Контроль в детском саду как средство реализации ФГТ. Рыбакова В.А. – заведующий МБДОУ детский сад 13 «Рябинка»
Контроль – это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. М.М. Поташник обращает внимание на то, что контроль носит особый по содержанию характер, ибо предполагает периодическое отслеживание промежуточных, конечных и отдаленных результатов образовательной деятельности, сравнение этих результатов с прогнозами. Ю.А. Конаржевский указывает, что по своему назначению контроль является одной из важнейших управляющих функций, которая непосредственно связана с функциями анализа и целеполагания, а при отсутствии цели нечего контролировать. В.С. Лазарев отмечает важность функции контроля для совершенствования процесса управления: контроль позволяет выявить необходимость принятия управленческих решений в случаях, когда реальное положение дел не соответствует желаемому. В задачи контроля входит также формирование информационной базы для оценки работы персонала и побуждение исполнителей к продуктивной работе. Наконец, контроль позволяет выявить наиболее ценный опыт педагогической и управленческой деятельности. К.Ю. Белая полагает что именно контроль в различных его формах и методах обеспечивает обратную связь управляющей и управляемой подсистем на любом уровне, помогает выявить недостатки в работе, установить их причины, а значит, наметить пути их устранения с помощью коррекции и регулирования деятельности.
Основные нормативные документы, регламентирующие содержание деятельности ДОУ в современных условиях 1.Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от г. 666) 2.Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от ) (введены с г) 3. Квалификационные характеристики должностей работников образования (приказ Минздравсоцразвития РФ от н) 4.О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (приказ МОиН РФ от ) 5.СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (введен с г.) 6. СанПиН «Изменения 1 к СанПиН …»
Основные нормативные документы, регламентирующие организацию контроля в сфере образования 1. Закон РФ «Об образовании» от (в редакции от )(ст Лицензирование образовательной деятельности; ст. 38 Государственный надзор за соблюдением законодательства РФ в области образования. Государственный контроль качества образования) 2. Закон РФ от ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» 3. Постановление Правительства РФ от года 116 «Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования» 4. Письмо Министерства образования РФ от «Об обеспечении инспекционно- контрольной деятельности» (приложение 3) 5. Письмо Министерства образования РФ от «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений»
6. Распоряжение Комитета по образованию от р «Об органах самоуправления и общественного контроля государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга» 7. Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" 8. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от р «Об утверждении концепции развития государственно-общественного управления образованием в Санкт-Петербурге» 9. Письмо Департамента стратегического развития Минобрнауки РФ от «Рекомендации по подготовке Публичных докладов региональных органов управления образованием и образовательных учреждений».
Цели контроля в ДОУ: - Исполнение требований законодательства РФ в области дошкольного образования - Выполнение Федеральных государственных требований по дошкольному образованию - Выполнение локальных актов ДОУ - Изучение и оценка качества образования, развития и оздоровления воспитанников - Оценка качества образовательных услуг ДОУ - Повышение эффективности результатов образовательного процесса, анализ результатов инновационной деятельности - Выработка предложений по принятию мер по устранению выявленных нарушений - Анализ и прогнозирование тенденций развития дошкольного образовательного учреждения
Принципы контроля: - законность - реализация и защита прав участников образовательного процесса - приоритетность качества образования и качества жизни воспитанников - государственно-общественный характер контроля - открытость и доступность информации по результатам контроля
Основные виды контроля в ДОУ: - Предупредительный контроль - Тематические проверки (одно направление деятельности) - Комплексные проверки (два и более направлений деятельности) - Оперативный контроль (текущий) - Смотры, смотры-конкурсы - Вторичный контроль (выполнение предписаний, предложений проверок, рекомендаций аттестации педагогов, решений педсоветов, рабочих совещаний, смотров и др.) - Система мониторинга (оздоровительной, образовательной, коррекционной работы с воспитанниками, работы с родителями воспитанников и др.) - Отчеты педагогов и специалистов учреждения - Творческие отчеты - Публичный отчет дошкольного образовательного учреждения - Другие формы контроля
Формы государственно- общественного контроля в ДОУ: - Общественное наблюдение (организация питания, медицинского обеспечения, создание условий, др.) - Общественная экспертиза (программа развития ДОУ, основная общеобразовательная программа дошкольного образования, проведение конкурсов, материалы публичного доклада, разработка положений об органах государственно-общественного управления и др.) - Публичный доклад о деятельности ДОУ
Документы и материалы по результатам контроля: - Внешний контроль за деятельностью ДОУ(акты, справки, предписания проверяющих организаций) - Внутренний контроль (административный, медицинский, методический, общественный): – справки проверок; справки смотров (конкурсов); - фиксирование текущего оперативного контроля (тетради, персональные карточки, протоколы педсоветов, рабочих совещаний); - отчеты; материалы самоанализа; - материалы итогового и промежуточного мониторинга развития детей; - материалы анкетирования педагогов, специалистов, родителей воспитанников и др.; - материалы публичного отчета ДОУ
Организация контроля в форме проверок: 1 этап – подготовительный – отражение в плане-графике контроля в годовом плане и плане работы учреждения на месяц, - ознакомление сотрудников с планом-графиком контроля в начале учебного года, - составление плана-задания проверки(памятки, схемы, анкеты и др. материалы для проверки), - определение состава комиссии проверяющих (председатель и члены комиссии), привлечение (при необходимости) компетентных специалистов др. организаций, родителей воспитанников, - определение объема проверки и методов проверки (изучение документации, наблюдение, анализ, беседа, экспертиза, анкетирование и др.); - распределение объема проверки среди членов комиссии в соответствии с компетенцией проверяющих; - определение сроков проверки; издание приказа о проведении проверки; инструктаж, консультирование сотрудников по вопросам проверки
этапы контроля 2 этап – основной – непосредственное проведение проверки в соответствии с планом-заданием (продолжительность – 5-10 рабочих дней) 3 этап – заключительный - оформление результатов проверки (справка) и ознакомление работников ДОУ с материалами проверки под роспись в течение 7 дней с момента завершения проверки; - издание приказа по результатам проверки (поощрение, наказание, проведение вторичного контроля и др.) - обсуждение результатов проверки на педсовете, общем собрании сотрудников, рабочем совещании, заседании родительского комитета и др.
Компетенция руководителя ДОУ при организации контроля: Планирование, нормирование, тематика контроля, определение состава комиссии проверяющих находятся в исключительной компетенции руководителя дошкольного образовательного учреждения
Алгоритм контроля Цель контроля Объект контроля Разработка плана контроля Сбор информации Первичный анализ изученного Выработка рекомендаций Проверка исполнения рекомендаций
Основания для осуществления контроля в ДОУ: Плановый контроль – годовой план ДОУ (план-график контроля на год), плановые проверки органа управления образованием, надзорных органов Внеплановый контроль – - Поручения и задания учредителя - Задания надзорных органов - Жалобы и обращения родителей воспитанников - Чрезвычайная ситуация в ДОУ
Публичный доклад ДОУ Публичный доклад –аналитический публичный документ в форме периодического отчета образовательного учреждения перед обществом, обеспечивающий регулярное (ежегодное) информирование о состоянии и перспективах развития ДОУ (адресован широкому кругу читателей). Основные цели публичного доклада – согласование интересов всех участников образовательного процесса; обеспечение прозрачности функционирования ДОУ; информирование потребителей услуг о приоритетах развития ДОУ, планируемых мероприятиях и ожидаемых результатах деятельности. Особенности публичного доклада – аналитический характер текста (факты, данные, оценка, анализ), ориентация на широкий круг читателей, доступный стиль изложения, презентационный тип оформления, регулярность предоставления публичного доклада (раз в год).
Подготовка Публичного доклада: - Утверждение состава рабочей группы по подготовке публичного доклада; - Сбор и подготовка необходимой информации для доклада (статистическая отчетность, материалы внутреннего и внешнего мониторинга деятельности ДОУ, отчеты и др. материалы, динамические сравнения данных по годам, месяцам); - Определение информационного сопровождения публичного доклада (СМИ; сайты, печатное издание и др.) - Обсуждение проекта доклада с привлечением коллектива ДОУ, общественности, родителей воспитанников
Информация для включения в Публичный доклад : 1.Общая характеристика учреждения. 2. Особенности образовательного процесса. 3. Условия осуществления образовательного процесса. 4. Результаты деятельности ДОУ. 5. Кадровый потенциал. 6. Финансовые ресурсы ДОУ и их использование. 7. Решения, принятые по итогам общественного обсуждения. 8. Заключение. Перспективы и планы развития.