Смысл в контексте деятельности и мышления: особенности методологической реконструкции Вадим Розин Институт философии РАН.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Предмет, распредмечивание, опредмечивание Доклад на конференции по схематизации Розин В.М.
Advertisements

Понятие «практика» и проблема анализа «методологической практики» Розин В.М. Доклад на XVI Чтениях памяти Г.П. Щедровицкого 23 февраля 2010 года.
Институционализация методологического мышления (ММ) Вадим Розин Институт философии РАН Институционализация ММ – это вопрос о дальнейшем развитии и судьбе.
Особенности методологического мышления и схематизация В.М. Розин Конференция по схематизации Москва 24 июня 2010.
ЧТО ТАКОЕ ТАКСОНОМИИ Таксономия - (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и homos - закон) - теория классификации и систематизации сложно - организованных.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Проблемы методологического обсуждения «института мышления» XXVII Чтения памяти Г.П.Щедровицкого Москва 23 февраля 2011 В.М. Розин.
Организация понимания в образовании: технологии и результаты.
Щедровицкий Георгий Петрович родился в Москве 23 февраля 1929 года. Его первой страстью стала история, любовь и интерес к которой сохранились на всю жизнь.
Презентация по статье Розова М.А. ФИЛОСОФИЯ И ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА Автор: Тропин Никита, гр
Подходы к проектированию теста 1. Формулируются цели, проверка которых осуществляется с помощью тестирования 2. Определяется вес теста в модуле 3. Определяется.
ЗНАНИЯУМЕНИЯНАВЫКИшкольников. Какие знания и способности являются для школьников ВАЖНЫМИ, когда они заканчивают обучение? Такие, когда школьники видят.
Конкурсная заявка: методологические основы представления Кимова С.З. к.п.н., зам.директора Института социальных наук, психологии и педагогики по научной.
ПРОЕКТ СЦЕНАРИЯ – ЭТО «МОСТИК» ПО СООРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
ОтличияБытовое общениеМыслекоммуникация Характер (природа) Естественно- натуральное, спонтанное Естественно - искусственный характер, как правило, специально.
Лекция 1. Т ема: «История психологии как наука»..
Орындаған:Ильясов Е.С. Тексерген:Еренова.Б.Е.. Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста БЕЛАЯ Л.Н. Подготовка к написанию части С По материалам пособия Г.Т. Егораевой «ЕГЭ. Комментарий.
ЛОГИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Лекция 4.
Уровни социологического знания Уровни социологического знания 1. Первичное обобщение эмпирических данных: Проведение эмпирических исследований в социальных.
Транксрипт:

Смысл в контексте деятельности и мышления: особенности методологической реконструкции Вадим Розин Институт философии РАН

Два основных значения представления о смысле 1. Реконструкция смысла текста (произведения) 2. Реконструкция смысла жизни (деятельности, события и пр.) Ситуация непонимания (произведения, жизни и т. д.); воссоздание понимания за счет реконструкции. И непонимание и воссоздание предполагают проблематизацию, построение идеальных объектов, дискурс в поле этих объектов.

Иллюстрация Проблематизация «Пира» Платона. Смысл «Пира»: 1) это произведение о любви, 2) о пределе (А.Ф.Лосев), 3) о жизни философа (П. Адо) и т. д., 4) а на «самом деле»? Идеальные построения: 1) понятие любви, 2) понятие предела, 3) представление о философии, 4) представления о культуре, личности, мышлении (Розин) Рассуждения с использованием этих понятий и представлений

Особенности методологической реконструкции 1) Она разрешает методологические проблемы. 2) Реконструкция строится в рамках методологических предметов. Работа Г.П. «Смысл и значение» 1. Необходимо сконструировать понятия «смысл и значение» как процедуры деятельности 2. Проблемы непонимания исследователем в ходе трансляции акта коммуникации разрешаются за счет задания двух структур: смысла как структуры «текст ситуация» и значения как средств, созданных исследователем-инженером и обеспечивающих понимание им текста.

Смысл в рамках методологической концепции мышления В теории деятельности задается «место» для смысла, но нет анализа его морфологии. Реконструкция смысла это методологический анализ деятельности и мышления дисциплинария, выявляющего (конституирующих) смысл. Смысл совместный продукт культуры (истории, социальности), личности и деятельности. Выявление смысла предполагает реконструкцию дискурсивных практик, норм и направляющих конструкций, концепций мышления.

Пример методологической реконструкции смысла 1. В.А. Плугин «Мировоззрение Андрея Рублева». М., Плугин показывает, что Рублев, создавая фреску «Воскрешение Лазаря», нарушил канон и создал совершенно непонятную композицию. 3. Воссоздает подлинный смысл этого текста, суть которого в доказательстве того, что Рублев был исихастом и иллюстрировал в этом произведении исихастское прочтение евангельского сюжета.

Продолжение Целое задает моя методологическая позиция и проблемы, а не Плугина. Если Плугин выявляет подлинный смысл текста Рублева, то я пытаюсь понять особенности гуманитарного мышления и науки, т. е. решаю методологическую задачу. Моя проблематизация. Известные характеристики гуманитарной науки Дильтея, и Бахтина выглядят для меня как несвязанные и мало понятные.

продолжение Дискурс Плугина состоит из двух частей. Сначала он конструирует ситуацию непонимания текста Рублева и полемизирует по этому поводу с другими искусствоведами. Потом анализирует творчество Рублева, вписывая его в культуру России того времени и показывая, что Рублев был исихастом, взял исихастское прочтение евангельского сюжета и реализовал его. В результате Рублеву пришлось нарушить канон и внести в композицию текста новые элементы. По форме и жанру религиозное христианское произведение, а фактически эзотерический текст.

Продолжение С методологической точки зрения, в первой части своей работы Плугин конституирует жизненную и познавательную ситуацию, а также намечает стратегию дальнейшего исследования. Отстаивает исихастское мироощущение, показывает непонятность текста Рублева, полемизирует по этому поводу с искусствоведами, решает для выяснения истины проводить исследование, причем в рамках культурологии и гуманитарной науки.

Продолжение Во второй части Плугин конструирует творчество Рублева как идеальный объект. При это реализует намеченные методологические установки, решает сформулированные проблемы, объясняет имеющийся эмпирический материал (факты), отслеживает открывающуюся «перспективу» дальнейшего движения. Рублев исихаст, он заимствует из культуры исихастское прочтение, оно диктует другую композицию произведения; в свою очередь, это заставляет изменить старую композицию (канон). Рублев в культуре России того времени, он принимает исихазм как ответ на эсхатологические переживания, он личность, его путь в искусстве это его способ жизни как личности и пр. Становится понятным произведение во всех основных его особенностях. Новое прочтение открывает интересную перспективу. Анализа других произведений Рублева и искусства. Понимания личности и творчества.

Особенности методологического дискурса *Строится в рамках методологии с ограниченной ответственностью, использующей подходы и методы культурологии и гуманитарных наук. *Основной дискурс реконструкция мышления, конституирущего смысл, обусловленное действием культуры и творчеством личности. *Реконструкция предполагает использование методологических понятий, средств, стратегий (схема, идеальный объект, проблема, реконструкция и др.). *Реконструкция опирается на анализ не только Плугина, но также Бахтина, Бурсова и др., в том числе работ автора («Две жизни А.С. Пушкина» и др.).

Что такое смысл? 1. Результат реконструкции смысла 2. Концепция смысла: методологическая установка и установка на определенную реальность 3. «Способность» реконструкции (собрать в целое, объяснить) 4. Трактовка результата реконструкции как обнаружение смысла (истолкование в рамках исходной или уточненной реальности)