Учебно-методический комплекс дисциплины (ГОС) Тетюшкина Светлана Александровна Инженер 1 категории УМЛ и МО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
LOGO Школа педагогического мастерства Рекомендации по методическому обеспечение аудиторных занятий.
Advertisements

Рабочая программа по учебному предмету 1.Что такое Рабочая программа? 2.Какова ее структура? 3.Что отражает каждый элемент структуры Рабочей программы?
Рабочая программа как нормативный документ в педагогической практике учителя.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» Структура.
Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
Занятие 3 Основой образовательной деятельности в ОУ является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и.
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ показателей деятельности образовательного учреждения ВПО, необходимых для установления его государственного статуса Критерии показателей.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов.
Рабочие программы Теоретический семинар Подготовила Шпилевая Е.В г.
УМКД, рабочая программа дисциплины и ФОС. - Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – совокупность.
Содержание образования определенного уровня и направленности в конкретном образовательном учреждении определяется основной образовательной программой,
Конструирование учебно-методического комплекса. Учебно-методический комплекс является обязательной частью основной образовательной программы ВУЗ, разрабатывается.
Рабочая программа – это учебная программа, разработанная на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании») для конкретного образовательного.
Примерные методические рекомендации по составлению рабочей программы педагога учебный год Консультант Комитета образования Солдатова Е.В.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гунявина Наталья Леонидовна, начальник Управления методического обеспечения.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Обязательным условием для использования ДОТ является наличие: учебно-методических комплексов, методически и технологически подготовленных для самостоятельной.
Методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов (школа молодого педагога) г. Гай.
Самостоятельная деятельность обучающихся - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его.
Транксрипт:

Учебно-методический комплекс дисциплины (ГОС) Тетюшкина Светлана Александровна Инженер 1 категории УМЛ и МО

Нормативная база В соответствии с письмом МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ от N ИН/13 О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов и письмом заместителя руководителя Рособрнадзор Е.Н Геворкян от ин/ак учебно- методический комплекс дисциплины является частью основной образовательной программы высшего учебного заведения, разрабатываемой по каждому направлению или специальности подготовки, и в него входят: Рабочая учебная программа дисциплины, содержащая: - цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями основной образовательной программы, в том числе имеющие междисциплинарный характер или связанные с задачами воспитания; - содержание дисциплины, структурированное по видами учебных занятий с указанием их объемов; - учебно-методическое обеспечение дисциплины, включая перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю и методические указания студентам; - требования к уровню освоения программы и формы текущего промежуточного и итогового контроля.

Методические рекомендации по разработке Учебно-методического комплекса дисциплины утверждены приказом ректора от 17 сентября 2010 г. 477/а

Учебно-методический комплекс дисциплин – система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ. УМКД является частью основной образовательной программы высшего учебного заведения, разрабатываемой по каждому направлению или специальности подготовки. Учебно-методические и учебные материалы, включаемые в УМКД, должны предусматривать логически последовательное изложение учебного материала, использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих студентам глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике. Кафедра-разработчик УМКД является ответственной за качество подготовки УМКД, соответствие требованиям ГОС по специальности/направлению, за учебно-методическое и техническое обеспечение соответствующей дисциплины, в том числе за обеспечение учебного процесса учебной и учебно- методической литературой.

Порядок разработки, контроль содержания и качества УМКД

Разработка УМКД осуществляется профессорско-преподавательским составом закрепленной кафедры Материалы, входящие в УМКД, обсуждаются и утверждаются на заседании кафедры и рассматриваются на учебно-методической комиссии института Учебно-методические комплексы должны ежегодно обновляться и совершенствоваться.

Кафедра – разработчик УМКД осуществляет текущий контроль содержания и качества подготовки УМКД. С этой целью на кафедре: разрабатывается и утверждается план подготовки УМКД по соответствующей дисциплине, в котором определяются сроки и ответственные за подготовку Учебно-методических материалов комплекса; план подготовки на текущий год отражается в индивидуальном плане преподавателя; рассматриваются учебные и учебно-методические материалы, представляемые разработчиками УМКД; обеспечивается своевременный заказ в библиотеку основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы; ежегодно оценивается готовность УМКД к использованию в учебном процессе, принимаются оперативные меры по устранению недостатков, после чего утверждаются кафедрой; кафедра по мере необходимости осуществляет пополнение новыми и обновление устаревших материалов комплексов; разработанные УМКД хранятся на кафедре, ответственной за разработку данного УМКД.

Структура УМКД

Структурными элементами УМКД являются: рабочая учебная программа дисциплины; методические указания для студентов; методические рекомендации (материалы) для преподавателей; материалы текущего и итогового контроля знаний студентов; курсовые проекты/работы, лабораторные работы студента (если предусмотрены учебным планом); учебно-методическая литература и дополнительные материалы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (МАТЕРИАЛЫ) ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ Методические рекомендации для преподавателя должны указывать на средства и методы обучения, способы учебной деятельности, применение которых наиболее эффективно для освоения тех или иных разделов и тем рабочей программы. Они включают в себя: методический комментарий по данному блоку; учебно-методическая литература, соответствующая рабочей программе дисциплины в печатном или электронном виде; образцы текста лекций, курсового проекта/работы, лабораторной работы и т.д. (преподавателя и/или студента).

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ Методические указания студентам должны раскрывать рекомендуемый режим и характер учебной работы по изучению теоретического курса (или его раздела/части), практических и/или семинарских занятий, лабораторных работ (практикумов), и практическому применению изученного материала, по выполнению заданий для самостоятельной работы, по использованию информационных технологий и т.д. При разработке рекомендаций необходимо исходить из того, что часть курса изучается студентом самостоятельно.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Рабочая программа дисциплины – основной рабочий документ преподавателя, определяющий содержание, объем и порядок изучения учебной дисциплины, а также формы (виды) контроля знаний студента по этой дисциплине. Преподаватель вправе творчески использовать различные способы построения программы (линейный, концентрический, тематический, проблемный, цикло-блочный, модульный и др.).

ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ: - оптимизация структуры и содержания учебного материала с целью обеспечения содержательно-логических связей с другими учебными дисциплинами (предыдущими и последующими); - устранение дублирования изучаемого материала с другими учебными дисциплинами; - определение совокупности знаний, умений и навыков в результате освоения дисциплины; - распределение объема часов учебной дисциплины по курсам, семестрам, темам и видам занятий; - определение форм текущего, промежуточного и итогового контроля знаний обучающихся с использованием соответствующих оценочных средств; - учебно-методическое обеспечение дисциплины; - материально-техническое обеспечение условий реализации дисциплины.

К содержанию рабочих программ предъявляются следующие требования: - соответствие программ Государственным образовательным стандартам; - соответствие программ принципам высшего профессионального образования: универсальность и фундаментальность образования; - отражение в программах основных направлений научной, творческой и педагогической деятельности университета; - включение в содержание программы регионально- ориентированного материала, способствующего пониманию общенаучных и специальных знаний; - соответствие программ общей логике образовательного процесса по годам и семестрам обучения.

При разработке рабочей программы должны быть учтены: - содержание рабочей программы учебных дисциплин, изучаемых на предыдущих, параллельных и последующих этапах обучения; - материальные и информационные возможности Университета; - новейшие достижения в области науки, техники, экономики, социальной сферы; - прогрессивные формы, технологии обучения и методы воспитания.

Обновление и хранение рабочей программы дисциплины –Рабочая программа подлежит ежегодному пересмотру на заседании кафедры и переутверждению заведующим кафедрой; –Рабочая программа дисциплины храниться на кафедре в печатном и электронном виде. Если рабочую программу дисциплины разрабатывала не выпускающая кафедра, то один экземпляр титульного листа утвержденной рабочей программы вместе с электронной копией рабочей программы передается на выпускающую кафедру; –Устаревшие версии рабочей программы хранятся в течение 5 лет на кафедре.

Разделы рабочей программы: цели и задачи дисциплины требования к уровню освоения дисциплины объем дисциплины и виды учебной работы содержание курса темы практических и/или семинарских занятий лабораторные работы (лабораторный практикум); тематика курсовых/контрольных работ/рефератов и методические указания по их выполнению самостоятельная работа учебно-методическое обеспечение дисциплины материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплин

Цели и задачи дисциплины Цели и задачи изучения дисциплины соотносятся с общими целями ГОС ВПО по специальности/направлению подготовки. В данном разделе отмечается, в какой области обеспечивается фундаментальная подготовка студентов, конкретизируются цели и задачи дисциплины, установленные ГОС ВПО по специальности/направлению, возможность использования полученных знаний в решении конкретных проблем, возникающих в практической деятельности. Для проверки соответствие содержания рабочей программы по дисциплине содержанию ГОС ВПО приводится выдержка из государственного образовательного стандарта (если такая имеется).

Требования к уровню освоения дисциплины Требования к уровню освоения дисциплины соотносятся с квалификационными характеристиками специалиста в соответствии с ГОС ВПО. В данном разделе определяются основные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть студент в соответствии с требованиями ГОС ВПО по выбранной специальности/направлению в результате изучения дисциплины. Дается характеристика дисциплины, ее места и роли в системе получаемых знаний, межпредметные связи с другими учебными дисциплинами.

Вид учебной работы Количество часов по формам обучения Очная семестров 3 Аудиторные занятия:169 Лекции74 Практические и семинарские занятия66 Лабораторные работы (лабораторный практикум) и т.д. 20 Индивидуальные занятия9 Самостоятельная работа (КСР)131 ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ300 Текущий контроль (вид текущего контроля и количество, семестров) Контр. раб., Курсовая работа (курсовой проект) ( семестра)3 сем. Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) - семестров Экзамен - 3 Объем дисциплины и виды учебной работы Заполняется в соответствии с утвержденными учебными планами по специальностям/направлениям подготовки Вариант 1 при продолжительности изучения дисциплины один семестр

Вид учебной работы Количество часов Всего по уч.плану В т.ч. по семестрам 123 Аудиторные занятия:14749 Лекции5418 Практические и семинарские занятия5418 Лабораторные работы (лабораторный практикум) Индивидуальные занятия27999 Самостоятельная работа15351 ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ Текущий контроль (количество и вид текущего контроля)Контр, раб. 1,2,3 Курс. раб. Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) зачет экзамен Вариант 2: при продолжительности изучения дисциплины в двух и более семестрах – с разбивкой по семестрам

Содержание курса Распределение часов по темам и видам учебной работы Раскрывается содержание курса с учетом результатов современного состояния науки, техники, культуры, а также перспектив их развития. Этот раздел программы составляется в соответствии с требованиями ГОС ВПО по специальности/направлению подготовки. Все разделы дисциплины разбиваются на темы, охватывающие логически завершенный материал. Каждый раздел имеет свое название. Для дисциплин федерального компонента названия разделов должны соответствовать дидактическим единицам, указанным в государственном образовательном стандарте специальности/направления подготовки. Раскрывается содержание теоретического курса в логической последовательности изучения разделов и тем.

Названия разделов и тем Всего часов по учебному плану Виды учебных занятийИндив. занятия Самостоят. работа Аудиторные занятия, в том числе лекцииПракт. занятия, семинары Лаб. работы (практикумы) Раздел 1 Движущая сила локомотива 1. Вводная лекция. Виды транспорта. Создание движущей силы в различных видах транспорта Общие принципы движения локомотивов. Идеальный цикл движения транспортных средств ……………. Раздел 2. Энергетическая установка тепловозов Классификация, устройство и принцип работы паровозов. Тяговая характеристика паровозов. ……………. ИТОГО: Распределение часов по темам и видам учебной работы (пример)

Темы практических/семинарских занятий Указывается цель практических/семинарских занятий, тематических дискуссий, деловых игр и их тематика. После каждой темы рекомендуется дать ссылки на учебно-методическую литературу, указанную в разделе учебно-методическое обеспечение дисциплины. Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов и методические указания по их выполнению Раскрываются цель и задачи исследования, требования к их содержанию, объему и оформлению, даются рекомендации по их выполнению. Приводятся названия тем работ

Лабораторные работы /практикумы Лабораторные занятия проводятся в специально оборудованных лабораториях с применением необходимых средств обучения (лабораторного оборудования, образцов, нормативных и технических документов и т.п.). При выполнении лабораторных работ проводятся: подготовка оборудования и приборов к работе, изучение методики работы, воспроизведение изучаемого явления, измерение величин, определение соответствующих характеристик и показателей, обработка данных и их анализ, обобщение результатов. При выполнении лабораторной работы студент ведет рабочие записи результатов измерений (испытаний), оформляет расчеты, анализирует полученные данные путем установления их соответствия нормам и/или сравнения с известными в литературе данными и/или данными других студентов. Окончательные результаты оформляются в форме заключения. В данном разделе указывается перечень средств обучения, формулируется цель проведения и содержание каждой лабораторной работы. и названия разделов и тем Цель и содержание Лабораторной работы Результаты Лабораторной работы Лабораторная работа 1:(название) Лабораторная работа 2:(название)

Самостоятельная работа Задания для самостоятельной работы составляются по разделам и темам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов. Задания по самостоятельной работе могут быть оформлены в виде таблицы (рис.) с указанием конкретного вида самостоятельной работы: - конспектирование первоисточников и другой учебной литературы; - проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях, к участию в тематических дискуссиях и деловых играх; - работа с нормативными документами и законодательной базой; - поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору; - выполнение контрольных работ, творческих (проектных) заданий, курсовых работ (проектов); - решение задач, упражнений, написание рефератов (эссе); - работа с тестами и вопросами для самопроверки; - выполнение переводов на иностранные языки/с иностранных языков; -и т.д. Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы Всего часов

Учебно-методическое обеспечение дисциплины В данном разделе приводится учебно-методическая, учебная и научная литература на всю дисциплину в целом. Список учебной литературы к изучению курса состоит из двух частей: основной и дополнительной. В список основной литературы следует включать базовые издания: учебники, учебные пособия и тексты лекций, имеющиеся в библиотеке МИИТа в достаточном для обеспечения учебного процесса количестве экземпляров в соответствии с нормативами минимальной обеспеченности. Приоритет отдается изданиям, имеющим гриф МОиН РФ или УМО по соответствующей специальности, которые изданы и имеются в продаже. В список дополнительной литературы включается прочая учебная, справочная и научная литература для углубленного изучения курса, имеющаяся в библиотеке МИИТа. В список литературы не следует включать материалы, не опубликованные в широкой печати, а также труднодоступные и устаревшие издания. Список литературы может также включать дополнительно рекомендуемую литературу для углубленного изучения и самостоятельного поиска в городских библиотеках, а также для приобретения в личную библиотеку. Список литературы должен обновляться ежегодно с учетом приобретенной и изданной в МИИТе новой литературы.

Материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплин Указывается перечень необходимых технических средств обучения, используемых в учебном процессе для освоения дисциплины, и способы их применения: компьютерное и мультимедийное оборудование; приборы и оборудование учебного назначения; пакет прикладных обучающих программ; видео- аудиовизуальные средства обучения; электронная библиотека курса; и др.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !