Эксплуатация ИТ: процессы, стандарты, архитектура Дмитрий Цветков Технический менеджер Премьер-Поддержки Microsoft Corporation Дмитрий Цветков Технический.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Управление информационными ресурсами 1. Лекция 4 Методология ITIL 4.1 Введение. Библиотека ITIL. 4.2 Основные процессы библиотеки ITIL. 4.3 Выгоды внедрения.
Advertisements

Докладчик : Бобков Д. А. System Center Service Manager.
Новое в ITIL v.3: От теории к практике Москва, 2008 Бартенева Мария руководитель отдела ITSM-консалтинга.
ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ БИЗНЕСА.
Проблемы и выгоды. Рассматриваемые темы Что такое каталог услуг Перечень услуг для всего бизнеса Состав услуги для бизнес-пользователей Выгоды формирования.
Решения виртуализации для IT Платонов Евгений. Технологические тенденции архитектуры x86 Многоядерные процессоры развиваются 2 ядра в , 4 ядра в.
Построение политики безопасности организации УЦ «Bigone» 2007 год.
0 Вычислительные ресурсы как сервис От собственного ЦОД к ИТ мощностям как услуга Шумилин Алексей 0.
Практика а Практика аутсорсинга ИТ услуг в SMB. Оптимальная модель аутсорсинга - путь в светлое будущее ?
ДД.ММ.ГГГГ, SI BIS, Семинар_________ Андрей Литвиненко Технический директор SI BIS.
Разработка ПО Системная интеграция IT-аутсорсинг.
Лекция 3 Архитектура информационных систем. Вопросы лекции 1. Архитектура информационной системы 2. Архитектурный подход к реализации информационных систем.
Методы и средства защиты информации в компьютерных системах Пермяков Руслан
1 Начальник Департамента информационных технологий Корпоративного центра Спицын Леонид Евгеньевич Основные положения Технической политики в области информационных.
«1С:Документооборот 8». Зачем автоматизировать документооборот? Единая информационная база документов Возможность параллельного выполнения операций Непрерывность.
Единая система антивирусной защиты Системного Оператора Павел Петрович ЗАБОРЦЕВ Начальник отдела информационной безопасности ОАО «СО ЦДУ ЕЭС»
Карта информатизации Москвы Госуслуги Жизнедеятельность города.
КОНСАЛТИНГ В ОБЛАСТИ ITSM. ITSM ITSM (IT Service Management, управление ИТ - услугами ) подход к управлению и организации ИТ - услуг, направленный на.
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
Учебный курс Разработка ИТ-стратегии Лекция 2 доктор технических наук, профессор Васильев Роман Борисович.
Транксрипт:

Эксплуатация ИТ: процессы, стандарты, архитектура Дмитрий Цветков Технический менеджер Премьер-Поддержки Microsoft Corporation Дмитрий Цветков Технический менеджер Премьер-Поддержки Microsoft Corporation

Современная ИТ-инфраструктура: условия и требования бизнеса Обеспечить возможность использования современных бизнес-систем в географически и организационно распределенных организациях Поддержать контролируемое взаимодействие всех заинтересованных сторон в ходе планирования, развертывания, эксплуатации и развития бизнес-систем Обеспечить качество функционирования бизнес-систем с показателями, не хуже заданных, с учетом ресурсных и временных ограничений Обеспечить возможность использования современных бизнес-систем в географически и организационно распределенных организациях Поддержать контролируемое взаимодействие всех заинтересованных сторон в ходе планирования, развертывания, эксплуатации и развития бизнес-систем Обеспечить качество функционирования бизнес-систем с показателями, не хуже заданных, с учетом ресурсных и временных ограничений

ИТ Инфраструктура: типовые проблемы Меньшее внимание – процессам эксплуатации, большее - инструментам Нехватка формальной дисциплины эксплуатации Количественные показатели качества эксплуатации не анализируются или отсутствуют Процессы разработки и эксплуатации не разделены Прикладные системы и системы мониторинга не интегрированы Слабая автоматизация эксплуатации Высокая стоимость и реактивность обслуживания Требования эксплуатации слабо учитываются при разработке/приобретении ИС Не хватает людей, времени, денег Меньшее внимание – процессам эксплуатации, большее - инструментам Нехватка формальной дисциплины эксплуатации Количественные показатели качества эксплуатации не анализируются или отсутствуют Процессы разработки и эксплуатации не разделены Прикладные системы и системы мониторинга не интегрированы Слабая автоматизация эксплуатации Высокая стоимость и реактивность обслуживания Требования эксплуатации слабо учитываются при разработке/приобретении ИС Не хватает людей, времени, денег

Причины простоев Информационных Систем Нет тестирования Нет контроля изменений Перегрузка HW / SW Медл. устранение проблем Отсутствие процедур «Знал, но забыл сделать» Ошибки резервирования Ошибки безопасности Gartner Group, Оборудование/ОС Сеть Электропитание/ Охлаждение Стихийные бедствия 80% - Организация

Зрелость эксплуатации: способы достижения Качество эксплуатации Время

Организация обеспечения качественной эксплуатации ИТ «Нет ничего более важного для эксплуатации Информационных Технологий, чем правильные процессы» Bruce Allen, Dale Kutnik Building Operational Excellence. IT People and Processes Best Practices Intel Press, Addison-Wesley, 2002 «Нет ничего более важного для эксплуатации Информационных Технологий, чем правильные процессы» Bruce Allen, Dale Kutnik Building Operational Excellence. IT People and Processes Best Practices Intel Press, Addison-Wesley, 2002

Инфраструктура: организационные основы Microsoft Operations Framework (MOF) Набор документов, описывающих процессы эксплуатации информационных технологий Базируется на библиотеке передового опыта ITIL (IT Infrastructure Library) Разрабатывался с привлечением экспертов из компаний HP, Accenture, Fox IT, Pink Roccade и др. Доступен бесплатно ( Microsoft Operations Framework (MOF) Набор документов, описывающих процессы эксплуатации информационных технологий Базируется на библиотеке передового опыта ITIL (IT Infrastructure Library) Разрабатывался с привлечением экспертов из компаний HP, Accenture, Fox IT, Pink Roccade и др. Доступен бесплатно (

Модель IT-процессов MOF Управление мощностями Управление готовностью Управление финансами Управление персоналом Защита от катастроф Управление уровнем сервиса Мониторинг и упр.сервисами Адм. безопасности Адм. сети Адм. систем Планирование задач Упр. хранением данных Управление печатью Упр. службой каталогов Сервис Деск Управление инцидентами Управление проблемами Управление изменениями Управление конфигурациями Управление релизами Анализ готовности изменений Рассмотре- ние предло- жений Анализ сервисных соглашений Анализ эксплуата- ции Изме- нения Эксплуа- тация Поддерж- ка Опти- мизация

Известная Ошибка Пример взаимодействия Процессов Инцидент Процесс управления Инцидентами Инцидент Проблема Процесс Управления Проблемами Процесс Управления Изменениями Определена неисправная конфигурационная единица (CI) Изменение Запрос на изменение

MOF: модель команд Эксплуатация Поддержка Инфраструктура Версии Безопасность Партнеры

MOF: модель управления рисками Исключенные риски Top N рисков Документ «Оценка Рисков» 3. План 5. Коррекция 2. Анализ 1.Опреде- ление Описание Рисков 4. Мониторинг

Решения Microsoft: инфраструктурная составляющая Архитектура вычислительных центров (MSA) Архитектура построения распределенных сетей на базе технологий Windows 2000/2003, Active Directory Система мониторинга и управления: Microsoft Operations Manager, Microsoft Applications Center Быстрое развертывание/переустановка систем и ПО –Microsoft Solution for Web Hosting –Microsoft Systems Management Server 2.0 / 2003 Certified for Windows Logo Список Совместимости Оборудования – Microsoft Hardware Compatibility List (HCL) Архитектура вычислительных центров (MSA) Архитектура построения распределенных сетей на базе технологий Windows 2000/2003, Active Directory Система мониторинга и управления: Microsoft Operations Manager, Microsoft Applications Center Быстрое развертывание/переустановка систем и ПО –Microsoft Solution for Web Hosting –Microsoft Systems Management Server 2.0 / 2003 Certified for Windows Logo Список Совместимости Оборудования – Microsoft Hardware Compatibility List (HCL)

Комплексный подход к архитектурам ВЦ: MSA Конфигурации ИТ-инфраструктуры, базирующиеся на стандартных технологических компонентах, предоставленных ведущими поставщиками и партнерами ВЦ Отделения ВЦ Корпорации Интернет-ВЦ ПО, управление, безопасность, … Серверы +ОС Сетевые решения Хранение данных Географически- распределенный ВЦ

MSA EDC Логическая архитектура

MSA: что конкретно получает компания? Комплексные решения, масштабируемые от нескольких единиц до сотен тысяч компьютеров Руководства по архитектуре ВЦ различных типов Руководства по применению решений различных производителей. Участники программы – HP, Dell, EMC, Hitachi, Cisco, Nortel …. Руководства по эксплуатации Руководства и инструменты для тестирования конкретных сервисов (Файлы, почта и пр.) Руководства по быстрому развертыванию инфраструктур, установке и переустановке систем Доступно бесплатно Комплексные решения, масштабируемые от нескольких единиц до сотен тысяч компьютеров Руководства по архитектуре ВЦ различных типов Руководства по применению решений различных производителей. Участники программы – HP, Dell, EMC, Hitachi, Cisco, Nortel …. Руководства по эксплуатации Руководства и инструменты для тестирования конкретных сервисов (Файлы, почта и пр.) Руководства по быстрому развертыванию инфраструктур, установке и переустановке систем Доступно бесплатно

Базовые принципы стандартизации Минимизация номенклатуры используемого оборудования и ПО Минимизация конфигураций используемых систем Стандартизации подлежат также архитектуры ИС в соответствии с типовыми решениями (шаблонами) Процедуры тестирования Процедуры введения и вывода стандартов Процедура запроса отклонений от стандартов Регламентация процессов закупок в соответствии с каталогом стандартов Контракты с поставщиками с учетом стандартов Минимизация номенклатуры используемого оборудования и ПО Минимизация конфигураций используемых систем Стандартизации подлежат также архитектуры ИС в соответствии с типовыми решениями (шаблонами) Процедуры тестирования Процедуры введения и вывода стандартов Процедура запроса отклонений от стандартов Регламентация процессов закупок в соответствии с каталогом стандартов Контракты с поставщиками с учетом стандартов

Пример: Структура стандартов на серверное оборудование Серверы Корпоративные системы хранения данных Вторичные системы хранения Кластерные системы Серверное периферийное оборудование Для каждого стандарта предусмотрено оборудование не более двух производителей (в идеале – одного) Серверы Корпоративные системы хранения данных Вторичные системы хранения Кластерные системы Серверное периферийное оборудование Для каждого стандарта предусмотрено оборудование не более двух производителей (в идеале – одного)

Пример серверного стандарта для Internet Information Server Low-End и High-End (2 или 4 процессора соотв.) Классы серверов определяются перечнем задач, количеством пользователей, объемом дисковой подсистемы (примеры для IIS: 0-9; 17;34; 86; 120 GB) и пр. В каждом стандарте описываются: –Применимость стандарта (центральные ВЦ/ ВЦ филиалов) –Стоимость стандартного комплекта оборудования –Перечень компонент и их подключение с точностью до слотов/портов сервера –Варианты оснащения оперативной памятью (начиная с минимального) –Конфигурация дисковой подсистемы (физическая и логическая) Low-End и High-End (2 или 4 процессора соотв.) Классы серверов определяются перечнем задач, количеством пользователей, объемом дисковой подсистемы (примеры для IIS: 0-9; 17;34; 86; 120 GB) и пр. В каждом стандарте описываются: –Применимость стандарта (центральные ВЦ/ ВЦ филиалов) –Стоимость стандартного комплекта оборудования –Перечень компонент и их подключение с точностью до слотов/портов сервера –Варианты оснащения оперативной памятью (начиная с минимального) –Конфигурация дисковой подсистемы (физическая и логическая)

Пример 2: стандарт на серверное системное ПО Спецификация, определяющая базовое серверное программное обеспечение: –Операционная система –Пакеты обновлений (Service Pack, Security Hotfixes и пр.) –Компоненты производителей оборудования (драйверы и пр.) –Quota Manager Не входят: –Механизм распространения и другое ПО третьих фирм Период пересмотра – не менее шести месяцев Тщательно тестируется (~1 месяц) Устанавливается ТОЛЬКО автоматически – минимизирует ошибки при развертываниях Установка каждого сервера – микропроект Результат: стабильная серверная платформа во всей компании Спецификация, определяющая базовое серверное программное обеспечение: –Операционная система –Пакеты обновлений (Service Pack, Security Hotfixes и пр.) –Компоненты производителей оборудования (драйверы и пр.) –Quota Manager Не входят: –Механизм распространения и другое ПО третьих фирм Период пересмотра – не менее шести месяцев Тщательно тестируется (~1 месяц) Устанавливается ТОЛЬКО автоматически – минимизирует ошибки при развертываниях Установка каждого сервера – микропроект Результат: стабильная серверная платформа во всей компании

Преимущества стандартизации Возможность автоматизированного обслуживания большого количества систем Снижение удельных затрат на обслуживание и потребностей в ресурсах Концентрация людских ресурсов, улучшение «глубины» освоения платформ Минимизация рисков зависимости от единственного исполнителя Высокий коэффициент использования ранее разработанных подсистем в новых решениях Тесное взаимодействие с производителями при использовании продуктов из категории корпоративных решений Возможность автоматизированного обслуживания большого количества систем Снижение удельных затрат на обслуживание и потребностей в ресурсах Концентрация людских ресурсов, улучшение «глубины» освоения платформ Минимизация рисков зависимости от единственного исполнителя Высокий коэффициент использования ранее разработанных подсистем в новых решениях Тесное взаимодействие с производителями при использовании продуктов из категории корпоративных решений

Традиционные параметры оценки эксплуатации Готовность систем – показатель 1 Производительность (время отклика, время выполнения типовой операции и пр.) Запас мощностей –«Обеспечить запас на х месяцев вперед» –«На сколько нам хватит текущих мощностей?» Время восстановления (тестируется заранее) Удовлетворенность пользователей – определяется регулярными опросами Учет затрат и выстраивание системы их отнесения на заказчиков ИТ-решений Готовность систем – показатель 1 Производительность (время отклика, время выполнения типовой операции и пр.) Запас мощностей –«Обеспечить запас на х месяцев вперед» –«На сколько нам хватит текущих мощностей?» Время восстановления (тестируется заранее) Удовлетворенность пользователей – определяется регулярными опросами Учет затрат и выстраивание системы их отнесения на заказчиков ИТ-решений

Принципы «правильной» Службы Эксплуатации (СЭ) СЭ работает наилучшим образом, когда обеспечен переход от подхода «сломалось – починим» к активному участию в до- эксплуатационных стадиях жизненного цикла ИС. Потенциал СЭ используется наиболее полно, когда аналитики, разработчики и пользователи считают ее критическим участником процессов разработки и внедрения ИС СЭ должна добиваться требуемого качества работы системы еще на стадиях проектирования и разработки СЭ работает наилучшим образом, когда обеспечен переход от подхода «сломалось – починим» к активному участию в до- эксплуатационных стадиях жизненного цикла ИС. Потенциал СЭ используется наиболее полно, когда аналитики, разработчики и пользователи считают ее критическим участником процессов разработки и внедрения ИС СЭ должна добиваться требуемого качества работы системы еще на стадиях проектирования и разработки

Дополнительная информация Бизнес-преимущества использования решений Microsoft: MSA: MOF: Certified For Windows: Список совместимости оборудования Информация исследовательских компаний Бизнес-преимущества использования решений Microsoft: MSA: MOF: Certified For Windows: Список совместимости оборудования Информация исследовательских компаний

Ваши вопросы?