного газа является земная кора. Проникая через трещины и щели в фундаменте, полу и стенах, радон задерживается в помещениях. Другой источник - это сами строительные материалы (бетон, кирпич и т.д.). Радон может поступать в дома также с водой (особенно из артезианских скважин), при сжигании природного газа. Радон в 7,5 раз тяжелее воздуха, поэтому концентрация радона в верхних этажах многоэтажных домов обычно ниже, чем на первом этаже. Основную часть дозы облучения от радона человек получает, находясь в закрытом, непроветриваемом помещении; регулярное проветривание может снизить концентрацию радона в несколько раз. При длительном поступлении радона и его продуктов в организм человека многократно возрастает риск возникновения рака легких.

Радиоактивности измеряется в Беккерелях (Бк), что соответствует 1распаду в секунд. 1 Кюри (Ки) = Бк. При распадах источник испускает ионизирующее излучения. (экспозиционная доза ) измеряется в Рентгенах (Р). Действие распространенных бытовых дозиметров основано на измерении ионизации за определенное время, то есть мощности экспозиционной дозы. Единица измерения - микроРентген/час. Мощность дозы, умноженная на время, называется дозой. ( Зиверт/час).1 Зиверт = 100 Рентген. Мощности дозы с уменьшается с увеличением расстояния от источника бытовой дозиметр- радиометр гамма- и бета-излучения АНРИ "Сосна". профессиональный радиометр СРП-88

Основу этого воздействия составляет передача энергии радиации клеткам организма. Облучение может вызвать нарушения обмена веществ, инфекционные осложнения, лейкоз и злокачественные опухоли, лучевое бесплодие, лучевую катаракту, лучевой ожог, лучевую болезнь. Последствия облучения сильнее сказываются на делящихся клетках, и поэтому для детей облучение гораздо опаснее, чем для взрослых. По наследству не передается( по данным Японии. Исследовано детей, переживших Хиросиму и Нагасаки) Воздействие радиации на человека называют облучением.

От источника радиации защищаются временем, расстоянием и веществом. Временем - чем меньше время пребывания вблизи источника радиации, тем меньше полученная от него доза облучения. Расстоянием - излучение уменьшается с удалением от компактного источника (пропорционально квадрату расстояния). Если на расстоянии 1 метр от источника радиации дозиметр фиксирует 1000 мкР/час, то уже на расстоянии 5 метров - 40 мкР/час. Веществом - необходимо, чтобы между Вами и источником радиации оказалось как можно больше вещества(, обычная одежда).