Актуальные направления деятельности методических служб ОУ НПО и СПО по сопровождению педагогических работников в межаттестационный период.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А КТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОНИТОРИНГА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ НПО И СПО В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Герасимова М.А., ГБОУ ДПО СО «ИРО», зав. кафедрой, к.п.н.
Advertisements

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ / Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской.
Квалификационные характеристики работников образования.
Оценка качества образования в процессе аттестации кадров.
1. Требования, предъявляемые ЕКС к работникам образования, направлены на повышение результативности их труда, трудовой активности, деловой инициативы.
Правовые основы деятельности учителя Закон РФ «Об образовании» Типовое положение об образовательном учреждении Приказ Минздравсоцразвития РФ "Об утверждении.
Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Профессиональный стандарт педагога ФИРО Разработан в соответствии действующих документов: «Уровни квалификаций для целей разработки профессиональных стандартов»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ 11 Московская область, г. Железнодорожный, ул. Колхозная, 9. телефон
ГОАУ ЯО Институт развития образования Деятельность ИРО по реализации региональных проектов и программ в 2015 году.
Эффективное внедрение ФГОС (инновационные особенности управления) В.Н.Виноградов СПб АППО.
Обновление системы повышения квалификации в Тамбовской области в условиях реализации РКПМО Тамбов, 2008.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО Лукович Анжелика Витальевна, методист ГПСП учителей.
Современное представление Квалификационные категории.
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Стратегическая цель : обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития.
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
Транксрипт:

Актуальные направления деятельности методических служб ОУ НПО и СПО по сопровождению педагогических работников в межаттестационный период

Дискуссионная площадка Семинар-дискуссия - диалогическое общение участников, в процессе которого через совместное участие обсуждаются и решаются проблемы. Частью семинара-дискуссии могут быть элементы «мозгового штурма». В этом случае участники семинара стараются выдвинуть как можно больше идей, не подвергая их критике, а потом из них выделяются главные, наиболее заслуживающие внимания, которые обсуждаются и развиваются.

Количество педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования, аттестовавшихся в 2011 году ОУВКК1ККСоответствие занимаемой должности ВСЕГО кол-во% % % Итого16220,3%59774,6%415,1%800

Аттестация педагогов Проявления проблем: Установка во взглядах педагогов на аттестацию как на формальный, не связанный с практической деятельностью, кратковременный процесс. Очень часто аттестация педагогами воспринимается не как итог работы за межаттестационный период, а как самостоятельная процедура Неотработанность механизмов коллективной аттестационной процедуры Низкий уровень рефлексивности, аналитической деятельности; Педагоги не соотносят результаты педагогической деятельности с образовательными результатами обучающихся Проблемы: Аттестационные процессы не являются частью системы мониторинга результатов профессиональной деятельности педагогов в учреждении. Отсутствие системы сопровождения деятельности педагога в межаттестационный период

Приоритетные направления развития профессионального образования (общие) Модернизация структуры программ профессионального образования для обеспечения их гибкости и эффективности; Модернизация содержания и технологий профессионального образования для обеспечения их соответствия требованиям современной экономики и изменяющимся запросам населения; Формирование дифференцированной сети организаций профессионального образования, учитывающей особенности регионов; формирование системы непрерывного образования, позволяющей выстраивать гибкие (модульные) траектории освоения новых компетенций как по запросам населения, так и по заказу компаний; внедрение механизмов прозрачного финансирования и стимулирования конкуренции организаций профессионального образования.

Ключевые проблемы системы - несоответствие материально-технической и учебно-методической базы образовательных учреждений НПО-СПО техническому и технологическому уровню промышленных предприятий; - уровень образования и практического опыта преподавателей и мастеров производственного обучения не обеспечивает получение учащимися (студентами) квалификаций в соответствии профессиональными стандартами и ФГОС нового поколения; - низкий уровень зарплат педагогов и мастеров производственного обучения не создает стимулов для профессионального роста, препятствует обновлению кадрового состава - отсутствие взаимодействия системы профессионального образования с региональными рынками труда и объединениями работодателей; - падение престижа рабочих профессий, отсутствие стимулов (в т.ч. материальных) для трудоустройства по рабочим профессиям и должностям среднего технического персонала. слабая преемственность между профессиональным и общим образованием низкая эффективность использования ресурсов системы профессионального образования, включая кадровое, методическое и материально-техническое обеспечение. - отсутствие внедренческих действий в части нормативного и персонифицированного финансирования, - отсутствие кадрового резерва, - низкая вариативность программ, - распад межрегиональной координации и кооперации, - отсутствие системы мониторинга и т.п. - отсутствие вложений в разработки современных моделей ПО, имитация изменений.

Проблемы кадрового обеспечения профессионального образования Проблема мотивационной готовности преподавателей и мастеров производственного обучения к деятельности в условиях инновационного развития профессионального образования, их компетентности в области современных производственных технологий, включая опыт их использования Утрачена система подготовки инженерно-педагогических кадров В системе дополнительного профессионально-педагогического образования (ДППО) доминируют психолого-педагогическая подготовка и информационные, а не компетентностно ориентированные, соответствующие профилю деятельности программы Дает сбои система аттестации педагогических и управленческих кадров. Руководители образовательных организаций в большинстве своем не готовы к стратегическому планированию, ориентируются исключительно на бюджетные источники финансирования, не развивают социальное и государственно-частное партнерство, иные виды деятельности, приносящей доход Работа по созданию кадрового резерва часто носит декларативный характер: специалисты долгие годы находятся в резерве, проблема решается в оперативном порядке

основное противоречие в развитии несоответствие однородной и монолитной по содержанию, структуре, организационным механизмам модели подготовки кадров новым реалиям рыночной экономики, требующей гибкости и многообразия подходов к формированию и реализации образовательных программ в сфере подготовки рабочих кадров и прикладных квалификаций

Направления развития системы 1. Совершенствование системы Федеральных государственных образовательных стандартов 2. Принятие ФЗ «Об образовании», устанавливающего новую систему уровней (образовательных цензов) профессионального образования Формирование учебных центров профессиональных квалификаций, создаваемых в целях обеспечения отраслей экономики в рабочих кадрах на основе потребностей региональных (местных) рынков труда 4. Повышение средней заработной платы 5. Институциональная перестройка системы среднего профессионального образования, предполагающая разделение по формам учредительства и источникам финансирования образовательных учреждений 6.Формирование национальной системы квалификаций, включающей: - национальную рамку квалификаций и сформированные на ее основе отраслевые квалификационные системы; - профессиональные стандарты, основанные на видах экономической деятельности, и обновляемые с учетом их требований образовательные стандарты профессионального образования; - систему оценки результатов образования и сертификации, предусматривающей единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях (система квалификационных экзаменов). 7.Формирование на федеральном и региональном уровнях системы среднесрочного прогнозирования потребностей рынка труда в специалистах различного уровня образования и квалификации 8. Реализация системы мер, направленных на повышение престижа рабочих профессий 9. Организация многоканального финансирования системы профессионального образования

Решение проблем необходимо разработать отраслевую рамку квалификаций (ОРК) и стандарты профессиональной деятельности (ПС) создание системы мониторинга и прогнозирования потребностей профессионального образования в развитии кадровых ресурсов комплекс взаимосвязанных мер по модернизации системы ДПО работников профессионального образования (внедрение механизмов персонифицированного бюджетного финансирования программ ПК, переход к смешанному бюджетному и внебюджетному финансированию) формирование кадрового резерва и система наставничества

необходимы новые инструменты кадрового обеспечения профессионального образования Какие???

Информация к размышлению

ЕГЭ 2012

Участие обучающихся в конкурсах Конкурс исследовательских проектов Защита исследовательских проектов обучающихся осуществляется в Свердловской области с 1998 года, отвечая потребностям учащихся, личности, региона в развитии интеллектуального и социально- экономического потенциала. Проведение конкурса - один из способов поддержки одаренных и талантливых детей и молодежи Заочный этап работ из 53 территорий (в том числе 30 - из учреждений начального и среднего профессионального образования). Открытая защита (очный этап) обучающихся, в том числе 17 - из учреждений начального и среднего профессионального образования.

Олимпиада профмастерства 2012 Оценка результатов участников олимпиады по профессиям начального профессионального образования (Портной (закройщик), Парикмахер, Кондитер, Повар, Слесарь по ремонту автомобилей, Водитель автомобиля (категории В), Сварщик, Машинист крана металлургического производства. Машинист крана (крановщик), Станочник, Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования): высокий уровень сформированности у участников регулятивных компетенций (освоенность базовых умений, соблюдение техники безопасности, правил санитарии и др.) - 100%, хороший уровень социальных компетенций (освоенность процессуальных умений, коммуникативных качеств и др.) - 80%. значительно ниже продемонстрировали участники - обучающиеся учреждений начального профессионального образования - результаты на уровне эмоционально - психологических, аналитических компетенций - 60%, творческих - 50%, компетенций самосовершенствования - 60%.

Олимпиада профмастерства По специальностям СПО (Обработка металлов давлением, Технология машиностроения) - обратная «картина» образовательных результатов: сформированность регулятивных компетенций (освоенность базовых умений, соблюдение техники безопасности, правил санитарии и др.) - на уровне - 50%, аналитических, творческих, самосовершенствования %.

Конкурсная деятельность педагогов Конкурс на Премию Губернатора Свердловской области 2011 год – 750 заявившихся, из них 58 педагогов (7,6 %) из учреждений НПО и СПО 2012 год – 400 заявившихся, Из них 45 педагогов (11,3 %) из учреждений НПО и СПО

«Растим патриотов России» (Конкурс методических материалов (пособий, разработок, программ): 2010 год – 6 участников-педагогов из учреждений НПО и СПО 2012 год – 1 человек «За нравственный подвиг учителя»: 2011 год – 11 педагогов из учреждений НПО и СПО (из 48 участников) 2012 год - 7 педагогов из учреждений НПО и СПО Конкурсная деятельность педагогов

необходимы новые инструменты кадрового обеспечения профессионального образования Обеспечение мотивационной готовности преподавателей и мастеров производственного обучения к деятельности в условиях инновационного развития Развитие компетентности педагогических работников в области современных производственных технологий, включая опыт их использования Развитие внутрикорпоративного обучения Формирование и развитие института наставничества, тьюторства Организация деятельности педагогических работников в межаттестационный период в соответствии с ключевыми направлениями развития системы Использование механизмов социального и государственно-частного партнерства в развитии кадрового потенциала учреждения необходимо создать центры, предоставляющие услуги по организации электронного обучения с использованием дистанционных технологий (типовую модель «электронного колледжа»), провести повышение квалификации педагогов в области использования возможностей электронного обучения.

компетенции, обусловленные ФГОС ??? (организация и проведение исследовательской деятельности, организация и руководство проектной деятельностью, организация и руководство самостоятельной работой обучающихся и т.д.) технологические компетенции (тьюторство, наставничество) ??? Компетенции, обеспечивающие развитие ПО ??? Организация профессиональных коммуникаций, работа в сетевых сообществах Проектирование модулей, учебных элементов Экспертные компетенции ??? Актуальные компетенции

прикладные ИКТ-компетенции для разработки и внедрения системы создания, обращения и использования электронного образовательного контента Для формирования прикладных ИКТ-компетенций необходимо: разработать матрицы ИКТ-компетентностей преподавателей, создать депозитарий лучших практик использования ИКТ-средств обучения, организовать системы обмена опытом и взаимных консультаций работников профессионального образования, создать системы мотивации работников профессионального образования по использованию ИКТ-средств обучения проводить конкурсы преподавательского мастерства.

Структура мониторинга деятельности ОУ задана стандартом Мониторинг развития системы государственно- частного партнерства, взаимодействия с работодателем; Мониторинг результатов и процессов реализации программ общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ; Мониторинг кадровых процессов (конкурсная деятельность, методическая деятельность, система сопровождения межаттестационного периода) Мониторинг процессов социализации обучающихся (он может включать показатели освоения общих компетенций); Мониторинг комплексного учебно-методического обеспечения основных профессиональных образовательных программ ( в том числе, вариативной части) Мониторинг использования технологий модульно- компетентностного образования

Как сопровождать профессиональное развитие педагога? В чем суть сопровождения? Что необходимо учитывать? Какие могут быть механизмы? Какой опыт применим в новых условиях?

Конкурс портфолио педагога ПО Портфолио преподавателя, мастера ПО является собранием материалов, подтверждающих результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности: обучающей, воспитательной, творческой, самообразовательной. Портфолио составляется с целью анализа и представления значимых профессиональных результатов педагога, обеспечения мониторинга профессионального роста (!). «Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений» Рене Декарт

Конкурс портфолио педагога ПО Структура портфолио ( конкурс - Первый слайд портфолио должен содержать Ф И О участника, место работы и должность. Информационная карта (информация об педагоге, образование, награды, благодарности, личный сайт). Повышение квалификации (курсы, семинары, аттестация). Результативная организация образовательного процесса ( учебные достижения учащихся, использование педагогических технологий, внеурочная деятельность с учащимися). Воспитательная деятельность (работа классного руководителя, тематика классных часов, работа с родителями) Участие в инновационной деятельности (разработка программ, внедрение ИКТ, разработка и внедрение ЦОР, публикации работ на интернет ресурсах). Участие в методической работе (выступления на педсоветах, семинарах, проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта работы, участие в конкурсах). Участие в общественной жизни учебного заведения. Участие в интернет сообществах. Структура носит рекомендательный характер, не ограничивающая творчество педагога, за исключением первого слайда презентации.

Основные составляющие компетентности педагогических работников Профессиональная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

Основные составляющие компетентности педагогических работников Информационная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.

Коммуникативная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации. Основные составляющие компетентности педагогических работников

Правовая компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач. Основные составляющие компетентности педагогических работников

Должностные обязанности преподавателя Проводит обучение обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Организует и контролирует их самостоятельную работу, индивидуальные образовательные траектории (программы), используя наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые образовательные технологии, включая информационные. Содействует развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность обучения предмету (дисциплине, курсу) обучающихся, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных навыков, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся. Поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно- коммуникационных технологий (в т.ч. ведение электронных форм документации). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров, Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Осуществляет связь с родителями или лицами, их заменяющими. Разрабатывает рабочие программы учебных дисциплин (модулей) по своей дисциплине и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, несет ответственность за реализацию их в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, а также за качество подготовки выпускников. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Проводит обучение обучающихся Организует и контролирует их самостоятельную работу, индивидуальные образовательные траектории (программы), используя новые образовательные технологии, включая информационные. Содействует развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании. Оценивает эффективность обучения предмету (дисциплине, курсу) обучающихся, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных навыков, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (в т.ч. ведение электронных форм документации). Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров, Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Осуществляет связь с родителями или лицами, их заменяющими. Разрабатывает рабочие программы учебных дисциплин (модулей) по своей дисциплине и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся

Профессиональный стандарт – каким он будет? ПРИМЕР!!! Проекта стандарта Вид экономической деятельности Начальное общее образование Дополнительное образование детей Основное общее и среднее (полное) общее образование Образование для взрослых и прочие виды образования, не включенные в другие группировки Область профессиональной деятельности Педагогическая деятельность в основном и дополнительном общем образовании, в т. ч. обучение на дому и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность Основная цель области профессиональной деятельности: организация деятельности обучающихся по освоению основных и дополнительных образовательных программ; обеспечение достижения обучающимися нормативно установленных результатов; обеспечение развивающей образовательной среды, создание условий для успешной социализации, формирования и развития нравственных ценностей, самостоятельного и ответственного поведения в различных жизненных обстоятельствах, развития мотивации к непрерывному образованию и трудовой деятельности.

Квалификационный уровень (подуровень)Вид трудовой деятельности Рекомендуемые наименования должностей Дополнительная информация В соотв. с НРКВ соотв. с ОРК Должности по КСД, ЕКСДВиды занятий по ОКЗ, код-наименование Шестой-Преподавание предмета(ов) по основным образовательным программам общего образования Учитель 2321 Преподаватели в средней школе (учителя средних школ) 2331 Преподавательский персонал начального образования (учителя начальных школ) 2353 Преподаватели иностранных языков 2354 Преподаватели музыки 2355 Преподаватели в области искусства 2356 Тренеры (преподаватели) по информационным технологиям 3310 Учителя начальных школ и другой преподавательский персонал начального образования Шестой-Организация внеурочной деятельности и преподавание по программам дополнительного общего образования (в избранной области деятельности) Учитель Педагог дополнительного образования Учитель Педагог дополнительного образования Воспитатель в общеобразовательных учреждениях (кроме дошкольных) 2321 Преподаватели в средней школе (учителя средних школ) 2331 Преподавательский персонал начального образования (учителя начальных школ) 2353 Преподаватели иностранных языков 2354 Преподаватели музыки 2355 Преподаватели в области искусства 2356 Тренеры (преподаватели) по информационным технологиям 2359 Специалисты по обучению, не вошедшие в другие группы 3310 Учителя начальных школ и другой преподавательский персонал начального образования Шестой-Классное руководство Классный руководитель Учитель Воспитатель в общеобразовательных учреждениях (кроме дошкольных) 2321 Преподаватели в средней школе (учителя средних школ) 2331 Преподавательский персонал начального образования (учителя начальных школ) 2359 Специалисты по обучению, не вошедшие в другие группы 3310 Учителя начальных школ и другой преподавательский персонал начального образования

Перечень трудовых функций Планирование обучения по предмету(ам) и воспитания обучающихся, разработка методического обеспечения процесса обучения Создание в учебном кабинете предметно- развивающей и воспитывающей среды Организация деятельности обучающихся, направленной на достижение результатов изучения предмета(ов), не ниже предусмотренных ФГОС Педагогический контроль и оценка процесса и результатов освоения программы предмета(ов), деятельности и поведения обучающихся на занятиях Ведение документации, обеспечивающей процесс обучения по предмету(ам)