ВЛАСТЬ И ВЛИЯНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ Управленческая деятельность – это реальная власть одних людей над другими Шепель В.М.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация взаимодействий Руководство: власть и влияние.
Advertisements

Власть и влияние
Тема. Власть как регулятор управленческой деятельности 1. Природа и сущность власти 2. Типология власти.
Тема 5.1. Организационные структуры. Преимущества децентрализации развиваются профессиональные навыки руководителей, полномочия которых и ответственность.
Тема 14. Руководство: власть и личное влияние, партнерство.
Политическая власть. Власть Формы власти Источники власти Типология власти.
Тема: «Лидерство в менеджменте». 1. Понятие лидерства 2. Основные формы власти 3. Формы побуждения 4. Стили руководства План.
Делегирование полномочий и ответственности как условие позитивного организационного климата в учреждении.
Управление деловой карьерой Люди планируют будущее, основываясь на своих потребностях и социально- экономических условиях, желая знать перспективы служебного.
Управление персоналом. Управление персоналом это область знаний и практической деятельности, направленная на своевременное обеспечение организации персоналом.
Политическая власть. ВЛАСТЬ Центральное понятие политической науки.
Руководство, власть, лидерство.. Понятие руководства Руководство – это функция менеджмента, заключающаяся в воздействии на отдельных лиц и на их группы,
Организация взаимодействия в управлении и полномочия План 1. Делегирование полномочий 2. Групповая динамика в менеджменте 3. Управление неформальной организацией.
МЕНЕДЖМЕНТ «Требования к личности менеджера». Менеджер лицо, занимающее постоянную должность и отвечающее за конкретный хозяйственный объект или конкретный.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, САМООЦЕНКА И САМОКОНТРОЛЬ. КАК ИХ РАЗВИВАТЬ»
Управление как сложный процесс включает в себя планирование, организацию, мотивацию, контроль деятельности социальных объектов. Управленческие конфликты.
Методы воздействия в управлении организацией. Понятие системы методов руководства производственным подразделением. Экономические методы воздействия. Социально-психологические.
Программа индивидуального консультирования «Развитие карьеры: стратегии, достижения»
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Лидерство в системе менеджмента. 1.Лидерство и его роль в системе менеджмента можно выделить следующие основные подходы к его трактовке: это руководящая.
Транксрипт:

ВЛАСТЬ И ВЛИЯНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ Управленческая деятельность – это реальная власть одних людей над другими Шепель В.М

Вопросы для рассмотрения: 1. Понятие власти. Субъект и объект власти. 2. Основания власти. 3. Дифференциация легитимной власти 4. Тактические приемы власти. 5. Источники власти функциональных направлений и подразделений. 6. Политические/тактические примы для повышения личной значимости. 7. Кризисы власти в бизнес-организации.

1. Понятие власти. Субъект и объект власти Власть - «способность влиять на поведение людей, побуждая их делать то, что они не стали бы делать добровольно». (ФЭС) Организационная власть – это процесс использования различных организационных средств (материальных, структурных, функциональных, информационных, психологических и др.) для влияния на поведение сотрудников в направлении достижения целей организации.

Объект власти – индивид, на которого оказывается влияние, и от которого добиваются поставленных целей, несмотря на сопротивление с его стороны. Субъект власти – лицо, оказывающее влияние на объект власти.

Кто из субъектов взаимодействия является субъектом власти, а кто объектом власти? Бандит, желающий нажиться за счет грабежа, угрожает прохожему оружием. Престарелый донжуан выполняет все прихоти своей любовницы. Молодой писатель с замиранием сердца заходит к редактору. «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог..» Маленький деспот добивается своего от родителей

Что делает человека субъектом власти? Чем характеризуется взаимодействие субъекта и объекта власти, определяющее, что один из них именно субъект, а другой объект власти?

Всякая власть основана на том, что субъект власти обладает чем-либо, в чем нуждается, к чему стремится, что любит или что желает объект власти.

2. Основания власти Основания власти - источники властвования, средства, которые используются для воздействия на объект с целью достижения поставленных задач.

Дж. Френч и Б. Равен предложили следующие основания власти: вознаграждение (власть поощрения); принуждение (власть силы, насилия); легитимность (должностная власть, закрепленная законами, нормами); экспертные знания (экспертная власть); харизма (от греч. charisma –благодать, божественный дар), исключительная одаренность, наделенность кого-либо особыми качествами) (референтная власть); информация (информационная власть).

3.Дифференциация легитимной власти 1) Формальная легитимная власть – основана на структурных взаимосвязях субъектов и объектов власти. Проявляется в использовании таких выражений, как «ты должен», «ты обязан», «тебе следует».

2) Легитимная власть взаимности – подчеркивает взаимные обязательства между субъектом и объектом власти: «Я сделал это для тебя. Поэтому ты должен сделать определенные вещи для меня».

3) Легитимная власть справедливости. Основана на неформальном праве субъекта власти ожидать повиновения от объекта власти: «Я работал напряженно, испытывал лишения, у меня есть право требовать, чтобы ты сделал это».

4) Легитимная власть ответственности и зависимости основана на моральных обязательствах, в соответствии с которыми, каждый из нас обязан помогать людям, зависящим от нас или не способным позаботиться о себе самостоятельно.

4. Тактические приемы власти 1) Запугивание – демонстрация объекту влияния не только наличия средств и возможности насилия, но и готовность использовать их. Угроза увольнением не будет действовать, если работник знает, что в силу каких-то причин его не уволят. («Вы должны сделать эту работу к завтрашнему дню, иначе будете уволены. Желающих занять Ваше место предостаточно»).

2) Лесть – заигрывание с объектом влияние, использование похвалы и комплиментов («Вы единственный, кто может помочь мне сделать эту работу»). 3) Подчеркивание общности – опора на установление сходства: «Мы одна команда, пытаемся добиться общей цели», «Мы с тобой одной крови…»

4) Самореклама – использование демонстрации своего превосходства в знаниях и опыте («Я лучше знаю кому, что и как делать»).

5) Подчеркивание своих должностных полномочий. «Кто в доме хозяин». «Кто здесь руководитель – вы или я». «Когда будете на моем месте, тогда и будете приказывать, а пока я решаю…»

6) Завоевывание благосклонности в расчете на взаимность: Субъект власти вначале оказывает какую-либо услугу объекту влияния или напоминает о тех услугах, которые уже были оказаны прежде.

7) Порождение чувства вины. Субъект власти может убедить объект власти в том, что последний был причиной его серьезных неприятностей и будет справедливым, если объект власти компенсирует причиненный ущерб своим повиновением.

8) Демонстрация эффективного контроля. Субъект власти должен обладать возможностью постоянного присутствия и наблюдения за изменением объекта власти. Особенно это необходимо при применении власти насилия

5. Источники власти функциональных направлений и подразделений 1) способность действовать при возникновении непредвиденных обстоятельств (МЧС, служба маркетинга)

2) незаменимость (инженеры- ремонтники)

3) Центральное положение. (Подразделение, занимающее центральное положение в организации и взаимодействующее с многими другими подразделениями, может обладать большим влиянием, чем другие подразделения).

4)Способность контролировать и генерировать ресурсы. (Не менее важна способность генерировать ресурсы. Подразделения, товары и услуги которых обеспечивают организации наибольшую прибыль, становятся наиболее важными).

6. Политические/тактические примы для повышения личной значимости 1) Обладание источниками влияния на функциональные подразделения. Для того необходимо: 1-х, попытаться стать в организации незаменимым. Например, получить особые умения и навыки (работать с компьютером, …, устанавливать хорошие отношения с важными клиентами, иметь нужные связи); 2-х, специализироваться в области, которая особо значима для организации; 3-х, выполнять обязанности, результатом которых становятся многочисленные контакты с самыми разными подразделениями и руководителями, формируя в организации личные сети контактов, которые они могут использовать для достижения собственных целей.

2) Учет лиц, обладающих полномочиями. Знать, кто есть кто в организации; на кого нужно попытаться повлиять или произвести впечатление; получить поддержку от влиятельного менеджера и стать незаменимым помощником.

3) Контроль над повесткой дня. Участие в различных комиссиях и комитетах. Влиятельные менеджеры могут не допускать обсуждения вопроса, который они не поддерживают, просто не включая его в повестку дня.

4) Создание коалиций и союзов (группировок) Формировать коалиции с другими менеджерами для получения влияния, необходимого, чтобы направлять процесс принятия решений в нужную для себя сторону.

7. Кризисы власти в бизнес- организации. Бывают ситуации, когда руководитель вдруг охладевает к работе, впадая в состояние депрессии. Изучение карьер более 300 руководителей высшего и среднего управления показало, что кризисы власти чаще всего возникают в период долгого пребывания на одной и той же должности, когда теряется интерес к работе.

Синдромы кризиса власти (Д.В. Хант) 1) Перегорание руководителя – возникает у руководителей обслуживающих подразделений в результате переутомления и чрезмерных агрессивных нагрузок. Выражается в нервозности, частых эмоциональных срывах, носящих злобно-агрессивный характер, в циничном отношении к окружающим: подчиненным, партнерам, заказчикам, поставщикам.

2) Профессиональное самоубийство – неожиданно появляется у способных энергичных руководителей. Успешно начав карьеру, они внезапно «заваливают» несколько важных заданий, чувствуя необъяснимое безразличие к своей дальнейшей судьбе в фирме, жалуются на вялость, частые недомогания.

3) Приобретенная беспомощность – руководитель постоянно ссылается на объективные трудности в работе, постоянно возникающие проблемы. Он продолжает ссылаться на эти трудности даже в ситуациях, которые объективно «работают» на их преодоление.

4) Карьерный кризис – выражается в появлении у руководителя сомнения в правильности избранного пути, переживании чувства разочарования, неудачи в своем развитии. Ему кажется, что он проиграл более активным и удачливым сверстникам, сумевшим выше продвинуться по служебной лестнице.

Причины кризиса власти 1. Длительная психотравмирующая ситуация, обусловленная характером деятельности руководителя (ответственность, двойственное положение). Но сама по себе ситуация не играет решающей роли, так как есть руководители, которые успешно с ней справляются.

2) Индивидуальные особенности личности руководителя: тип реагирования на стрессовую ситуацию; неадекватная самооценка (неустойчивая завышенная); акцентуации характера.

3. Отсутствие признания, поддержки, интереса к проблемам со стороны значимых людей. 4. Проблемы на работе, в семье.